Можно выделить
несколько групп услуг, оказываемых
потребителям коммерческими посредниками:
- посредничество в реализации товаров и организации хозяйственных связей. Сюда входит: организация каналов реализации и приобретения продукции посредством биржевой, ярмарочной, аукционной и комиссионной торговли, посредничество в реализации и обретении продукции между производителями и потребителями, в организации кооперирования промышленных предприятий и загрузки их свободных мощностей, посредничество в реализации неиспользуемых товарно-материальных ценностей и вторичных ресурсов;
- информационные и организационно-коммерческие услуги: обеспечение коммерческой, научно-технической, экономической, правовой и другой информацией потребителей и производителей продукции, изучение спроса и предложения на отдельные виды продукции и услуг по заказам
клиентов, организационно-правовое и научно-техническое консультирование потребителей продукции и услуг. К этой группе относят и консалтинговые услуги по консультированию производителей, продавцов и покупателей в различных сферах деятельности, а также по исследованию и прогнозированию рынка товаров и услуг;
- производственные услуги: преобразование производственного ассортимента продукции в потребительский, изготовление продукции повышенной готовности к потреблению, монтаж поставляемого оборудования, проверка качества поставляемой продукции, ремонт и восстановление продукции, организация выполнения заказов на изготовление
многооборотной тары, нестандартных изделий и т.п.
- транспортно-эксплуатационные услуги: доставка товаров потребителям, привлечение для транспортировки товаров специальных видов транспорта, посылочная торговля, получение грузов по доверенностям клиентов, экспедирование грузов и др.;
- финансово-расчетные и кредитные услуги: коммерческое кредитование покупателей и продавцов, коммерческое финансирование (товарное и денежное) мероприятий по насыщению рынка товарами повышенного спроса; — арендные услуги (прокат, лизинг): предоставление в аренду оборудования, приборов, инструментов и другой продукции, производственных, складских, служебных и других площадей, тары, контейнеров и транспортных средств, сопутствующих аренде услуг по обеспечению потребителей сервисными работами, обслуживающими специалистами, исходными материалами и т.д.
По методологии
планирования все услуги коммерческого
посредничества можно объединить в две
группы:
- производственно-коммерческие;
- информационно-коммерческие.
В первую
группу входят услуги так или иначе
связанные с воздействием на товарно-материальные
ценности в сфере обращения. Из приведенной
ранее классификации в данную группу могут
быть включены следующие услуги: производственные,
транспортно-экспедиционные и арендные.
Вторая
группа объединяет услуги, не связанные
с непосредственным воздействием на
товарно-материальные ценности, а представляющие
собой процесс производства информации
или информационно-финансового обеспечения
товарного обмена, т.е. посредничество
в реализации товаров и организации хозяйственных
связей, информационные и организационно-коммерческие
услуги, финансово-расчетные и кредитные
услуги.
Одной из
наиболее распространенных разновидностей
посреднической предпринимательской
деятельности является дилерство. Дилеры
работают за свой счет, покупая товары
у производителей и, становясь их собственниками,
реализуют их от своего имени.
3 Досуговые услуги
В зарубежной
практике принято выделять услуги отдыха
и развлечений в отдельную группу, входящую
в так называемые потребительские услуги.
Предприятия
различных видов развлечений, отдыха
и культуры разделяются условно на
три группы.
Первая
группа: театры и студии, кинотеатры всех
видов и рангов, музыкальное обслуживание
и оркестры, танцевальные залы, студии,
музыкальные автоматы в местах общественного
пользования.
Вторая
группа: предприятия, организующие активный
отдых для населения (плавательные бассейны,
роликовые и ледяные катки, тиры, школы
верховой езды, клубы игры в гольф, футбольные
клубы, парки отдыха, прокатные станции,
пляжи, стадионы, легкоатлетические поля
и т.д.)
Третья
группа: разного рода азартные игры.
В России
не принято выделять досуговые услуги
в отдельную группу, но относящиеся к ним
по своей сути услуги включены в те или
иные группы платных услуг «Общероссийского
классификатора услуг населению».
