Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 09:34, курсовая работа
Когда сопоставляют конкуренцию с развивающейся экономикой, забывают, как много изменений произошло в государствах, занимающих ведущее положение в мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усилением конкуренции с другой, связаны с экономическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны, Южной Кореи и Китая с развитием электроники и машиностроения на современном этапе.
Введение 4
Глава 1. Маркетинговое исследование рынка как одно из направлений маркетинговых исследований 6
1.1. Основные направления и методы маркетинговых исследований 6
1.2. Понятие, классификация и структура рынков. 11
1.3. Исследование рынка. Цели и задачи 13
1.3.1 Конъюнктура и прогнозирование рынка 15
1.3.2 Емкость рынка 16
1.3.3. Сегментация рынка 17
1.3.4 Состояние конкуренции и барьеры рынка 18
1.3.5. Рыночные возможности и риски 20
Глава 2. Модель пяти сил М. Портера 24
2.1. Конкуренция и стратегия: основные концепции 24
2.2. Пять сил конкуренции по М. Портеру 25
2.3. Модель М. Портера 30
Глава 3. Ситуация на рынке угля сегодня 36
3.1. Продуктовые границы товарного рынка 40
Товарные группы потенциально взаимозаменяемых углей 41
3.2. Состав продавцов и группы покупателей товара 42
Источник: данные ЦДУ ТЭК, расчеты ФАС России. 42
3.3. Географические границы товарного рынка 43
3.4. Объем реализации (потребления, производства) товара. 46
3.5. Расчет показателей рыночной концентрации 48
3.6. Обоснование наличия (отсутствия) доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов (группы лиц) на данном товарном рынке. 49
3.7. Масштабы ввоза-вывоза (экспорта-импорта) товара 49
3.8. Степень открытости товарного рынка 51
3.9. Оценка состояния конкурентной среды рынка 51
Заключение 53
Список литературы 54
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г.В.ПЛЕХАНОВА
Министерство образования и науки РФ
Институт экономики и финансов «Синергия»
“Sinerghia” Economics
& Finance Institute
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине
«Маркетинговые исследования»
на тему:
«Прогнозирование
динамики изменения
тарифов на электроэнергию
в контексте реализации
Генеральной схемы размещения
объектов электроэнергетики
до 2020»
Выполнила:
Студентка группы М 26
Соловьёва
Светлана Сергеевна
Работа
рассмотрена
и
допущена к защите:
Содержание:
Элементы
оглавления не найдены.
Введение 4
Глава 1. Маркетинговое
исследование рынка как одно из направлений
маркетинговых исследований 6
1.1. Основные направления
и методы маркетинговых
1.2. Понятие, классификация
и структура рынков. 11
1.3. Исследование
рынка. Цели и задачи 13
1.3.1 Конъюнктура и
прогнозирование рынка 15
1.3.2 Емкость рынка
16
1.3.3. Сегментация
рынка 17
1.3.4 Состояние конкуренции
и барьеры рынка 18
1.3.5. Рыночные возможности
и риски 20
Глава 2. Модель пяти
сил М. Портера 24
2.1. Конкуренция и
стратегия: основные концепции
24
2.2. Пять сил конкуренции
по М. Портеру 25
2.3. Модель М. Портера
30
Глава 3. Ситуация на
рынке угля сегодня 36
3.1. Продуктовые границы товарного рынка 40
Товарные группы потенциально взаимозаменяемых углей 41
3.2. Состав продавцов и группы покупателей товара 42
Источник: данные ЦДУ ТЭК, расчеты ФАС России. 42
3.3. Географические границы товарного рынка 43
3.4. Объем реализации (потребления, производства) товара. 46
3.5. Расчет показателей рыночной концентрации 48
3.6. Обоснование наличия
(отсутствия) доминирующего положения
отдельных хозяйствующих
3.7. Масштабы ввоза-вывоза
(экспорта-импорта) товара 49
3.8. Степень открытости
товарного рынка 51
3.9. Оценка состояния
конкурентной среды рынка 51
Заключение 53
Список литературы
54
Введение
За последнее десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще недавно она отсутствовала во многих странах. Рынки были защищены и главенствующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
Когда
сопоставляют конкуренцию с развивающейся
экономикой, забывают, как много
изменений произошло в
Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать необходимость конкуренции. Они должны постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.
Структура,
и развитие экономики, и способы,
которыми компании достигают конкурентного
преимущества, являются сутью теории
конкуренции. Четкое понимание их служит
основой, на которой базируется конкурентная
стратегия компании.
Для информационного
обеспечения решений по маркетингу
в энергокомпании систематически проводятся
маркетинговые исследования. Схему
маркетингового исследования можно
представить в виде пяти основных
последовательных этапов. Особо важен
первый этап: определение проблем
энергокомпании – это формулировка
предмета маркетингового исследования.
Без этого можно собрать
Выявление проблем и формулирование целей исследования | Отбор источников информации | Сбор информации | Анализ собранной информации | Представление полученных результатов для принятия решений по маркетингу |
Данный этап ориентирует на сбор и анализ конкретной информации, необходимой для принятия решения.
