Туристские и рекреационные ресурсы как основа формирования территориального туристского продукта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотрение особенностей технологии использования новейших электронных технологий в продвижении туристской территории на туристическом рынке.
Задачи:
• Рассмотреть особенности информационных технологий в туризме.
• Перечислить этапы внедрения информационных технологий в туристскую индустрию.
• Отобразить новейшие электронные технологии как средство продвижения туристских продуктов.
• Провести PEST – анализ и SWOT – анализ туристской территории.
• Выявить ключевые факторы конкурентоспособности туристской территории.
• Проанализировать информационные ресурсы туристской территории.
• Составить туристский дайджест туристской территории.

Оглавление

Введение
Теоретическая часть
Понятие и характеристика туристских ресурсов. Подходы и классификация ресурсов.
Влияние ресурсов на специализацию и развитие туризма в регионе.
Потенциал туристских территорий, особенности его оценки
Заключение
Библиографический список
Приложение

Файлы: 1 файл

к.р_Лапочкина.doc

— 639.50 Кб (Скачать)


2

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» (фГОУВПО «РГУТиС»)

ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

(г. Москва) (филиал) РГУТиС

 

Кафедра «Туризма»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине  «Маркетинг туристских территорий»

 

на тему: «Туристские и рекреационные ресурсы как основа формирования территориального туристского продукта»

 

 

      Выполнил                                                    Измайлова Ирина В

 

      Группа                                                         ТТЗ-6

 

      Проверил                                                    к.и.н., доцент Левина Е.В. 

 

      Оценка _______________

 

      Подпись руководителя ______________

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2011г.

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

Теоретическая часть

Понятие и характеристика туристских ресурсов. Подходы и классификация ресурсов.

Влияние ресурсов на специализацию и развитие туризма в регионе.

Потенциал туристских территорий, особенности его оценки

Заключение

Библиографический список

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Туристские и  рекреационные ресурсы территории являются определяющими в  развитие туризма и продвижения страны. Ресурсный потенциал – один из важнейших показателей современного состояния территории. Вследствие своего бурного роста туризм  стал объектом научного исследования, в котором изучению туристских ресурсов принадлежит важное место.

Для представления многоцелевых туристских услуг различным слоям населения необходимы разнообразные туристские ресурсы: уникальные природные; природные и антропогенные; объекты культурного показа.

Эти объекты составляют или могут составить основу туристического продукта. Туристские ресурсы определяются в процессе социально-экономической и правовой деятельности. Для определения туристских ресурсов используются следующие механизмы.

Спрос на рекреационные услуги также отличается неустойчивостью и зависит от моды, рекламы, популярности услуг, культурного уровня населения.

Туристские и рекреационные ресурсы являются основой формирования территориального туристского продукта, тем самым оказывают огромную роль в социальном блоке национальной экономики и при хорошей внутренней организации и широких международных связях может стать одним из наиболее доходных источников национальной экономики.

Цель работы – рассмотрение особенностей технологии использования новейших электронных технологий в продвижении туристской территории на туристическом рынке.

Задачи:

  Рассмотреть особенности информационных технологий в туризме.

  Перечислить этапы внедрения информационных технологий в туристскую индустрию.

  Отобразить новейшие электронные технологии как средство продвижения туристских продуктов.

  Провести PEST – анализ и SWOT – анализ туристской территории.

  Выявить ключевые факторы конкурентоспособности туристской территории.

  Проанализировать информационные ресурсы туристской территории.

  Составить туристский дайджест туристской территории.

Курсовая работа на тему: «Туристские и рекреационные ресурсы как основа формирования территориального туристского продукта» состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая часть

1.1.Понятие и характеристика туристских ресурсов. Подходы и классификация ресурсов.

 

Для развития туризма в каком-либо регионе, в первую очередь, необходимо наличие в этом регионе туристских ресурсов и, главное, ресурсов рекреационных.

Туристские ресурсы - по законодательству РФ - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил [5].

Туристские ресурсы создают возможность расширения производства туристского продукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями, в которых она действует – совокупностью природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туристов в комплексе или порознь.

Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет наложенных в установленном законом порядке ограничений.

