Теоретические аспекты и примеры внедрения на предприятие системы MRP II

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов и примера внедрения на предприятие системы MRP II.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучение истории развития.
Основные принципы функционирования.
Характеристика пакетов MRP II.
Пример внедрения MRP II.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ……………………………………………………5
Стандарт MRP (Material Requirements Planning) …………………….5
Развитие класса системы MRP II (manufacturing resource planning) 10
Иерархия планов MRP II……………………………………………...12
Схематический план работы MRP II – системы ……………………19

ПРЕИМУЩЕСТВА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ MRP II 20
Преимущества системы MRP II……………………………………...20
Развитие MRP II: распространение на "недискретные" типы производств…………………………………………………………....21
Основные пакеты системы MRP II…………………………………..24
Особенности подсистем………………………………………………31

ПРИМЕР ВНЕДРЕНИЯ………………………………………………......36
Пример внедрения класса MRP II на предприятии…………………36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

!!!КУРСОВИК информационные системы!!!.docx

— 49.79 Кб (Скачать)

Задачи информационных систем класса MRP II является оптимальное формирование потоков материалов, полуфабрикатов и готовых изделий. Системы класса MRP II имеют целью интеграцию всех основных процессов, реализуемых предприятием, таких как снабжение запасами производства, продажа и дистрибуция, планирование, контроль за выполнением  плана, затраты, финансы, основные средства и т.д. [4]

 

1.3 Иерархия планов MRP II

 

В основу MRP II положена иерархия планов. Планы нижних уровней зависят  от планов более высоких уровней, т.е. план высшего уровня предоставляет  входные данные, намечаемые показатели и/или какие-то ограничительные рамки  для планов низшего уровня. Кроме  того эти планы связаны между  собой таким образом, что результаты планов нижнего уровня оказывают  обратное воздействие на планы высшего  уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 2 – Стратегическое планирование системы MRP II

 

Если результаты плана нереалистичны, то этот план или планы высшего  уровня должны быть пересмотрены. Таким  образом, можно проводить координацию  спроса и предложения ресурсов на определенном уровне планирования и  ресурсов на высших уровнях планирования.

 

Стратегическое планирование –  долгосрочное планирование, обычно от 1 до5 лет с разбивкой по годам. Основано на макроэкономических показателях  таких как:

  • тенденции развития экономики;
  • изменение технологий;
  • состояние рынка у конкуренции;
  • представляет собой плановые показатели высшего уровня;

Бизнес планирование – бизнес план это план на год с разбивкой по кварталам и месяцам. В него сводятся планы продаж и инвестиции в развитии основных средств и потребности в капитале, бюджетировании.

Эта информация представляется в стоимостном  выражении. Бизнес планирование определяет плановые показатели по объемам продаж и производства а также другие планы высшего уровня.

Планирование объемов продаж и  производства представляет разбивку информации по сегментам (группам). Оно обычно включает:

  • объем продаж;
  • производство;
  • запасы;
  • незавершенный объем производства;
  • отгрузка;

Из этих элементов Объем Продаж и Отгрузка - это прогнозы, т.к. это  внешние данные, которые прямому  контролю не поддаются. Объем производства планируется, это внутренний показатель, поддающийся прямому контролю. Планы  по объемам запасов и незавершенным  объемам производства контролируются косвенно, манипулируя данными прогнозов  объема продаж, прогнозов объема отгрузки и/или плана объемов производства.

Объемы запасов и незавершенки управляются по-разному, в зависимости  от типов продукции, выпускаемой  или продаваемой компанией. Плановый объем запасов - это важный фактор, особенно для тех компаний, которые  производят продукцию на склад. Плановый объем незавершенки является важным фактором для тех компаний, которые  производят продукцию на заказ.

Планирование ресурсов - это долгосрочное планирование позволяет оценить необходимый (для выполнения плана производства) и наличный объем ключевых ресурсов (люди, здания).

Планирование ресурсов затрагивает  только ключевые ресурсы и составляется на срок действия плана по производству (обычно 1 год). Ресурс может считаться  ключевым, если его стоимость достаточно велика или если срок его поставки достаточно велик или если от него зависят другие ресурсы. План производства будет нереален, если не будет обеспеченно наличие необходимого объема ресурсов. Планирование ресурсов - это долгосрочное планирование.

