Развитие торговли в России - противоречие между общим и частным

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 04:55, курсовая работа

Краткое описание

Эта общая цель достигается решением следующих конкретных задач:
- окунуться в историю развития торговли в целом;
- рассмотреть вопрос о необходимости развития сетевой торговли;
- провести анализ состояние развития торговых сетей России;
- изучить стратегии развития сетевой торговли;
- рассмотреть франчайзинг как способ организации сетевого бизнеса;

Оглавление

Введение 2
1. История развития торговли. 5
1.1. Развитие сетевой торговли - объективная необходимость. 7
2. Развитие торговли в России - противоречие между общим и частным. 8
2.1. Виды торговых сетей. 8
2.2 Стратегии развития сетевой торговли. 9
2.3. ИТ - перспективы: мотивация против финансов. 10
3. Международный опыт развития торговых сетей. 15
4. Франчайзинг, как способ организации сетевого бизнеса. 22
5. Правовое обеспечение развития торговли. 25
Заключение. 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 164.40 Кб (Скачать)

    Вторым  преимуществом франчайзинговой  сбытовой сети является большая мотивация  малых предприятий по развитию бизнеса, т.к. управляющий малым предприятием – не наемный работник, а хозяин. С точки зрения франчайзи работа под маркой сетевой компании является своего рода гарантией «выживания»  бизнеса. По статистике, среди независимых  компаний только 15% выживают за первые пять лет, тогда как среди франчайзинговых  малых предприятий успешно развиваются  каждые 7 из 8 компаний.

    Однако  не только плюсы есть у системы франчайзинга. Одно из ограниченийеэтой системы – большая роль личных отношений между первыми лицами сетевой компанией и партнерами-франчайзи. Зачастую именно налаженность отношений и контактов имеет решающее значение для успеха или неудачи франчайзинга. Стараясь снизить риски совместного бизнесаес незнакомыми компаниями, некоторые сетевые компании вводят специальные требования к потенциальным партнерам. Например, владелец франшизы ресторанов Ростикс, РосИнтер в качестве дополнительного требования к франчайзи выдвигает опыт деловых отношений до франчайзинга.

    Другой проблемой, требующей постоянного внимания, является необходимость непрерывного совершенствования системы контроля франчайзинговой сети. Об этом свидетельствует опыт российских сетей, прошедших по отечественным меркам большой путь в этом направлении.

    Ключевая  задача системы франчайзинга производителя  офисной мебели Феликс на данный момент, когда этап становления уже позади, стал контроль деятельности франчайзи. Методы и формы контроля, применяемые  сетевыми компаниями, различны и зависят  от стадии развития системы и области  деятельности.

    Не  стоит забывать и еще про один аспект франчайзинговых отношений, несущий потенциальный риск для  организатора сети, - возможная конкуренция  со стороны обученного ноу-хау и  технологиям ведения бизнеса  франчайзи. По мере того как фирма-франчайзи набирается опыта и обретает силу, приблизительно равную силе франчайзера, ему становится все сложнее держать ее в своей власти.

    Для того чтобы снизить возможные риски в договорах франчайзинга сети Макдоналдс, например, оговорено требование перехода права собственности на предприятие франчайзи к сетевой компании в случае нарушения договора, в частности раскрытия или несанкционированного использования информации и ноу-хау системы5.  

 

    

  1. Правовое  обеспечение развития торговли.
 

    В настоящее время в Российской Федерации нет единого законодательного акта прямого действия, определяющего  общие основы государственного регулирования  внутренней торговли.

          Отдельные нормы, регулирующие взаимоотношения предпринимателей, потребителей и государства в  сфере внутренней торговли, содержатся в гражданском законодательстве, законодательстве о защите прав потребителей, защите предпринимателей при проведении государственного контроля, техническом  регулировании, лицензировании и т.д. Еще свыше 600 подзаконных актов  РФ регулируют отдельные вопросы  в сфере внутренней торговли, зачастую дублируя друг друга при одновременном  наличии серьезных противоречий. Таким образом, в настоящее время  законодательство в сфере внутренней торговли носит отрывочный, противоречивый характер, по сути своей является несистематизированной  совокупностью юридических норм.