К основным свойствам туристских ресурсов относятся:

      Аттрактивность (привлекательность);

      Доступность;

      Степень изученности;

      Значимость для показа (зрелищность);

      Пейзажные и видеоэкологические характеристики;

      Социально-демографические характеристики;

      Потенциальный запас, емкость;

      Способы использования[1].

Туристские ресурсы принято условно разделять:

1.       Естественные (природного происхождения);

2.       Искусственные (созданные в результате человеческой деятельности)[1].

 

1.2.Влияние ресурсов на специализацию и развитие туризма в регионе.

Уникальные ресурсы, а также памятники природы  имеют исключительно важное значение для развития рекреационно-ориентированной экономики.

Каждый из природных ресурсов наиболее эффективен только в комплексе с другими ресурсами и чем большим количеством ресурсов обладает территория, тем эффективнее ее разрабатывать и продвигать на рынок. Природно-рекреационные ресурсы являются основой для формирования курортов как особых территорий[1].

На формирование специализации развития туризма региона влияют следующие рекреационные ресурсы:

Геологические рекреационные ресурсы - элементы геологической среды, имеющие лечебные свойства, особую научную, психолого-эстетическую ценность и использующиеся для восстановления духовных и физических сил[1].

Геоморфологические рекреационные ресурсы - сочетание элементов, форм, и типов рельефа, имеющих различный генезис. Возраст, эволюцию, обладающих научной, медико-биологической и психолого-эстетической ценностью и используемых для удовлетворения потребностей людей в рекреации[1].

Гидрологические рекреационные ресурсы - все типы поверхностных  и подземных вод, обладающих научной, психолого-эстетической и медико-биологической ценностью и используемых для удовлетворения потребности людей в рекреации[1].

Климатические рекреационные ресурсы – метеорологические элементы или их сочетания, обладающие медико-биологическими свойствами и использующиеся в процессе рекреации[1].

Флористические рекреационные ресурсы - они объединяют все разнообразие растительного мира, обладающего лечебным свойством, научной, научно- познавательной, природно-эстетической, рекреационной и медико-биологической ценностью и участвующего в процессе восстановления духовных - и физических сил человека[1].

Фаунистические рекреационные ресурсы – природные ресурсы, которые объединяют все разнообразие животного мира, обладающего научной, научно - познавательно, природно-эстетической и медико-биологической ценностью и использующегося в процессе восстановления духовных и физических сил человека, его трудоспособности[1].

 

1.3 Потенциал туристских территорий, особенности его оценки.

 

Туристский потенциал, какого либо объекта (или территории) именуется совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ[4].

Изучение туристского потенциала территорий, выявление исторических и культурных особенностей должны базироваться на совокупности методов, накопленных исторической, и другими науками[3].

Ресурсную основу туристского потенциала составляют природные, культурно – исторические, инфраструктурные, инвестиционные, трудовые, информационные, а также их территориальное сочетание[3].

Для грамотного  и эффективного управления ресурсным потенциалом региона необходимо разработать и применить следующие параметры оценки:

1.       Количественная оценка ресурсов;

2.       Оценка структуры потенциала, степень использования частных потенциалов;

3.       Оценка возможностей использования ресурсов[1].

Считаем целесообразным отметить три группы факторов оценки туристского потенциала территории:

       Генерирующие (связанные с потребностью)

       Реализующие (связанные с ресурсами)

       Локализующие (связанные с информированностью населения)[6].

Систематический учет состояния туристско-рекреационных ресурсов и определение их значения в развитии туризма региона возможны лишь при ведении системы туристско-рекреационных кадастров[1].

Кадастр - систематизированный свод сведений, составляемых периодически или путем непрерывных наблюдений над объектом (земля, воды, леса и др.)[1].

Кадастр туристских ресурсов - это обобщенная (экономическая или экологическая) потребительная (стоимостная или балльная) оценка туристских ресурсов[1].

Процесс оценки туристско-рекреациооных ресурсов состоит из следующих этапов:

      выделение объекта оценки;

      выделение субъекта, с позиции которого ведется оценка;

      разработка параметров оценки шкал.

Методики, применяемые для оценки туристско-рекреационных ресурсов, разнообразны. При исследовании природных рекреационных ресурсов используют три типа оценки: медико-биологическая, психолого-эстетическая, технологическая[1].

