Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:44, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявление перспективы развития кинорынка в г. Красноярске. Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:
1) изучение теоретических аспектов маркетинговой деятельности кинотеатров;
2) анализ деятельности кинотеатров, проведение маркетингового исследования;
3) оценка деятельности кинотеатров методом опроса (анкетирования);
4) разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой стратегии сети кинотеатров.
Введение…………………………………………………………………….…….4
Глава 1 Теоретические основы маркетингового исследования……………….6 1.1 Методы отбора маркетинговой информации………………………..6
1.2 Маркетинговый комплекс и его составляющие……………………..8
1.3 Методы исследований потребностей спроса………………………..11
Глава 2 Маркетинговые исследования потребительского спроса кинорынка г. Красноярска…………………………………………………………………....14 2.1 Выделение сегмента кинорынка……...……………………………...14
2.2 Анализ потребительского рынка кинотеатров……………………...16
Глава 3 Перспектива развития кинорынка г. Красноярска………………...…21
3.1 Общая характеристика кинотеатров…………………………………21
3.2 Стратегия развития кинотеатров…………………………………….23
3.3 Экономическая оценка маркетинговой стратегии………………….25
Заключение………………………………………………………………....……30
Список использованных источников………………………………….
Рис.
2 - Схема развития направлений маркетинговой
деятельности в сфере культуры
В
системе маркетинга большое значение
имеет маркетинговая среда. По определению
Е.В. Песоцкой “маркетинговая среда
рассматривается как
Макросреда включает в себя такие социальные факторы, как политические, экономические, демографические, социокультурные, научно-технические, которые определяют развитие сферы культуры. В то же время сфера культуры отличается устойчивыми обратными связями со своей макросредой, которые заключаются в непосредственном влиянии на формирование личности, культурного уровня нации, что, в конечном счете, воздействует на само отношение к сфере культуры.
Микросреда наряду с макропроцессами также имеет важное значение. Микросреда в свою очередь может быть подразделена на две составляющие: внутреннюю и внешнюю.
Внешней средой маркетинга является окружающая среда, на которую фирма выходит со своими маркетинговыми мероприятиями. В сфере культуры она включает реальных и потенциальных посетителей, спонсоров, покровителей, партнеров, конкурентов, а также общественность в лице СМИ и иных лиц, формирующих общественное мнение, как о работе культурной организации, так и о культуре в целом (рис. 3).
Внутренняя
среда маркетинга включает тех лиц
и те силы, которыми осуществляется
маркетинг внутри фирмы. Как правило,
в культурных организациях имеются
службы, которые планируют, разрабатывают
и осуществляют маркетинговые программы
отдельно для посетителей, друзей культурной
организации, спонсоров и т.д.
Рис.
3 - Составляющие внешней среды маркетинга
культурной организации
1.3
Методы исследований
потребностей спроса
Основным в исследованиях потребностей спроса является понятие панели. Как говорит В. А. Шаповалов, под панелью понимается «выборочная совокупность опрашиваемых единиц, подвергаемых повторяющимся исследованиям», причем предмет исследования остается постоянным. Членами панели могут быть отдельные потребители, семьи, организации торговли и промышленности, эксперты, которые, с определенными оговорками, остаются постоянными. Панельный метод опроса имеет преимущества по сравнению с обычными одноразовыми опросами: он дает возможность сравнить результаты последующих опросов с итогами предыдущих и устанавливать тенденции и закономерности развития изучаемых явлений; обеспечивает более высокую репрезентативность выборки по отношению к генеральной совокупности.
По характеру изучаемых проблем панели делятся на общие и специализированные. Специализированные панели могут быть созданы для изучения отдельных потребностей.
Со временем, конечно, неизбежны потери участников панели. Даже в краткосрочных исследованиях на каждом этапе обычно теряется от 5 до 10% начальной выборки. «Усыхание» панели может создать проблемы при анализе полученных данных, так как вызывает систематические смещения в выборке.
