Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:55, реферат
В эффективно функционирующих предприятиях все чаще используются так называемые концепции маркетинга, философия маркетинга, система маркетинга, маркетинговое мышление. Тем самым реализуются принципиальные основы маркетинга.
В переводе с английского слово "market" означает рынок. Термин «таrketing» можно перевести как «деятельность в сфере рынка».
Сущность эры производства также
хорошо передает заявление, сделанное
более 100 лет назад философом Ральфом
Уолдо Эмерсоном (Ralph Waldo Emerson): «Если
человек пишет более хорошую
книгу, выступает с более хорошей
проповедью или создаст более
совершенную мышеловку, чем его
сосед, то даже если его дом находится
в лесу, люди обязательно протопчут
тропинку к его дверям». Однако более
совершенная мышеловка еще не
является гарантией достижения успеха,
и история маркетинга свидетельствует
о множестве огромных ошибок, произошедших,
несмотря на превосходные конструкции
«мышеловок». Фактически свыше 80 % новых
продуктов оказываются
2. Эра продаж
Производственные приемы в Соединенных
Штатах и Европе становились все
более совершенными, и в период
с 1920-х до 1950-х годов объем
Хотя в это время отделы маркетинга начали выходить из тени производства, финансов и инжиниринга, они, тем не менее, обычно все равно оставались на второстепенных позициях. Это отражается даже в названии должностных позиций: многие старшие руководители маркетинговых служб в те годы назывались менеджерами по продажам. Вот как этот период описывается в истории компании Pillsbury.
Наша компания, занимающаяся помолом
муки, выпускает для потребительского
рынка самые разные продукты. Мы
должны иметь первоклассную
Однако продажи не единственный компонент маркетинга. Профессор маркетинга из университета Harvard University Теодор Левитт (Theodore Levitt) так говорит по этому поводу: «Маркетинг отличается от продаж так же, как химия от алхимии, астрономия от астрологии, шахматы от шашек».
3. Эра маркетинга
После Великой депрессии, в начале 1930-х, личные доходы и потребительский спрос на товары и услуги резко возросли, из-за чего маркетинг стал играть гораздо более важную роль. Выживание организации требовало, чтобы менеджеры уделяли самое повышенное внимание рынкам своих товаров и услуг. Эта тенденция закончилась с началом Второй мировой войны, в течение которой рационирование продуктов и нехватка потребительских товаров были самым обычным делом. Однако годы войны оказались только своего рода паузой в общей нарастающей тенденции в бизнесе: происходил все более динамичный переход от сфокусированности на продуктах и продажах к удовлетворению потребительских запросов.
Маркетинговую концепцию, кардинальное
изменение в философии
Появление сильного рынка покупателя породило необходимость в видах бизнеса, ориентированных на потребителя. Компаниям теперь требовалось выходить со своими товарами и услугами на рынок, а не просто производить и продавать их. Это понимание стало толчком для появления маркетинговой концепции. Сформирование этой концепции и ее доминирующая роль в бизнесе относятся к 1952 году, когда General Electric провозгласила новую философию менеджмента.
Концепция ставит маркетолога в
начало, а не в конец производственного
цикла и интегрирует маркетинг
с каждой фазой бизнеса. Поэтому
маркетинг через свои исследования
и анализы показывает инженерам,
проектировщикам и
Маркетинг больше не рассматривается как дополнительная деятельность, выполняемая после завершения производственного процесса. Наоборот, маркетинг начинает играть ведущую роль в планировании продукта. Теперь маркетинг и продажи перестают быть терминами-синонимами.
Полностью разработанная маркетинговая концепция представляет собой потребительскую ориентацию в масштабах всей компании, целью которой является достижение долгосрочного успеха. Она исходит из того, что все службы организации должны вносить свой вклад в определение потребительских запросов и желаний, а затем в их удовлетворение. Маркетологи не единственные специалисты, занимающиеся этим. Работники кредитного отдела и инженеры, разрабатывающие продукты, также играют важные роли. Сфокусированность на достижении долгосрочного успеха — вот что отличает рассматриваемую здесь концепцию от ориентации на получение краткосрочных максимальных прибылей. Поскольку исходным допущением маркетинговой концепции является длительное существование фирмы, широкая потребительская ориентация компании в долгосрочной перспективе приведет к более высоким прибылям, чем варианты управленческой философии, ориентированные на достижение ближайших задач.
