Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 12:14, курсовая работа
Целью работы является анализ и оценка маркетинговой деятельности на предприятии розничной торговли, а также разработка путей совершенствования деятельности розничного предприятия в рамках улучшения маркетинговой деятельности.
В ходе работы ставятся следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты маркетинговых инструментов;
•оценка общего состояния предприятия;
•анализ маркетинговой деятельности предприятия;
- предложить варианты повышении эффективности управления маркетинговой деятельностью на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. теоретические аспекты изучения маркетинговых инструментов предприятия розничной торговли
7
1.1 Понятие маркетинговых инструментов и основные элементы 7
1.2 Особенности применения маркетинга в розничной торговле 13
Глава 2. Изучение комплекса маркетинга розничного предприятия на примере ООО «ТД «АРС» за 2007-2009гг.
18
2.1 Маркетинговый анализ деятельности предприятия 18
2.2 Оценка эффективности используемых маркетинговых инструментов 26
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию используемых маркетинговых инструментов
29
3.1 Предложение по улучшению маркетинговых мероприятий 29
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 33
Заключение 35
Список использованных источников
За последние годы в маркетинге розничной торговли произошли серьезные изменения: баланс сил в дистрибьюции товаров и услуг сменился от производителей к розничным продавцам. При этом наблюдаются фундаментальные различия между розничной торговлей и производством.
Маркетинговые инструменты в розничной торговле разделяют на стратегические и операционные. На уровне стратегий основная деятельность состоит в поиске среды, разработке стратегии и создании подходящей организации для применения этих стратегий.
На операционном уровне осуществляются дополнительные маркетинговые функции - сбор информации для принятия решений, осуществление стратегий через тактические решения, а также сбор и управление операционными ресурсами на уровне магазина. Хотя виды маркетинговой деятельности теоретически должны подходить ко всем секторам розничной торговли, здесь имеются серьезные различия. Например, маркетинговые стратегии, которыми пользуются универмаги и супермаркеты, отличаются вследствие того, что у них будет различный товарный ассортимент, стратегии сегментации, направления и методы конкурентной борьбы и организационные стрктуры.
На рисунке 1.3 представлены маркетинговые инструменты в розничной торговле.
Рис. 1.3
Маркетинговая деятельность в розничной
торговле
Существуют различия между маркетинг-миксами на производстве и в розничной торговле:
1) Мотивы совершения покупки. Мотивы совершения покупки в магазине отличаются от приобретения товаров и услуг для бизнеса.
2) Ассортимент продукции. Количество и тип продукции запрашиваемые потребителями у розничных продавцов, намного превосходят товарный ассортимент производителей. Спектр товарного ассортимента в розничной торговле гораздо шире.
3) Маркетинг-микс в розничной торговле. Элементы маркетинг-микса в розничной торговле отличаются от элементов маркетинг-миксов производителей. Выделяют четыре уровня товарного предложения розничного продавца: физический продукт; сам магазин; общая обстановка, которая создается в магазине; сопутствующие услуги. Они утверждают, что другие элементы микса также могут иметь отличия.
4) Ценообразование. Исследования, которые проводятся в отделах маркетинга розничных компаний, выявили, что ценообразование является главным элементом конкурентной борьбы в розничной торговле. Оно направлено на предоставление ценности потребителям, а не на повышение объемов продаж или наращивание валовой прибыли. Нашлись также доказательства того, что привлекательные цены являются наиболее важной формой продвижения товаров в розничной торговле.
Основная задача торговых предприятий — обеспечить возможность покупки какого-либо товара при соответствующем качестве торгового обслуживания. Предлагаемый же набор услуг — это одно из основных средств сделать свой магазин отличным от остальных. Так, например, известный французский торговый ритейл «Ашан» (число представленных гипермаркетов в России – 23) предлагает такие виды услуг своим посетителям:
- бесплатная выдача «карточки клиента», с помощью которой можно расплачиваться за произведенные покупки;
- бесплатная доставка товара начиная со стоимости от 5000 руб.;
- обмен товара;
- зоны отдыха на каждом этаже;
- заказ столового и постельного белья в любом количестве;
- заказ посуды, столовых приборов, сервизов, фарфора, кухонного оборудования;
- заказ книг с доставкой в течение 24 часов;
- ремонт часов, смена и подзарядка батареек;
- детские игровые комнаты;
- комнаты для грудных младенцев;
- фотоуслуги;
- резервирование товаров;
- подбор и составление товарных комплектов;
- упаковка товаров;
- хранение багажа;
- отдел потерянных вещей;
- бесплатный вызов такси.
