Глава 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Брендинг
Это высокоэффективная технология
завоевания и удержания потребителя
Брендинг - это деятельность по разработке марки продукта, продвижению на рынок и обеспечению еепрестижности, и мониторинг на соответствие марки требованиям рынка.
Брендинг - высокоэффективная технология завоевания и удержания приобретателя
брендинг - это обоснованная маркетинговыми исследованиями совместная творческая работарекламодателя, реализующей компании и рекламного агентства по созданию и широкомасштабному(использующему разнообразные виды, средства, формы и методы рекламы) внедрению в сознаниеприобретателя персонализированного бренд-имиджа - образа замаркированного определенным товарной(торговой) маркой продукта или семейства товаров.
Брендинг это деятельность по созданию долгосрочного предпочтения к продукту, основанная насовместном усиленном действии на приобретателя товарной (торговой) марки, упаковки, рекламныхобращений, материалов сейлз промоушн и других элементов рекламы, объединенных определенной идеейи однотипным оформлением, выделяющих продукт среди конкурентов и создающих его образ (brandimage).
Брендинг - это создание, развитие и поддержка постоянной добровольной связи со стратегически важнойгруппой потребителей, с помощью стабильного и надежного набора отличий, предполагающего неизменновысокое качество и удовлетворение.
Рассмотрим части этого определения более подробно:
- "добровольная связь"
- негативное восприятие бренда приобретателем может стать результатом"навязанной" покупки, когда приобретатель вынужден приобретать продукцию определенного бренда,поскольку тот является монополистом, или приобретатель связан с ним какими-то обязательствами. Такимобразом, приобретатель является заложником бренда. Заложники позже превращаются в террористов, вочередной раз доказывая верность утверждения - приобретатель является прибыльным, только если ондоверяет продавцу и продукту.
- "стратегически важная группа потребителей"
- это утверждение основывается на опыте многих сильныхбрендов, которые бережно определяют свою целевую группу потребителей, и не пытаются угодить всемурынку. Например, организация BMW постоянно отслеживает количество людей, которые водят BMW, неявляясь целевым приобретателем этой марки. Если количество таких людей в определенный моментпревышает 10%, это тревожный знак для маркетологов компании, ведь это означает, что бренд размывается.Каждый бренд должен нести некую интимность, доступную только его приверженцам.
- "неизменно высокое качество и удовлетворение"
- это должно стать лозунгом любого бренда, независимо оттого, кто им занимается в данный момент. Политика строительства бренда должна быть последовательной ипланироваться на годы вперед. Это не просто набор визуальных знаков и тематические видеоролики - этоформа одежды, отношения с дистрибьюторами (и другими посредниками), это даже истории изкорпоративной жизни, которыми делятся сотрудники на вечеринках со своими друзьями. Исследованияпоказывают, что лояльные бренду потребители готовы простить любимому бренду некоторуюнепоследовательность и несоответствие имиджу - в конце концов, бренд, в определенном смысле, тожечеловек - но это ни в коем случае не должно входить в привычку.
Задача брендинга - повысить осведомленность потребителей и влюбиться в продукт.
Для маркетологов брендинг - это основной способ дифференциации продуктов и инструмент продвижениятоваров на рынок. Некоторые заявляют, что брендинг - это "новый культурный язык современного общества,базирующего на рыночных отношениях". В последние годы техника брендинга пришла в РоссийскуюФедерацию и широко стала использоваться сначала в деятельности транснациональных корпораций,продвигающих на нашем рынке свои мегабренды, а затем к ней стали внимательно приглядываться ироссийские производители. По существу современный потребительский рынок - это борьба брендов. Бренд спомощью комплекса маркетинговых коммуникаций внедряют в сознание потребителей, добиваясьощущения особой ценности. Можно назвать это коммуникативной оболочкой, аурой бренда, элементоминтеллектуальной собственности. Есть такое определение интеллектуальной собственности в бренде -
"элемент коммуникации, который уникален, запоминаем и неразрывно связан именно с этим брендом иникаким другим". Для рекламодателя создание и усиление индивидуальности товарного знака на рынкеповышает ее конкурентоспособность.
