Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:52, реферат
Туристический оператор — активный субъект туристического рынка, непосредственно участвующий в планировании, разработке, продвижении и реализации туристического продукта с коммерческими целями. Это означает, что силами туроператоров обеспечивается предоставление туристам услуг, составляющих турпакет, ранее ими приобретенных, оплаченных и забронированных от имени уполномоченных агентств.
Государственный стандарт как нормативный документ содержит правила (требования), относящиеся к определенным видам деятельности.
Первым стандартом для
туристской деятельности стал ГОСТ 28681.0-90
«Стандартизация в сфере
Основными задачами стандартизации являются: установление показателей качества туристского обслуживания и требований к такому качеству, процессам услуг, охрану здоровья населения и окружающей среды, точность и своевременность исполнения, эргономичность и эстетичность услуг и условий обслуживания; установление требований к сертификации туристских услуг, а также установление основных понятий в области стандартизации и управления качеством в сфере туристско-экскурсионного обслуживания населения. Объектами стандартизации определены туристские услуги и процессы туристско-экскурсионного обслуживания. Стандартизации подлежат все объекты туристской индустрии: гостиницы и иные средства размещения, средства транспорта, объекты общественного питания, средства развлечения, объекты познавательного, оздоровительного, спортивного и иного назначения, а также деятельность всех туристских организаций.
Правовые основы расчетов в туроперейтинге
Как и в любой другой коммерческой деятельности, в российском туроперейтинге распространены следующие формы расчетов — безналичные, наличные, туристические кредиты, а также, что вызвано, прежде всего, спецификой современных рыночных отношений в России, — бартерные и зачетные схемы расчетов.
Безналичные расчеты в туроперейтинге
При безналичном денежном обращении реальные денежные знаки как средство платежа между туроператором и третьими лицами отсутствуют, а используются своего рода символы, то есть цифровые записи об обращающейся денежной массе. Классическая схема безналичных платежей состоит в поручении туроператора, даваемом банку (другому кредитному учреждению), списать с его счета в данном банке определенную сумму и записать ее на счет другого юридического или физического лица в этом или ином банке. Для хранения безналичных денег туроператор открывает в банке или ином кредитном учреждении на свое имя счет (расчетный, текущий или иной).
В системе безналичных расчетов в настоящее время все чаще используются электронные устройства, позволяющие в минимально короткие сроки передавать соответствующую информацию о расчетах не только в пределах одного населенного пункта, но и в масштабах всей страны и между государствами.
Любое государство, в
том числе и Россия заинтересовано
в максимально широком
Безналичные расчеты лишены этих недостатков, себестоимость одного безналичного расчета ничтожна, поэтому государство всемерно стимулирует безналичные расчеты, используя в необходимых случаях и прямые юридические запреты на совершение некоторых действий в наличных деньгах.
Политика расширения безналичных расчетов и ограничение наличных расчетов изложена в Указе Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» и в некоторых других нормативных актах.
Наличные расчеты и кассовые операции в туроперейтинге
Кассовые операции — совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег. Указанные процедуры урегулированы нормами финансового права, которые представляют собой специальный финансово-правовой институт.
Регулирование порядка ведения кассовых операций обеспечивает также органическое сочетание интересов государства и субъектов налично-денежного обращения. В первом и втором случая государственное регулирование кассовых операций имеет основной целью обеспечить максимально возможное сокращение нахо-
дящейся в обороте налично-денежной массы. Кроме того, скрупулезное соблюдение правил ведения кассовых операций гарантирует соблюдение частных интересов банков, предприятий и других субъектов — сохранность наличных денег. В третьем случае преследуются интересы, прежде всего, государства — обеспечить точный учет налогооблагаемых сумм. Вместе с тем учетные данные о поступающих от населения наличных деньгах дают возможность собственнику предприятия осуществлять внутренний контроль за состоянием денежного оборота на данном предприятии. Правовое регулирование кассовых операций всех названных видов осуществляется в наиболее общей форме высшими органами государственной власти РФ.
Установлено, что любые предприятия, организации и учреждения, включая туристические, независимо от их организационно-правовой формы, а следовательно, и собственности:
■ обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;
■ должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;
■ могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;
■ обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, установленные учреждениями банков;
■ имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, и только на срок не выше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.
Все наличные деньги, поступающие
к туроператору, должны в обязательном
порядке документально
Основные денежные документы
— приходные и расходные
Распорядитель кредита - руководитель туроператора или специально уполномоченное лицо подписывает приходные и расход-
ные ордера, а также чеки на получение денег в кредитных учреждениях.
Наличные деньги могут храниться лишь в пределах лимита, специально установленного обслуживающим его банком для данной организации с учетом ее потребностей в наличных деньгах. По окончанию рабочего дня сверх лимитные суммы наличных денег должны сдаваться в банк. В кассе туроператора может оставаться лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных небольших платежей. Исключения из этого правила специально оговариваются в правительственных постановлениях или в нормативных актах Банка России. Должна быть обеспечена сохранность денег, для чего помещения кассы оборудуются надлежащим образом (сейф, решетки на окнах, сигнализация и т.д.).
