Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 20:33, курсовая работа
Исторически, развиваясь и совершенствуясь по мере созревания, объективных экономических условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, более специализированными, следовательно, более совершенными.
Актуальность темы заключается в том, что на современном этапе развития экономики, в условиях уже относительно сложившихся экономических связей и конкурентной среды, становится актуальным не только общее совершенствование существующих технологий организации оптовой торговли, но и внедрение новых для экономики методик продвижения товара.
Введение
1 Теоретические аспекты оптовой торговли
1.1 Сущность и содержание оптовой торговли
1.2 Функции оптовой торговлей
1.3 Виды предприятий оптовой торговли
1.4 Значение оптовой торговли в экономике страны
1.5 Маркетинговые решения в оптовой торговле
2 Маркетинговое исследование рынка оптовой торговли
Заключение
Список литературы
Оптовая торговля в России
Специфической чертой российской оптовой торговли является очень слабая её развитость в регионах. Более 37% оборота предприятий розничной торговли приходится на Москву, при том, что доля Москвы в розничной торговле только 23%. Это означает, что региональные рынки развиты пока довольно слабо (по сравнению с Москвой) и на них значительно большую долю занимают прямые связи продавцов с производителями продукции. Это приводит и к менее широкому ассортименту продукции в магазинах, и к перекосу в структуре издержек предприятий розницы на связи с производителями, с неминуемым отвлечением средств от расходов для улучшения качества обслуживания в магазинах и т.д.
Развитие оптовой торговли
— это неминуемое следствие и,
одновременно, один из главных показателей
зрелости рынка. Усложнение торгового
бизнеса, улучшение качества услуг
приводит к необходимости сокращать
все непрофильные виды деятельности.
Соответствующие ниши переходят
к посредникам. Постепенно и неминуемо
прямые связи вытесняются развитием
слоя посреднических предприятий оптовой
торговлей, которые берут на себя
роль связующего звена между производителем
конечной продукции и розничным
продавцом. Поэтому оптовая торговля
развивается в неразрывной
Появление крупных торговых
сетей создает потребность в
столь же крупных оптовых поставщиках
продукции. Особенно это важно для
крупных неспециализированных магазинов,
которые физически не могут устанавливать
прямые связи со всей той массой
предприятий-производителей, продукция
которых составляет товарный ассортимент
таких магазинов. Оптовые компании
обеспечивают сосредоточение широкого
ассортимента различных видов и
марок продукции в одной точке,
что позволяет ритейлу
Современная оптовая торговля
характеризуется усложнением
Наибольшими преимуществами в эпоху свободного развития торговли пользовались города, обладавшие инфраструктурой для выхода на зарубежные рынки. Санкт-Петербург – морской порт и первый город-миллионер перед финской границей. Владивосток – морской порт. Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск – выход к Черному морю. Москва – «порт семи морей», хотя и не имела выхода никуда, но сложившаяся привычка тащить все сначала туда, а потом распределять по всей стране осталась со времен Союза, плюс международные авиапорты и «Аэрофлот».
Вот это и были основные
точки для роста оптовой
Формирование цивилизованной торговли в Калининграде было связано с автомобильным бумом начала 90-х. После распада СССР импорт автомобилей стал самым популярным бизнесом в области. Калининград наряду с Владивостоком быстро занял первое место в стране по уровню автомобилизации населения. А имея свой автомобиль, многие калининградские семьи по образцу и подобию европейских начали раз в неделю закупать крупные партии продуктов, что способствовало развитию продуктовых складов.
Близкое знакомство с соседними рынками Польши, Германии и прибалтийских стран подтолкнуло оптовиков к созданию собственных супермаркетов, а затем к их расширению до торговых сетей.
В результате уже в 2005г. на долю сетевиков в Калининграде приходилось более 90% всей розничной торговли. Из них 84% занимали три ведущих оператора: «Виктория», «Вектор» и «Автозапимпорт» с сетью «Алтын».
«Автозапимпорт» уже в 1997г. вышел в лидеры региона на рынке оптовых поставок, построив в Калининграде и области 15 складов и первый в городе крупный оптовый рынок, а затем несколько небольших магазинов под маркой «Алтын». Чуть позже в группе «Автозапимпорт» решили трансформировать оптовую торговлю в сеть супермаркетов. Таково типичное решение для многих торговцев тех времен.
Компания «Тандер» начала
свою деятельность в 1994г. в Краснодаре
как оптовый поставщик
Созданная оптовая база позволила компании легко пережить кризис и, начав с 1998г. развивать розничную торговлю, уже в 2001г. стать крупнейшей розничной сетью по количеству магазинов. При этом дальнейшему развитию сети «Магнит» способствует наличие целых 6 распределительных центров суммарной площадью 66 тыс. мІ (крупнейшая логистическая сеть среди торговых сетей России).
Сеть торговых комплексов «Лента» - одна из ведущих российских компаний, специализирующихся в сфере классической оптовой и розничной торговли по принципу самообслуживания, с этого и начинала свою деятельность. 25 октября 1993г. компания открыла первый магазин-склад в торговом формате cash&carry в Санкт-Петербурге на улице Замшина, где работало всего два кассовых аппарата. В первую очередь магазин-склад был рассчитан на оптового покупателя: владельцев кафе, ресторанов, мелкорозничных продавцов. Ассортимент состоял в основном из кондитерских изделий, алкогольной продукции, самых популярных сортов чая и кофе. С самого начала основным преимуществом «Ленты» были низкие цены.