Профессиональный брендинг - это многоструктурный, обоснованный, выверенный и контролируемыйкомплекс по созданию торговой марки, разработке дизайна упаковки, рекламной аргументации, проведениюакций по стимулированию сбыта, то есть использование всего арсенала маркетинговых средствкоммуникативного воздействия на приобретателя. Фактически сегодня идет глобальная борьба заприобретателя в двух плоскостях: товарной и коммуникативной.
Брендинг активно применялся в Средние Века, когда цеховые ремесленники помечали свои товары особоймаркой. Это стало необходимым, поскольку население росло, и на одной и той же территории появилосьбольше одного кузнеца, каменщика, сапожника ли плотника. В некоторых старых городах Европы, таких какЗальцбург и Роттенбург, туристы до сих пор могут видеть подлинные железные "торговые знаки", отмечавшиемастерские, где работали "держатели" этих товарных (торговых) марок. В 1266 английское законодательствоофициально требовало, чтобы булочники отмечали своим знаком каждую буханку хлеба, чтобы вес каждойбуханки соответствовал заявленному.
В ранней истории Соединенных Штатов марки часто использовались для идентификации скота (коров, овец),позже стали использоваться для отмечания особого качества продукта, представленного владельцемопределенной фермы или ранчо.
Однако настоящий расцвет идеи брендинга пришелся на вторую половину двадцатого века, и связано этобыло с вполне естественными причинами - появлением на рынке большого количества похожих товаров.Развитие технологии оказало на человеческое общество огромное влияние. Во-первых, это выразилось втом, что мы все окружены технически сложными приспособлениями, которыми пользуемся каждый день,имея смутное представление о том, как эта вещь устроена внутри. Даже более того, современныепотребители иногда оказываются не в состоянии понять все характеристики покупаемого изделия. Здесь напомощь приобретателю приходит брэнд, который выделяет из всех характеристик продукта те, которыеважны для приобретателя, и облегчает понимание продукта.
Брендинг широко распространен в промышленно развитых странах, но практически не применяется вотечественной рекламной практике. Слишком уж много он содержит элементов, выходящих за рамки нашегопредставления о рекламе.
Создатели бренд-имиджа учитывают физические свойства продукта, чувства, которые он вызывает уприобретателя, и апеллируют не только к сознанию, но и к эмоциям, воздействуя на подсознание. Еслипродукту на рынке сопутствует успех, высокая репутация, то всегда найдутся подобные ему товары,повторяющие его пользующийся популярностью образ. Поэтому брендинг - постоянно развивающаясядеятельность, отсекающая конкурентов.
С помощью брендинга можно достичь многого. В частности, он позволяет:
- поддерживать запланированный объем продаж на конкретном рынке и реализовывать на немдолговременную программу по созданию и закреплению в сознании потребителей образа продукта илитоварного семейства;
- обеспечить увеличение прибыльности в результате расширения ассортимента товаров и знаний об ихобщих уникальных качествах, внедряемых с помощью коллективного образа;
- отразить в рекламных материалах и кампаниях культуру страны, региона, города и т.д., где изготовленпродукт, учесть запросы потребителей, для которых он предназначен, а также особенности территории, гдеон продается;
- использовать три весьма важных для обращения к рекламной аудитории фактора - исторические корни,реалии сегодняшнего дня и прогнозы на перспективу.
Вместе с тем эффективная реализация брендинга - дело отнюдь не простое. Ее результативность зависит нетолько от профессиональных знаний и предпринимательской культуры рекламодателя и рекламногоагентства, с которым он сотрудничает, но и от их умения работать с интеллектуальной собственностью,товарными (торговыми) марками, дизайном, текстами.
3.2. Директ-маркетинг
3.2.1 Сущность, понятие и
преимущества директ-маркетинга
Коммуникационная политика,
или продвижение товаров и услуг - это
важнейшая составная часть комплекса
маркетинговых мероприятий, представляющую
любую форму действий, используемых предприятием
для информирования, убеждения и напоминания
потребителям о своих товарах, услугах,
образах, идеях, общественной деятельности,
включающая в себя сочетание рекламы,
стимулирования сбыта, персональной (личной)
продажи, прямого маркетинга и связей
с общественностью. Сбытовую политику
фирмы следует рассматривать, как целенаправленную
деятельность, принципы и методы, осуществления
которой призваны организовать движение
потока товаров к конечному потребителю.
Основной задачей является создание условий
для превращения потребностей потенциального
покупателя в реальный спрос на конкретный
товар. К числу таких условий относятся
элементы сбытовой политики, капиталы
распределения (сбыта, товародвижения)
вместе с функциями, которыми они наделены.
