Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 04:55, курсовая работа
Эта общая цель достигается решением следующих конкретных задач:
- окунуться в историю развития торговли в целом;
- рассмотреть вопрос о необходимости развития сетевой торговли;
- провести анализ состояние развития торговых сетей России;
- изучить стратегии развития сетевой торговли;
- рассмотреть франчайзинг как способ организации сетевого бизнеса;
Введение 2
1. История развития торговли. 5
1.1. Развитие сетевой торговли - объективная необходимость. 7
2. Развитие торговли в России - противоречие между общим и частным. 8
2.1. Виды торговых сетей. 8
2.2 Стратегии развития сетевой торговли. 9
2.3. ИТ - перспективы: мотивация против финансов. 10
3. Международный опыт развития торговых сетей. 15
4. Франчайзинг, как способ организации сетевого бизнеса. 22
5. Правовое обеспечение развития торговли. 25
Заключение. 29
Список использованной литературы 31
Существует несколько видов торговых сетей.
а) иностранные, т.е., открытые в России напрямую своими материнскими компаниями. Торговая сеть планирует общероссийскую экспансию;
б) иностранные торговые сети, открытые на правах франчайзинга. Такая сеть планирует общероссийскую экспансию.
в) российские компании, планирующие экспансию во все регионы.
2. Локальные компании.
а) компании, работающие в рамках одного города или одного региона и не планирующие экспансию во все регионы;
б) компании, работающие в рамках одного или нескольких регионов, но не планирующие выход в столицы и во все регионы.
Рост торговых сетей обеспечили все типы торговых сетей. Прежде всего, это развитие национальных операторов. Крупнейший оператор по России – торговая сеть «Магнит» - по итогам 2004г. имела магазины в более чем 30 регионах.*
Также рост рынка
обеспечили локальные и региональные
компании. Практически во всех крупных
городах России есть локальные операторы,
но большинство из них не имеют
у себя более 20 магазинов и не
отвечают современным форматам торговли.
Тем не менее, они вносят существенный
вклад в развитие торговли.
Торговля на настоящий момент является,
безусловно, одной из самых крупных
и экономически успешных отраслей российской
экономики. Хотя и не самой динамичной.
Наибольшими темпами
Валовая
добавленная стоимость, создаваемая
российскими торговыми
В действительности в торговой отрасли существуют ограниченные группы и секторы, демонстрирующие динамику, значительно превосходящую среднюю по отрасли, или же наоборот, развивающиеся менее динамично. Так, особо высокими темпами рост идет в сегменте крупных предприятий. Например, в оптовой торговле потребительскими товарами темпы роста оборотов устойчиво держатся на уровне 40-45 %, продукцией производственно-технического назначения - 22 %. Оборот крупных предприятий розницы растет в среднем на 40 %, в ресторанном бизнесе - на 30 %
Напротив, в секторе малых предприятий темпы значительно ниже - в рознице - около 16 % (т.е. почти чисто инфляционный рост), несколько выше в ресторанах - 21 %. Единственная сфера малого бизнеса, не уступающая по динамике крупному - это оптовая торговля, здесь темпы держатся на уровне 30-35 % - прежде всего, в торговле потребительскими товарами. Более высокая, по сравнению со среднеотраслевыми характеристиками, динамика развития именно крупного бизнеса означает и неплохие перспективы для Информационных Технологий, так как именно крупные предприятия являются основными заказчиками высокобюджетных ИТ-проектов. При этом в крупнейших предприятиях - западных и московских торговых сетях - темпы ещё более внушительные. В первом полугодии 2006 г., по данным «INFOLine», они составили для разных сетей - от 40 % («Магнит») до 52 % («Копейка»).
Таким
образом, развитие торговой отрасли
в России характеризуется
Что означает столь высокий динамизм развития с точки зрения перспектив ИТ - развития отрасли? Здесь стоит заметить, что, несмотря на внушительные обороты торговых предприятий и сравнительно высокие темпы роста, переоценивать их потенциал как ИТ - заказчиков, однако, не стоит. Тому есть целый ряд причин.
Можно дискутировать, но одно является непреложным - с точки зрения мотивов потребности в информатизации для сферы торговли являются в большей мере второстепенными, чем для других российских отраслей. Вопрос только в том, в какой степени. Но это - с мотивационной точки зрения, т.е. в зависимости от того, рассматривает ли торговый бизнес информатизацию как значимую. Второй же классический фактор, определяющий благоприятность условий для информатизации - финансовые возможности предприятий. Для промышленных предприятий этот фактор является решающим. Предположительно, для предприятий торговли (в массе своей) этот фактор, напротив, решающего значения не имеет.
На финансовые возможности отрасли с точки зрения инвестиций в ИТ указывают, как минимум, две группы экономических показателей - с одной стороны, это показатели, отражающие затратность или прибыльность бизнеса, с другой стороны, это показатели, отражающие степень концентрации капитала в отрасли.
