Возникновение маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:55, реферат

Краткое описание

В эффективно функционирующих предприятиях все чаще используются так называемые концепции маркетинга, философия маркетинга, система маркетинга, маркетинговое мышление. Тем самым реализуются принципиальные основы маркетинга.
В переводе с английского слово "market" означает рынок. Термин «таrketing» можно перевести как «деятельность в сфере рынка».

Файлы: 1 файл

Возникновение маркетинга.docx

— 213.74 Кб (Скачать)

4. Панкрухин А.П.  Маркетинг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беря в руки ту или другую книгу по маркетингу, невольно задаешься мыслью - как  давно появилась маркетинговая  стратегия управления производством  и маркетинг как особая дисциплина? Однозначный ответ на этот вопрос пока не могут дать ни историки ни экономисты. Нам думается, что категория, именуемая маркетингом, существовала давно, но просто не называлась так. Существует множество предположений на эту тему. Например, П. Друкер считает, что маркетинг впервые появился еще в XVII в., и не на Западе, а в Японии. Однако перелистаем страницы истории:

 
■ 1792-1750 гг. до н.э. - правление вавилонского царя Хаммурапи, известного своими законами. Свод законов содержал 282 параграфа, но при их чтении иногда невольно ловишь себя на мысли о том, что с ними не мешало бы ознакомиться и авторам некоторых законодательных положений и инструкций современности. 

 

В них есть и «законы  о собственности», и разные виды аренды (кстати, от арендных платежей освобождали  при потере урожая вследствие стихийных  бедствий), и условия совершения торговых и кредитных сделок. Встречаются  указания о недопустимости взимания процента свыше 1/З основной суммы, регламентация соглашений о товариществах, главным образом торговых; вопросы наследования и возмещения убытков, не говоря уже об уголовной ответственности.

 
■ В середине IV в. правитель царства Ци основывает «Дворец наук», в котором несколько тысяч ученых создают 500 сочинений, объединенных позднее одним названием «Гуань-цзы». В нем отмечается: «Рынок - это то, по чему познают порядок и беспорядок в состоянии хозяйства». В этом труде высказывается ряд соображений о взаимодействии цен, налогов и денежной массы.

 
■ В древнеиндийском трактате середины IV в. «Артха-шастра» (наука о пользе, о практической жизни) много внимания уделено системе управления государственной казной налогами, монетным двором и т.п.;

 
■ 117-138 гг. - римский император Адриан ликвиди рует откупную систему сбора налога с провинций, использует казну на организацию игр и зрелищ, строительство общественных зданий и прочие нужды государства с превышением расходов над доходами.

 
■ В XI в. появилась «Русская Правда» - важнейший памятник древнерусского права. Первые денежные единицы Киевской Руси: гривна=20 ногатам=25 кунам=50 резанам. Вводится разветвленная система штрафов, уплачиваемых деньгами. Это были первые налоги и сборы для обеспечения княжеского аппарата управления. «Десятина», ст. 47, открывает ряд статей, подробно регламентирующих договор займа с большей свободой для совершения ростовщических операций. 
И 1086 г. - в Англии производится всеобщая поземель¬ная перепись, которая получила в народе название «Книга Страшного суда». Одна из ее целей - получение точных сведений для обложения всего населения денежным налогом.

 
■ 1110-1135 гг. - правление английского короля Генриха I. При нем происходит выделение «Палаты шахматной доски» - казначейства, ведавшего сбором королевских доходов и проверявшего финансовые отчеты шерифов графств. 
■ XIII в. - во Франции, в городах, расположенных на реках Марне и Сене с притоками, происходит рассвет знаменитых торговых шампанских ярмарок, на которых активно использовались и расчеты при помощи векселей.

 
■ 1461 -1483 гг. - годы правления Людовика XI во Франции. Примечательны ростом королевского налога - тальи - более чем в 3 раза. В качестве низшего звена налогового аппарата в этот период выступает крестьянская община. В ней действовало правило - «сильный несет слабого», т.е. неимущие слои освобождались от налогов. Вместе тем зажиточные слои деревни имели много возможностей перераспределять налоги в свою пользу. В 1461 г. учреждается первый ломбард - кредитное учреждение, ссужающее деньги под залог движимого имущества.

 
■ I 500 г. - открытие Бразилии португальцем Кабралем.В результате великих географических открытий происходит резкое расширение сферы мировой торговли. Из 510 млн км2 земной поверхности в 1400 г. европейцам были известны лишь 50. Но к 1500 г. обследованная площадь достигла 110, а еще через 100 лет - 310 млн км2. Торговые 
пути перемещаются на Атлантический, Индийский и Тихий океаны.

