Управление запасами товаров в каналах сбыта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования курсовой работы – выяснить экономическую сущность и структуру товарных запасов; определить методы управления товарными запасами; сделать общий анализ управления запасами на примере ООО «Кристалл».

Оглавление

РЕФЕРАТ 2
СОДЕРЖАНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ: ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА 6
1.1. Экономическая сущность понятия «товарные запасы» предприятия 6
1.2. Категории товарно-материальных запасов 9
1.3. Классификация товарно-материальных запасов 14
II. МЕТОДЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ 15
2.1. Экономико-статистические методы нормирования товарных запасов 15
2.2. Нормирование товарных запасов методом технико-экономических расчётов 18
2.3. Экспертные и экономико-математические методы нормирования товарных запасов 23
2.4. Анализ сезонных колебаний и ассортиментной структуры товарных запасов 24
2.5. Анализ оборачиваемости товарных запасов и оценка эффективности управления товарными запасами 27
III. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ В ООО «КРИСТАЛЛ» 32
3.1. Общий анализ управления запасами на предприятии 32
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы управления запасами 37
ВЫВОДЫ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

Файлы: 1 файл

Парбуков курсовая.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ  ИНСТИТУТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА»

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА 
 

Кафедра «Финансы и банковское дело» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по курсу: «Маркетинг»

Тема. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ ТОВАРОВ В КАНАЛАХ СБЫТА 
 
 
 

Выполнил                                                                           студент группы ФПоз-10б

Парбуков  Александр.

Зачётная  книжка №10/97051. 

Проверил преподаватель                                         Панфилова Татьяна Сергеевна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Донецк  – 2011

РЕФЕРАТ

       45 страниц, 5 таблиц, 24 формулы, приложений нет, перечень источников использованной литературы – 28 источников. 

       Объект  исследования – анализ управления товарными запасами в каналах сбыта. 

       Цель  исследования курсовой работы – выяснить экономическую сущность и структуру товарных запасов; определить методы управления товарными запасами; сделать общий анализ управления запасами на примере ООО «Кнристалл». 

       В курсовой работе было рассмотрено:

       - понятие товарных запасов, их  экономическая сущность;

       - структура товарных запасов;

       - основные методы управления товарными  запасами (экономико-статистический, метод  технико-экономических расчетов, экспертный и экономико-математический методы);

       - проанализированы сезонные колебания  и ассортимент товарных запасов;

       - предложены рекомендации по совершенствованию  управления системой управления  товарными запасами. 

ЗАПАСЫ, ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ, ТОВАРЫ, ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ, ПОЛУФАБРИКАТЫ, ТЕКУЩИЕ ЗАПАСЫ, РЕЗЕРВНЫЕ ЗАПАСЫ, ДЕФИЦИТ ЗАПАСОВ, СБЫТОВЫЕ ЗАПАСЫ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ, ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТЬ, ПРИБЫЛЬ. 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       В условиях рыночной экономики становится актуальным вопрос организации оперативного контроля и управления товарными  запасами материальных ресурсов на предприятии. Решению данной проблемы в определенной степени способствует внедрение автоматизированных систем управления предприятиями, которые позволяют наладить учет движения материальных ресурсов (поступление, расход, ежесуточные остатки). Результатом решения задачи по оперативному контролю является получение ежедневной (недельной, декадной, месячной или иной периодичности) информации о фактическом наличии товарных запасов на складах предприятия и степени их соответствия установленным нормам. Это позволяет осуществлять непрерывный контроль над их величиной, своевременно и оперативно выявлять образование излишних остатков или дефицита по отдельным позициям, который может нарушить организацию бесперебойности функционирования потребителя.

       Розничную продажу товаров на потребительском  рынке осуществляют торговые предприятия (юридические лица) и отдельные предприниматели (физические лица). Розничное торговое предприятие - это первичное, основное звено сферы торговли, ее самостоятельно хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный для закупки, хранения, реализации товаров и предоставления, разного рода, сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Цель коммерческой деятельности розничного торгового предприятия - получение прибыли. Классификация розничных торговых предприятий широка и разнообразна, она подробно изучается в ряде специальных дисциплин, таких, как организация торговли, торговый менеджмент, основы коммерческой деятельности и т.д. Объектом исследования является изучение формирования ассортимента и управление товарными запасами на примере предприятия розничной торговли ООО «Кристалл». Так как товарные запасы составляют значительную часть ресурсов коммерческих организаций, поэтому важная роль отводится улучшению их использования, а одним из условий непрерывности деятельности предприятия является постоянное возобновление его материальной основы.

       Целью данной работы является выявление сущности и значения товарных запасов для  предприятия, а также их роли в  хозяйственной деятельности предприятия. Задачи, которые необходимо рассмотреть в данной работе:

       - раскрыть смысл понятия «товарные  запасы», выявить их экономическую  сущность и структуру;

       - проанализировать товарные запасы, формирование ассортимента предприятия ООО «Кристалл»;

       - на основании проведенного анализа  предложить пути улучшения использования товарных запасов предприятия ООО «Кристалл».