Явная рыночная ориентация, т.е. ситуация,
когда компания берет на вооружение
маркетинговую концепцию, обычно способствует
достижению успеха на рынке и общему
улучшению показателей
4. Эра взаимоотношений
Четвертая эра в истории маркетинга
возникла в последнем десятилетии
XX века и продолжается и поныне, в
XXI столетии. Организации в наши дни
трансформируют потребительскую ориентацию,
характерную для маркетинговой
эры, и делают в этом направлении
следующий шаг, уделяя повышенное внимание
установлению и поддержанию взаимоотношений,
как с потребителями, так и
с поставщиками. Эта направленность
отражает резкий переход от традиционной
концепции маркетинга как простого
обмена между покупателем и продавцом.
Маркетинг взаимоотношений в
отличие от прошлого подхода строится
на долгосрочных и развивающихся
со временем взаимоотношениях между
покупателями и поставщиками, добавляющих
ценность обеим сторонам. Стратегические
союзы и партнерства
3. История развития маркетинга в России
Можно выделить несколько периодов в развитии Российского маркетинга.
Первый период можно обозначить
временным интервалом 1880-1917 год. В
это время шло быстрое развитие
промышленного потенциала России на
основах предпринимательства. В
практике Российского
Развитие теории и практики маркетинга в России было почти полностью прервано в 1917 году. В течение пяти лет в стране существовал дефицит практически всех товаров, была разрушена значительная часть промышленных мощностей. Это было связано с первой мировой войной, двумя революциями 1917 года, гражданской войной. Эти годы в стране существовала жесткая распределительная система "военного коммунизма".
Третий период в развитии Российского
маркетинга длился с 1922 года по 1928 год.
Он был связан с НЭПом (новой экономической
политикой), введенным В.И. Лениным.
В России снова начало развиваться
предпринимательство, которое нуждалось
в использовании маркетинга. В
практической экономической деятельности
были быстро восстановлены элементы
маркетинга. В практической экономической
деятельности были быстро восстановлены
элементы маркетинга, которые имели
место до революции 1917 года. Появилось
несколько научных организаций,
занимающихся проблемами маркетинга,
в частности Конъюнктурный
С 1929 года в развитии маркетинга в
Советской России опять наступает
длительный перерыв. В стране вводится
жесткая командно-
Новый этап в развитии Российского маркетинга начался в конце 60-х -начале 70-х годов и связан с так называемой "разрядкой международной напряженности". В этот период советская экономика нуждалась в активном развитии международных экономических связей для продаж своей продукции (прежде всего сырья и энергопотребителей) и закупки товаров народного потребления и продовольствия. Незнание внешнеторговыми работниками Советской России основ маркетинга приводило к досадным провалам во внешней торговле. Это побудило высшее руководство страны начать готовить кадры отечественных специалистов, владеющих маркетингом, проводить собственные научные исследования в этой области.
С началом реформ М.С. Горбачева в 1985-1986 годах начинается и новый этап в развитии Российского маркетинга.
Прежде всего, активизировалась деятельность в области международного маркетинга. Возникли посреднические фирмы и коммерческие общества с участием акционерного капитала советских организаций, оказывающих маркетинговые услуги при экспорте различной, стандартной продукции машиностроения (автомобили, электродвигатели, тракторы и т.п.
С началом перехода к рынку, сокращением и ликвидацией ряда государственных источников финансирования науки финансовое положение множества научных организаций стало просто критическим, что вызвало отказ от уже ранее сделанных заявок.
Трудности со сбытом заставили фирму заняться исследованием рынка, маркетингом своей продукции.
Большинство исследовательских фирм,
предоставляющих экономическую
информацию, не выходили в своей
деятельности за рамки областей, в
которых реально работали их организаторы.
Имевшиеся социологические
Для сбора необходимой информации
пришлось проводить довольно дорогостоящее
полевое исследование (анкетирование
потенциальных покупателей), в ходе
которого было также много трудностей.
Например, трудно было получить список
необходимых адресов для
В целом можно было констатировать
наличие большого дефицита маркетинговой
информации, как в области рынка,
так и рынка потребительских
товаров. Так мало было информации о
характеристиках
Несколько более отрадную картину
в конце 80-х годов представляла
собой реклама. Именно в этот период
она начала бурно развиваться
и на внутреннем рынке. Реклама проникла
на центральное и местное