Основными элементами сбытовой
политики являются следующие:
1.транспортировка продукции
— её физическое перемещение
от производителя к потребителю;
2.доработка продукции
— подбор, сортировка, сборка готового
изделия и прочее, что повышает
степень доступности и готовности
продукции к потреблению;
3.хранение продукции —
организация создания и поддержание
необходимых её запасов;
4.контакты с потребителями
— действия по физической передачи
товара, оформлению заказов, организации
платёжно-расчетных операций, юридическому
оформлению передачи прав собственности
на товар, информированию потребителя
о товаре и фирме, а также
сбору информации о рынке. Термин
"директ-маркетинг" достаточно уверенно
вошел в нашу деловую лексику, и его значение
на первый взгляд понятно: директ-маркетинг
– это прямое обращение к потребителю.
Вообще же существует множество определений.
Приведем некоторые из них, чтобы лучше
понять данный термин.
Прямой маркетинг предполагает
непосредственное общение с тщательно
отобранным определенным покупателем,
часто в виде индивидуализированного
диалога, чтобы получить немедленный отклик.
Прямой маркетинг – маркетинг,
использующий различные средства коммуникаций
для непосредственного общения с покупателями,
рассчитанные на получение определенной
реакции. Компании пристально следят за
тем, чтобы их маркетинговые предложения
соответствовали нуждам узкого сегмента
потребителей или даже отдельного покупателя.
В одном из экономических словарей приведено
следующее толкование: «Директ-маркетинг»
– это маркетинг, направленный на индивидуального
потребителя в соответствии со списком
клиентов, составленным самой фирмой".
Т.е. можно сказать, что директ-маркетинг
представляет собой вид рыночной деятельности,
в которой проявляется особый интерес
к индивидуальным запросам потребителя
и его личности. Фактически это интерактивное
взаимодействие между продавцом и потребителем,
направленное на решение маркетинговых
задач, которые были поставлены продавцом.
В настоящее время директ-маркетинг
(он же прямой маркетинг) становится все
более популярным за рубежом. Объяснение
его популярности заключается в эффективности
директ-маркетинга. Эффективность же в
свою очередь состоит в том, что директ-маркетинг
основан на индивидуальном подходе к каждому
покупателю.
Теперь перейдем к разъяснению
преимуществ директ-маркетинга.
Директ-маркетинг более экономичен,
чем обычная реклама в средствах массовой
информации, так как он подразумевает
создание прямых коммуникаций между продавцом
и покупателем, т. е. исчезает необходимость
платить многочисленным посредникам,
как это происходит при запуске рекламных
роликов в СМИ.
При использовании методов
директ-маркетинга, как правило, привлекается
больший процент целевой аудитории, чем
при использовании обыкновенной рекламы.
Кроме того, директ-маркетинг
благодаря своей политике индивидуального
подхода к покупателям позволяет узнать
реакцию покупателя на предложение продавца
и при необходимости скорректировать
предложение так, чтобы оно максимально
устраивало обе стороны. Аналогично покупатель
может без труда отследить все расходы
и оценить их эффективность, чего невозможно
добиться при использовании рекламы в
средствах массовой информации.
Прямой маркетинг приносит
выгоду и самим маркетологам. Они могут
приобрести перечень адресов, содержащий
адреса практически любой группы потребителей
(начиная от миллионеров и молодых родителей
и заканчивая выпускниками вузов). Благодаря
этому они могут персонализировать свои
предложения и оформлять их в соответствии
с требованиями своих клиентов. Пользуясь
современными технологиями, специалист
по прямому маркетингу может выбрать небольшую
группу или даже отдельного покупателя,
подготовить маркетинговое предложение,
учитывая именно их потребности и желания,
и отправить это предложение по индивидуальным
средствам связи.
Имеется несколько вариантов
подхода к получению рассылочных списков:
их можно сделать самостоятельно, получить
в порядке какого-либо обмена, приобрести
(купить) у специализированных информационных
или рекламных агентств, приобрести через
сеть статистических служб, у других организаций.
