Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:36, контрольная работа
Страхова́ние — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их дел от различного рода опасностей. Страхование (страховое дело) в широком смысле — включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту. Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).
1 Страховой маркетинг………………………………………………………….3
1.1 Понятие и сущность страхования…………………………………………..3
1.2 Классификация и характеристика страхового рынка…………………….5
1.3 Стратегический маркетинг страховой компании…………………………7
1.4 Комплекс маркетинга страховой компании………………………………10
1.5 Особенности страхового маркетинга в Беларусии……………………….13
2. Ситуация для анализа……………………………………………………….22
3. Индивидуальное задание……………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………………….37
Содержание
1 Страховой маркетинг……………………………
1.1 Понятие и сущность страхования…………………………………………..3
1.2 Классификация и характеристика страхового рынка…………………….5
1.3 Стратегический маркетинг страховой компании…………………………7
1.4 Комплекс маркетинга страховой компании………………………………10
1.5 Особенности страхового маркетинга в Беларуси……………………….13
2. Ситуация для анализа…………………………
3. Индивидуальное задание……………………
Список использованной литературы………………………………………….37
Страхова́ние — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их дел от различного рода опасностей. Страхование (страховое дело) в широком смысле — включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту. Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии). Отношения между страховщиком и страхователем, определяющие, каким именно образом будет формироваться страховой фонд и каким образом он будет расходоваться, представляют собой метод создания страховых продуктов. В процессе исторического развития было выработано три метода создания страховых продуктов — самострахование, взаимное страхование, коммерческое страхование.[1,с.37]
Экономическая сущность страхования состоит в предоставлении страховой защиты. Страховую защиту можно объяснить как двустороннюю реакцию человечества на возможные опасности природного, техногенного, экономического, социального, экологического и другого происхождения. С одной стороны, страховая защита вызывается объективной потребностью физических и юридических лиц в сохранении своих имущественных интересов, связанных с различными сторонами жизнедеятельности. С другой стороны, эта потребность сопровождается соответствующей способностью людей в обеспечении названных интересов. Экономическая сущность страхования состоит в создании денежных фондов за счет взносов заинтересованных в страховании сторон и предназначенных для возмещения ущерба у лиц, участвующих в формировании этих фондов. Поскольку возможный ущерб (или страховой риск) носит вероятностный характер, то происходит перераспределение страхового фонда, как в пространстве, так и во времени. Можно сказать, что возмещение ущерба у пострадавших лиц происходит за счет взносов всех, кто участвовал в формировании этих страховых фондов.
Рынок страхования, страховой рынок — часть финансового рынка, на котором предлагаются услуги по страхованию. Услуги по страхованию на данном рынке предлагают страховые компании. Одним из важнейших принципов организации страхового рынка является обеспечение справедливой конкуренции страховых компаний. Важное значение для рынка страховых услуг имеет государственное регулирование страховой деятельности, которое предполагает обязательное лицензирование, контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховых организаций.
По отраслевому признаку выделяют:[2,с.29]
- рынок личного страхования;
- рынок страхования имущества;
- рынок страхования ответственности;
- рынок страхования финансовых рисков.
В свою очередь, каждый из перечисленных рынков состоит из отдельных сегментов. Сегмент рынка – это определенная группа потребителей страховых услуг, имеющая общие характеристики и параметры страхования. Например, рынок личного страхования включает в себя рынок страхования жизни; рынок медицинского страхования; рынок пенсионного страхования и т. д.; рынок страхования имущества включает в себя страхование имущества физических лиц и страхование имущества юридических лиц.
По территориальному признаку выделяют:
национальный страховой рынок;
региональный страховой рынок;
международный страховой рынок.
Национальный (страновой) страховой рынок – это рынок, спрос и предложение на страховые услуги на котором формируются в пределах страны. Институционально национальный страховой рынок состоит из страховых компаний, специализированных перестраховочных компаний, страховых брокеров, обществ взаимного страхования. Страховая деятельность на национальном рынке осуществляется в рамках национального страхового законодательства, контроль, за исполнением которого возлагается на государственный орган страхового надзора.
Региональный страховой рынок – это рынок спрос и предложение, на котором формируются в пределах конкретного региона (района, города). Региональный рынок объединяет страховые организации отдельных регионов страны, связанных между собой определенными интеграционными связями.
Международный страховой рынок - это совокупность национальных и региональных рынков. Это понятие относится к международным страховым организациям, сфера деятельности которых распространяется на зарубежные страны и характеризуется наличием сети подконтрольных филиалов и дочерних компаний в других странах, использованием технологического кооперирования и специализации подконтрольных фирм, контролем и координацией деятельности филиалов и дочерних компаний из одного центра.
Концепция стратегического маркетинга страховой компании включает в себя:
- систему целей: миссию, общеорганизационные и специфические цели;
- приоритетные (ведущие) принципы распределения ресурсов;
- правила осуществления управленческих действий.
Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в различного рода проектах, программах, планах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения.
В немалой степени стратегия зависит от имеющихся у организации ресурсов — материальных, финансовых, информационных, кадровых.