В отношении туроператоров правительством Российской Федерации утвержден порядок, разрешающий осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин, при условии, что приобретающим туристические услуги выдаются помимо приходных ордеров еще и путевые листы (путевки) — бланки установленной формы строгой отчетности.
Применение туристических кредитов в туроперейтинге
Смысл туристического кредита
состоит в разовой выплате
туроператором крупной суммы
денежных средств поставщикам
Появление туристического кредитования объясняется необходимостью упрощения расчетов между туроператором и поставщиком. В случае плотного сотрудничества туроператора и поставщика гораздо проще разово выплатить крупную сумму денег (тем более, если у туроператора есть необходимые для осуществления такой выплаты оборотные средства), чем организовывать оплату каждого конкретного заезда в течение туристического сезона. В отличие от приведенной в третьей главе комитент-формы приобретения блоков мест в отелях, также характеризуемой выплатой хотельеру всей суммы стоимости блока мест за сезон еще до начала самого сезона, туристический кредит не всегда связан с покупкой блоков мест и переходом на туроператора риска хотельера. Более того, туристический кредит может сопро-
i
вождать любую безрисковую форму сотрудничества туроператора и поставщика туристической услуги, он лишь просто служит для упрощения дальнейших расчетов, связанных с обслуживанием туристов или групп туристов. Следовательно, выплачивая поставщику сумму туристического кредита, туроператор может вообще ничем не рисковать и продавать услуги поставщика в счет выплаченного кредита до момента, пока "выбранная" путевками сумма не сравняется с размером самого кредита. В случае, когда в течение туристического сезона туроператор не сумел реализовать услуг поставщика на сумму, равную по размеру туристическому кредиту, оставшаяся на депозите туроператора сумма либо возвращается туроператору, либо переходит на следующий туристический сезон.
Кроме того, туристический кредит, как и любой банковский, является платным. Плата за кредит, соответственно снимается с поставщика туристических услуг в форме увеличения дисконта со стоимости собственных туристических услуг (обычно на 5 —15% в зависимости от размеров и формы туристического кредита).
Бартерные схемы расчетов в туроперейтинге
Операции купли-продажи, при которых в едином документе, подписываемом сторонами, предусматриваются взаимные обязательства сторон либо провести безденежный обмен товарами (услугами) равной стоимости либо принять в оплату поставленных одной из сторон товаров(услуг) частично денежные средства, а частично товары, именуется встречной торговлей. Второй вариант характеризует наиболее общий признак встречной торговли, а первый — ее частный случай, именуемый бартером. Отличительной чертой бартерных расчетов в туроперейтинге является то, что одна из сторон данной операции производит расчет туристическими услугами.
Распространенность бартерных операций в российском туроперейтинге вызвана:
■ спецификой всей отечественной экономической системы, характеризующейся кризисом неплатежей, отсутствием у субъектов хозяйствования крупных сумм наличных (безналичных) денег, нехваткой оборотных средств и т.д.;
■ возможностью извлечения дополнительной прибыли из бартерных операций.
Последнее утверждение нуждается в более детальном рассмотрении. Как ни странно, но в условиях развития отечественного туроперейтинга использование в расчетах с поставщиками турис-
тических услуг по бартерным схемам зачастую более прибыльно, чем денежный расчет. Причинами этого является отсутствие у поставщиков больших оборотных средств, необходимых для развития собственного бизнеса. Отсутствие оборотных средств поставщиков туристических услуг (наиболее часто ими выступают хотельеры) объясняется молодостью туристического рынка России, но и одновременной необходимостью стремительно развивать собственный бизнес (как уже говорилось выше, темпы роста туристического рынка России опережают темпы общего экономического рынка страны). Получается, что поставщики туристических услуг оказываются зажатыми в угол: с одной стороны, для того, чтобы оставаться влиятельными игроками туристического рынка региона, им необходимо вкладывать крупные суммы в развитие собственной инфраструктуры (к примеру, те же самые отели для того, чтобы оставаться популярными среди населения, должны постоянно повышать качество обслуживания и уровень комфорта), с другой — хотельеры лишены возможности осуществления таких крупных капиталовложений в собственный бизнес. Неразвитость системы кредитования, отсутствие крупных иностранных инвесторов, отсутствие уверенности в стабильности туристического бизнеса в ближайшем будущем, заставляют поставщиков туристических услуг изыскивать другие, менее затратные и рискованные чем банковское кредитование, и не ставящие в сильную зависимость от кредитора как инвестирование, пути привлечения капиталовложений в собственный бизнес. Одним из наиболее популярных в конце 1990-х годов видом капиталовложений в предприятия туристической индустрии стал бартерный расчет с туристическими операторами.
Смысл бартерного расчета
между туроператором и
Информация о работе Туроператор как субъект туристического рынка