Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 10:43, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть создание маркетинговой информационной системы предприятия.
Задачи исследования следующие:
определить цель создания маркетинговой информационной системы;
рассмотреть концепцию системы маркетинговой информации;
рассмотреть состав маркетинговой информационной системы;
рассмотреть проектирование маркетинговой информационной системы;
охарактеризовать предварительный анализ МИС;
рассмотреть планирование разработки и эксплуатации маркетинговой информационной системы;
рассмотреть специфические аспекты работы маркетинговой информационной системы.
Введение……………………………………………………………………..
3
Раздел 1. Общая характеристика маркетинговых информационных систем…………………………………………………
6
1.1 Концепция системы маркетинговой информации
6
1.2. Цель создания маркетинговой информационной системы
8
1.3 Состав маркетинговой информационной системы
11
Раздел 2. Этапы разработки и эксплуатации маркетинговой информационной системы..........................................................................
17
2.1. Проектирование маркетинговой информационной системы….
17
2.2. Предварительный анализ МИС………………………………….
18
2.3. Планирование разработки и эксплуатации маркетинговой информационной системы……………………………………………
22
2.4. Специфика работы маркетинговой информационной системы
27
Выводы……………………………………………………………………...
30
Литература………………………………………………………………….
32
Преимущества от использования маркетинговой информационной системы трудно переоценить. Ее внедрение позволит существенно повысить эффективность работы компании за счет своевременной реакции компании на изменения (как во внешней среде, так и внутри компании) и принятия обоснованных управленческие решений. [10]
Изменения после внедрения МИС:
1. Увеличивается
объем, качество и
2. Появляется возможность оперативного выявления «проблемных» зон и реагирования на них (как во внутренней, так и во внешней среде);
3.Компания получает
возможность более удачного
4. На основании получаемой информации предприятие может фокусироваться на выделенных клиентах, товарных группах, грамотно направлять инвестиции в продвижение продукции на целевых потребителей;
5. Повышается
информационная обеспеченность
и эффективность принимаемых
решений, направленных на дости
6. Повышается
спрос на маркетинговую
7. Сокращается время на принятие решений;
1.3 Состав
маркетинговой информационной
Сама система состоит из четырех основных блоков:
Система внутренней отчетности. На предприятиях существует внутренняя отчетность, она отражает показатели текущего сбыта, суммы издержек, объемы материальных запасов, состояние и движение финансовых средств. Применение компьютеров позволяет фирмам создавать всеобъемлющие системы внутренней отчетности, способные обеспечить информационное обслуживание всех подразделений.
Во многих американских
компаниях данные о сбыте получают
ежедневно. Управляющие зональными,
региональными и районными
Воспользовавшись компьютерной сетью фирмы, торговые агенты могут ответить на вопросы клиентов о наличии товара. Компьютер укажет, каковы запасы на ближайшем складе и когда можно будет отгрузить товар. Если на ближайшем складе запасов нет, компьютер проверит все остальные, расположенные поблизости, в поисках нужного товара. Если запасов нет ни на одном складе, компьютер укажет, где и когда будет изготовлена необходимая партия. Торговый агент тратит на получение ответа считанные секунды и имеет явное преимущество перед нерасторопными конкурентами.
В России пока очень немногие
фирмы используют такие системы.
Хотя еще в 70-80-х годах подобные
системы создавались и в ряде
случаев успешно
Система сбора текущей маркетинговой информации. Это набор источников и методических приемов, посредством которых руководители получают повседневную информацию о событиях, происходящих в коммерческой среде.
Руководители собирают внешнюю текущую маркетинговую информацию, читая книги, газеты и специализированные издания, беседуя с клиентами, поставщиками, обмениваясь сведениями с другими управляющими и сотрудниками фирмы. Хорошо организованные предприятия принимают дополнительные меры, чтобы повысить качество и увеличить объем собираемой внешней текущей маркетинговой информации.
Фирмы обучают и поощряют своих продавцов фиксировать происходящие события и сообщать о них. Продавцы, коммерческие агенты, дилеры находятся в исключительно выгодном положении для сбора сведений, которых не получишь никакими другими методами. В некоторых фирмах специально назначают ответственных за сбор текущей маркетинговой информации, прибегают к услугам так называемых мнимых покупателей, которые следят за тем, как персонал собирает информацию. Но лишь заинтересованность, причастность к делам фирмы всего ее персонала позволяет работать наиболее эффективно.
О конкурентах можно многое узнать, приобретая их товары, посещая специализированные выставки, читая рекламу и публикуемые отчеты, а также присутствуя на собраниях акционеров и беседуя с бывшими и нынешними служащими конкурирующих организаций, их дилерами и поставщиками.[6]
Малые и средние фирмы покупают сведения у сторонних поставщиков маркетинговой информации. Крупные фирмы имеют специальные отделы по сбору и распространению текущей маркетинговой информации. Сотрудники этих отделов представляют управляющим по маркетингу специально подготовленные информационные бюллетени, которые содержат актуальные новости, и ведут досье, где собраны интересующие фирму сведения. Аналитики отделов помогают управляющим оценить вновь поступающую информацию. Подобные службы позволяют резко повысить качество информации, поступающей к управляющим.
