Исследование элементарных способов решения рациональных уравнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Алгебра как искусство решать уравнения зародились очень давно в связи с потребностью практики, в результате поиска общих приёмов решения однотипных задач. Самые ранние дошедшие до нас рукописи свидетельствуют о том, что в Древнем Вавилоне и Древнем Египте были известны приёмы решения линейных уравнений.
В школе решению рациональных цравнений отводится много времени, всвязи с тем, что рациональных уравнений много,и каждый типо уравнений решается по своему.

Оглавление

Введение 3
Основные теоретические понятия 4
Теоремы о равносильности 6
Рациональные уравнения 8
3.1 Линейные уравнения 8
Системы линейных уравнений 9
Квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним….11
Возвратные уравнения……………………………………….20
Формулы Виета для многочленов высших степеней……...21
Системы уравнений второй степени………………………..23
Метод введения новых неизвестных при решении уравнений
и систем уравнений…………………………………………..26
Однородные уравнения……………………………………...29
Решение симметрических систем уравнений……………...32
3.10 Уравнения содержащие знак модуля……………………..34
Основыные способы решения рациональных уравнений...38
Заключение…………………………………………………….40
Список литературы……………………………………………41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 102.85 Кб (Скачать)

= (x +2)(2x2 + 2x – 2) = 0.

x1 = – 0,5; x3,4 = (– 1 ± Ö5) / 2.

3.4. Возвратные уравнения.

Уравнение вида

anxn + an – 1 xn – 1 + … +a1x + a0 = 0

называется  возвратным, если его коэффициенты, стоящие на симметричных позициях, равны,  то есть если

an – 1 = ak, при k = 0, 1, …, n.

Рассмотрим  возвратное уравнение четвёртой  степени вида

ax4 + bx3 + cx2 + bx + a = 0,

где a, b и c — некоторые числа, причём a ¹ 0. Его удобно решать с помощью следующего алгоритма:

  • разделить левую и правую части уравнения на x2. При этом не происходит потери решения, так как x = 0 не является корнем исходного уравнения при a ¹ 0;
  • группировкой привести полученное уравнение к виду

a(x2 + 1 / x2) + b(x + 1 / x) + c = 0;

  • ввести новую переменную t = x + 1 / x, тогда выполнено

                        t2 = x2 + 2 + 1 / x2, то есть x2 + 1 / x2 = t2 – 2;

в новых  переменных рассматриваемое уравнение является квадратным

at2 + bt + c – 2a = 0;

  • решить его относительно t, возвратиться к исходной переменной.

Для возвратных уравнений более высоких степеней верны следующие утверждения.

Возвратное  уравнение чётной степени сводится к уравнению вдвое меньшей  степени подстановкой

x + 1 / x = t.

Возвратное  уравнение нечётной степени обязательно  имеет корень x= -1 и после деления многочлена, стоящего в левой части этого уравнения, на двучлен x + 1, приводится к возвратному уравнению чётной степени.

Пример 4.21. Рассмотрим, например, возвратное уравнение  пятой степени

ax5 + bx4 + cx3 + cx2 + bx  + a = 0

Легко видеть, что x = – 1 является корнем этого уравнения, а потому  по теореме Безу многочлен в левой части уравнения делится на x + 1. В результате такого деления получится возвратное уравнение четвёртой степени.

Довольно  часто в процессе решения задач  вступительных экзаменов возникают  рациональные уравнения степени  выше второй, которые не удаётся  решить с помощью очевидной замены переменной. В этом случае попытайтесь  отгадать какой-нибудь корень уравнения. Если попытка окажется успешной, то Вы  воспользуетесь следствием 1 теоремы  Безу и понизите на единицу степень  исходного уравнения. “Кандидатов” в корни многочлена с целочисленными коэффициентами следует искать среди  делителей свободного члена этого  многочлена. Если же попытка угадать  корни не удалась, то, возможно, Вы избрали  “не тот” метод решения, и существует иной метод, реализация которого не требует  решения уравнения третьей или  большей степени.