          Анализ положений  Гражданского кодекса РФ и «Закона  о защите прав потребителей» показывает, что правовые нормы дублируются. В этой связи, отдельные публично-правовые нормы, в настоящее время содержащиеся в законодательстве о защите прав потребителей (например, относящиеся  к правилам продажи отдельных  видов товаров, режиму работы торговых предприятий, порядка предоставления информации для потребителей и т.д.), должны быть исключены из сферы действия законодательства о защите прав потребителей, и на их основе может быть разработан и принят федеральный закон «Об  основах государственного регулирования  внутренней торговли в Российской Федерации».

          Вместе с тем, согласно части 2 статьи 77 Конституции РФ в  пределах ведения Российской Федерации  и полномочий РФ по предметам совместного  с ее субъектами ведения федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти РФ. Это предполагает совместную деятельность федеральных органов  исполнительной власти и органов  исполнительной власти субъектов РФ, совместное решение ими поставленных задач, определяемых федеральными законами и изданными в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

          Установление конкретных полномочий РФ, субъектов РФ и органов  местного самоуправления по вопросам регулирования торговли позволит устранить  нечеткость в их определения, которая  может приводить к принятию субъектами РФ правовых актов, ущемляющих интересы предпринимателей и ограничивающих конкуренцию, в том числе через  закрытие региональных рынков. Необходимо не только устранить существующие пробелы  законодательства и четко разграничить полномочия, но и определить круг обязанностей и уровень ответственности каждого  государственного органа. Кроме того, целесообразно установить закрытый перечень методов государственного регулирования внутренней торговли в свете приоритетов предстоящего периода.

          Также до сих пор  не урегулированы на федеральном  уровне особенности организации  работы отдельных объектов, например, касающиеся работы рынков, объектов мелкорозничной сети и т.д., что создает существенные трудности в правоприменительной  практике. В то же время, когда субъекты РФ принимают собственные акты о  порядке размещения и особенностях работы таких объектов, они признаются несоответствующими федеральному законодательству судебными и антимонопольными органами.

          Кроме того, с развитием  рыночных отношений в Российской Федерации появляются новые форматы  торговли, имеющие специфику в  правовом регулировании: крупные торговые объекты, сетевые распределительные центры, магазины-склады типа «Cash & Carry» и др. Такие торговые предприятия оказывают значительное влияние на конкурентную среду в РФ и имеют особенности, связанные с градостроительным регулированием, особенно в городах с острым дефицитом свободных земель, что также необходимо отразить в законе. При отсутствии каких-либо разрешительных документов, выдаваемых органами исполнительной власти на местах для объектов торговли (разрешений на размещение и др.), остро стоит вопрос получения информации о размещении таких объектов. Такая информация должна использоваться для анализа экономической ситуации на потребительском рынке в целях эффективного и качественного информационного обеспечения решения органами власти стратегических и оперативных задач развития торговли, в том числе расчетов обеспеченности населения торговыми площадями, сокращения числа проверок органами государственного надзора и др. целей. Такая практика уже много лет используется практически во всех европейских странах. Таким образом, в законе необходимо определить особенности формирование государственных информационных ресурсов в сфере торговли на территории РФ (например, Торгового реестра).

          Остро стоит проблема осуществления государственного контроля в отношении торговых организаций. Дублирование функций по контролю связано, прежде всего, с различной ведомственной  подчиненностью органов государственного надзора и отсутствием координации  их деятельности. В целях защиты прав продавцов необходимо четко  определить органы государственного надзора  за торговой деятельностью и их полномочия, включая право на приостановление  деятельности торговых объектов и приостановление  реализации товаров в строго определенных случаях.

          Также необходимо установить основы торгового делопроизводства, например, порядка ведения, хранения и учета книги отзывов и  предложений, журнала учета мероприятий  по контролю (с учетом положений  федерального закона «О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля»).