Составление собственных рассылочных
списков чаще всего начинается с ознакомления
с содержанием различных справочников
(ведомственных, телефонных, адресных),
каталогов различных фирм, ярмарок и выставок,
различных публикаций, периодических
изданий рекламной, информационной и коммерческой
направленности и др. Эта трудоемкая работа
требует тщательного, кропотливого и профессионального
анализа и может быть отнесена к рангу
специальных маркетинговых исследований.
Ее главная цель — минимизация удельного
веса бесперспективных отправлений, так
называемых холостых выстрелов.
Для покупателей потребительских
товаров совершение покупок на дому —
это приятное, удобное и спокойное занятие,
которое экономит время и дает возможность
познакомиться с огромным ассортиментом
товаров. Покупатели деловых товаров получают
подробные характеристики предлагаемой
продукции и услуг, не тратя времени на
встречи с торговыми представителями.
Прямой маркетинг предоставляет
возможность выбора наиболее подходящего
времени для взаимодействия с потенциальными
покупателями.
И наконец, прямой маркетинг
обеспечивает конфиденциальность предложения,
благодаря чему стратегия специалистов
по прямому маркетингу остается вне поля
зрения конкурентов.
Непосредственно система работы
прямого маркетинга представлена на рисунке
ниже.
Итак, подводя итоги можно выделить
то, что может дать директ-маркетинг:
- избирательное влияние на целевую
аудиторию;
- измеримость, точную оценку
эффективности директ-маркетинга как маркетингового инструмента;
- закрытость мероприятий от
конкурентов;
- возможность тиражировать личный
контакт;
- четкую, прогнозируемую и моделируемую
обратную связь;
- возможность доказать свою
надежность;
- возможность выделиться в перенасыщенном
информационном поле.
3.2.2 Инструменты директ-маркетинга
К инструментам прямого маркетинга
относятся:
- Базы данных. Базы данных являются
интеллектуальной платформой прямого
маркетинга. Содержит адресные данные
потребителей товаров и услуг, а также
дополнительные данные (давность, частота,
объем покупок), т.е. базы данных о покупателях
– это организованный массив подробных
сведений об отдельных (потенциальных)
покупателях, данные об особенностях покупательского
поведения. Специалисты отмечают, что
база данных - это 40% успеха директ - маркетинговой кампании.
- Телефонный маркетинг (телемаркетинг) – дает возможность установить непосредственный контакт с клиентами. С помощью телемаркетинга можно составить максимально точный портрет потребителя, базу для последующих рассылок, провести опросы, организовать горячую линию и call-центр. Телемаркетинг делят на активный и пассивный. Активный телемаркетинг — телефонный опрос существующих или потенциальных клиентов, пассивный — это звонки, поступающие от клиентов (например, в ходе рекламной кампании). Целями телемаркетинга могут быть:
- Продажи по телефону.
- Поиск новых клиентов
- Актуализовать информацию или
получить новую
- Проведение опросов, анкетирования;
- Программы лояльности включают
в себя организацию накопительных систем
для получения скидок при повторных покупках,
клубы для потребителей с длительным стажем
пользования услугой. Программы лояльности
– это форма маркетинга, которая направлена
на создание долгосрочных отношений с
клиентами с целью сделать их постоянными покупателями;
- Doortodoorcontacts (контакты по месту проживания) включают в себя проведение акций непосредственно по месту проживания потребителей. Позволяют информировать потребителей, проводить демонстрацию товара, бесплатную раздачу образцов, а также осуществлять прямые продажи;
- Интернет-маркетинг представляет
собой полноценный коммуникационный канал,
который позволяет предоставить детализированную
информацию о компании, товарах и услугах,
организовать обратную связь, а также
получение и оплату электронных заказов. К интернет маркетингу относят как создание
сайта, так и любые способы его продвижения,
а также различные методы продвижения
в интернете бренда, товаров и услуг компаний
с целью получения прибыли, укрепления
имиджа, распространения сведений и для
решения других задач;
- Direct-tv означает, что по телевидению передается спот (радио- или телереклама в форме видеоклипов, репортажей, диалогов и т.п) для многочисленной целевой группы, а затем называются номера телефонов для откликов отдельных лиц, проявивших интерес к рекламируемому товару;
- Direct-mail, или адресная почтовая рассылка. Это адресное обращение, выраженное именным пакетом отправления, которое включает персонифицированное письмо, буклет и карточку обратной связи. Прямая адресная рассылка может применяться для решения самых разнообразных задач:
- для поиска новых клиентов;
- для оповещения постоянных
и будущих клиентов о новой
услуге, скидках
- для приглашения партнеров
на презентацию
- для поздравлений с
приближающимися праздниками
- для доставки деловой
документации и т.д.;
Адресная почтовая рассылка, как средство
директ-маркетинга, имеет следующие преимущества:
- избирательность;
- конфиденциальность;
- отсутствие рекламы конкурентов;
- быстрота исполнения;
- возможность рассылки продукта,
помещающегося в конверт-пакет (буклеты,
каталоги, журналы, открытки, визитки и
т.д.).
