Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение деятельности и значимости отдела маркетинга на предприятии.
Предметом моей курсовой работы является отдел маркетинга на Челябинском металлургическом комбинате.
Объектом данной курсовой работы является деятельность отдела маркетинга на предприятии.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные положения при организации отдела маркетинга на предприятии.
2. Изучить взаимоотношения отдела маркетинга с другими отделами предприятия.
3. Выделить организационные структуры отдела маркетинга.
4. Проанализировать работу отдела маркетинга на предприятии.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава І. Основные подходы в организации отдела маркетинга на предприятии…5
1.1 Основные положения об организации отдел маркетинга на предприятии……5
1.1.1 Задачи и функции отдела маркетинга на предприятии………………………6
1.1.2 Взаимодействие отдела маркетинга с другими отделами на предприятии…9
1.2 Организационные структуры отдела маркетинга……………………………...13
Глава ІІ. Организация отдела маркетинга на Челябинском металлургическом комбинате…………………………………………………………………………….19
2.1 Характеристика Челябинского металлургического комбината………………19
2.2 Оценка существующей организационной структуры отдела маркетинга на предприятии ЧМК……………………………………………………………………20
2.2.1 Организационная структура отдела маркетинга……………………………..20
2.2.2 Функции отдела маркетинга на ЧМК………………………………………...20
2.2.3 Взаимосвязь отдела маркетинга на ЧМК с другими отделами предприятия…………………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………...…24
Список литературы…………………………………………………………………..25
Приложение…………………………………………………………………………..27
- анализ эффективности ценовой политики;
- анализ
кредиторской и дебиторской
8. Выявление ключевых внутренних и внешних проблем для предприятия.
9. Разработка предложений по эффективному распределению и использованию всех ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий.
10. Разработка
стратегии развития
11. Согласование
программ мер по снижению
12. Выявление потребности потребителей в новых видах продукции.
13. Координация
деятельности всех
14. Участие в разработке предложений и рекомендаций по изменению технических, экономических и других характеристик продукции с целью улучшения ее потребительских качеств.
15. Организация разработки стратегии проведения рекламных мероприятий в средствах массовой информации с помощью наружной, световой, электронной, почтовой рекламы, рекламы на транспорте.
16. Организация
участия предприятия в
17. Подготовка предложений по формированию фирменного стиля предприятия.
18. Руководство работой сервисных центров по гарантийному обслуживанию и ремонту продукции предприятия, подготовка предложений по технически обоснованному планированию и производству запасных частей (по количеству и номенклатуре). (6)
1.1.2 Взаимодействие отдела маркетинга с другими отделами на предприятии.
Для выполнения функций и реализации прав, отдел маркетинга взаимодействует:
1. С главной бухгалтерией по вопросам:
- бухгалтерских данных о движении, реализации, запасах продукции;
- итогов
инвентаризации материально-
- нормативов
на представительские,
В свою очередь отдел предоставляет бухгалтерии следующие данные:
- отчеты о затратах, произведенных на маркетинговые исследования;
- расчеты затрат на послепродажное обслуживание продукции;
- сведения о ценах на материально-технические средства у поставщиков, тарифах на услуги по перевозке, проведению рекламных мероприятий;
2. С
финансовым отделом по
- анализа затрат, произведенных за месяц (квартал, год);
- сведений о кредиторской и дебиторской задолженности;
Отдел маркетинга предоставляет данные финансовому отделу о:
- обобщенных данных о спросе на выпускаемую предприятием продукцию;
- расходах на формирование спроса и стимулирование сбыта, проведение рекламных кампаний, участие в выставках, ярмарках, выставках-продажах;
- конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции;
3. С отделом контроля качества по вопросам:
- сведений
о дефектах изготовленной
- обобщенных
результатов рекламационной
- сведений о технологических изменениях продукции;
- сведений о мероприятиях по повышению качества продукции;
- отчетов
о проверке образцов продукции,
Отдел маркетинга предоставляет данному отделу:
- сведения по рекламациям;
- информацию о несоответствии заявленного качества продукции в течение гарантийных сроков;
- представления о постановке или снятии с гарантийного обслуживания;
- сведения службы послепродажного и гарантийного обслуживания о недостатках продукции, выявленных в процессе ее использования или эксплуатации; (4)
4. С отделом сбыта по вопросам:
- сведений
о заключенных договорах
- планов
реализации продукции на месяц,
- отчетов
о выполнении планов
- заявок на проведение маркетингового анализа оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию;
- отзывов контрагентов на поставляемую продукцию;
- документов,
необходимых для оформления
Отдел маркетинга предоставляет:
- обобщенную информацию о спросе на выпускаемую предприятием продукцию, в том числе по отдельным позициям номенклатуры, и о факторах, определяющих его;
- сведения о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции;
- информацию о состоянии товарного рынка;
- сведения о крупных покупателях продукции (предполагаемых и действительных объемах оборотов, финансовой способности, устойчивости на товарном рынке, пр.);
- сведения о планируемых выставках, ярмарках;
5. С юридическим отделом по вопросам:
- результатов правовой экспертизы на соответствие действующему законодательству представленных для визирования договоров, приказов, распоряжений, инструкций;
- согласованных
претензий и исков к
- разъяснений действующего законодательства и порядка его применения;
- анализа
изменений и дополнений
Отдел маркетинга в свою очередь предоставляет юридическому отделу:
- приказы, распоряжения, инструкции, проекты договоров для правовой экспертизы;
- материалы для предъявления претензий и исков к контрагентам и покупателям по поводу нарушения ими договорных обязательств;
- претензии, предъявленные предприятию контрагентами;
- имеющиеся сведения о поставщиках, покупателях, иных контрагентах;
- заявки на поиск необходимых нормативно-правовых документов и на разъяснение действующего законодательства.
