Правовая охрана товарного знака

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Изучение особенностей товарного знака в маркетинговой деятельности фирмы.
Задачи:
раскрыть суть товарного знака, установить его признаки;
рассмотреть виды, классификацию товарных знаков;
рассмотреть и ознакомиться с использованием товарного знака и его правовой охраной;
коснуться проблем использования товарных знаков в европейских странах.

Оглавление

Введение
3
Глава 1. Товарный знак и его сущность

Понятие «средства индивидуализации» и его разновидности

6
Товарный знак: понятие, функции, использование
Разработка и обновление товарного знака фирмы
8
17
Классификация товарных знаков
Порядок регистрации товарных знаков
22
31
Глава 2. Правовая охрана товарного знака

2.1. Защита прав на товарный знак в России: история и современное состояние

35
2.2. Международные соглашения по товарным знакам
41
2.3. Арбитражная практика
44
Заключение
46
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Товарный знак 2.doc

— 530.50 Кб (Скачать)

 

 

Рис. 13. Товарный знак компании «ЛУКОЙЛ» для нефтепродуктов и заправочных станций

 

У каждого из видов товарных знаков есть свои преимущества.

Так, словесный товарный знак имеет свою правовую охрану независимо от изображения его в какой-то другой цветовой гамме, вида шрифта и проч., его без труда можно рекламировать по радио и это будет способствовать его запоминанию у потенциальных потребителей.

В отличие от словесного, изобразительный товарный знак, либо отдельные его элементы, способствует возникновению у потребителей четких визуальных образов, которые не всегда могут быть выражены одним-двумя словами.

Комбинированный товарный знак способствует запоминаемости у  потребителей как его словесной части, так и изображения.

Черно-белые товарные знаки охраняются в любых цветовых сочетаниях (согласно существующей в настоящий момент практике). Товарные знаки в цвете и цветовые товарные знаки помогают потребителю быстрее ориентироваться во множестве товаров и услуг разных производителей.

Объемные (трехмерные) товарные знаки помогают лучшим образом защитить оригинальную форму товара или его упаковку, причем не только от прямого копирования, но и от сходных обозначений.

Преимущества  регистрации формы товара или  формы упаковки в качестве объемного  товарного знака в сравнении с регистрацией в качестве промышленного образца следующие:

- неограниченной срок  охраны товарного знака;

- охраняются не только  тождественные товарные знаки,  но и сходные (нарушением же  прав на промышленный образец,  согласно ч.3 ст. 1358 ГК РФ, признается использование в изделии, если такое использование содержит все существенные признаки промышленного образца. Существенные признаки промышленного образца – это признаки, определяющие оригинальные эстетические и/или эргономические особенности внешнего вида изделия);

- при регистрации товарного  знака не проводится проверка  на новизну – известность где  бы то ни было в мире до  даты подачи заявки, а только  поиск среди зарегистрированных и не заявленных на регистрацию в России товарных знаков (промышленные образцы, напротив, не регистрируются, если их внешний вид не является новым - то есть стал общедоступным до даты подачи заявки);

- более простое поддержание  регистрации товарного знака  в силе.

 

1.5. Порядок  регистрации товарных знаков

 

Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. При этом личных неимущественных прав на названные объекты не возникает.

Не предусмотрена возможность  выступать в качестве правообладателей исключительного права на товарный знак публичным образованиям: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

На территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Исключительное право  на товарный знак признается и охраняется при условии государственной регистрации товарного знака, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает соответствующее свидетельство (ст. 1481 ГК).

Наряду с товарными  знаками, охраняемыми в силу регистрации  федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, в Российской Федерации действуют и охраняются исключительные права на товарные знаки в соответствии с Парижской конвенцией об охране промышленной собственности 1883 г. (общеизвестные товарные знаки) и Мадридским соглашением о международной регистрации знаков 1891 г.17

Государственная регистрация  товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков).

Установлен порядок государственной регистрации товарных знаков, который определяется также Приказом Роспатента от 5 марта 2004 г. N 31 "О порядке ведения Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации"18.

На основании решения  о государственной регистрации  товарного знака федеральный  орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца со дня получения документа об уплате пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него осуществляет государственную регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков.

В соответствии с п. 1.3 Приказом Роспатента от 5 марта 2004 г. N 31 государственный реестр представляет собой совокупность товарных знаков (если они представляют собой словесные и/или изобразительные элементы, и/или их комбинацию) и совокупность записей Государственного реестра, выполненных по установленной настоящим Порядком форме и содержащих сведения о товарных знаках, на которые выданы свидетельства Российской Федерации.

В Государственный реестр товарных знаков вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.

Пунктом 1 статьи 1481 ГК РФ устанавливается, что на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак.

Значение свидетельства  на товарный знак состоит в том, что  оно удостоверяет приоритет товарного знака (ст. 1495 ГК) и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Приоритет товарного  знака может быть установлен по дате подачи первой заявки на товарный знак в государстве-участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет), если заявка на товарный знак подана в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение шести месяцев с указанной даты.

