Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:24, курсовая работа
Алгебра как искусство решать уравнения зародились очень давно в связи с потребностью практики, в результате поиска общих приёмов решения однотипных задач. Самые ранние дошедшие до нас рукописи свидетельствуют о том, что в Древнем Вавилоне и Древнем Египте были известны приёмы решения линейных уравнений.
В школе решению рациональных цравнений отводится много времени, всвязи с тем, что рациональных уравнений много,и каждый типо уравнений решается по своему.
Введение 3
Основные теоретические понятия 4
Теоремы о равносильности 6
Рациональные уравнения 8
3.1 Линейные уравнения 8
Системы линейных уравнений 9
Квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним….11
Возвратные уравнения……………………………………….20
Формулы Виета для многочленов высших степеней……...21
Системы уравнений второй степени………………………..23
Метод введения новых неизвестных при решении уравнений
и систем уравнений…………………………………………..26
Однородные уравнения……………………………………...29
Решение симметрических систем уравнений……………...32
3.10 Уравнения содержащие знак модуля……………………..34
Основыные способы решения рациональных уравнений...38
Заключение…………………………………………………….40
Список литературы……………………………………………41
Пусть теперь x ³ - 2. Тогда |x + 2| = x + 2, и мы получаем уравнение |2x - 3 - (x + 2)| =8x + 12, т.е. |x - 5| = 8x + 12. Здесь надо рассмотреть два случая: x < 5 и x ³ 5. В первом случае ½x - 5| = -(х - 5), и потому получаем уравнение -(x - 5) = 8x + 12. Его корень равен -7 / 9. Поскольку -2 £ (-7 / 9) £ 5, то -7 / 9 является корнем заданного уравнения. Если же x ³ 5, то |x - 5| = x - 5 и уравнение принимает вид x - 5 = 8x + 12. Корнем полученного уравнения является число -17 / 7. Поскольку оно не лежит на луче [5; +¥), оно не является корнем заданного уравнения. Итак, решение имеет вид x = - 7 / 9.
Ответ: x = -7 / 9.
Пример.
|1 – 2x| + |3x + 2| + |x| = 5.
Решение. Приравниваем к нулю выражения, стоящие под знаком модуля, отмечаем на числовой оси полученные значения, исследуем уравнения в каждом из полученных интервалов:
А) если x < – 2 / 3, то 1 – 2x > 0, 3x + 2 < 0, x < 0 и уравнение переписывается так:
1 – 2x – 3x – 2 – x = 5, т.е. – 6x = 6, x = – 1 Î(–¥; – 2 / 3).
Б) если – 2 / 3 £ x < 0, то 1 – 2x > 0, 3x + 2 ³ 0, x < 0 и поэтому имеем:
1 – 2x + 3x + 2 – x = 5, и т.к. 3 ¹ 5, то в промежутке [– 2 / 3; 0) корней нет.
В) если 0 £ x < 0,5, то получаем: 1 – 2x + 3x + 2 + x = 5, т.е. 2x = 2; x = 1 Ï[0; 0,5).
Г) если 0,5 £ x, то – 1 +2x + 3x + 2 + x = 5, 6x = 4, x = 2 / 3 Î(0,5; ¥).
Ответ: x1 = – 1; x2 = 2 / 3.
Пример .
| x | + | x – 1 | = 1.
Решение. (x – 1) = 0, x = 1; Þ получаем интервалы:
A) x Î(-¥; 0), тогда – x – x +1 = 1; – 2x = 0; x = 0 Ï(-¥; 0).
Б) x Î[0; 1), тогда x – x +1 = 1; 1 = 1 Þ x — любое число из [0; 1).
В) x Î[1; ¥), тогда x + x – 1 = 1; 2x = 2; x = 1 Î[1; ¥).
Ответ: x Î[0; 1].
4. Основные методы решения рациональных уравнений.
1)
Простейшие: решаются путём обычных
упрощений — приведение к
Также используется теорема Виета: x1 + x2 = – b / a; x1x2 = c / a.
2)
Группировка: путём
3)
Подстановка: ищем в уравнении
некоторое повторяющееся
(x2 + x – 5) / x + 3x / (x2 + x – 5) + 4 = 0,
легко решается с помощью подстановки (x2 + x – 5) / x = t, получаем t + (3 / t) + 4 = 0.
Или: 21 / (x2 – 4x + 10) – x2 + 4x = 6. Здесь можно сделать подстановку x2 – 4 = t. Тогда 21 / (t + 10) - t = 6 и т.д.
В
более сложных случаях
(x2 + 2x)2 – (x +1)2 = 55.
Переписав его иначе, а именно (x2 + 2x)2 – (x2 + 2x + 1) = 55, сразу увидим подстановку x2 + 2x=t.
Имеем t2 – t – 56 = 0, t1 = – 7, t2 = 8. Осталось решить x2 + 2x = – 7 и x2 + 2x = 8.
В ряде других случаев удобную подстановку желательно знать “заранее”. Например
x = t – (a + b) / 2.
4) Подбор: при решении уравнений высших степеней рациональные корни уравнения anxn + an – 1xn – 1 + … + a1x + a0 = 0 ищем в виде p / q, где p— делитель a0, q — делитель an, p и q взаимно просты, pÎZ, qÎN.
5)
“Искусство”, т.е. решать
6)
Уравнения с модулем: при
решении уравнений с модулем
используется определение
| f (x) | = f (x), если f (x) ³ 0,
| f (x) | = – f (x), если f (x) < 0.
Заключение
Решению рациональных уравнений в школьном курсе математики уделяется большое внимание. Начиная с третьего класса и заканчивая в одинадцатом, дети в школе сталкиваются с решением рациональных уравнений или с решением задач, основывающимся на них.
Для решения применяются различные способы, которые позволяют находить корни уравнения как стандартными способами так и другими.В данной работе я показала как можно решать уравнения разных типов . Следовательно рассотрение данной темы очень актуально.Я старалась как можно доступнее охватить проблемы этой темы. Конечно, всё нельзя учесть в курсовой работе, но я постараюсь как можно понятнее изложить основные моменты. Работу можно использовать как пособие для обучения решению уравнений.
Список использованной литературы:
Информация о работе Исследование элементарных способов решения рациональных уравнений