Медико-биологическая оценка - отражает влияние природных факторов на организм человека. Ведущую роль здесь играет климат. Разработан целый ряд методик, позволяющих оценить комплекс климатических факторов с учетом их влияния на состояние здоровья людей, что позволяет проводить районирование территорий по степени благоприятности климатических условий и широко использовать климато-лечение[1].

Психолого-эстетическая оценка - отражает степень эмоционального воздействия  природного ландшафта и его компонентов на человека. Особое воздействие оказывает достопримечательности, памятники истории, культуры и архитектуры, находящиеся на туристской территории. Методики такой оценки обычно сложны ввиду многообразия параметров и субъективности критериев оценки. Однако работы на данном направлении активно проводятся[1].

Среди других методов психолого-эстетической оценки в последнее время исследуется степень экзотичности и уникальность - как степень неповторимости объектов и явлений[1].

Технологическая оценка позволяет оценить пригодность территории для определенного  вида туризма или рекреации, а также возможности ее инженерно-строительного освоения[1].

Заключительным этапом оценочной работы является вывод интегральной оценки и выбор формы оценки[1].

Обычно используют две взаимозаменяемые формы: качественную и балльную. Сильной стороной качественной оценки является то, что  она позволяет логически обосновать оценочные признаки. Такой подход способствует лучшему обоснованию балльных оценок, отличительной чертой которых являются краткость выражения, наглядность и возможность сопоставления[1].

Важным методом комплексной оценки ресурсного потенциала туристских территорий является мониторинг туристских ресурсов. В мировой практике для проведения такого мониторинга используют компьютерные геоинформационные системы, что предполагает наложение на цифровую карту местности информационных слоев:

      Географические данные;

      Памятники истории и архитектуры;

      Данные об инфраструктуре региона;

      Экономические, экологические, социальные характеристики;

      Данные о турристско-рекреационных ресурсах[1].

Все это дает возможность сделать быстрый и масштабный анализ региона на основе анализа разных информационных слоев[1].

PEST-анализ ОАЭ приведен в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

PEST-анализ ОАЭ

Политические факторы

Влияние (+/-)

1

ОАЭ является федеративным государством. Каждый из входящих в федерацию эмиратов представляет собой абсолютную монархию и сохраняет за собой значительную самостоятельность. Федеральные органы власти состоят из: Федерального высшего совета, главы государства и его заместителя, Совета министров, Федерального национального собрания, Верховного федерального суда.

Положительное

2

Конституция гарантирует независимость судебной власти.

Положительное

3

Каждые 5 лет из своего состава Высший Совет избирает главу федерации и его заместителя – президента и вице-президента. Конституция наделяет главу государства широкими законодательными и исполнительными правами. Осуществляя исполнительную власть через министров, президент в то же время председательствует на заседаниях ФВС и имеет право вето на любые его решения.

Положительное

4

Бессменным президентом ОАЭ (с 1971) является правитель Абу-Даби шейх Заид ибн Султан Аль Нахайян, вице-президентом (с 8 октября 1990) – эмир Дубая шейх Мактум ибн Рашид Аль Мактум (последние выборы состоялись 2 декабря 2001).

Положительное

5

Организованной оппозиции нет, деятельность политических партий и профсоюзов запрещена. Большая часть населения, не являющееся эмиратскими арабами, не имеет ни гражданских, ни политических прав.

 

Отрицательное

6

ОАЭ – член ООН, Лиги арабских государств, Движения неприсоединения, Организации исламская конференция и др.

 

 

Положительное

7

С момента своего образования ОАЭ официально вошли в группу неприсоединившихся стран и выступали в ней с позиции «абсолютного нейтралитета», позволявшей им сохранять «равноудаленность» от Запада и Востока.

Положительное

8

В вопросах ближневосточного урегулирования ОАЭ выступают за полный вывод израильских войск со всех оккупированных арабских территорий. Они также требуют обеспечения всех законных прав арабского народа Палестины, в т.ч. его права на создание собственного государства.

Положительное

9

В отношении ирано-иракской войны ОАЭ выступали в поддержку Ирака, оказывая ему материальную и моральную помощь, и в то же время сохраняли экономические связи с Ираном. Важное значение придается участию в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), в котором ОАЭ видят действенный механизм обеспечения региональной стабильности и сотрудничества.

Положительное

Информация о работе Туристские и рекреационные ресурсы как основа формирования территориального туристского продукта