Основным
признаком или параметром отнесения
услуги в группу досуговых принята ее
принадлежность к развивающим и/или развлекательным
услугам, потребляемым в свободное от
работы и учебы время.
В подгруппу
развлекательных досуговых услуг
входят услуги дискотек, ночных клубов,
аттракционов, игорного бизнеса, различные
шоу и спортивные зрелища, спортивная
охота и рыбалка и т. п.
Подгруппа
развивающих услуг имеет более
сложную структуру и дополнительные
классификационные параметры. С
целью выделения конкретных видов развивающих
услуг досугового характера можно выбрать
параметр, характеризующий направление
или цель развития. Такими целями являются:
- тело (спортивно-оздоровительные услуги);
- ум (информационно-познавательные услуги);
- вкус (эстетические услуги);
- различные навыки (обучающие услуги), которые, в свою очередь, делятся на: профессиональные, хозяйственные, этические и др.
При
оценке уровня проведения досуга
используются такие показатели,
как количество библиотек, кинотеатров,
театров, концертных залов, спортивных
сооружений, а также относительные показатели,
такие, как число книг и журналов в массовых
библиотеках на 1000 человек, число мест
в клубных учреждениях на 1000 жителей, количество
посещений киносеансов одним жителем
и т. п.
Потребности
населения в досуговых услугах
очень тесно связаны с образом и
уровнем жизни. Во-первых, сам круг потребностей
характеризует жизнь людей с позиций их
желаний, устремлений, интересов. Потребности
могут быть как рациональными, так и иррациональными.
Во-вторых, уровень жизни — это, прежде
всего, уровень удовлетворения наших потребностей.
К числу
показателей, характеризующих уровень
жизни и, следовательно, уровень проведения
досуга, относят денежные доходы населения
в расчете на одного человека или семью.
Наряду
с денежными доходами на уровень
жизни и уровень проведения досуга
влияют общественные фонды потребления,
к которым относят блага и
услуги, предоставляемые государством
населению бесплатно или за ограниченную
плату. Это такие досуговые услуги,
как: услуги культуры и физической культуры,
услуги по обеспечению массового
отдыха в парках, заповедных местах,
на общественных пляжах. В условиях
рыночной экономики такие услуги
бесплатны или частично платны только
для отдельных категорий потребителей,
обладающих низкими доходами.
По степени
важности досуговых услуг можно выделить
первостепенные (социально-значимые) и
второстепенные услуги (в основном развлекательного
характера).
Сфера досуговых
услуг сегодня должна рассматриваться
не только как фактор, снижающий
социальную напряженность, но и как
важный сектор экономики, обеспечивающий
рост занятости, развитие наукоемких отраслей,
значительный приток доходов и новых
налоговых платежей в государственные
бюджеты.
4 Сервисная деятельность в гостиницах
Гостиничная
индустрия как вид экономической деятельности
включает предоставление услуг и организацию
краткосрочного проживания в гостиницах,
мотелях, кемпингах, пансионатах и в других
средствах размещения за вознаграждение.
Под средством размещения понимают любой
объект, предназначенный для временного
проживания людей.
Гостиницы
характеризуются следующими признаками: состоят из
номеров, число которых превышает определенный
минимум, имеют единое руководство; предоставляют
разнообразные гостиничные услуги; сгруппированы
в категории и классы в соответствии с
предоставляемыми услугами, имеющимся
оборудованием и стандартом страны.
Гостиничные
предприятия различаются по вместимости,
числу мест для проживания и числу номеров.
В международной
практике принята стандартная классификация
средств размещения, разработанная экспертами
Всемирной туристской организации (ВТО).
В соответствии с ней все средства размещения
делятся на коллективные и индивидуальные.
Коллективные средства размещения подразделяются
на предприятия гостиничного типа и специализированные.
В соответствии
с ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства
размещения. Общие требования» к коллективным
средствам размещения гостиничного типа
относят:
- гостиницы;
- мотели;
- клубы с проживанием;
- пансионаты;
- меблированные комнаты;
- общежития.
