Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:57, курсовая работа
Цель работы: Изучение особенностей товарного знака в маркетинговой деятельности фирмы.
Задачи:
раскрыть суть товарного знака, установить его признаки;
рассмотреть виды, классификацию товарных знаков;
рассмотреть и ознакомиться с использованием товарного знака и его правовой охраной;
коснуться проблем использования товарных знаков в европейских странах.
Введение
3
Глава 1. Товарный знак и его сущность
Понятие «средства индивидуализации» и его разновидности
6
Товарный знак: понятие, функции, использование
Разработка и обновление товарного знака фирмы
8
17
Классификация товарных знаков
Порядок регистрации товарных знаков
22
31
Глава 2. Правовая охрана товарного знака
2.1. Защита прав на товарный знак в России: история и современное состояние
35
2.2. Международные соглашения по товарным знакам
41
2.3. Арбитражная практика
44
Заключение
46
Список использованной литературы
Выставление товарных знаков признавалось правом промышленников и торговцев, за исключением случаев, особо установленных законом. Запрещалось выставлять товарные знаки с надписями и изображениями, противными общественному порядку, нравственности или благопристойности, заведомо ложными или имеющими целью ввести покупателей в заблуждение, с изображениями дарованных промышленнику или торговцу знаков отличия, предназначенных для ношения, а также с изображениями наград и почетных отличий без обозначения года их получения.
Одному промышленнику или торговцу не возбранялось заявлять несколько разных товарных знаков для различных по роду или сорту товаров.
Право на товарный знак возникало
на основании регистрации заявляем
Выдача свидетельства на товарный знак не лишала других лиц права в течение трех лет со дня публикации сообщения о выдаче свидетельства оспаривать в судебном порядке принадлежность исключительного права пользования товарным знаком.
Первым нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере правовой охраны товарных знаков в республике Советов, был Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) от 15 августа 1918 г. "О пошлине на товарные знаки". Согласно указанному Декрету все свидетельства, выданные в царской России как отечественным, так и иностранным предприятиям, надлежало зарегистрировать в Народном комиссариате торговли и промышленности. Незарегистрированные свидетельства впредь считались недействительными. Кроме того, в Декрете определялись размеры и порядок уплаты пошлины за регистрацию знаков.
17 июля 1919 г. было принято Постановление Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ) "О товарных знаках государственных предприятий", которым взамен прежних вводились новые знаки, имеющие сугубо справочный характер. Эти знаки отличались простотой и содержали в качестве обязательных элементов наименование предприятия, а также название вышестоящего отдела, главка ВСНХ и изображение герба республики. Как отмечается в литературе, подобные знаки были лишены товарного содержания и не выполняли функцию проводника продукции от производителя к потребителю23.
Наиболее полным образом сфера правовой охраны товарных знаков стала регулироваться в период перехода к новой экономической политике (НЭП), которая в известной степени стимулировала динамику товарно-денежных отношений. Так, 10 ноября 1922 г. издается Декрет СНК РСФСР "О товарных знаках". Указанным Декретом, в частности, закреплялось правило, согласно которому промышленные и торговые предприятия, как государственные, так и частные, могут отличать внешним знаком свои товары при их выпуске или сбыте и единолично пользоваться им для отличия своей продукции от всей прочей. Декрет не устанавливал единого способа выражения товарных знаков и допускал в качестве обозначений клейма, пломбы, метки, этикетки, виньетки, ярлыки, обложки, рисунки и т.п. Разновидностями товарных знаков признавались девизы, оригинальные слова, сочетания слов и их начертания. Декрет допускал произвольную форму выражения обозначений, однако устанавливал требование об указании в товарном знаке названия фирмы и предприятия. Запрещалось использование зарегистрированных знаков, содержащих название фирмы или наименование товара, принадлежащих другим организациям.
Декретом вводилась обязательная регистрация обозначений, которую осуществлял Комитет по делам изобретений.
В целях установления единообразного порядка регулирования отношений в сфере правовой охраны товарных знаков в связи с образованием СССР 12 февраля 1926 г. ЦИК СССР издает Постановление "О товарных знаках", которым развивались и конкретизировались нормы Декрета СНК от 10 ноября 1922 г. Указанным Постановлением, в частности, предусматривалась административная процедура обжалования отказа в регистрации товарного знака путем обращения в Комитет по делам изобретений, устанавливалось правило, в соответствии с которым погашенное свидетельство на право исключительного пользования товарным знаком не могло быть возобновлено на имя другого владельца в течение трех лет со дня публикации сообщения о погашении.
Экономическая ситуация, сложившаяся в стране в 30-х гг. ХХ в. в результате индустриализации, потребовала приведения законодательства о товарных знаках в соответствие с изменившимися условиями.7 марта 1936 г. ЦИК и СНК СССР принимают совместное Постановление "О производственных марках и товарных знаках".
Согласно этому Постановлению
все предприятия
Этим же Постановлением
был изменен порядок
Такая схема децентрализованного рассмотрения заявок и выдачи свидетельств существовала в течение четырех лет. Постановлением СНК СССР от 4 марта 1940 г. регистрация знаков была возложена на Народный комиссариат торговли СССР, а с 1959 г. - на Государственный комитет СССР по делам изобретений.
Новый этап обновления законодательства о товарных знаках наступил в начале 60-х гг. ХХ в. после принятия Постановления Совмина СССР от 15 мая 1962 г. "О товарных знаках". Указанное Постановление было принято в целях повышения ответственности предприятий за качество выпускаемой ими продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Оно обязывало государственные, кооперативные и общественные предприятия и организации помещать на выпускаемых ими изделиях или их упаковке товарные знаки, зарегистрированные в Комитете по делам изобретений и открытий при Совмине СССР, а также производить маркировку изделий, предусмотренную ГОСТами, техническими условиями, договорами и особыми условиями поставки. При этом товарные знаки не подлежали помещению на изделиях, которые ГОСТами и техническими условиями были освобождены от всех видов маркировки.
