Прогнозирование динамики изменения тарифов на электроэнергию в контексте реализации Генеральной схемы размещения объектов электроэнер

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Когда сопоставляют конкуренцию с развивающейся экономикой, забывают, как много изменений произошло в государствах, занимающих ведущее положение в мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усилением конкуренции с другой, связаны с экономическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны, Южной Кореи и Китая с развитием электроники и машиностроения на современном этапе.

Оглавление

Введение 4


Глава 1. Маркетинговое исследование рынка как одно из направлений маркетинговых исследований 6


1.1. Основные направления и методы маркетинговых исследований 6


1.2. Понятие, классификация и структура рынков. 11


1.3. Исследование рынка. Цели и задачи 13


1.3.1 Конъюнктура и прогнозирование рынка 15


1.3.2 Емкость рынка 16


1.3.3. Сегментация рынка 17


1.3.4 Состояние конкуренции и барьеры рынка 18


1.3.5. Рыночные возможности и риски 20


Глава 2. Модель пяти сил М. Портера 24


2.1. Конкуренция и стратегия: основные концепции 24


2.2. Пять сил конкуренции по М. Портеру 25


2.3. Модель М. Портера 30


Глава 3. Ситуация на рынке угля сегодня 36


3.1. Продуктовые границы товарного рынка 40

Товарные группы потенциально взаимозаменяемых углей 41

3.2. Состав продавцов и группы покупателей товара 42

Источник: данные ЦДУ ТЭК, расчеты ФАС России. 42

3.3. Географические границы товарного рынка 43

3.4. Объем реализации (потребления, производства) товара. 46

3.5. Расчет показателей рыночной концентрации 48

3.6. Обоснование наличия (отсутствия) доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов (группы лиц) на данном товарном рынке. 49


3.7. Масштабы ввоза-вывоза (экспорта-импорта) товара 49


3.8. Степень открытости товарного рынка 51


3.9. Оценка состояния конкурентной среды рынка 51


Заключение 53


Список литературы 54

Файлы: 1 файл

Курсовая работа_Маркетинговые исследования_final.docx

— 173.71 Кб (Скачать)

Сравнивались  среднеотпускные тарифы на теплоэнергию между конкурентами (рис.7), а также рассматривалась возможность усиления конкуренции на рынке тепла района 2 из-за наличия резервов по отпуску тепла на сторону его отопительными котельными или производителями более дешевой теплоэнергии.

Рисунок 7. Среднеотпускные тарифы на тепловую энергию

Таким образом 

Таким образом, ТЭЦ-1 имеет ряд преимуществ перед теплоисточниками района 2:

  • Низкий удельный расход топлива – преимущество перед рассматриваемыми теплоисточниками оценивается в 6,2 руб./Гкал (рис. 6);
  • Повышенная надежность теплоснабжения из-за возможности работы станции на разных видах топлива;
  • Наличие обученного и высококвалифицированного персонала, обеспечивающего высокий уровень ремонтно-эксплуатационного обслуживания оборудования станции.

Однако  возраст оборудования ТЭЦ-1 существенно  уступает возрасту всех рассматриваемых  теплоисточников. Изношенность основного  оборудования и отсутствие четких перспектив по обеспечению инвестирования технического перевооружению приведут к снижению надежности электростанции как источника  бесперебойной подачи теплоэнергии потребителям и уменьшат ее технические возможности по расширению рынка сбыта тепла. Уже сегодня станция сталкивается с нехваткой паровой мощности котлов.

Были  рассмотрены следующие стратегические альтернативы:

  • Расширение рынка сбыта теплоэнергии путем вытеснения промышленно-отопительных котельных с рынка тепла в районе 2;
  • Сохранение монопольного положения по обеспечению теплоэнергией в районе 1 и активного участия в теплофикации города совместно с другими участниками рынка.

    Динамика  изменения состояния рынка тепловой энергии города с учетом изложенного представлена на рис.8.

Рисунок 8. Динамика изменения состояния рынка тепла района 2 в стоимостном выражении

  1. Основные выводы
    1. Анализ стратегии расширения рынка сбыта тепла показал, что ТЭЦ-1 должна выбрать стратегию концентрированного маркетинга  и сосредоточить свои усилия на выбранном сегменте рынка – теплоснабжении жилищно-коммунального сектора в районе 2.
    1. Данный сегмент предпочтителен для ТЭЦ-1 с конкурентной точки зрения и обладает достаточно высоким уровнем сбыта с возможностью роста отпуска тепла в будущем.