К специализированным
средствам размещения относятся:
- санатории;
- профилактории;
- дома отдыха;
- туристские приюты, стоянки и др.;
- туристские, спортивные базы, базы отдыха;
- дома охотника (рыбака);
- конгресс-центры;
- кемпинги;
- ботели;
- флотели;
- ротели.
К индивидуальным
средствам размещения относятся: квартиры;
комнаты в квартирах; дома; коттеджи, сдаваемые
внаем.
Разновидности гостиниц
Гостиничные
предприятия классифицируются в
зависимости от расположения, набора
предоставляемых услуг и уровня
предлагаемого обслуживания. В соответствии
с классификацией ВТО:
а) по месту расположения
можно выделить следующие виды гостиниц:
- гостиницы в центре города;
- придорожные, как правило, малой этажности, с открытыми автостоянками;
- гостиницы в окрестностях городов и в аэропортах;
- плавучие отели - это плавсредства, оборудованные под гостиницы, для размещения и отдыха туристов у берега моря, реки или озера. При необходимости такая гостиница может быть отбуксирована по воде вместе с туристами к другой стоянке;
б) по уровню, ассортименту
и стоимости услуг гостиничные предприятия
делятся на несколько типов:
- дешевые отели или отели с ограниченным сервисом, которые предлагают минимум услуг. При этом предприятия питания при них могут быть, а могут и отсутствовать;
- отели «люкс» — обладают фешенебельным декором, оснащены высококачественной мебелью, хорошо оборудованными общественными помещениями и должны быть обеспечены большим количеством персонала по отношению к числу номеров.
ВТО в
зависимости от потребителя гостиничных
услуг на современном гостиничном рынке
рекомендует выделять следующие типы
отелей:
- Отель «люкс» на 100—400 номеров, располагается, как правило, в центре города и предоставляет элитарные условия проживания руководителям самого высокого уровня за очень высокую цену.
- Отель высокого класса имеет от 400 до 2000 номеров, располагается в пределах города и предлагает широкий набор услуг, предоставляемых обученным персоналом бизнесменам, участникам конференций, индивидуальным туристам; он оснащен дорогой мебелью и оборудованием. Цена проживания — выше средней.
- Отель среднего уровня ориентирован на широкий круг потребителей, стремится, снижая эксплуатационные и административные расходы, придерживаться среднего уровня цен.
- Апарт-отелъ имеет обычно от 100 до 400 номеров с условиями, аналогичными меблированным комнатам. Цены варьируются в зависимости от сезона и условий размещения. Ориентирован на бизнесменов или туристов, останавливающихся на длительный срок.
- Отель экономического класса может быть небольшим, с числом номеров от 10 до 150. Располагается в черте города, имеет небольшой штат персонала, хорошо оборудованный номерной фонд, но может не предоставлять услуг питания. Потребителями являются, как правило, бизнесмены, индивидуальные туристы.
- Мотель - предназначен для туристов, путешествующих на автотранспорте. Может иметь от 150 до 400 номеров, располагается вблизи автотрасс, имеет небольшой штат персонала и предполагает невысокие цены при современных хорошо оборудованных номерах. Без услуг питания.
- Гостиница конгрессная — специализируется на приеме и обслуживании конгрессов и выставок.
Типы
гостиничных предприятий в зависимости
от назначения:
- Гостиницы для постоянного проживания (в России на данный момент практически отсутствуют).
- Транзитные гостиницы обслуживают любой контингент в условиях кратковременной остановки. Расположены они, как правило, на территориях крупных транспортных узлов, железнодорожных вокзалов, аэропортов, морских и речных вокзалов, автовокзалов. Уровень обслуживания и ассортимент услуг минимален, питание обычно не предоставляется, так как предприятия питания находятся на вокзалах.
- Гостиницы делового назначения обслуживают лиц, пребывающих в деловых поездках и командировках.
- Курортные гостиницы предназначаются для относительно длительного отдыха на одном месте, в ряде случаев с возможностью профилактического лечения или долечивания. Для этого предусматриваются помещения лечебно-оздоровительного назначения в соответствии с основным профилем курорта, возможна также организация диетпитания.