       В работе использовались экономико-математические и статистические методы, использовалась украинская, зарубежная литература (учебники и учебные пособия, монографии, статьи из журналов и сборников научных трудов), методические указания, был проведен экономический анализ данного предприятия. Использовались публикации из Интернета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ: ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

1.1. Экономическая сущность понятия «товарные запасы» предприятия

       Запасы – это активы:

       а) предназначенные для продажи  в ходе нормальной деятельности (готовая  продукция и товары);

       б) в процессе производства для такой  продажи (полуфабрикаты);

       в) в форме сырья или материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или при предоставлении услуг.

       Процесс реализации товаров требует постоянного  наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых  размеров товарных запасов позволяет  торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.

       На  уровне фирм запасы относятся к числу  объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой  один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако многие фирмы не уделяют ему должного внимания и постоянно недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах. В результате этого фирмы обычно сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось. Изменения объемов товарно-материальных запасов в значительной степени зависят от превалирующего на данный момент отношения к ним предпринимателей, которое, безусловно, определяется конъюнктурой рынка. Когда основная масса предпринимателей настроена оптимистично относительно возможностей экономического роста, они расширяют свои операции, увеличивают объемы инвестиций в создание запасов. Тем не менее колебания уровней последних не вызываются одним лишь инвестированием. Важными факторами выступают здесь качество принимаемых решений, а также то, какая конкретно технология управления запасами используется.

       Более 20 лет назад западные экономисты пытались установить, до какой степени, возможно, сохранять неизменным соотношение  уровней запасов и сбыта. Используя  уравнение "фиксированного акселератора" [3, с.142]:

J = k*D,

где J - уровень запасов, ед.;

       D – спрос;

       k - коэффициент неравномерности спроса,

они пришли к выводу, что такая простейшая зависимость не соответствует реальному  управлению запасами.

       Используя больший объем разнообразных данных за весьма длительный период, и применяя модифицированный вариант указанного акселератора ("гибкий акселератор"), зарубежные исследователи предположили, что фирмы осуществляют лишь частичную корректировку своих запасов, приближая их к искомому уровню в течение каждого из периодов производства. За двенадцатимесячный период разницу между желаемым и действительным уровнем запасов удавалось сократить лишь на 50%. Такое изменение объясняют в основном совершенствованием системы управления запасами на основе использования компьютерной техники.

       Задачей товарно-материальных запасов является обеспечение предприятия необходимыми материальными ресурсами, с целью  обеспечения предприятию нормальной работы [5, с.154].

       Поскольку в фирмах различных отраслей экономики создание товарно-материальных запасов определяется той специфической ролью, которую они играют в процессе выпуска продукции, постольку объяснимы и различия в подходах к политике капиталовложений в данной области и к определению приоритетности задач, решаемых в ходе производства. В фирмах некоторых отраслей народного хозяйства основной задачей является контроль за сырьем, в других - за готовой продукцией, а на предприятиях отраслей, производящих инвестиционные товары, большая часть организационных усилий концентрируется на контроле за незавершенным производством.

       Многие  из фирм, функционирующих в различных  отраслях экономики, относительно успешно  осуществляют инвестиции в товарно-материальные запасы. В то же время в большом  количестве фирм бытует мнение, что управление запасами является сферой ответственности низшего уровня руководства - задачей чисто технического порядка. Вместе с тем, американские специалисты, проводившие анализ политики по управлению запасами торговых фирм, действующих в 17 различных отраслях экономики, пришли к выводу, что если бы типичная не преуспевающая фирма делала то же самое, что и преуспевающая, то ей бы удалось добиться ускорения оборачиваемости товарных запасов в два раза, т.е. при одном и том же товарообороте она смогла бы сократить запасы на 50% [4, с.123].

       Коэффициенты  оборачиваемости капитала характеризуются  значительной изменчивостью и существенно  отличаются не только у преуспевающих  и не преуспевающих компаний, но и у фирм различного типа. Последнее объясняется в основном спецификой структуры издержек, существующей в отраслях народного хозяйства, сезонными колебаниями сбыта, нормами конкурентной борьбы, принятыми в той или иной отрасли экономики, уровнем рентабельности, стилем руководства предприятиями и характером деловых операций.

       Таким образом, перечисленные обстоятельства следует отнести к весьма важным факторам, оказывающим серьезное  влияние на эффективность политики любой фирмы в области создания и реализации запасов. 
 
 
 
 
 

1.2. Категории товарно-материальных запасов

       По  своему назначению товарные запасы, формируемые  на предприятиях торговли, можно подразделить на товарные запасы текущего хранения, запасы сезонного хранения и досрочного завоза.

       Основную  массу всех запасов торгового  предприятия составляют товарные запасы текущего хранения. Они необходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде. Их необходимо постоянно пополнять. Процесс реализации товаров требует постоянного наличия на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень удовлетворения спроса покупателей. Все это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.

       Существует  три вида товарно-материальных запасов:

  • сырьевые материалы (в том числе комплектующие изделия и топливо);
  • товары, находящиеся на стадии изготовления;
  • готовая продукция.

       В зависимости от их целевого назначения они подразделяются на следующие  категории [8, с. 190]:

       а) технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной части логистической  системы в другую;

       б) текущие (циклические) запасы, создаваемые  в течение среднестатистического  производственного периода, или  запасы объемом в одну партию товаров;

Информация о работе Управление запасами товаров в каналах сбыта