3.5. Формулы Виета для многочленов высших степеней.

Пусть  многочлен  P (x) = a0xn + a1xn – 1 + … + an

имеет  n  различных корней  X1, X2, …, Xn. В этом случае он имеет разложение на множители вида

a0xn + a1xn – 1 + … + an = a0(x – x1)(x – x2)…(x – xn).

Разделим  обе части этого равенства  на a0 ¹ 0 и раскроем скобки. Получим равенство

Xn + (a1 / a0)xn – 1 + … + (an / a0) = 

= xn – (x1 + x2 + … +xn)xn – 1 + (x1x2 +x1x3 +  … +xn-1xn)xn – 2 +

+ … + (-1)nx1x2…xn.

Но два  многочлена тождественно равны в том и  только в том случае, когда коэффициенты при одинаковых степенях равны. Отсюда следует, что выполняются равенства

x1 + x2 + … + xn = -a1 / a0,

x1x2 + x1x3 + … + xn – 1xn = a2 / a0,

…………………….

x1x2× … ×xn = (-1)nan / a0.

Пример.Напишем кубическое уравнение, корни которого являются квадратами корней уравнения x3 – 3x2 + 7x + 5 = 0.

Решение. Обозначим корни заданного уравнения  через x1, x2 и x3. Тогда по формулам Виета имеем

s1 = x1 + x2 +x3 = 3,

s2 = x1x2 + x1x3 + x2x3 = 7,

s3 = x1x2x3 = – 5.

Корни искомого уравнения обозначим буквами  y1, y2, y3, а его коэффициенты — буквами b1, b2, b3, положив коэффициент при y3 равным 1. По условию должны выполняться равенства y1 = x12, y2 = x22, y3 = x32 и поэтому

b1 = – (y1 + y2 + y3) = – (x12 + x22 + x32),

b2 = y1y2 + y1y3 + y2y3 = x12x22 + x12x32 + x22x32,

b3 = – y1y2y3 = – x12x22x32 .

Но имеем

x12 + x22 + x32 = (x1 + x2 +x3)2 – 2(x1x2 + x1x3 + x2x3) = s12 - 2s2 = 32 – 2×7 = – 5,

x12x22 + x12x32 + x22x32 = (x1x2 + x1x3 + x2x3)2 – 2x1x2x3(x1 + x2 +x3)= s22 – 2s1s3 = = 72 – 2×3×(– 5)= 79,

x12x22x32 = (x1x2x3)2 = s32 = 25.

Значит, b1 = 5, b2 = 79, b3 = – 25, и потому искомое уравнение имеет вид

y3 + 5y2 + 79y – 25 = 0.

Ответ: y3 + 5y2 + 79y – 25 = 0.

3.6. Системы уравнений второй степени.

В простейших случаях при решении  систем уравнений второй степени  удаётся выразить одно неизвестное  через другое и подставить это  выражение  во второе уравнение.

При решении систем уравнений второй степени часто используется также  способ замены переменных.

Пример. Среди решений (x; y) системы найти то, для которого сумма (x + y) максимальна. Вычислить значение этой суммы.


2x + y = 7,

xy = 6.

Решение. Из первого уравнения получаем y = 7 – 2x. Подставляя значение y во второе уравнение, получаем систему уравнений

y = 7 – 2x,


7x – 2x2 = 6.

Квадратное  уравнение  – 2x2 + 7x – 6 = 0 имеет корни X1 = 2; X2 = 3 / 2. Из первого уравнения получаем Y1 = 3; Y2 = 4.

Решения имеют  вид (2; 3) и (1,5; 4). Наибольшая сумма  x + y = 1,5 + 4 = 5,5.

Ответ: 5,5.

Пример. Решить систему уравнений 

x + y + 2xy = 7,


xy + 2(x + y) = 8.

Решение. Обозначим a = x + y; b = xy.