Торговым предприятиям, а также внешнеторговым организациям предоставлялось право помещать на реализуемых ими товарах, изготовленных по их специальным заказам (образцам, особым рецептурам и т.п.), вместо товарного знака предприятия-изготовителя или наряду с ним свой товарный знак.
Организациям, основная деятельность которых заключалась в оказании различных услуг, предоставлялось право пользования знаками обслуживания, которые приравнивались к товарным знакам и подлежали регистрации в Комитете по делам изобретений и открытий при Совмине СССР.
Этим же Постановлением устанавливался срок действия регистрации товарных знаков, который составлял 10 лет с возможностью его продления не более чем на 10 лет. Право пользования товарным знаком в течение периода его правовой охраны могло быть передано в установленном порядке по лицензии.
Товарные знаки иностранных юридических лиц и граждан могли быть зарегистрированы в СССР, если предприятиям и организациям СССР предоставлялось на началах взаимности право регистрации товарных знаков в стране иностранного заявителя.
24 января 1967 г. Комитетом
по делам изобретений и
8 января 1974 г. Госкомизобретений СССР утвердил новое Положение о товарных знаках, необходимость появления которого была вызвана присоединением СССР к ряду международных соглашений, в частности к Парижской конвенции, Ниццкому соглашению о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.
Указанное Положение было призвано модернизировать существовавшие правила и привести их в соответствие с нормами международных договоров. В нем формулировались общие принципы правовой охраны и регистрации знаков; давалось новое определение товарного знака; уточнялись требования, предъявляемые к товарным знакам; допускалась регистрация товарных знаков, содержащих наименования происхождения товаров; регламентировались процедура регистрации обозначений и порядок их использования.
В начале 90-х годов прошлого века в период первых попыток установления рыночных отношений был принят Закон СССР от 3 июля 1991 г. № 2293-1 "О товарных знаках и знаках обслуживания". Однако данный Закон в связи с распадом СССР в силу так и не вступил, несмотря на то что включал в себя прогрессивные правила, учитывающие новейшие приобретения теории и практики регулирования отношений, складывающихся в связи с охраной и использованием средств индивидуализации продукции.
Законодательство о товарных знаках и знаках обслуживания в современной России продолжает прежние традиции. Первый в новейшей истории России закон, посвященный регулированию отношений, возникающих в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков и знаков обслуживания, был принят 23 сентября 1992 г. - это Закон о товарных знаках24. В этом Законе получили закрепление нормы, посвященные понятию и видам товарных знаков и знаков обслуживания, регистрации товарного знака, коллективному знаку, использованию товарного знака, передаче товарного знака, прекращению прав на товарный знак. Законом провозглашалось приравнивание правовых режимов регистрации и использования товарных знаков и знаков обслуживания. В целом, Закон о товарных знаках создал "необходимый правовой механизм для охраны прав участников хозяйственной деятельности, изготавливающих товары, и пресечения неправомерных действий, направленных на дискредитацию высококачественной продукции"25.
В развитие Закона о товарных знаках Приказами Роспатента от 29 декабря 1992 г. и 16 сентября 1993 г. были утверждены Правила составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, а также Правила продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания в РФ, внесения изменений в регистрацию и свидетельство на товарный знак и знак обслуживания. Через несколько лет указанные акты Роспатента были пересмотрены. Так, порядок подачи и рассмотрения заявки был детально урегулирован Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденными Приказом Роспатента 29 ноября 1995 г. .
В 2002 г. законодательство о товарных знаках было изменено Федеральным законом от 11 декабря 2002 г. № 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"26, вступившим в силу с 27 декабря 2002 г.
В новой редакции Закона нашли отражение не только практика правоприменения и практика работы Роспатента, но и отдельные положения новейших международных соглашений, в частности Договора о законах по товарным знакам 1994 г. и Соглашения ТРИПС. Наиболее значимыми изменениями прежней редакции следует признать: уточнение понятия товарного знака и знака обслуживания; признание нарушением исключительного права правообладателя размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации; изменение перечня абсолютных и иных оснований для отказа в регистрации товарного знака; изменение требований к заявке и правилам ее подачи; замену названия предварительной экспертизы на формальную; включение в сферу правового регулирования отношений, складывающихся в связи с правовой охраной общеизвестных товарных знаков; изменение порядка и оснований признания недействительным предоставления товарному знаку правовой охраны; изменение оснований прекращения правовой охраны товарного знака.
Указанным Законом были внесены изменения и в нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в связи с правовой охраной и использованием наименований мест происхождения товаров, которые коснулись, в частности, легального определения наименования места происхождения товара, требований к содержанию заявки, порядка обжалования решения по заявке и восстановления пропущенных сроков, порядка продления срока действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, порядка оспаривания предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара, выдачи свидетельства и признания его недействительным, оснований прекращения правовой охраны наименования места происхождения товара и действия свидетельства.
Действующим законодательством установлена ответственность за незаконное использование товарного знака. Под незаконным использованием товарного знака Закон понимает использование, противоречащее положениям пункта 2 статьи 4, т.е. несанкционированные владельцем товарного знака действия какого-либо лица в отношении товарного знака, наносящие или способные нанести ущерб владельцу товарного знака.
Предусмотрена как гражданско-правовая, так и уголовная ответственность. Необходимо иметь в виду, что любое решение, вынесенное при разрешении спора в административном порядке, может быть оспорено в суде.