Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 09:34, курсовая работа
Когда сопоставляют конкуренцию с развивающейся экономикой, забывают, как много изменений произошло в государствах, занимающих ведущее положение в мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с одной стороны, и усилением конкуренции с другой, связаны с экономическим рывком Германии и Японии после второй мировой войны, Южной Кореи и Китая с развитием электроники и машиностроения на современном этапе.
Введение 4
Глава 1. Маркетинговое исследование рынка как одно из направлений маркетинговых исследований 6
1.1. Основные направления и методы маркетинговых исследований 6
1.2. Понятие, классификация и структура рынков. 11
1.3. Исследование рынка. Цели и задачи 13
1.3.1 Конъюнктура и прогнозирование рынка 15
1.3.2 Емкость рынка 16
1.3.3. Сегментация рынка 17
1.3.4 Состояние конкуренции и барьеры рынка 18
1.3.5. Рыночные возможности и риски 20
Глава 2. Модель пяти сил М. Портера 24
2.1. Конкуренция и стратегия: основные концепции 24
2.2. Пять сил конкуренции по М. Портеру 25
2.3. Модель М. Портера 30
Глава 3. Ситуация на рынке угля сегодня 36
3.1. Продуктовые границы товарного рынка 40
Товарные группы потенциально взаимозаменяемых углей 41
3.2. Состав продавцов и группы покупателей товара 42
Источник: данные ЦДУ ТЭК, расчеты ФАС России. 42
3.3. Географические границы товарного рынка 43
3.4. Объем реализации (потребления, производства) товара. 46
3.5. Расчет показателей рыночной концентрации 48
3.6. Обоснование наличия (отсутствия) доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов (группы лиц) на данном товарном рынке. 49
3.7. Масштабы ввоза-вывоза (экспорта-импорта) товара 49
3.8. Степень открытости товарного рынка 51
3.9. Оценка состояния конкурентной среды рынка 51
Заключение 53
Список литературы 54
Маркетинговое исслелование включает два направления:
В своей курсовой работе я хотела бы привести решение лишь нескольких ключевых задач из всей совокупности параметров рынка:
Анализ конкурентоспособности включает следующие аспекты:
Наименование | Год ввода в эксплуатацию | Вид топлива | Балансовая стоимость | Установленная мощность | Кол-во вырабатываемого тепла, Гкал/год | Удельный расход топлива, кг.у.т./Гкал | |
в паре т/ч | в горячей воде Гкал/ч | ||||||
Район
1
ТЭЦ- 1 |
1939 | Газ, уголь | 524 | 1028 | 511 | 3 726 000 | 146,5 |
Район
2
ТЭЦ- 2 |
1933 | Газ | 162 | 345 | 550 | 1 615 582 | 167,0 |
Котельная 1 | 1972 | Газ | 15 | 150 | 90 | 336 375 | 166,0 |
Котельная 2 | 1980 | Газ | 22 | 75 | 114 | 156 063 | 174,5 |
Всего | 1598 | 1265 | 5 834 020 | 654 |
Таблица 1. Характеристика теплоисточников
Рисунок
1. Структура установленной
мощности теплоисточников
Анализ предложения. Для анализа источников тепла исследуемого теплового узла составляется перечень производителей тепла с указанием срока ввода в эксплуатацию, расположения, мощности, вида используемого топлива (Таблица 1). Диаграмма, иллюстрирующая соотношение установленной мощности основных теплоисточников города, представлена на рис.1. Структура отпуска тепла от рассматриваемых теплоисточников представлена на рис. 2.
Анализ спроса. Исследование спроса осуществлялось в такой последовательности:
Рисунок
2. Структура отпуска
тепла
Потребителям тепла исследуемого рынка являются жилые и общественные здания, коммунально-бытовые учреждения, промышленные предприятия, расположенные в пределах городской черты. Рынок тепла сегментируют:
Структура теплопотребления в целом по муниципальному образованию представлена на Рисунке 3. Суммарные часовые тепловые нагрузки по секторам рынка (типу потребителя) и районам города сведены в Таблице 2.
Рисунок
3. Структура потребления
тепловой энергии
Район | Величина тепловых нагрузок | |
Пар, т/ч | Горячая вода, Гкал/ч | |
Район 1 | ||
Промышленный сектор | 535 | 104 |
Жилищно-коммунальный сектор | 7 | 350 |
ИТОГО | 542 | 454 |
Район 2 | ||
Промышленный сектор | 260 | 560 |
Жилищно-коммунальный сектор | - | 350 |
ИТОГО | 260 | 910 |
ВСЕГО | 802 | 1364 |
Таблица 2. Суммарные часовые тепловые нагрузки по секторам и районам города
Потребность в тепле оценивалась по уровню предыдущих лет с учетом динамики за последние три года по сегментам рынка и видам энергоносителя. Анализ распределения тепловой нагрузки детализировался по районам с указанием доли каждого источника в общей тепловой нагрузке изучаемого рынка (Таблица 4). Результаты расчетов представлены на рисунке 4.
