Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:55, реферат
В эффективно функционирующих предприятиях все чаще используются так называемые концепции маркетинга, философия маркетинга, система маркетинга, маркетинговое мышление. Тем самым реализуются принципиальные основы маркетинга.
В переводе с английского слово "market" означает рынок. Термин «таrketing» можно перевести как «деятельность в сфере рынка».
3. Концепции маркетинга
Концепция маркетинга – это ориентированная на потребителя, интегрированная целевая философия фирмы, организации или человека.
В ХХв. маркетинг прошел несколько этапов в своем развитии. Первоначально (до 50-х гг.) концепция маркетинга строилась с упором на продукцию – продуктовая концепция. Это означало, что все внимание концентрировалось только на производстве товаров высокого качества, которые продавались по сравнительно умеренным ценам. Потребители в этом случае самостоятельно осуществляли свой выбор среди многочисленных товаров – аналогов.
Производственная концепция, пришедшая на смену продуктовой, ставила во главу угла доступность товара (продукта) для широкого круга потребителей. Она базировалась на двух факторах:
· Эффективность производства товаров;
· Эффективность распределительной системы.
В 50 – 70-х гг. возникла концепция активного продвижения товара на рынок. Для того чтобы потребители покупали товары в достаточном объеме, необходимо было принимать дополнительные меры (иначе говоря, «навязывать покупку»), в число которых входили реклама персональные скидки с цены искусственное стимулирование морального старения ранее проданных товаров, и т. п. Данная концепция уже не была достаточно четко ориентирована на удовлетворение действительных потребностей покупателей, это стало второстепенным моментом.
Переход к новой концепции маркетинга не был случайным, ибо она в полной мере способствовала решению следующих задач, стоящих перед фирмами:
Ø Разработка товара, отвечающего рыночным запросам;
Ø Производство товара с учетом новейших достижений науки и техники;
Ø Оптимальная система товародвижения;
Ø Комплекс услуг при продажи товара и послепродажное обслуживание.
Переориентация фирм на новую
маркетинговую концепцию
¨ Увеличением степени риска (коммерческого, рыночного) при разработке новой модели товара, его производстве и потреблении, т. е. на всех стадиях создания и движения товара;
¨ Расширением ассортимента товаров, ввиду чего потребовался учет запросов различных категорий потребителей, а также таких факторов, как климатические зоны, этнические традиции и привычки и т. п.;
¨ Выходом на рынок одновременно множества фирм - производителей однородных товаров, что породило обострение конкурентной борьбы;
¨ Увеличением темпов социально – экономического и научно – технического прогресса;
¨ Возникновением на рынках непредвиденных ситуаций, способных привести фирму к краху.
В этих условиях понадобилась система, объединяющая подходы к исследованиям, разработке и реализации товаров. Такой системой в 70 – 80-х гг. стал маркетинг, ориентирующий фирму на успех во внешнем мире, где необходимо считаться с тремя главными факторами: потребителями, конкурентами и внешней средой (правовой, фискальной и налоговой системами)[5].
Итак, следующий этап развития
маркетинговой деятельности характеризуется
принятием концепции
На этом этапе значение
маркетинга трудно переоценить, поскольку
усилилась тенденция быстрого обновления
ассортимента производимой продукции.
Главной проблемой рынка стало
наличие огромного количества товаров
– заменителей. Для того чтобы
получить определенные преимущества перед
конкурентами, фирме необходимо каждый
раз доказывать покупателю свое стремление
к постоянной заботе об его интересах
(или создавать видимость
Только имидж компании,
шагающей в ногу со временем и использующей
последние достижения науки и
техники, позволяет получать высокие
прибыли. В результате предприниматели
стремятся выпустить на рынок
как можно больше товаров, которые,
как правило, отличаются друг от друга
лишь незначительными
Появление на рынке новой продукции создает для ряда компаний, уже захвативших лидерство в данной области, определенное неудобство и вызывает потребность защититься от конкурентов. Разработка и внедрение нового, коммерчески выгодного товара – дело довольно – таки хлопотное, долгое и очень капиталоёмкое, так что даже крупнейшие корпорации не могут производить и предлагать потребителям абсолютно новую продукцию слишком часто. Здесь – то и может пригодиться маркетинг, который будет подчеркивать не проходящие ценности традиционных товаров.
Другими важными обстоятельствами,
повышающими роль маркетинга в хозяйственной
жизни фирм, стали изменяющийся характер
рынка, а также перенасыщение
его высококачественными и
По словам одного из старших консультантов японской корпорации «Шарп», сегодня потребители, кроме всего прочего, хотят покупать товары, позволяющие им выразить свою индивидуальность. Данная производственная концепция, естественно, предполагает активный поиск потребителя и выявление его запросов, которые впоследствии могли бы быть удовлетворены в результате использования новейших достижений в технике (гибкие производственные системы, мощная вычислительная техника и т. п.).