За несколько лет бизнес компании значительно вырос, и уже в 1996-1997гг. было открыто два небольших магазина «Лента», более перспективных в плане своего местоположения: на Тихорецком и Ленинском проспектах. Магазин «Лента» на Тихорецком проспекте очень запомнился петербуржцам. Он быстро завоевал популярность не только у оптовых, но и у розничных покупателей.
Создатели компании «Лента» представили бизнес своего магазина в виде конвейерной ленты, когда все процессы четко налажены и в цепи взаимодействия нет лишних звеньев. В магазине ничто не должно способствовать удорожанию товара, поступающего напрямую от производителя или официального дистрибьютора. Именно в связи с таким представлением руководства о современной и эффективной торговле родилось название для магазинов «Лента».
В Петербурге «Лента» стала
первой российской компанией, которая
начала формировать культуру оптовой
торговли по западным образцам. Все
больше розничных покупателей
В Нижнем Новгороде на долю
сетевой торговли уже в 2004г. приходилось
примерно треть товарооборота. По уровню
развития сетевой торговли город
занимал на тот момент четвертое
место в стране после Москвы, Петербурга
и Екатеринбурга. Успех сетевой
торговли обусловлен усилиями местных
оптовиков, которые озаботились
конкуренцией со стороны мелкооптовых
рынков и начали обзаводиться розничными
магазинами эконом-класса с умеренными
ценами, но высоким оборотом. Не все
местные компании смогли успешно
развивать розничное
Другие оптовые компании Нижнего Новгорода: «Сладкая
жизнь», «Саюс», «Фрукты& продукты», ВКТ, «Медведь», торговый дом «Народный» продолжают поддерживать розничные направления для диверсификации своего бизнеса. [3]
Динамика оптовой торговли в России
Источник: CNews Analytics, 2007, по данным Росстата [6]
Таким образом, ежегодный прирост оборота российской оптовой торговли в реальном выражении составляет 14-15%, а её объемы составляют порядка 20 трлн руб. Таким образом, внутренняя оптовая торговля развивается весьма динамично и по темпам роста идут в ногу с предприятиями розницы.
Структура оптовой торговли более или мене однородна, с некоторым доминированием трех основных направлений. Около 22,5% выручки создается за счет продажи топлива, порядка 20% — за счет продажи продовольствия и чуть более 17% — за счет непродовольственных товаров.
Та же картина получается, если анализировать развитие оптовой торговли по регионам в динамике. Обороты оптовой торговли в Москве растут более высокими темпами, чем в большинстве регионов (ситуация обратная по отношению к сектору розничной торговли). В среднем за последние 2-3 года обороты оптовой торговли в Москве росли на 25-27% в год (в реальном выражении), тогда как в округах — всего на 5-10%.
Структура выручки в секторе оптовой торговли
Источник: CNews Analytics, 2007 [6]
Оборот организаций оптовой торговли в округах РФ
Источник: CNews Analytics, 2007 [6]
В целом в секторе оптовой
торговли наблюдается медленное
увеличение представленности сегмента
крупных и средних предприятий.
Укрупнение сектора связано с
традиционными для
3. Недостатки российской оптовой и розничной торговли и основные мероприятия по их устранению
Система оптовой торговли решила важнейший для нашего общества вопрос - занятость и трудоустройство населения, оказавшегося в связи с поступательным ходом экономических реформ в большинстве своем без работы и средств к существованию.
Современное состояние развития
оптовой торговли нуждается в
решении такой проблемы, как формирование
элементов рыночной инфраструктуры.
В настоящих условиях хозяйствования
катастрофически не хватает складских
и торговых площадей. Это связано
с тем, что старые площади сконцентрированы
в руках немногих бывших крупных
государственных организаций, а
они в свою очередь диктуют
недоступные для торговцев
Для повышения научно-технического
уровня материальной базы своевременной
оптовой торговли необходимо государственное
регулирование этих вопросов со стороны
Российского Правительства и
государственных органов
Кроме того, даже при довольно
высоких тенденциях развития, основной
проблемой сектора оптовой
Что касается розничной торговли, то можно выделить следующие проблемы, с которыми сталкиваются российские ритейлеры:
Нехватка площадей. Борьба за площади остается серьезной задачей как для прочно закрепившихся на рынке сетей, так и для новичков. Этот вопрос еще более серьезно стоит в Москве, где между продавцами розничных товаров идет конкурентная борьба за хорошие площадки. Высокая арендная плата вынуждает предприятия розничной торговли присматриваться к площадкам за пределами Москвы и активно продвигаться в регионы.
Логистика. Хотя ритейлеры и оказывают давление на своих поставщиков, чтобы те снижали цены и повышали качество снабжения, создавали свои собственные центры распределения и внедряли современные технологии, они все еще испытывают трудности в этом направлении, особенно на региональном уровне, где физическая/территориальная удаленность от центра имеет большое значение. В ближайшем будущем качество системы снабжения для большинства предприятий розничной торговли станет определяющим фактором успеха. Победителем станет та компания, которая сумеет создать эффективную систему логистики и обеспечить наличие ассортимента продукции, соответствующего спросу потребителя.