Система маркетинговых исследований. Некоторые ситуации руководителям нужно изучать подробно. Например: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого стремится заполучить в студенты выпускников школ с успеваемостью выше среднего уровня. Ректорату нужно знать процент выпускников, которые слышали об университете, знать, что именно им известно, каким образом узнали и как они к вузу относятся. Эта информация помогла бы университету усовершенствовать программу своих коммуникаций.
Такая ситуация требует проведения формального исследования. Поскольку у управляющих нет на это, как правило, ни времени, ни умения, маркетинговое исследование нужно заказывать.
Маркетинговые исследования – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.
Проведение маркетинговых исследований можно заказать несколькими способами. Мелкая фирма может привлечь для проведения исследования студентов и преподавателей местного экономического вуза или колледжа, может нанять для этого специализированную организацию.
Крупнейшие компании имеют собственные отделы маркетинговых исследований, В таком отделе может быть от одного до нескольких десятков сотрудников. Управляющий службой маркетинговых исследований обычно подчиняется директору по маркетингу и выполняет функции руководителя исследований, администратора и консультанта. Среди сотрудников отдела — разработчики планов исследований, статистики, социологи, психологи, специалисты по математическому моделированию.[11]
Наиболее типичные задачи маркетинговых исследований:
1. Изучение характеристик рынка.
2. Оценка потенциала рынка.
3. Анализ распределения долей рынка.
4. Анализ сбыта.
5. Анализ тенденций деловой активности.
6. Изучение товаров конкурентов.
7. Краткосрочное прогнозирование.
8. Оценка реакции на новый товар.
9. Долгосрочное прогнозирование.
10. Изучение политики цен.
Система анализа маркетинговой информации. Данная система – это набор эффективных методов анализа маркетинговых данных и проблем маркетинга. Эта система нашла широкое распространение в таких корпорациях, как «Дженерал моторе», «Дженерал электрик», во многих крупных и сравнительно небольших фирмах.
Основу любой системы
анализа маркетинговой
Статистический банк – совокупность современных методик статистической обработки информации, которые позволяют наиболее полно вскрыть взаимозависимости в рамках имеющейся подборки данных, установить степень их статистической надежности. Методики статистической обработки информации включают:
1. Корреляционный анализ.
2. Регрессионный анализ.
3. Факторный анализ.
4. Дискриминантный анализ.
5. Кластерный анализ.
6. Анализ временных рядов.
Банк моделей – это набор математических моделей, способствующих принятию оптимальных маркетинговых решений деятелями рынка. Каждая модель состоит из совокупности взаимосвязанных переменных, представляющих некую реально существующую систему (процесс или результат). Это модели ценообразования, модели выбора мест расположения, модели бюджетов и др. Они помогают. получить ответы на вопросы «а что, если?» и «что лучше?»[17]
Создано огромное количество
моделей, помогающих руководителям
устанавливать границы
Раздел 2. Этапы разработки и эксплуатации информационной системы
2.1. Проектирование
маркетинговой информационной
Очевидно, что
маркетинговые информационные системы
относятся к классу больших и
сложных систем. Известно, что большая
и сложная система характеризуе
Все эти признаки характерны для МИС, причём они должны обладать такими основными показателями качества функционирования как:
1) эффективностью
(способностью к выполнению
2) надёжностью
(способностью к
3) устойчивостью
(способностью сохранять требуе
При исследовании, анализе, проектировании, внедрении и эксплуатации МИС необходимо учитывать перечисленные особенности и показатели качества сложных систем. Особое внимание следует обращать на учёт и анализ взаимосвязей и взаимодействий между элементами и звеньями информационной системы, между самой системой и внешней рыночной средой. Решение этих вопросов при построении, внедрении и эксплуатации МИС, естественно, следует осуществлять с использованием системного подхода, общепризнанного в методологии современного научного познания сложных систем.
С точки зрения теории управления проектами, разработку и эксплуатацию информационной системы, в т. ч. МИС, можно разбить на следующие этапы:
Рассмотрим более подробно первые три этапа.
1. Определение проблемы. Очень часто руководство организации затрудняется правильно определить, что же разрабатываемая информационная система должна делать, каким образом оценивать эффективность ее работы и т.д. Проекты по разработке и эксплуатации ИС могут быть весьма дорогими и не всегда очевидно, будет ли положительный эффект для организации, а если будет, то как его количественно оценить.
Реальной проблемой, для решения которой требуется МИС, может являться недостаток качественной информации, что не позволяет проводить адекватный анализ интересующей предметной области (как правило, рынков и товаров, с которыми работает организация). На этапе определения проблемы, помочь разрешить которую должна проектируемая МИС, проводится приближенный анализ следующих блоков вопросов:
Информация о работе Создание маркетинговой информационной системы предприятия