План-график производства. План-производства, наложенный на шкалу времени. Он показывает, что будет производиться, когда и в каких объемах.

Общее планирование вечностей, как  и планирование ресурсов, является долгосрочным и ведется ключевыми  ресурсами. Здесь используется план графика производства, а не данные производственного плана.

Планирование потребностей в материалах (MRP) отвечает на 4 основных вопроса:

  • Что мы собираемся производить.
  • Что нам для этого необходимо.
  • Чем вы уже располагаем.
  • Что нам необходимо дополучить.

План-график отвечает на первый вопрос "Что мы собираемся произвести". В достижение поставленных целей, ведется  планирование всей производственной и  дистрибуторской деятельности. Т.к. план-график также отвечает и на такие вопросы как "Сколько" и "Когда".

             Второй вопрос "Что нам для этого необходимо" по сути спрашивает: "Какие изделия/комплектующие нам нужно произвести (или закупить), чтобы выполнить планы?". Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно знать две вещи: план-график и правильные данные о составе изделия (структуре продукта, формуле продукта). План-гафик и данные о составе изделия позволяют системе определить Что, Сколько и Когда потребуется для того, чтобы произвести то, что нам нужно.

Вопрос "Чем мы уже располагаем" можно разделить на два вопроса: "Что у нас уже есть на руках" и "Что мы ожидаем по заказам". Наличный запас на складе - это ответ  на первый вопрос, а плановый объем  поступлений продукции с производства и от поставщиков - это ответ на второй вопрос. Все вместе эти данные не только дают информацию о наличном объеме запасов, но они также позволяют  системе оценить ожидаемый объем  запаса. Чтобы ответить на последний  вопрос, нужно знать ответы на три  предыдущих. Взяв то, что нужно произвести (брутто-потребности), отняв то, что  уже есть (на складе и плановые поступления), мы узнаем то, что нам нужно дополучить (нетто-потребности)[4].

 

Входные элементы и результаты работы МРП подсистемы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 3 – Входные элементы и результаты работы системы MRP II

             

Описание состояния материалов - это основной входной элемент MRP II в нем отражает макс полная информация о всех материалах и комплектующих  необходимых для производства дальнейших продуктов.

Программа производства -  представляет собой оптимизированный график распределения  времени для производства необходимой  партии готовой продукции в запланированный  период или диапазон периода

Перечень составляющих конечного  продукта – это список материалов и их количество, требуемых для  производства конечного продукта. Также  здесь содержится описание структуры  конечного продукта.

План заказов – определяет какое  количество каждого материала должно быть заказано в каждый рассматриваемый  период времени в течение срока  планирования.

Изменение к плану заказов –  модификации к крайне спланированным заказам.

Отчет об узких местах – предназначен для того, чтобы заблаговременно  проинформировать пользователя о промежутках  времени в течении срока планирования, которые требуют особого внимания и в которых может возникнуть необходимость внешнего управленческого  вмешательства.

Исполнительный отчет – является основным индикатором правильности работы МRP подсистемы. Имеет целью  оповещать пользователя о возникших  критических ситуациях в процессе планирования.

Отчет о прогнозах – представляет собой информацию, используемую для  составления прогнозах о возможных  будущих изменениях объемах и  характеристиках о продукции  полученную в результате анализ текущего в ходе пр. процесса и отчетах  о продажах.

Планирование потребности в  мощностях CRP – планирование среднего уровня, использует данных запланированных  МRP заказов для определения необходимого объема рабочего времени. Загрузка рабочих  мест рассчитывается на основе технического маршрута изготовления продукта, которое  определяет, каким именно образом  производится данный вид продукта.

 

 

 

 

 

 

 

Схема 4 - Планирование потребности  в мощностях CRP

 

 

Планирование потребностей в распределении (DRP) – данные подсистемы координируют спрос предложение и ресурсы  между подразделениями одной  или нескольких компаний.

 

 

 

 

Схема 5 – Потоки спроса и материалов

 

 

 

Схема 6 – Цепь поставок

 

 

 

 

 

 

 

Схема 7 – Центр дистрибуции

 

 

 

 

 

 

Схема 8 – Производственные мощности в двух городах

 

Данная подсистема отвечает на 3 вопроса:

  • что нам нужно получить (с других подразделений).
  • что мы собираемся поставить (другим подразделениям).
  • что мы можем поставить (другим подразделениям).