Показатель, теплоисточник | Район 1 | Район 2 | Всего | ||||||
Пар
т/ч |
Горячая
вода
Гкал/ч |
Пар
т/ч |
Горячая
вода
Гкал/ч |
Пар | Горячая вода | ||||
т/ч | % | Гкал/ч | % | ||||||
Потребность в тепловой энергии | 542 | 454 | 260 | 910 | 802 | 100 | 1364 | 100 | |
Подключенная тепловая нагрузка ТЭЦ-1 | 542 | 454 | - | - | 542 | 67,6 | 454 | 33,3 | |
Подключенная тепловая нагрузка ТЭЦ-2 | - | - | 110 | 360 | 110 | 13,7 | 360 | 26,4 | |
Ведомственные котельные | 78 | 224 | 78 | 9,7 | 224 | 16,4 | |||
Муниципальные котельные | 2 | 6 | 2 | 0,3 | 6 | 0,4 | |||
ИТОГО | 542 | 454 | 190 | 590 | |||||
Непокрытая тепловая нагрузка | 70 | 320 | 70 | 8,7 | 320 | 23,5 |
Таблица 4. Распределение тепловых нагрузок
Рисунок 3. Структура потребления тепловой энергии
Непокрытая тепловая нагрузка имеет место в теплорайоне 2. Дальнейшие расчеты позволили определить количественные значения непокрытой тепловой нагрузки по видам энергоносителя (пар и горячая вода, в процентах от суммарной потребности города в паре и горячей воде соответственно), а также по секторам рынка. Анализ показал, что сложившаяся ситуация вызвана ограничениями по топливу теплоисточников, работающих на газе., из-за растущей дебиторской задолженности предприятий перед топливоснабжающими организациями. Величина непокрытой тепловой нагрузки реально может превратиться в дефицит тепла в случае перебоев с топливом или снижения давления газа в газопроводе в периоды зимних холодов, с одной стороны, а с другой – это потенциальная сфера конкуренции теплоснабжающих организаций.
Рисунок
4. Структура покрытия
тепловых нагрузок
Оценка перспектив сбыта тепла.
Для выявления тенденций развития рынка и перспектив сбыта тепла анализировались факторы, которые будут влиять на уровни теплопотребления в прогнозируемый период:
Динамика полезного отпуска теплоэнергии потребителями ТЭЦ-1 за три последних года представлена в Таблице 5. Можно видеть, что потребность в теплоэнергии существующих потребителей достаточно устойчива.
Год | Потребитель | |||
Промышленность | Оптовые перепродавцы | Прочие | Всего | |
2004 | 2777,1 | 644,7 | 381,5 | 3803,3 |
2005 | 2524,0 | 675,4 | 511,5 | 3710,9 |
2006 | 2537,9 | 736,4 | 483,4 | 3757,7 |
Таблица 5. Динамика полезного отпуска теплоэнергии потребителям ТЭЦ-1, тыс. Гкал
Наличие непокрытой тепловой нагрузки в теплорайоне 2 дает возможность расширить рынок сбыта теплоэнергии ТЭЦ-1 за счет вытеснения существующих конкурентов (расширение сетевого хозяйства, строительство локальных источников теплоснабжения в случае экономической нецелесообразности прокладки новых сетей и др.). Оценка емкости рынка и рыночной доли секторов позволяет рассчитать нагрузку жилищно-коммунального сектора района 2. Строительство теплотрассы позволит реализовать намеченные планы.
В отношении
подключения крупных
Второе
направление маркетинговых
Сравнение возраста основного оборудования ТЭЦ-1 и конкурентных источников теплоснабжения (ТЭЦ-2 и котельных) позволяет сделать выводы о необходимости ее технического перевооружения (рис. 5).
Рисунок 5. Средний возраст оборудования теплоисточников
Для анализа технологических возможностей ТЭЦ по отпуску тепловой энергии выбирался наиболее период, когда станция должна работать в режиме максимума отопительной нагрузки. Анализировались средняя паровая мощность котлоагрегатов и турбогенераторов, находящихся в работе, ремонте, резерве в течение зимнего максимума отопительной нагрузки (октябрь-март). Исследовались наличие резерва тепловой мощности и возможность подключения дополнительных потребителей. Для оценки конкурентоспособности теплоисточников исследуемого рынка анализировался удельный расход топлива на отпущенную теплоэнергию по каждому теплоисточнику (рис. 6).
Рисунок 6. Удельные расходы топлива на отпущенную теплоэнергию от теплоисточников