Исключительное право  на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

- на товарах, в том  числе на этикетках, упаковках  товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

- при выполнении работ,  оказании услуг;

- на документации, связанной  с введением товаров в гражданский оборот;

- в предложениях о  продаже товаров, о выполнении  работ, об оказании услуг, а  также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

- в сети "Интернет", в том числе в доменном имени  и при других способах адресации.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Изменение цветов элементов, составляющих знак, может в корне  поменять впечатление от знака и его вид. Так, одно и то же изображение в виде разновеликих вертикальных штрихов над горизонталью, выполненное зеленым цветом, будет представлять весеннюю траву, а выполненное алым цветом - языки пламени.

Выбор цветовой гаммы знака является сложным этапом в разработке обозначения. Заявители часто задают вопрос, в какой именно цветовой гамме подавать на регистрацию обозначение. Однозначного ответа на этот вопрос нет: на практике встречается подача в черно-белой гамме с последующим использованием как черно-белого так и цветного вариантов, а также подача всех вариантов цветовой гаммы, в зависимости от сфер применения знака.

Допуская к регистрации  в качестве товарных знаков - знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, широкий круг условных обозначений, российское законодательство указывает вместе с тем и на те обозначения, которые не признаются товарными знаками, знаками обслуживания и наименованиями мест происхождения товаров. Закон от 23 сентября 1992 г. исходит при этом из общепринятой мировой законодательной практики и международных обязательств России.

К обозначениям, не регистрируемым ввиду их неспособности выполнять функции товарных знаков, относятся:

  • обозначения, не обладающие различительной способностью;
  • обозначения, представляющие собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения;
  • обозначения, вошедшие во всеобщее употребление как название товаров определенного вида;
  • обозначения, являющиеся общепринятыми символами и терминами;
  • обозначения, указывающие на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товара, а также на место и время их производства или сбыта;

К обозначениям, не регистрируемым в качестве товарных знаков по соображениям охраны публичного порядка и общественных интересов, относятся:

  • обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителей относительно товара или его изготовителя;
  • обозначения, противоречащие по своему содержанию общественным интересам, принципам гуманности и морали;

К обозначениям, которые  не могут быть зарегистрированы в  качестве товарного знака ввиду того, что это нарушало бы права и законные интересы третьих лиц, относятся:

  • обозначения, которые являются тождественными или сходными до степени их смешения с уже охраняемыми на территории России товарными знаками, наименованиями мест происхождения товара, а также с сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке;
  • обозначения, воспроизводящие известные на территории фирменные наименования (или их часть), а также промышленные образцы, принадлежащие другим лицам;
  • обозначения, которые воспроизводят названия известных в РФ произведений науки, литературы и искусства или персонажи и цитаты из них, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права или его правопреемников;
  • обозначения, воспроизводящие фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согласия таких лиц, их наследников, соответствующего компетентного органа или высшего законодательного органа страны, если это обозначения являются достоянием истории и культуры РФ.

При выборе и регистрации  товарных знаков следует помнить о существовании еще одной близкой категории - промышленных образцов.

В подавляющем большинстве  случаев промышленные образцы значительно отличаются от  товарных знаков. Во-первых,  словесные товарные знаки никак не могут быть признаны промышленными образцами. Во-вторых, товарный знак обычно неразрывно связан с товаром, который он обозначает. Товарный знак проставляется на товаре, ярлыке, упаковке. В отличие от этого промышленный образец, как правило, неотделим от товара; как бы является формой существования промышленной продукции. В-третьих, промышленный образец обладает собственной, внутренней ценностью, ценность промышленного образца влияет на ценность самого промышленного изделия, обычно повышая ее.

В отличие от этого  товарный знак может не обладать собственной материальной ценностью. Так, этикетка с товарным знаком стоит столько, сколько стоят бумага, краска и работа по изготовлению.

Ценность товарного  знака возникает в процессе оборота  как благодаря репутации предприятия - владельца, так и благодаря качеству товаров, которые знак рекламирует (обозначает). 19

При регистрации товарного  знака в международном реестре  рядом с ним ставятся знаки  — буквы R, С, ТМ в кружке.

Рис. 14. Символы регистрации  товарного знака

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ТОВАРНОГО ЗНАКА

 

2.1. Защита прав на товарный знак в России: история и современное состояние

 

Появлению первых российских законов о товарных знаках предшествовал  период формирования законодательства о клеймении товаров. Первые указания на это содержались в Новоторговом уставе XVII в., изданном при царе Алексее Михайловиче. В период правления Петра I клеймение товаров использовалось для целей взимания таможенных пошлин. Однако правила о клеймении применялись избирательно, поскольку часть производителей освобождалась от уплаты пошлины. Обязательное клеймение товаров российских производителей было введено Указом об обязательном клеймении20, изданным в 1744 г.

5 февраля 1830 г. было  утверждено Положение о клеймении  изделий русских мануфактур, фабрик и заводов21, которым устанавливалась обязанность владельцев шляпных, суконных и других фабрик иметь прочные клейма.

В качестве самостоятельного средства индивидуализации товаров  товарный знак был впервые легализован Законом от 26 февраля 1896 г. "О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)". Согласно указанному Закону, который был для своего времени весьма прогрессивным, товарными знаками признавались всякого рода знаки, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в которых они хранились, для отличия их от товаров других промышленников и торговцев, например: клейма, тавра, печати, пломбы, капсюли, метки (вытканные и вышитые), этикетки, виньетки, девизы, ярлыки, обложки, рисунки, оригинальных видов упаковки и т.п. 22

Информация о работе Правовая охрана товарного знака