Как правило, с помощью отличного от конкурентов набора услуг, предлагаемых покупателю торговой точкой, предприятие торговли определяет свое положение по отношению к конкурентам. В торговом маркетинге происходит трансформация и цены. Цена торговой услуги выступает в виде торговой наценки. Поэтому с экономической точки зрения основное значение для торговли приобретает не цена продаваемого товара, а размер наценки, который определяется затратами предприятия торговли в процессе создания и предоставления своих услуг покупателю, и прибыли. Поэтому торговое предприятие может использовать гибкое ценообразование и максимально учитывать психологическую составляющую при установлении цены, например, не 20 рублей за товар, а 19 рублей 90 копеек.
Сильнейшее влияние оказывает на комплекс торгового маркетинга оформление. Данный фактор включает в себя типы планировок магазина, распределение торговых площадей между различными отделами, непосредственное размещение и способ представления товара в магазине, обеспечение соответствующего интерьера магазина, дизайна фасада, витрин, магазинную атмосферу.
Выделяют три типа планировок — это решетка, трек и произвольная. Решетка характерна для продовольственных магазинов. Ее основу составляют длинные стеллажи с товарами, разделенными проходами. Данная планировка позволяет использовать торговое помещение наиболее оптимальным образом.
Трек представляет собой один центральный проход, от которого идут входы в отдельные магазинчики, секции. Каждая секция имеет свою собственную планировку. В таблице 1.1 представлена классификация предприятий розничной торговли.
Таблица 1.1
Классификация предприятий розничной торговли
Уровень обслуживания | Предлагаемый товарный ассортимент | Относительное внимание к ценам | Характер (форма)
торгового обслуживания |
Принадлежность магазина | Разновидность концентрации магазинов |
1.
Магазин
самообслуживания |
Специализированный магазин | Магазин сниженных
цен
(дискаунтный, комиссионный) |
Торговля с заказом по почте, телефону | Корпоративная сеть | Центральный деловой район |
2. Магазин со свободным отбором товара | Универмаг | Склад-магазин (кэш энд кэрри) | Торговые автоматы | Добровольная сеть | Разбросанное расположение |
3. Магазин с ограниченным отбором товара | Бентам, универсам, супермаркет, гипермаркет | Магазин модных товаров | Торговля по
электронным каналам |
Потребительский кооператив | Районный торговый центр |
4. Магазин традиционной торговли (через прилавок) | Комбинированный универсам-торговый комплекс (торговый дом) | Уличная торговля:
лари, контейнеры, автофургоны, палатки, тележки |
Торговля по каталогу | Розничный конгломерат | Изолированное расположение |
Произвольная планировка — все ходы и конструкции располагаются асимметрично (небольшие магазины, бутики в рамках крупных торговых центров).
Как правило, 90% площади магазина должно отводиться для продажи. Лучшие места используются для товаров, которые хорошо продаются. Распределение торговых площадей для различных групп товаров начинается с определения процентов, которые дадут продажи в данном отделе в сумме общих продаж торгового предприятия (10% от объема продаж — 10% площади магазина). Далее учитываются несколько факторов корректировки полученных данных: прибыльность товара, его сезонность, представление товара, на какие изделия будет сделан акцент, взаимовлияние расположения некоторых предметов на движение покупателей и число покупок.
На выбор способа оформления товара внутри предприятия розничной торговли влияют следующие факторы:
- имидж магазина — например, все размеры одного товара представлены сразу - это создает чувство упорядоченности;
- упаковка — поштучно, на вес и так далее;
- природа товара — бутылки (на полке), косметика (пробники).
В таблице 1.2 представлены основные задачи маркетинга в розничной торговле.