      В связи с этим ТЭЦ-1 и энергокомпании необходимо перейти к активным действиям  и политике агрессивного маркетинга на рынке тепла. Для этого необходимы:

      • Поиск вариантов строительства своих отопительных котельных в обоих районах города, в том числе выкуп у города старых морально и физически изношенных котельных для установки там современного оборудования;
      • Активное участие наряду с другими субъектами рынка тепла в строительстве потребителями своих собственных котельных  в целях получения в будущем части их прибыли;
      • Установление барьеров для вхождения существующих и вновь построенных конкурирующих теплоисточников на рынке сбыта тепла.

Последнего  можно достигнуть путем:

  • Усиления своего влияния на процесс лицензирования деятельности котельных;
  • Проведения гибкой тарифной политики с обеспечением более низкого уровня отпускных тарифов для потребителей конкурирующих теплоисточников;
  • Принятия на баланс станции сетей теплоснабжения в целях исключения влияния перепродавцов теплоэнергии и получения возможности самим активно влиять на размер рынка сбыта конкурирующих теплоисточников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы 

1. Авдашева С.В., Розанова С.М. Анализ структур товарных рынков. Экономическая теория и практика России М.: Теис, 2005. 

2. Авдашева С.В., Розанова С.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. М.: ИЧП "Издательство Магистр", 2003. 

3. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. 

4. Азоев Г.Л. Реклама промышленной продукции. - М.: ГАУ, 2003. 

5. Афанасьев М.П.  Маркетинг: стратегия и практика  фирмы. - М.: Финстатинформ, 2005. 

6. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л.Багиев, В.М.Тарасевич, Х.Анн; Под общ. ред. Г.Л.Багиева. - М.: Экономика, 2007. 

7. Благоев В. Маркетинг в определениях и примерах: Пер. с болгарского и предисловие д.э.н., проф. А.М.Немчина. СПб.: Научный центр "Корпорации двадцатый трест", 2003. 

8. Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. М.: Экономика, 2007. 

9. Голубков Е.П.  Изучение конкурентов и завоевание  преимуществ в конкурентной борьбе // Маркетинг в России и зарубежном. - 2006. - №8. 

10. Голубков Е.П.  Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Финпресс, 2001. 

11. Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 2003. 

12. Данько Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект).М.: ИНФРАМ, 2007. 

13. Егоров А.Ю. Комплексный  анализ в системе маркетинговой  деятельности. М.: "Вся Москва", 2004. 

14. Кондратьев Н.Д.  Избранные сочинения / Ред. коллегия: Л.И.Абалкин и др. М.: Экономика, 2003. 

15. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга - 2е европ. изд. - К.; М.; СПб.: Издат. дом "Вильямс", 1998. 

16. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: Практическое пособие. - М.: Финстатинформ, 2004. 

17. Маевский В.  Экономическая эволюция и экономическая  генетика //Вопросы экономики, 2004, N 5. 

18. Мори А., Азоев Г.Л., Стрижов С.Г. Маркетинговый анализ деятельности предприятия. - М.: ГАУ, 2003. 

19. Моррис Р. Маркетинг:  ситуации и примеры. - М.: Банки  и биржи, ЮНИТИ, 2004. 

20. Ноздрева Р.Б., Цыгичко А.В. Маркетинг: как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 2001. 

21. Попов Е.В. Теория  маркетингового исследования. Екатеринбург: УГТУ, 2008. 

22. Попов Е.В., Клюев  Ю.Б. Методы маркетинговых исследований. Екатеринбург: Урал.гос.техн. унт, 2006. 

23. Рубин Ю.Б., Шустов  В.В. Конкуренция: реалии и перспективы. - М.: Знание, 2000. 

24. Светуньков С.Г. Прогнозирование экономической конъюнктуры в маркетинговых исследованиях. - СПб.: СПбГУЭФ, 2007. 

25. Светуньков С.Г. Эконометрические методы прогнозирования спроса (на примере промышленной энергетики) /Под ред. Г.Л.Багиева. М.: МГУ, 2003. 

26. Светуньков С.Г., Литвинов А.А. Конкуренция и предпринимательские решения. - Ульяновск: "Корпорация технологий продвижения", 2000. 

27. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: (Реориентация теории стоимости). - М.: Экономика, 2006.

Информация о работе Прогнозирование динамики изменения тарифов на электроэнергию в контексте реализации Генеральной схемы размещения объектов электроэнер