Если венецианцы ежегодно доставляли в Европу 200 т  перца, то сразу после открытия морского пути в Индию португальцы стали  привозить до 7000 т пряностей. Происходит резкая активизация биржевой торговли. Приходят в упадок города Италии и  Южной Германии, но возвышаются Лиссабон, Антверпен, Амстердам, Лондон. 
■ XVI в. - появление бирж в Италии (Венеции, Генуе и Флоренции), в Антверпене (1531), Лионе (1545), Лондоне (1566), Франкфурте-на-Майне (1585), Амстердаме (1608).

 
■ 1526 г. - польский ученый Н. Коперник открыл экономический закон, который был окончательно сформулирован английским финансовым деятелем Г. Грешемом в 1560 г. Согласно этому закону «худшие деньги вытесняют из обращения лучшие» при их одинаковой, установленной государством номинальной стоимости.

 
■ 1653 г. - в России по просьбе виднейших купцов вводится единая система взимания таможенных пошлин.

 
■ 1688 г. - выходит в свет одно из лучших описаний биржевых спекуляций, созданное Жозефом де ла Вега, прожившим ряд лет в Амстердаме. 
Вот только некоторые фрагменты истории, которые достаточно убедительно говорят о том, что маркетинг как философия бизнеса возник непосредственно с началом товарообменных операций. Между тем теория маркетинга отмечает, что маркетинг появился в Японии примерно в 1650 г.; когда первый член семьи Мицуи поселился в Токио и открыл там магазин, который может быть назван первым универмагом.  

 

Там он проводил политику, предвосхитившую на 250 лет то, что  осуществляли потом крупнейшие торговые фирмы, а именно; стал покупателем  для своих потребителей, закупал  в лавку те продукты и товары, которые были нужны им, искал средства и источники для их производства.Он ввел принцип возврата без всяких условий денег за некачественный товар, резко увеличил ассортимент товара для покупателей.

 
На Западе маркетинг возник в  середине XIX в. Первым человеком, который указал, что маркетинг должен стать центральной функцией предприятия, а создание круга потребителей - специальной работой менеджера, был К. Маккоомик (1809-1884 гг.) из Международной компании по производству уборочных машин. Он, хотя и был по образовавнию лишь механиком, ввел в практику маркетинговые исследования и маркетинговый анализ, концепцию создания рынка, ценовую политику, сервисное обслуживание. Как академическая дисциплина маркетинг впервые появился в Америке: в 1905 г. В. Е. Креузи прочел курс «Маркетинг товаров» в Пенсильванском университете. В 1910 г. в университете штата Висконсин Р. Ватлер начал вести постоянный курс «Методы маркетинга».

 
Таким образом, экономическая литература Запада считает родиной современного маркетинга США (хотя это далеко не бесспорно), а временем его рождения - начало XX в. Наибольшее распространение  маркетинга как идео¬логии бизнеса  и способов работы, относится к 50-60-м  гг. XX столетия. 

 

Содержание

Введение

1. История  развития маркетинга за рубежом

2. Эры  развития маркетинга

3. История  развития маркетинга в России

Заключение

Список  литературы

Введение

Маркетинг — это нацеленный на текущую и будущую успешность процесс организации производства, продвижения и сбыта продукции, основанный на понимании ситуации и  процессов, происходящих на рынке, и  построенный с учетом установления оптимального баланса интереса всех ее участников.

Маркетинг - феномен XX столетия. Своим  происхождением он обязан экономической  науке и развивался как форма  прикладной экономики. Маркетинг тесно  связан с базовыми категориями экономической  теории, такими как обмен, максимизация прибыли, полезность, специализация, рациональность.

1. История развития маркетинга за рубежом

В мировой практике маркетинг появился не сразу. Он - результат многолетней  эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи и методы развития производства и сбыта. Стимулирование продаж, реклама, методы связей с общественностью  применялись еще в древнем  Риме, а может быть, и раньше.

Известный политэконом Адам Смит еще  во второй половине XVIII века в своем  труде “Богатство общества” писал  о том, что у производителя  нет большей заботы, чем удовлетворение запросов потребителей.

По оценкам некоторых экономистов, время становления маркетинга относится  к периоду, последовавшему за «великой депрессией», охватившей Запад в 1923 - 1933 гг., другие считают, что это период начала 50-х годов XX столетия. Но его  история гораздо старше.

Появление маркетинга, с точки зрения Питера Друккера, связано с Японией. По его мнению, маркетинг появился в Японии примерно в 1650 г., когда первый член семьи Мицуи поселился в  Токио и открыл там магазин, который  может быть назван первым универмагом. Там он проводил политику, на 250 лет  предвосхитившую то, что осуществляли потом крупнейшие торговые фирмы, а  именно:

1) стал покупателем для своих  потребителей, закупая в лавку  те продукты и товары, которые  были нужны им;

2) искал средства и источники  для их производства;

3) ввел принцип безусловного  возврата денег за возвращаемый  товар;

4) значительно расширил ассортимент  товаров для покупателей.