Важную роль в формировании стратегии играет потенциал развития организации, совершенствования ее деятельности и расширения масштабов, роста деловой активности и инноваций. После анализа спроса на страховые услуги и финансовых возможностей фирмы разрабатывается стратегический план маркетинга, который определенным способом связывает все его звенья, придает предприятию определенность и индивидуальность. Стратегическое планирование деятельности страховой организации предполагает достижение следующих целей:
- повышение контролируемой роли рынка;
- предвидение требований потребителя;
- разработку высококачественных страховых продуктов;
- поддержание репутации фирмы потребителей;
- установление уровня тарифных ставок с учетом условий конкуренции.
Таким образом, маркетинговое планирование помогает создать единство общей цели организации.
Процесс планирования включает ряд этапов, реализация которых направлена на определение миссии компании. Миссия позволяет сформировать образ компании. Внутренняя миссия связана с собственным развитием страховой компании, с решением проблем производственного и товарно-сбытового менеджмента. Внешняя миссия заключается в обеспечении устойчивости экономического развития клиентов страховщика путем удовлетворения их потребностей в страховых услугах в необходимом объеме и в соответствии с высшими профессиональными и этическими стандартами.
Созданием миссии организации должны заниматься руководители компании. Внешняя миссия — мощный инструмент в конкурентной борьбе. Здесь необходимо учитывать сильные и слабые стороны страховщика на основе соответствующих рыночных возможностей. Любую слабую сторону следует оценить с точки зрения ее значимости и действий, направленных на ее нейтрализацию или превращение этой слабости в сильную сторону. В долгосрочной перспективе выживание и развитие страховой фирмы зависят от ее способности создать и отслеживать динамику массива информации, чтобы своевременно предвидеть изменения на рынке и состояние конкурентов.
Выработка стратегии невозможна без обладания широкой информацией о страховой организации в целом, трудностях в ее деятельности при достижении поставленной цели, экономическом состоянии страхового поля, его освоении, наличии конкурентов и целого ряда других факторов, влияющих на перспективу деятельности страховой компании.
Анализ собранной стратегической информации позволяет сделать выводы о тенденциях развития самой страховой организации и ее окружения, имеющие в основном характер прогноза, т.е. системы аргументированных представлений о направлении развития и будущем состоянии страховой компании. Основания прогноза: специальные обследования, вероятностный математический анализ и анализ рядов, индивидуальные опросы специалистов, сценарии на случай непредвиденных обстоятельств. Иными словами, составляется стратегический план развития деятельности страховой компании.
Способы, обеспечивающие успешное проведение стратегического планирования:
- планирование как процесс обучения в постановке достижимых целей,
- составлении планов действия и их исполнения;
- использование консультантов для обучения навыкам анализа и принятия;
- стратегических решений;
- подготовка персонала, менеджеров должна быть скоординирована с планом действий;
- признание важности человеческого фактора как в плане подготовки кадров, так и в разработке перспективных идей. Лидирующая роль отводится верхним эшелонам управления;
- управляющие всех уровней и подчиненные должны быть в курсе стратегической линии и приоритетов страховой компании. Знание приоритетов позволяет быстро вносить коррективы в работу страховой компании.
Высшее руководство формирует цели, но их достижение зависит от управляющих среднего звена.
Комплекс маркетинга как метод управления коммерческой деятельностью страховых кампаний и метод исследования рынка страхования применяется недавно. Маркетинг определяет одну из основных функций деятельности страховых компаний – её сбытовую деятельность, направленную на продвижении е страховых услуг от страховщика к страхователю. Маркетинг рассматривается как комплекс услуг по вопросам организации и управления всей деятельности страховой компании. Он может быть определён как ряд функций страховой компании включающий в себя:[3,с.71]
· Планирование;
· Рекламирование;
· Организация сети продвижения страховых полисов;
· Статистика.
Служба маркетинга страховых компаний рассматривается как мозговой центр. Источник информации и рекомендации по перспективам развития страхования. Самой признанной в западной практике страхования является модель «4П», которая состоит из 4-х уровней:
· Страхователи. Увеличение их числа является целью усилий маркетинга страховщика. Любая страховая компания в условиях рынка существует только тогда, когда есть спрос на страховые услуги, которые она предлагает.
· Страховые услуги – перечень видов договоров, с которыми работает данный страховщик, компания, ассоциация.
· Цена страхового обслуживания – тарифная ставка, применяемая при заключении конкретного вида договора. Соизмеряется величиной риска, расходами страховщика на ведение дела и другими факторами.
· Рынок - физическая или
юридическая возможность
С точки зрения экономической теории, формирование спроса – это целенаправленное воздействие на потенциальных покупателей, с целью повышения существующего спроса.
Маркетинг страховщика включает в себя следующие элементы:[4,с.69]
· Изучение потенциальных покупателей.
· Изучение мотивов потенциального клиента при заключении договора страхования.
· Анализ собственного рынка страховых компаний.
· Исследование продукта (вид страховых услуг).
· Анализ форм и каналов продвижения страховых услуг от страховщика к потенциальному клиенту.
· Изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции.
· Исследование рекламной деятельности, определение наиболее эффективных способов продвижения страховых услуг.
1.Изучение потенциальных
покупателей. В рамках этого
анализа определяется
2.Изучение мотивов