Если маркетолог не знает, что нужно изучать, то следует провести предварительную проработку. Ее цель – четко определить проблему, используя неформальный анализ. После этого должно быть проведено заключительное исследование –структурированный сбор данных и анализ решения конкретной задачи или достижения конкретных целей. Заметим, что предварительное исследование не столь сильно структурировано, как заключительное. В таблице показаны примеры использования этих двух видов исследований.
ПРИМЕРЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Неопределенная постановка проблемы | Предварительное исследование | Конкретизация проблемы | Заключительное исследование |
Почему падает сбыт тепловой энергии? | Обсуждение среди ведущих специалистов компании в целях выявления основной проблемы | Почему промышленные
потребители сооружают |
Опрос персонала энергосбыта, перепродавцов, потребителей. |
Возможно ли расширение круга услуг по энергоснабжению? | Обсуждение среди ведущих специалистов возможностей компании, изучение зарубежного опыта и опыта других отечественных энергокомпаний | Какие конкретно услуги будут пользоваться спросом у потребителей электроэнергии (тепловоэнергии)? | Опрос потребителей, работников энергонадзора, производителей энергоэффективного оборудования, аудиторских фирм. |
Приемлемы ли тарифы на тепло для производственных потребителей? | Обсуждение среди ведущих специалистов компании в целях определения размера снижения цены | Окажет ли снижение тарифа на 10% существенное влияние на сбыт? | Проведение
экспериментов в отдельных |
Что мешает сооружению станции теплоснабжения в регионе? | Обсуждение среди ведущих специалистов компании, опросы населения, беседы с руководителями региона | Какие меры требуются для повышения эффективности рекламно-информационной работы с контактными аудиториями? | Опрос специалистов по связям с общественностью. Разработка комплекса стимулирующих мер социального и экономического характера. |
Комплексное исследование проводится главным образом в двух случаях: при создании новой энергокомпании и при выходе на рынок с новой для энергокомпании продукцией (услугами). В обоих случаях комплексное исследование рынка предваряет разработку комплекса маркетинга (товар, цена, методы распространения товара и стимулирование сбыта).
В общем случае комплексное исследование рынка включает изучение:
Специализированные
исследования направлены в основном
на решение отдельных
Маркетинговое
исследование в сфере ценообразования
может быть направлено на информационное
обеспечение решения таких
Прогнозирование спроса включает прогноз потребности в электрической и тепловой энергии, а также оценку платежеспособности по отдельным группам потребителей (сегментам рынка). При этом необходимо учитывать такие факторы ,как темпы экономического роста, численность населения, инфляционное изменение цен и тарифов, энергоснабжение и повышение уровня электрификации в результате прогрессивных технологических сдвигов в производстве. С этой целью используются различные методы и модели прогнозирования. Результаты прогнозов служат информационной базой прежде всего для планирования производства, а также и для разработки ценовой политики энергокомпании.
Сбытовая деятельность энергокомпании должна анализироваться в разрезе как основных видов продукции (электро- и теплоэнергии), так и различных ус луг по энергоснабжению, предоставляемых потребителям региона. При этом особое внимание рекомендуется обращать на дебиторскую задолженность, эффективность коммерческой деятельности перепродавцов , а также на угрозу сбыту энергокомпании со стороны вероятных конкурентов. В связи с этим, возможно, потребуется дополнительный анализ эффективности ценовой политики энергокомпании.
Маркетинговые исследования в сфере управления спросом на энергию имеет своей главной задачей обеспечить эту деятельность информацией о потенциале энергосбережения и возможностях регулирования режимов энергопотребления на потенциальных управлениях управления. Кроме того, важно оценить эффективность механизма стимулирования рационального энергопотребления на потенциальных объектах управления. Кроме того, важно оценить эффективность механизма стимулирования рационального энергопотребления в действующих программах управления спросом. Такая информация необходима энергокомпании для решения проблемы оптимального распределения инвестиций между новыми вводимыми генерирующими мощностями и энергосберегающими технологиями у потребителей.
Следует отметить, что задачи и содержание маркетинговых исследований в условиях конкурентных рынков различаются в зависимости от типа энергетических компаний (интегрированная, генерирующая, сетевая, энергосбытовая и т.д.). В частности, чисто генерирующие компании не интересует маркетинг в сфере потребительских услуг по энергоснабжению, так как они удалены от розничного рынка большим количеством посредников. В то же время их заинтересует спрос на технологические услуги на оптовом рынке, характеристики поставщиков топлива, оборудования, ремонтных услуг и, конечно, в первую очередь спрос на энергию и мощность на оптовом рынке, а также характеристики конкурентов-генераторов.
Энергосберегающей
компании-дистребьютору, имеющей сбытовые
подразделения, требуется информация
о перспективном спросе на энергию и мощность
на потребительском рынке, о конкурентах
в сфере торговли энергией, политики в
области регулирования различных тарифов,
потребностях в энергосберегающих и других
услугах в отдельных сегментах рынка и
т.д.
Глава 2. Исследование рынка тепловой энергии
В данной главе мне хотелось бы более подробно остановиться на проведении маркетингового исследования, проведенного в целях прогнозирования тенденций и перспектив развития рынка тепла (для выработки стратегии развития ТЭЦ-1, принадлежащей знергокомпании) в городе с населением свыше 300 тысяч человек, имеющем развитые промышленный и жилищно-бытовой секторы, которые снабжаются теплом от ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и несколько муниципальных и ведомственных котельных.