Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:33, доклад
Америк-й ученый Потер в 1975-80 гг.в период замедления роста и стагнации во многих отраслях пром-ти разработал концепцию конкур-й стратегии. В центре внимания предпр-я стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и так называемые конкурир-е силы рынка. Портер выделил пять движущих сил конкуренции: внутри-отраслевая конкур-я, угроза со стороны новых конкур-в, сильная позиция поставщиков, сильная позиция покупателей, угроза со стороны продуктов-заменителей.
Америк-й ученый Потер в 1975-80 гг.в период замедления роста и стагнации во многих отраслях пром-ти разработал концепцию конкур-й стратегии. В центре внимания предпр-я стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и так называемые конкурир-е силы рынка. Портер выделил пять движущих сил конкуренции: внутри-отраслевая конкур-я, угроза со стороны новых конкур-в, сильная позиция поставщиков, сильная позиция покупателей, угроза со стороны продуктов-заменителей.
Для получения прибыли выше средней предприятие должно иметь сильную позицию по отношению к конкурентам. Отправные пункты для построения и защиты сильной позиции: затраты; незаменимость продукта с точки зрения покупателя; объем обработки рынка.
Исследования Портера привели к следующему выводу: прежде всего крупные предпр-я с большей долей рынка, с одной стороны, и небольшие специализированные предпр-я- с другой, имеют шанс достичь требуемого уровня рентабельности. Отсюда следует: опасность средней позиции; рекомендация всем предприятиям, не имеющим средств или способностей для достижения лидерства на рынке, сконцентрировать свою работу на определенном сегменте и наращивать там преимущества по отношению к конкурентам.
На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции предпр-я, Портер построил так назыв-ю матрицу конкур-и. Выяснение особенностей исходной ситуации- основа для оценки, какая из позиций в матрице может принести предпр-ю наибольший успех. Модель Портера пригодна прежде всего для генерирования стратегий в расколотых, молодых, стагнирующих и зрелых отраслях, отличающихся с точки зрения концентрации, степени зрелости рынка и интенсивности мировой конкуренции.
Чтобы опередить своих конкурентов, необходимо, по Портеру, сконцентрироваться на одной из трех стратегий.
1. Лидерство в области затрат. Основная идея: все действия и решения предпр-я должны быть направлены на сокращение затрат. Прочие характеристики (качество, сервис), хотя и являются подчиненными, но не должны совсем оставаться без внимания.
Необходимые предпосылки: большая доля рынка и другие существенные преимущества; строжайший контроль расходов; использ-е возможностей затрат, например снижение расходов на исследования, сервис, рекламу.
Преимущества стратегии Портера: предпр-я с наименьшими затратами получают прибыль даже в том случае, когда другие конкуренты в результате сильной борьбы попали в зону убытка; преимущество в затратах защищает от сильных покупателей, которые не могут опустить цены ниже, чем затраты второго по эффективности продавца; низкие затраты дают преимущества по отношению к поставщикам, т.к. повышение цен меньше всего задевает лидера; низкие затраты создают высокие входные барьеры на рынках; при появлении продуктов-заменителей; лидер по затратам имеет большую свободу действий, чем его конкур-ты.
2. Стратегия дифференцирования. Основная идея: продукт предпр-я должен отличаться от продукции конкурентов и иметь нечто неповторимое с точки зрения потребителей. В этом случае можно установить высокую цену. Затраты играют второстепенную роль.
Необходимые предпосылки: особая известность предпр-я; широкие исследования; соответствующий дизайн; применение материалов высокого качества; интенсивная работа с потребителями; учет отношения цена- качество.
Преимущества дифференц-я: потребители связываются с маркой, их чувствительность к цене снижается, что дает преимущества по отнош-ю к конкурентам с более низкими затратами; лояльность клиентов и неповторимость продукта создает высокие входные барьеры на рынок; высокая прибыль облегчает отношения с поставщиками; своеобразность продукта ослабляет влияние крупных клиентов, высокая лояльность клиентов дает действенную защиту против продуктов- заменителей.
3. Концентрация на сегменте. Основная идея: обработка одного или нескольких сегментов рынка и достижение там или лидерства по затратам, или того или другое вместе. Возможные сегменты: избранные группы клиентов; географически ограниченные рынки.
Необходимые предпосылки: предпр-е должно обрабатывать сегмент рынка эффективнее, чем конкуренты, противостоящие на общем рынке; преимущества двух выше сказанных стратегий по отношению к 5 конкурирующим силам могут быть реализованы и на определенном сегменте рынка.
Критика концепции: концепция стратегии в конкуренции предусматривает наличие особой позиции по отношению к конкурентам; как достичь этих преимуществ, остается неизвестным. Концентрация на одной из этих стратегий может быть опасна в тех ситуациях, которые харак-ся быстрым изменением рыночных условий и условий окружающей среды.
Риск, связанный с отдельными стратегиями матрицы Портера:
1. Риск лидерства в области затрат: принципиальные технологические изменения могут обесценивать прежние инвестиции и эффект обучения; конкуренты могут перенять методы снижения затрат; концентрация на затратах ведет к неспособности своевременно распознать изменения требований рынка; непредсказуемые повышения затрат, например стоимости сырья и энергии, могут привести к уменьшению разрыва в ценах по сравнению с конкурентами, так что преимущества дифференцир-я не смогут быть более уравновешаны.
2. Риск дифференциации: отрыв в цене лидера по затратам может стать настолько большим, что для покупателей финансовые соображения будут важнее, чем верность марке; характер-ка продукта, на которой основывается дифференцирование (особое высокое качество или броский дизайн), может в результате изменения системы ценностей у потребителя потерять свое значение; подражания уменьшают преимущества, связанные с диффер-м.
3.Риск концентрации: различие в ценах му продуктами специализированных предпр-й и предпр-й, работающих на общем рынке, может стать настолько большим, что преимущества, которые имеют специфические для сегмента товары в глазах потребителя, не оправдают разницы в цене; всегда имеется опасность уменьшения различий му желаниями сегмента и всего рынка; конкуренты могут найти внутри сегмента подсегменты и специализироваться еще сильнее.