По доле крупных предприятий лидируют сектор розничной торговли, включая рестораны. Количество крупных предприятий здесь порядка 20 %. В секторе оптовой торговли доля крупных предприятий почти в 2 раза ниже - около 10%. При этом 18% крупных предприятий в сфере розничной торговли контролируют более 54% всех доходов отрасли. Ещё большая концентрация капитала в ресторанном бизнесе - 66% доходов на 22% крупных предприятий. Примерно схожая ситуация в секторе оптовой торговле, хотя как уже говорилось, доля крупных предприятий здесь ниже, как ниже и доля доходов, контролируемых ими. В абсолютных цифрах - в секторе оптовой торговли порядка 34 тыс. крупных предприятий, в рознице - 24 тыс., и в ресторанном бизнесе (самый малый - и по числу игроков, и по оборотам) - 4 тыс. предприятий.
В среднем по отрасли около 12 % предприятий контролируют более 40% всех доходов. Таким образом, концентрация довольно высока. Более того, среднестатистические данные значительно занижают ее реальный показатель. В действительности значительные доли рынка контролируются буквально единичными игроками, когда 10-15 розничных торговых сетей контролируют более 20% рынка. Это отчётливо указывает на то, что практически во всех секторах торговли существует, с одной стороны, относительно немногочисленный, но, с финансовой точки зрения, сверхмощный эшелон предприятий, способных из года в год заказывать высокобюджетные ИТ- проекты.
Несколько иную картину дают данные о рентабельности торгового бизнеса. Доля оборотных затрат, к которым относят все затраты, кроме затрат на приобретение товаров для продажи, составляет по разным секторам торговли от 40-47 %. Если учесть, какие суммы торговые предприятий вынуждены тратить вдобавок к этим 47 % на приобретение товаров на реализацию, то окажется, что рентабельность торгового бизнеса не так уже высока, и свободных денег не уж много. Их, конечно, существенно больше, чем, скажем, в машиностроении, но гораздо меньше, чем в «высокоинтеллектуальных» видах бизнеса - например, в телекоммуникациях, где прибыльность достигает 50 %.
Удельный же среднегодовой оборот по отрасли составляет чуть более 64 млн. руб., а по отдельным секторам ещё ниже. Это, конечно, не означает, что наши торговые предприятия пребывают в безвылазной коллективной нищете - известно, что обороты продаж московских торговых операторов колеблются от 3 до 15 млрд. руб. Но это означает другое - что при всей масштабности отрасли, при огромном числе крупных предприятий, на общем фоне ничтожно мало подлинно богатых компаний, зарабатывающих не только на «самопрокорм», но ещё и на возможность инвестировать в собственное будущее.
Наконец, ещё один фактор, определяющий уровень и темпы будущей информатизации отрасли - это текущие изменения в стратегии развития предприятий. Видимых причин, указывающих на мотивы предприятий к информатизации, как уже говорилось, не так много. Не работает «фактор ВТО», спала волна экспансии западных сетей и прошла первичная адаптация к их присутствию и стандартам ведения бизнеса. Однако, при всём этом, ближайшее будущее вновь может перемениться.
Итак, среди анонсированных реструктуризаций такого рода можно отметить хотя бы следующие, вполне дающие представление о масштабе предстоящих перемен: слияние сетей «Пятерочка» и «Перекрёсток» и формирование в результате единого розничного оператора с предполагаемым оборотом в 6 млрд. долл.; приобретение сетью «Седьмой континент» у «Global USA» помещений в Москве и Московской области, где расположены магазины «Рамстор»; передача холдингом «Марта» компании «Билла Россия» 15 магазинов в Московском регионе и т.д.
Что касается регионального вектора развития - среди известных примеров - приобретение сетью «Магнит» 22 магазинов «Эконта» в Нижегородской области; приобретение сетью «Копейка» 48 универсамов «Эконта» и распределительного центра в Нижегородской области за 100 млн. долл.; приобретение сетью «Копейка» 18 магазинов в Самарской области за 22,3 млн. долл.; приобретение сетью «Пятерочка» 26 % в капитале ООО «Урал-Агро-Торг» и формирование ООО «Пятерочка Урал» и т.д. и т.п.
Форматы
розничной торговли развиваются
во всем мире по единой логике, и российский
розничный рынок повторяет
Как
отмечали большинство экспертов, к 2010
году доля современных форматов в России
должна составить 45%2.
По
материалам многих исследователей активная
интернационализация
Обобщая анализ ситуации на европейском розничном рынке потребительских товаров, мы можем охарактеризовать тенденцию, усиливающейся концентрации на рынке следующим:
Информация о работе Развитие торговли в России - противоречие между общим и частным