Маркетинг потребовался фирмам – производителям товаров и в качестве своеобразной философии бизнеса, основанной на строгих социально – этических нормах:
Ø честность и уважение мнений и требований потребителей;
Ø порядочность фирмы по отношению к потребителю в случае возникновения претензий;
Ø последовательность в действиях;
Ø высокий профессионализм в своем деле.
Глава 2. Развитие маркетинга
1. Функции маркетинга
Функции маркетинга представляют
собой совокупность видов деятельности,
связанной с изучением рынка,
развитием ассортимента, формированием
каналов товародвижения на рынок, проведением
рекламы и стимулированием
1. Аналитические – изучение рынка, потребителей, товарной структуры, конкурентов.
2. Производственные – организации производства и материально – технического снабжения, внедрение новых технологий, обеспечение высокого качества и конкурентоспособности производимых товаров.
3. Распределительно – сбытовые – организация каналов сбыта, системы транспортировки и хранения, проведение товарной и ценовой политики, реклама.
4. Управленческие – планирование на тактическом и стратегическом уровнях, информационное обеспечение маркетинга, контроль.
Аналитические функции. Вся экономическая система общества функционирует на основе понимания того, что хочет рынок и как он реагирует на появление того или иного продукта. Таким образом, изучение рынка – это первое, чем должен заниматься специалист по маркетингу. Изучение рынка проводится по таким критериям, как его географическое положение, ёмкость, спецификация, количество конкурентов, состояние спроса – предложения на продукт, который предприятие намерено производить (или даже производит) и предложить к продаже.
На любом рынке имеется множество потребителей, которые могут заинтересоваться продукцией предприятия. И здесь главное – определить среди них свою группу, т. е. провести сегментацию рынка. Каждое предприятие имеет свои методы маркетингового исследования в этой области, но общим является изучение: во-первых, структуры потребителей – по количеству, если это отдельные покупатели, и величине, если это фирмы, по возрасту и полу, образовательному цензу, социальному положению, а во-вторых, запросов потребителей – объем закупок, реакции на появление новых товаров и на изменение цен.
Затем необходимо изучить товарную структуру рынка, чтобы определить существующий ассортимент и выявить, есть ли продукт, подобный тому, который предприятие намерено предложить, а также каковы действующие на рынке стандарты, нормы, требования к качеству товаров.
Одновременно изучаются компании – конкуренты, товарное предложение и спрос на их продукцию, система сбыта, прогноз на будущие в плане конкуренции продукции.
В результате реализации функции маркетинга этой группы определяется ниша предприятия на конкретном рынке.
Производственные функции
нацелены на такую организацию
Известно, что тщательно
налаженная система материально
– технического снабжения оказывает
существенное влияние на сроки производственного
процесса, сокращает накладные расходы,
что снижает себестоимость
Есть две задачи описываемой
маркетинговой функции, тесно связанные
между собой: внедрение научно –
технических достижений и повышение
конкурентоспособности
В результате реализации всех этих функций маркетинга предприятие налаживает выпуск конкурентоспособного продукта требуемого ассортимента.
Распределительно – сбытовые функции охватывают все то, что происходит с продуктом после его производства, иначе говоря, это продвижение его на рынок. Воздействие на рынок, являющиеся одним из основополагающих принципов маркетинга, преследует цель способствовать успешной реализации товаров. Для этого требуется организовать собственный канал распределения товаров, что означает совокупность физических и юридических лиц, принимающих на себя право собственности на товары (услуги) на этапе их продвижения от производителя к потребителю. Они подразделяются на прямые и непрямые.
Прямые каналы связаны
с продвижением товаров (услуг) без
участия посредников, т.е. напрямую
– через отдел сбыта
Непрямые каналы организуются через торговлю (магазины, палатки) или посредника. В первом случае предусматривается оптовая или розничная торговля. Такой вариант продаж является оптимальным, если предприятие не занимает господствующего положения на рынке, а торговец обладает большим опытом и возможностями в области торговли, а также имеет влияние на рынке. Второй вариант предусматривает сбыт продукции через торговых представителей, посредников и маклеров.
При осуществлении сбытовых
функций маркетинга особое внимание
уделяется транспортировке, под
которой понимается физическое перемещение
продукта от места производства к
потребителю. Кроме того, необходимо
перемещать ресурсы для производства
от мест их добычи (получения) к предприятию.
Транспортировка обеспечивает полезность
продукта по местоположению, по времени
и по форме. Экономисты утверждают,
что эти три категории