Таблица 1.2
Основные задачи маркетинга в розничной торговле
Задачи маркетинга | Содержание |
1 | 2 |
Разработка маркетинговых стратегий | - размещение предприятия;
- формирование имиджа; - создание розничной сети; - определение уровня специализации; - организация новых форм торговли диверсификация деятельности. |
Продолжение таблицы 1.2
1 | 2 |
Проведение маркетинговых исследований | - исследование
магазинов-конкурентов;
- исследование работы наиболее известных предприятий торговли; - исследование поведения покупателей в торговом зале; - исследование рынка поставщиков. |
Маркетинг закупок | - оценка поставщиков
по имиджу торговых марок товаров, деловой
репутации;
- разработка политики закупок |
Разработка маркетинга-микса | - товарная и ассортиментная
политика;
- марочная политика; - ценовая политика; - решения по форме продаж; - решения по уровню обслуживания; - коммуникативная политика; - сервисная политика. |
Организация мерчендайзинга | - решения по планировке
торгового зала;
- решения по размещению товаров; - решения по дизайну торгового зала |
Маркетинг-аудит торговой деятельности | - организация ревизии
товарного ассортимента;
- организация работы с претензиями покупателей |
Решения по подбору торгового персонала | - разработка требований
к персоналу;
- обучение персонала; - работа персонала в торговом зале. |
В зависимости от поставленных задач выбирается универсальная методика продвижения или разрабатывается эффективное комплексное решение с учётом особенностей сбытовых каналов и отдельных магазинов.
Глава 2. Изучение комплекса маркетинга розничного
предприятия на
примере ООО «Торговый
дом «АРС»
2.1
Маркетинговый анализ
Объектом исследования в настоящей курсовой работе выступило общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «АРС», действующее в г. Орске и находящееся по адресу: г. Орск, ул. Путейская, 4.
Основным видом деятельности организации является розничная торговля продовольственными товарами и напитками, в частности кондитерскими изделиями, замороженными полуфабрикатами, молочной продукцией, подсолнечным маслом и другими товарными группами.
Кроме того, компания реализует продукцию марок «Махеев», «Еда без труда», «VITALAND», «CAMPINA». Сложно перечислить все наименования, которые весьма часто встречаются в ассортиментном ряду компании: счет их идет на сотни. Самое главное в деятельности ТД «АРС», начавшейся в нашем городе семь лет назад, заключается в том, что компания является крупным заказчиком у лидера рынка соков Восточной Европы, входящего в десятку крупнейших мировых соковых производителей компании «Лебедянский».
Предприятие имеет достаточно широкую сбытовую сеть во всем Восточном Оренбуржье, включая такие города и поселки, как Орск, Новотроицк, Гай, Медногорск, Кувандык, Ясный и др.
Непосредственными
Динамика основных экономических показателей деятельности ООО «Торговый Дом «АРС» приведена в таблице 2.1.
Наименование показателя | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Темпы роста, % | ||
2008
г. к
2007 г. |
2009 г. к 2008 г. | 2009 г.к
2007 г. | ||||
1. Товарооборот, тыс. руб. | 118 567,8 | 115 456,3 | 122 786,2 | 97,4 | 106,3 | 103,6 |
2. Издержки обращения, тыс. руб. | 103 101,7 | 99 961,9 | 106 032,8 | 97,0 | 106,1 | 102,8 |
3.Прибыль от реализации, тыс. руб. | 15 466,1 | 15 494,4 | 16 753,4 | 100,2 | 108,1 | 108,3 |
4. Процент наценки, % | 15,0 | 15,5 | 15,8 | 103,3 | 101,9 | 105,3 |
5. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 3 969,9 | 3 508,0 | 4 517,9 | 88,4 | 128,8 | 113,8 |
6.
Численность работающих |
40 | 38 | 39 | 95,0 | 102,5 | 97,5 |
7.
Товарооборот на одного |
2 964,2 | 3 038,3 | 3 148,4 | 102,5 | 103,6 | 106,2 |
8. Фонд оплаты труда, тыс. руб. | 3 836,3 | 3 854,4 | 4 334,8 | 100,5 | 112,5 | 113,0 |
9.
Среднемесячная зарплата |
7 992,3 | 8 4526 | 9 262,4 | 105,8 | 109,6 | 115,9 |
Информация о работе Совершенствование используемых маркетинговых инструментов