Прямая почтовая рассылка эффективна
только тогда, когда имеется достоверная
адресная база потенциальных или уже существующих
клиентов.
- Безадресная рассылка предполагает
рассылку неименных рекламных отправлений
довольно широкому кругу целевой аудитории.
Вложенный купон для заполнения данных
потребителем и обратной отправки может
послужить источником информации для
построения базы данных; кроме того, это
может быть и электронная рассылка (так
называемый спам – незапрашиваемые рекламные
послания, с которыми сталкиваются практически
все владельцы электронных ящиков). Также
это распространение материалов в местах
массового скопления людей. Мероприятия,
побуждающие проводить безадресное распространение:
- открытие торговой точки/предприятия
сферы услуг;
- обновление коллекций (расширение
перечня предоставляемых услуг);
- сезонные скидки и распродажи;
- лотереи и розыгрыши;
- поздравления.
Важно понимать, что если прямой
маркетинг проводится по всем правилам,
то рекламную информацию получают только
те, кого она действительно интересует.
Настоящий специалист по прямому маркетингу
не захочет делать бессмысленное предложение
человеку, вовсе не заинтересованному
в товаре или услуге. В отличие от массового
маркетинга, который по своей природе
рассчитан на глаза и уши как можно большего
числа людей, прямой маркетинг направлен
конкретно на тех, кому может понадобиться
данный продукт или услуга. Но непродуманное
предложение или использование неточных
списков рассылки вызывает лишь раздражение
получателей. Они называют такие рассылки
"мусорными" и требуют их запрещения
на законодательном уровне. И рано или
поздно государствам придется вмешаться.
Грамотный прямой маркетинг в принципе
не должен иметь никакого отношения к
рассылке "мусора". Всегда нужно помнить
о том, что одной из главных задач direct-marketing
является установление прямой коммуникации
только с представителями целевой аудитории;
- E-mail рассылка (e-mail-маркетинг) – прямая адресная электронная рассылка (не путать со спамом). Обеспечивает оперативную доставку информации с использованием базы данных. Таким образом, можно информировать клиентов о новых товарах, услугах, мероприятиях, скидках. Эффективность электронной рассылки возрастает, если она обеспечена проверенной базой данных (адреса клиентов лучше заносить в базу только с их личного согласия). Система e-mail-взаимодействия помогает стимулировать имеющихся клиентов совершать новые покупки;
- Факсовые сообщения представляют собой альтернативу e-mail рассылке. Дополнительное напоминание о товаре или услуге при ощутимой дешевизне делает факсовые сообщения привлекательным инструментом директ-маркетинга. В такой рассылке важным моментом является дизайн-послание;
- Курьерская доставка– вручение в руки клиенту делового письма, документов, ценных подарков или других отправлений. Использование курьерской доставки в рамках директ-маркетинговые-кампании обеспечивает уверенность в получении информации. Такая услуга подчеркивает особую важность и послания, и клиента, которому оно доставлено;
- Продажи по каталогу
– инструмент директ-маркетинга, предполагающий рассылку покупателям каталогов по почте либо продажу (бесплатное распространение) их в магазинах;
- Мобильный маркетинг означает комплекс
маркетинговых мероприятий, направленный
на продвижение товаров или услуг с использованием
средств сотовой связи. Наиболее развитым
на сегодняшний день можно назвать мобильный
маркетинг на базе технологии SMS. Наиболее
часто SMS-сообщения используются для проведения
викторин, розыгрышей, лотерей, голосований. Удобным
и легким способом быстрого и персонифицированного
контакта с потребителями является SMS-рассылка.
Обычно SMS-рассылки используются для:
- информирования о новых поступлениях.
- информирования о различных
мероприятиях.
- рассылки напоминаний, важных
для клиентов компании.
- предоставления дополнительных
персональных скидок.