6. С отделом организации и оплаты труда, с отделом кадров и с отделом подготовки кадров по вопросам:
- штатных
расписаний и положений о
- положений о персонале;
- положений о премировании;
- графиков работы предприятия;
- планов
подготовки и повышения
- отчетов о выполнении заявок на подбор кадров
Отделу маркетинга необходимо поддерживать самые тесные контакты с отделом кадров с тем, чтобы подготовить четкое описание должностных обязанностей каждого из сотрудников и требований, которым должны отвечать соискатели. Эта задача более сложная в отношении специалистов по маркетингу, чем в отношении специалистов других профессий. (14)
Роли, которые играет отдел маркетинга в компании, могут быть различными. Можно условно выделить следующие из них:
1. «Спасатели».
От отдела маркетинга в этом
случае ждут действий и
2. «Сопровождение
продаж». Отдел маркетинга
3. «Аналитики».
В этом случае основная задача
отдела маркетинга в сборе
и анализе информации о
4. «Стратеги». На практике встречается нечасто и, в основном, в крупных компаниях. В данном случае отдел маркетинга принимает активное участие в разработке стратегии компании и, в определенной мере, занимается координацией работы других подразделений. В этом случае он уже не обслуживает отдел сбыта, а наоборот диктует ему, куда двигаться дальше и делает прогнозы относительно объемов продаж при реализации той или иной стратегии. В отношении финансов, отдел маркетинга в данном случае обычно обладает наибольшей финансовой самостоятельностью и отчитывается уже, в основном, перед генеральным директором. (1)
От того, какую роль отдел маркетинга больше играет, зависит его положение в компании.
1.2 Организационные структуры отдела маркетинга.
Эффективность реализации концепции маркетинга во многом зависит от организационной структуры службы маркетинга. Она может иметь много вариантов построения. Здесь не существует универсальной схемы. Отделы маркетинга могут быть созданы на разных основах. Они, как правило, являются частью коммерческой сферы деятельности предприятия. Однако на предприятиях, производящих специфическую продукцию, эти элементы иногда становятся элементом технической сферы. (2)
При создании службы маркетинга на предприятии не обходимо обратить внимание на вопросы:
- Какое место занимает служба маркетинга в структуре организации.
- Как она взаимодействует с другими службами.
- Функции отдела маркетинга.
- Образование и численность сотрудников службы маркетинга.
- Материальная база и принципы формирования маркетингового бюджета.
Фирма должна разработать такую структуру службы маркетинга, которая в состоянии взять на себя всю маркетинговую работу. Если фирма очень маленькая, все маркетинговые обязанности могут быть возложены на одного человека. Ему будет поручено заниматься и маркетинговыми исследованиями, и организацией сбыта, и рекламой, и службой сервиса для клиентов и т.д. Этого человека могут называть управляющим службой сбыта, управляющим по маркетингу или директором маркетинга. Если фирма большая, в ней обычно работают несколько специалистов в области маркетинга: продавцы, управляющие службой сбыта, исследователи маркетинга, специалисты по рекламе, управляющие производствами простых и марочных товаров, управляющие по сегментам рынка и работники службы сервиса для клиентов.
Информация о работе Создание отдела маркетинга на предприятии