          Таким образом, принятие Федерального закона «Об основах  государственного регулирования внутренней торговли» позволит:

          - создать правовые  условия для реализации системного  подхода к регулированию внутренней  торговли в РФ в условиях  административной реформы;

          - восполнить существующие  пробелы нормативного регулирования  в сфере оптовой и розничной  торговли;

          - определить основания  и пределы вмешательства государства  в деятельность самостоятельных  хозяйствующих субъектов;

          - создать условия  для формирования единого экономического  и правового пространства в  РФ с учетом местных условий  и особенностей экономического  развития отдельных регионов.6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

 

          Итак, на основании  всего вышеизложенного можно  сделать заключение, что за период рыночных преобразований торговля претерпела коренные изменения. В ней, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась среда с относительно высоким уровнем конкуренции. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере одна из самых высоких. Торговля сегодня является важной бюджетообразующей отраслевой системой.

           Вместе с тем  позитивные изменения внутренней  торговли сопровождаются рядом серьезных негативных проявлений. Во внутренней торговле сосредоточен значительный объем теневого капитала. Из-за сложившейся несовершенной системы оптовой торговли происходит неоправданное наращивание цен реализации. Невысокий уровень концентрации капитала предопределяет функционирование в основном мелких и средних торговых предприятий.

           Поворот, который  необходимо сделать на новом  витке реформирования потребительского  рынка с учетом сложившихся  реалий, должен быть сопряжен  с решением следующих важнейших  задач:

    1. Сохранение единого экономического и торгового пространства в Российской Федерации, как фактора, гарантирующего доступность товаров на потребительском рынке всем слоям населения с целью увеличения душевого потребления.

    2. Всемерное обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров народного потребления, защиты российского потребительского рынка от фальсифицированной продукции и нелегальных товаров.

    3. Укрепление нормативно-правовой базы развития внутренней торговли.

    4. Рационализация системы налогообложения и инвестиционной деятельности на потребительском рынке с целью укрепления во внутренней торговле позиций отечественных поставщиков товаров и услуг.

    5. Формирование развитой системы товародвижения, благоприятствующей отечественному товаропроизводителю и поставщику торговых услуг и способствующей оптимизации соотношения отечественных и импортных товаров и услуг.

    6. Создание в торговле полноценной информационной системы учета движения товаров и мониторинга потребительского рынка.

    Абсолютное  большинство названных задач  является комплексным. Их решение возможно исключительно на основе скоординированного взаимодействия различных министерств, ведомств, организаций и предпринимателей.

    Сущность  нового подхода к решению названных  проблем должна состоять в поэтапном  движении к российскому варианту организации и развития потребительского рынка в реформируемой экономической  системе.

    Список использованной литературы

  1. Абчук В.А. Коммерция: Учебник. – СПб: Изд. Михайлова, 2004. – с. 120-125, 350-375.
  2. Вопросы экономики, управления и организации торговли в современных условиях: Сб. науч.тр./ С-Петерб. Торг.- эконом. институт; ответств. ред. Соломатин А.Н. – СПб, 1997
  3. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. – Коммерция и технология торговли – М: Информационно- внедренческий центр « Маркетинг», 1999.
  4. Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.: Ил. – (Серия «учебник для ВУЗов»).
  5. Зырянов А.В. Размещение торговых предприятий: учеб. пособие. – М.:  Экономистъ, -2006.- 348 с.
  6. Кузнецова Н. «Ритейл российский сценарий»; журнал: Новости торговли № 03. 2007 стр.18-20
  7. «Маркетинг»: Учебник, практикум и учебно - методический комплекс по маркетингу/Р.Б.Ноздрева, Г.Д. Крылова, М.И.Соколова, В.Ю.Гречков - М: «Юристъ»,2000.
  8. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  9. Сидоров Д.В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними. – М.: Вершина, 2007. – 320 с.
  10. Томилов В.В., Песоцкая Е.В.- Маркетинг в системе предпринимательства- СПб: «Геликон Плюс», 2000.
  11. Хасис Л. А. Розничные торговые сети в современной экономике. - М.: УРСС, - 2004. - 80 с.

Информация о работе Развитие торговли в России - противоречие между общим и частным