Получаем  систему уравнений 


a + 2b = 7,

b + 2a = 8

или

a = 7 – 2b,


b + 14 – 4b = 8.

Отсюда   


a = 3,

b = 2.

Возвращаясь к переменным x и y, получаем

x + y = 3,


xy = 2.

Решив эту систему:

x = 3 – y,


(3 – y)y = 2;

y2 – 3y + 2 = 0, Y1 = 1; X1 = 2; Y2 = 2; X2 = 1.

Ответ: (2; 1) ,  (1; 2).

Пример. Решить систему уравнений

y2 – xy = 12,


x2 – xy = – 3.

Решение. Разложим левые части уравнений  на  множители:

y(y – x) = 12,


x(x – y) = – 3.

Выразив из второго уравнения (x ¹ 0)  x – y = – 3 / x, т.е.  y – x = 3 / x, и подставив его в первое уравнение, получим

y / x = 4,


x(x – y) = – 3,  откуда

y = 4x,


x(x – y) = – 3.

Подставив значение y во второе уравнение последней системы, имеем  

- 3x2 =  – 3,  X1 = 1; X2 = – 1, тогда Y1 = 4; Y2 = – 4.

Ответ: (1; 4), (– 1; – 4). 

Пример. Решим задачу.

Задача. Найдём длины сторон прямоугольника, если его периметр равен 16 м, а площадь  равна  15 м2.

Решение. Обозначим длины сторон прямоугольника буквами х и у. По условию задачи должны выполнятся равенства 2х + 2у = 16, т.е. х + у = 8  и ху = 15

Таким образом, задача свелась к решению  системы уравнений

х + у = 8,

ху = 15,

т.е. к отысканию значений х и у, подстановка которых в оба  уравнения системы обращает их в  верные числовые равенства.

Из  первого уравнения находим, что    у = 8 – у. Подставляя это значение во второе уравнение, получаем   х(8 - у) = 15, т.е. 8х - х2 = 15 или

х2 - 8х + 15 = 0.

Решим это уравнение: D = (-8)2 - 4×1×15 = 64 - 60 = 4,

Х1,2 = (8 ± Ö4) / 2 = (8 ± 2) / 2.

Значит, х1 = 5, х2 = 3. Поскольку у = 8 - х, то получаем у1 = 3, а у2 = 5. В обоих случаях получаем  один и тот же прямоугольник, длины сторон которого равны 3 м и 5 м.

Замечание: уравнение   х2 - 8х + 15 = 0  можно вывести быстрее, используя теорему, обратную теореме Виета: так как сумма чисел х и у равна 8, а их произведение равно 15, то эти числа являются корнями уравнения z2 - 8z + 15 = 0.

Рассмотрим  системы, состоящие из двух уравнений  с двумя неизвестными. Если в одно из них какое-нибудь неизвестное входит лишь в первой степени, то из этого уравнения можно выразить это неизвестное через другое и подставить полученное выражение во второе уравнение системы. Получится уравнение с одним неизвестным. Решая его, находим значения этого неизвестного, а потом по ним находим значения оставшегося неизвестного.

Пример. Решим систему уравнений 

2х + у = 11,


х2 + у2 = 53.

Решение. Из первого уравнения находим, что  у = 11 - 2х. Подставляя это значение во второе уравнение, получаем:  х2 + (11 - 2х)2 = 53.

Раскроем  скобки и приведём подобные члены:

х2 + 121 - 44х + 4х2 = 53

и потому  5х2 - 44х + 68 = 0. Значит, для нахождения  х надо решить уравнение

5х2 - 44х + 68 = 0.

Решая его, находим  D = (-44)2 - 4×5×68 = 1936 - 1360 = 576,

Х1,2 = (44 ± 24) / 10.

Итак  х1 = 6,8;  х2 = 2,  Þ у1 = 11 - 2×6,8 = -2,6; у2 = 11 - 2×2 = 7.

Ответ: х1 = 6,8; у1 = -2,6;  х2 = 2;  у2 = 7.