Еще
одной проблемой, возникающей лишь
в потребительских панелях, является
«эффект панели» (или «эффект
тестирования»), так как полученная
временная информация может быть
искаженной от того, что члены панели
чувствуют влияние
Для изучения потребностей наряду с панельными используют и традиционные опросы. Однако имеется специфика как в способе их применения, так и в содержании инструментария. Выделим главные особенности. М. И. Басаков пришел к выводу, что «в исследованиях этого типа выборочная совокупность чаще всего воспроизводит не социальную или территориальную общность, а те или иные сегменты рынка, целевые группы потребителей, например, владельцев иномарок или сотовых телефонов, тех, кто регулярно употребляет молотый кофе, и т.д.
Для этого в анкете непременно присутствует скринер - своеобразный фильтр для отсеивания респондентов, не являющихся носителями определенных потребительских характеристик. Кроме того, не привлекаются лица, работающие в СМИ, рекламных и маркетинговых агентствах, в отраслях, производящих или реализующих исследуемый продукт. Они не являются типичными потребителями, знание ими профессиональных секретов и технологий неизбежно вызовет смещение мнений.
Анкета по изучению потребительского поведения и потребностей обязательно включает вопросы, направленные на выявление особенностей использования респондентами продукта, уровня их информированности, отношения к рекламе, восприятия торговой марки, идентификации характеристик продукта и его производителя. Причем в ходе интервью в отличие от большинства других опросов предусматривается обязательная ротация вариантов ответов на базовые вопросы» (М. И. Басаков, 2005).
П. Б. Васильев упомянем две специфические разновидности исследований, использующихся в этой сфере. Это, прежде всего омнибусное исследование. «Омнибус - это социологический инструментарий, предназначенный для сбора информации не по одной, как это обычно бывает, проблеме, а по нескольким. Могут присутствовать одновременно самые разнообразные темы. Чаще всего этот метод используется для масштабных опросов, охватывающих респондентов в разных регионах. Достоинство омнибуса состоит в его экономичности, так как он всегда имеет нескольких заказчиков (и соответственно многоканальное финансирование) и опирается на одну и ту же выборочную совокупность».
И,
наконец, холл-тест (испытание, проба
в помещении) - метод, находящийся
на стыке традиционных и экспериментальных
подходов для изучения поведения
потребителей. «Он предназначен для
выявления реакции
2
Маркетинговое исследование
потребительского
спроса кинорынка
г. Красноярска
2.1
Выделение сегмента
кинорынка
В декабре 2010 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка кинопроката и кинотеатров в России.
На 31 декабря 2010 года в России насчитывается 1864 современных кинозала в 736 кинотеатрах (среднее число экранов на кинокомплекс — 2,5).
2010-й оказался рекордным для российского рынка кинопоказа; в течение года было открыто 349 залов в 87 кинотеатрах (для сравнения: в 2009 году киносеть пополнилась 265 залами в 75 кинотеатрах). Однако этот рост в значительно мере обеспечило увеличение цен на билеты. В 2010 году стоимость билета в долларовом выражении выросла на 26,4% по сравнению с 2009 годом. По данным журнала "Кинобизнес сегодня", средняя цена билета по состоянию на начало 2010 г. составила $ 5,7. По оценкам отраслевых экспертов, цены на билеты достигли максимума: дальнейший рост сборов за счет увеличения цены на билеты невозможен.
Концентрация рынка в руках 10 главных киносетей продолжает увеличиваться и на начало 2009 года составляет примерно 40%.
В
декабре 2008 г. и январе 2009 г. впервые
за последние годы сборы кинотеатров
упали. Отметим, что сократились
не только кассовые сборы, но также
упал уровень посещаемости кинотеатров,
что стало очередным
По имеющимся данным, в связи с ростом курса доллара арендные ставки для кинотеатров возросли среднем на 30% в рублевом выражении, а они занимают весомую долю в расходах оператора. В связи с этим, а также из-за снижения размеров кассовых сборов, многие игроки рынка будут вынуждены прекратить свою деятельность.