- оповещения клиентов компании
о ходе выполнения и готовности их заказа
и т. д.
Стоит отметить, что такие формы
прямого маркетинга, как адресная почтовая
рассылка, телемаркетинг, интернет-маркетинг,
e-mail-маркетинг обладают общими характерными
чертами, к которым относятся:
1) индивидуальность (обращение
адресуется конкретному человеку);
2) кастомизация (обращение строится
с учетом привлекательности для конкретного
адресата);
3) оперативность (сообщение
может быть подготовлено очень быстро);
4) интерактивность (обращение
изменяется в зависимости от реакции получателя).
Несколько ключевых моментов,
которые необходимо учесть при подготовке
и проведении акции прямого маркетинга:
- Лучше заранее не готовить людей
к акции, пусть ее анонсирование произойдет
внезапно для покупателя и будет воспринято
как личностное предложение. Ковровое
бомбометание с анонсированием акции
в СМИ для всех без разбора это тоже маркетинг,
и вполне оправдано, только никакого отношения
к директ-маркетингу это отношение не имеет;
- Акции прямого маркетинга всегда ограничены по времени или по количеству
предложений. Ограничения персонализируют
предложения, поднимают его ценность, заставляют
людей принимать решения быстро, поскольку
времени на раздумья просто нет;
- Самая лучшая акция та, где нет проигравших и обиженных. Поэтому, при возможности, продумайте анонсировать клиенту акцию или нет. Анонсированная акция должна давать персональную выгоду клиенту. Если выгоды от акции клиент не чувствует, или ограничения (см. п.1) не позволяют клиенту использовать акцию, то в лучшем случае, такой анонс снизит ценность всего предложения, значимость того, что до этого момента так усердно формулировал менеджер. В худшем же, это будет выглядеть для клиента как обман, со всеми вытекающими из этого последствиями. Не пытайтесь обмануть покупателя. Играйте сами по правилам своей акции;
- Акция - это от слова "экшн" (действие). Во время акции подогревайте интерес к Вашему маркетинговому предложению. Один из элементов, на которых строится экшн описан в п.2 выше. Если акция стартовала, то не забывайте во время акции подогревать интерес к ней. Чем ближе время окончания, тем больше эмоций от менеджера должно исходить, экшена. Менеджер по торговому маркетингу - это актер. Интрига, реквизит акции (листовки, скидки, купоны, скидочные карты) лишь дополняют игру менеджера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сулейменова Б.М.
Система продвижения товаров и услуг как
один из инструментов комплекса маркетинга
//Маркетинг в России за рубежом.2008.№4.
Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. – М.:
Издательский дом "Вильямс",2007.
Бачило С.В., Есинова И.В., Мишина Л.А. Директ-маркетинг: учебно-практическое пособие// Издательство: Дашков и К,2008.
Романов А.А., Панько
А.В.// Маркетинговые коммуникации – М.: Эксмо, 2006.
Шилова М.В. Директ-маркетинг как способ увеличения продаж//Индустриальный и B2B маркетинг.2009.№4.
Фёгеле 3.Директ маркетинг. 99 практических советов, как найти потребителя: Пер. с нем. - М.: АО "Интер эксперт", 1998.
Дохолян С.Б., Овсянникова Т.С. Основы маркетинга.
Часть2.Учебный курс (учебно-методический
комплекс)
300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филипп Котлер/Пер. с англ. – М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2006.
Ехилевский Е.Н. E-mail-взаимодействие с клиентами или почта вместо сайта//Интернет-маркетинг.2009.№4.
Котлер Ф. Маркетинг менеджмент.
Экс пресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под
ред. С. Г. Божук.СПб.: Питер, 2006.
Зефирова Ю.И. Битвы за лояльность//Маркетинг в России и за рубежом.2003.№4
Воякина Р.М. Инструменты директ-маркетинга в программе лояльности//Маркетинговые коммуникации.2008.№1.
13.Т.К. Серегина, Л.М.
Титкова. Реклама в бизнесе. Ин-формационно-внедренческий
центр “Маркетинг”.
М -1995.
14. М.Д.Валовая.
13 бесед о рекламе. Нива ХХI век.
М-1994.
15. И.Я.
Рожков. Международное рекламное дело.
Издательское объединение ЮНИТИ “Банки
и биржи”.
М-1994.
Припппппппп
|