3.7. Метод введения новых неизвестных при решении уравнений и систем уравнений.

При решении биквадратных и возвратных уравнений мы вводили новые неизвестные  (у = х2 для биквадратных уравнений и у = х + 1 / х для возвратных уравнений). Введение новых неизвестных применяется также при решении уравнений иного вида и систем уравнений.

Пример 7.28. Решим уравнение    12 / (х2 + 2х) - 3 / (х2 + 2х - 2) = 1.

Решение. Если попробовать привести дробь  в левой части уравнения к  одному знаменателю, то получим уравнение  четвёртой степени, которое мы умеем  решать. Чтобы решить заданное уравнение, заметим, что в обе дроби входит одно и то же выражение х2 + 2х. Поэтому введём новое неизвестное у, положив, что у = х2 + 2х. Тогда уравнение примет вид      

12 / у - 3 / (у - 2) = 1  или (у2 - 11у + 24) / (у(у - 2)) = 0,

откуда  y1 = 3;  y2 = 8. Осталось решить уравнения   х2 + 2х = 3  (его корни х1 = 1,  х2 = -3)  и     х2 + 2х = 8 (его корни х3 = 2,  х4 = -4).

Применённый метод называется методом введения новых неизвестных, и его полезно  применять, когда неизвестное входит в уравнение всюду в виде одной  и той же комбинации (особенно если эта комбинация содержит степени  неизвестного выше первой).

Пример. Решим систему уравнений


2 / х + 3 / у = 8,

5 / х - 2 / у = 1.

Решение. Обозначим  1 / х  через U, а 1 / у через V. Тогда система примет вид

2U + 3V = 8,


5U - 2V = 1,

т.е. получится система двух линейных уравнений с двумя неизвестными U и V. Из первого уравнения выражаем U через V: U = 4 - 3V / 2, и подставляя во второе:       5(4 - 3V / 2) -2V = 1, откуда V = 2. Теперь находим U = 1 и решаем уравнения 1 / x = 1,              1 / y = 2.

Ответ: x = 1, y = 0,5.

Пример.

(x – 4)(x – 5)(x – 6)(x – 7) = 1680.

Решение.  (x – 4)(x – 7)×(x – 5)(x – 6) = 1680, т.е.

(x2 – 11x + 28)(x2 – 11x + 30) = 1680.

Обозначим  x2 – 11x + 28 = t, тогда t(t + 2) = 1680, t2 + 2t – 1680 = 0, t1 = – 42; t2 = 40. Поэтому

x2 – 11x + 28 = – 42;  x2 – 11x + 70 = 0;   D = 121 – 280 < 0  Þ x1,2 Î Æ.

x2 – 11x + 28 = 40;  x2 – 11x – 12 = 0; x1 = 12; x2 = – 1.

Ответ:  x1 = 12; x2 = – 1.

Пример.

2x4 + 3x3 – 16x2 + 3x + 2 = 0.

Решение. Это  возвратное уравнение. Разделим обе части уравнения на x2 ¹ 0, получим

2x2 + 3x – 16 +3 / x + 2 / x2 = 0, т.е.

2(x2 + 1 / x2) + 3(x + 1 / x) – 16 = 0,

обозначим x + 1 / x = t, тогда x2 + 2 + 1 / x2 = t2, т.е. x2 + 1 / x2 = t2 – 2, получаем   2(t2 – 2) + 3t – 16=0, т.е.  2t2 + 3t – 20 = 0, t1 = – 4; t2 = 5 / 2 = 2,5. Следовательно, имеем

x + 1 / x = – 4; x2 + 4x + 1 = 0; x1,2 = –2 ± Ö3,

x + 1 / x = 2,5; 2x2 – 5x + 2 = 0; x3 = 2; x4 = 1 / 2.

Ответ: x1,2 = –2 ± Ö3; x3 = 2; x4 = 1 / 2.

Информация о работе Исследование элементарных способов решения рациональных уравнений