По Красноярску на 2011 год – 24 современных кинозала в 5 кинотеатрах (среднее число экранов на кинокомплекс – 4,8).
В Красноярске в 2007 году сразу два федеральных оператора запустили свои кинотеатры, имеющие в своем составе цифровые кинозалы: восьмизальник «Киномакс Планета» (май) и семизальник Mori Cinema в ТРК «Июнь» (декабрь). Кроме того, четвертый кинозал был открыт в кинотеатре «Луч». Помимо кинотеатра «Луч», региональными считаются также «Эпицентр» и «Квадро-фильм».
По ситуации на сегодняшний день кинорынок Красноярска заполнен. Идет поглощений операторами киносетей независимых кинотеатров в форме приобретения готового бизнеса и это свидетельствует о дефиците свободных географических ниш для развития киносетей; в этих условиях покупка уже действующего успешного кинотеатра – более перспективный для «сетевиков» бизнес, нежели рискованное развертывание совершенно нового предприятия. Независимым кинотеатрам в свою очередь становится все сложнее конкурировать с сетевыми кинозалами – прежде всего при заключении договоров с дистрибьюторами по условиям проката фильмов; в результате вхождение в ту или иную сеть на условиях репертуарного планирования или франшизы или полное слияние с доминирующей киносетью (продажа) становятся оптимальными решениями в этой неравной конкурентной борьбе.
В
целом рынок кинопоказа приближается
к стадии зрелости, поскольку темпы роста
открытий новых кинозалов снижаются, а
усиливающаяся конкуренция заставляет
кинотеатры большее внимание уделять
качеству предоставляемых услуг (проводить
модернизацию, ремонт и даже реконструкцию
морально устаревших киноплощадок, повышая
тем самым свою конкурентоспособность).
Активно внедряются системы цифровой
кинопроекции, коммерческую эффективность
которых доказывают премьеры цифровых
стереофильмов.
2.2 Анализ потребительского рынка кинотеатров
Под потребительским рынком экономисты понимают «совокупность отдельных лиц и домохозяйств, покупающих или приобретающих иным способом товары и услуги для личного потребления. Предприятие, имеющее четкое представление, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламу, имеет огромное преимущество перед конкурентами. Модель поведения покупателей - это модель реакции покупателей на действие побудительных стимулов маркетинга. Побудительные стимулы маркетинга включают четыре элемента: товар, цену, место и рекламу» (Б. Л. Багиев, 1999). То есть, эти 4 элемента создают систему 4р или комплекс маркетинга, которой должны обладать любая фирма и любое предприятие, чтобы развиваться и качественно реализовывать свою продукцию. Другие основные факторы – экономическая, научно-техническая, политическая и культурная среда – составляют прочие стимулы к покупке товара или услуги. В сознании покупателя эти стимулы вызывают покупательские реакции: выбор товара, предприятия, выбор времени и объема покупки. Также, сознание каждого покупателя обладает определенными особенностями, то есть, характеристиками покупателя, которые оказывают основное влияние на восприятие стимулов к покупке и на реакцию на них.
Для анализа потребительского рынка кинотеатров Красноярска использовался такой метод, как опрос (анкетирование). В этом опросе участвовали 100 человек. Сегментная группа – люди, проживающие в городе Красноярске в возрасте от 17 до 45 лет. Способ анкетирования – интервью.
Проведенный анализ показал следующие результаты:
1) На вопрос «Как часто Вы посещаете кинотеатры города?» наиболее популярными ответами были «около одного раза в месяц» - 42%, «реже одного раза в месяц » - 39%. И 19% опрошенных ходит в кинотеатры чаще, чем раз в месяц (рис. 4).
Информация о работе Перспектива развития кинорынка г. Красноярска