 

 

1.4 Схематический план работы MRP II – системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 9 – План работы MRP II

Система MRP II делит сферы отдельных  функций (процедур) на два уровня: необходимый  и опциональный. Для того, чтобы  программное обеспечение было отнесено к классу MRP II, оно должно выполнять  определенный объем необходимых (основных) функций (процедур). Некоторые поставщики ПО приняли различный диапазон реализаций опциональной части процедур этого  стандарта. [4].

 

  • ПРЕИМУЩЕСТВА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ   MRP II

 

2.1 Преимущества системы MRP II

 

После того, как вы решите вложить  средства в обучение персонала, в  обеспечение точности данных и в  систему MRP в замкнутом цикле, какие  преимущества могут быть получены в  результате успешного внедрения  системы? Как видно из истории  внедрений, результаты могут быть самыми разными, но при правильном понимании  принципов управления MRPII можно добиться многого:

    • улучшить обслуживание заказчиков - за счет своевременного исполнения поставок;
    • сократить цикл производства и цикл выполнения заказа - следовательно, бизнес будет более гибко реагировать на спрос;
    • сократить незавершенное производство - работа не будет выдаваться, пока не потребуется “точно ко времени” для удовлетворения конечного спроса;
    • значительно сократить запасы, что позволит более экономно использовать складские помещения и потребуется меньше средств на его хранение;
    • сбалансировать запасы - будет меньше дефицита и меньше устаревших запасов;
    • повысить производительность - людские ресурсы и материалы будут использоваться в соответствии с заказами с меньшими потерями; можно использовать анализ “что-если”, чтобы проверить, соответствует ли производство задачам предприятия по получению прибыли;
    • создать скоординированную группу управления, которая сможет решать стратегические и оперативные вопросы и организовать работу в соответствии с выработанным основным планом производства;

По существу, эти преимущества позволят одновременно добиться улучшения исполнения поставок, сокращения запасов, длительности циклов, текущих затрат и получить более высокую прибыль. Все это  в результате поможет вашей компании стать конкурентоспособной и  добиться наилучших достижений в  бизнесе как внутри страны, так  и на международном уровне. [5].

 

 

 

2.2 Развитие MRP II: распространение на "недискретные" типы производств

 

 

Как было отмечено выше, изначально методология MRP и MRP II-системы разрабатывались  для сборочных производств. Однако свыше 40% промышленных компаний мира представляют собой предприятия с другим типом  производства - процессным.

По классификации, предложенной Gartner Group, все многообразие производств  можно свести к трем основным типам:

    • проектное производство;
    • дискретное производство;
    • процессное производство.

Проектное производство - это уникальное разовое производство (например, ракетостроение, судостроение), технология которого заранее  не задана.

Основным отличительным признаком  дискретного производства является наличие счетных единиц выпускаемой  продукции, которая, в свою очередь, собирается из отдельных компонент. Поэтому в дискретном производстве основой для изготовления (сборки) конечного продукта является иерархическое  описание состава изделия (т. е. конструкторская  или производственная спецификация конечного изделия). Классический пример дискретного производства - машиностроение.

В дискретных производствах выделяют несколько существенно различных  видов организации производства:

    • изготовление на склад (Make-To-Stock - MTS): объем производства планируется, исходя из "оптимальной загрузки производственных мощностей"; при этом предполагается, что вся произведенная продукция найдет сбыт;
    • изготовление на заказ (Make-To-Order - MTO): объем выпуска планируется, исходя из поступивших заказов на продукцию, причем различают:
    • разработку на заказ (Engineering-To-Order - ETO), когда приходится начинать с проектирования заказанного изделия, разработки конструкторской и технологической документации;
    • сборку на заказ (Assembling-To-Order - ATO), при которой используется уже имеющаяся на предприятии конструкторская и технологическая документация на различные узлы, однако допускается небольшая вариабельность состава изделия, в зависимости от заказа клиента (при этом все исходные компоненты предполагаются имеющимися на складе);

Информация о работе Теоретические аспекты и примеры внедрения на предприятие системы MRP II