На Западе маркетинг возник в  середине XIX века. Первым, кто указал на то, что маркетинг должен стать  центральной функцией предприятия, а создание круга потребителей - специальной работой менеджера, был Сайрус Маккормик. И хотя он больше известен как конструктор первого  комбайна, тем не менее, именно он создал такие направления современного маркетинга, как изучение и анализ рынка, принципы ценовой политики и  сервисного обслуживания. Все это  привело к процветанию его  фирмы «Интернэшнл Харвестер». Как  академическая дисциплина маркетинг  впервые возник в Америке. В 1901 г. в Иллинойском и Мичиганском университетах стал преподаваться краткий курс маркетинга. В 1905 г. В.Е. Креуз и прочел курс «Маркетинг товаров» в Пенсильванском университете. В 1910 г. в университете Висконсина Р. Батлер начал вести постоянный курс «Методы маркетинга».

Таким образом, родиной современного маркетинга принято считать США. В этот период маркетинг увязывался главным образом лишь с реализацией  товаров: основное внимание уделялось вопросам организации сбыта, торговли и рекламы. Однако в дальнейшем ограниченность такой трактовки стала очевидной. Значительную роль в этом сыграл и кризис 1929-- 1933 гг., после которого маркетинг окончательно утратил чисто сбытовую ориентацию. Вторая мировая война выступила катализатором развития тяжелой промышленности, что потребовало новых принципов и подходов к управлению производством. Развивается массовое производство, которое в условиях превышения платежеспособного спроса над имеющимся предложением на рынке («рынок продавца») способствовало реализации сбытовой политики и накоплению дальнейшего опыта в этой области маркетинга.

Но, уже начиная с 1948 г. маркетинг  стал рассматриваться как осуществление  и других видов хозяйственной  деятельности, направляющих поток товаров  и услуг от производителя к  конечному или промежуточному потребителю.

Как система маркетинг создавался под влиянием развития монополий, которые  требовали более масштабного  и глубокого исследования рынка  и более совершенной организации  деятельности фирм на рынке. Одновременно происходило и его организационное  оформление. В 1908 г. была создана первая коммерческая маркетинговая организация, во многих крупнейших в то время фирмах стали создаваться отделы исследования маркетинга (1911г. - «Кертис паблишинг», «Ю.С. Раббер», «Свифт энд компани» и др.). Создание этих организаций и их деятельность положили начало научным публикациям о маркетинге, в которых были сделаны попытки формирования основ маркетинга как искусства управления сбытом.

В 1926 г. в США была организована Национальная ассоциация преподавателей маркетинга и рекламы, на основе которой  в дальнейшем было создано Американское общество маркетинга, переименованное  в 1973 г. в Американскую ассоциацию маркетинга (АМА), которая сегодня объединяет около 23 тысяч преподавателей, научных  работников и представителей делового мира. Несколько позже подобные ассоциации и организации появились и  в странах Западной Европы и Японии. Стали возникать международные  организации - Европейское общество исследования маркетинга и общественного  мнения (ЭСОМАР), Европейская академия маркетинга, Международная Федерация  маркетинга (ИМФ).

С конца 80-х - начала 90-х годов наблюдался процесс глобализации маркетинга. Так, в 1992 г. в г. Канбере (Австралия) прошла международная конференция по глобальному  маркетингу, которая провозгласила: «Маркетинг - это все».

Термин “маркетинг” возник в  США на рубеже ХIХ-ХХ веков, а как ведущая функция управления маркетинг стал рассматриваться с 50-х годов.

Большое воздействие на формирование концепции маркетинга оказал научно-технический  прогресс, обеспечивающий громадное  разнообразие товаров, высокие темпы  их обновления, эффективное управление производством и маркетингом.

2. Эры развития маркетинга

Эволюция маркетинга вписывается  в эволюцию развития управленческой концепции, которая прошла через  следующие стадии:

  1. Эра производства

До 1925 г. большинство компаний, даже те, которые действовали в самых  развитых странах Западной Европы и  Северной Америки, в основном фокусировались на производстве. Производители основное внимание уделяли выпуску высококачественных продуктов, а затем искали людей, которые займутся их продажами. В  этот период преобладало мнение, что  хороший продукт (имеющий высокое  физическое качество) сам сможет себя продать. Ориентация на производство задавала философию бизнеса в течение  десятилетий; и действительно, успех  бизнеса часто определялся только в параметрах достижений в области  производства. Эра производства прекратилась, даже не достигнув своего пика, и  произошло это уже в начале XX века. В полной мере эту ориентацию олицетворяет конвейерная линия  Генри Форда (Henry Ford), которой он воспользовался для массового производства машин. Наиболее распространенное в те годы отношение к маркетингу наглядно отражает известное выражение Форда: «Они (потребители) могут иметь любой  цвет (автомобиля), какой хотят, до тех  пор, пока он остается черным». Для тех  лет были характерны нехватка производственных мощностей и активный потребительский  спрос. Легко понять, насколько в  таких условиях приоритетными были производственные виды деятельности.

Информация о работе Возникновение маркетинга