Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:18, отчет по практике
Целью производственной (организационно-экономической) практики является формирование представления о современном состоянии развития маркетинга в Республике Беларусь и выработка практических навыков работы в этой области на ОАО «Березовский сыродельный комбинат».
Учебная (ознакомительная) практика позволяет решить следующие задачи:
1. Закрепление, расширение и систематизация теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин.
2. Изучение и анализ производственно- хозяйственной деятельности организации, оценка уровня эффективности использования производственных ресурсов.
3. Изучение системы управления предприятием.
4. Приобретение практических навыков выполнения профессиональных функций.
Основные производственно-
Таблица 1.3 Основные производственно-экономические показатели деятельности ОАО «Березовский сыродельный комбинат»
Основные показатели |
Ед. изм. |
Годы | ||
2009 |
2010 |
2011 | ||
Объем производства |
млн.руб. |
114813 |
159069 |
202406 |
Объем продаж |
млн.руб. |
279890 |
276116 |
281211 |
Загрузка производственной мощности |
% |
92,9 |
86,1 |
89,2 |
Валовый доход |
млн.руб |
7935 |
17333 |
8520 |
Себестоимость продукции |
млн.руб. |
116557 |
153253 |
197387 |
Прибыль |
млн.руб. |
5295 |
17502 |
5508 |
Рентабельность |
% |
3,5 |
12,3 |
11,8 |
Дебиторская задолженность |
млн.руб. |
18028 |
20451 |
21506 |
Кредиторская задолженность |
млн.руб. |
11036 |
10929 |
13083 |
Обеспеченность оборотными средствами |
-0,25 |
-0,09 |
-0,15 |
Примечание – источник: собственная разработка.
Таким образом, по всем видам производимой продукции наблюдается положительная динамика производства и реализации продукции, что касается структуры реализации продукции по рынкам сбыта, видно, что за 2011 г. произошло увеличение доли внутреннего рынка на 13%.
Предприятие стабильно работало все годы своего существования, получая прибыль. Выручка от реализации увеличивается из года в год. В отношении рентабельности производства отмечается положительная тенденция.
ГЛАВА 2
УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Управление маркетингом на ОАО «Березовской сыродельный комбинат» осуществляется на основе Положения о службе маркетинга, которое представлено в Приложении ; должностной инструкции маркетолога, которая представлена в Приложении ; и должностной инструкцией экономиста по сбыту, представленной в Приложении.
Служба маркетинга:
1) подчиняется непосредственно начальнику отдела сбыта и маркетинговой деятельности;
2) ее возглавляет ведущий маркетолог, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом директора по согласованию с заместителем директора по коммерческой деятельности.
3) создается, реорганизуется и ликвидируется приказом директора.
Структуру и штатную численность
службы маркетинга утверждает директор
по представлению заместителя
Структура службы маркетинга изображена на схеме 2.1
Схема 2.1 Структура службы маркетинга.
Начальник отдела С и МД
Ведущий маркетолог
Маркетолог
Специалист по маркетингу
Источник: Положение о службе маркетинга.
Основными задачами службы маркетинга являются:
1. Разработка и реализация
2. Планирование и осуществление
рекламно-информационного
3. Обеспечение стимулирования
4. Реализация рекомендаций при формировании ценовой политики ОАО «Березовский сыродельный комбинат».
5. Организация и контроль
6. Проведение, понимание и поддержка Политики в области качества и безопасности.
В соответствии с основными задачами на службу маркетинга возлагаются следующие функции:
1. Реализация ассортиментной
2. Участие в реализации сбытовой политики.
3. Реализация рекламно-
4. Реализация ценовой политики организации.
5. Реализация общей
Служба маркетинга взаимодействует со следующими структурными подразделениями организации:
1. С отделом сбыта и маркетинговой деятельности.
2. С сектором планирования и ценообразования.
3. С бухгалтерией.
4. С производственным отделом:
5. Со службой управления качеством.
6. С юридической службой.
Информационные потоки, обусловленные
выполнением маркетинговых
Возрастной, половой, образовательный состав работников, выполняющих маркетинговые функции, представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Состав работников, выполняющих маркетинговые функции.
Наименование показателя |
Количество работников |
Со специальным образованием в области маркетинга |
2 чел. |
С высшим экономическим |
3 чел. |
С высшим техническим образованием |
- |
Со средним специальным |
2 чел. |
Женщин |
3 чел. |
Мужчин |
2 чел. |
В возрасте до 30 лет |
4 чел |
В возрасте 31-45 лет |
1 чел. |
В возрасте 46-55 лет |
- |
Свыше 55 лет |
- |
Источник: собственная разработка.
На работу в должности маркетолога принимаются специалисты с профильным экономическим образованием по специальности маркетинг. Профессиональные требования к маркетологу включают в себя как знание законодательной базы, касающейся в целом маркетинговой деятельности, нормативных документов предприятия, так и выполнение целого ряда задач, таких как: организация и проведение маркетинговых исследований рынка и потребителей, знание методик расчета емкости рынка, основных методов исследований продукции, конкурентов и потребителей, потребительского и клиентского ауди-та, организация рекламной деятельности, навыки построения маркетинговых коммуникаций, и т.д. В зависимости от специализации маркетолога производится разделение закрепленных за ним функций, выполняемых службой. Ответственность маркетолог несет как за нанесение ущерба предприятию в ходе выполнения своих обязанностей, так и за разглашение коммерческой информации, гласное или негласное (инсайдерская информация).
Согласно структуре управления предприятием служба маркетинга входит в отдел сбыта и маркетинговой деятельности, который в свою очередь подчинен зам. директора по коммерческим вопросам. Таким образом, основной упор в работе службы делается на внутренний рынок. Структура управления маркетингом получается многозвенной, находится на низшем уровне иерархии управления, поэтому не имеет решающего значения в управлении предприятием.
Основные стратегические задачи, определяемые
первым заместителем директора, решаются
на высшем уровне управления (Директор
– Первый заместитель – Заместители
директора). Второй уровень иерархии
управления (Заместитель директора
– Начальник отдела) определяет
оперативные задачи, устанавливаемые
для маркетинговой службы. На уровне
службы решаются только тактические
вопросы маркетинга (только исполнения,
но не прогнозирования и управления
процессами). Таким образом, нельзя
говорить о наличии на предприятии
реального маркетингового управления,
соответственно нельзя сказать, что
маркетинговые структуры
В настоящее время функционал службы
представлен тремя
• PR-менеджер, выполняет все функции, что связаны с прессой (печатной, электронной и телевизионной) и со связями с общественностью;
• аналитик (анализ продукции, предприятий, рынка, конкурентов) и рекламист (заключении договоров с РА, разработка рекламных стратегий, каналов размещения, медиапланирование, контроль эффективности рекламных компаний);
• IT-маркетолог, все функции, что связаны с работой с сетью Интернет (поиск и сбор информации, общение с клиентами, выступление на специализированных форумах, порталах и т.д.), корпоративным сайтом предприятия, электронным маркетингом.
Функционирующая на предприятии система управления маркетингом имеет типичную для большинства белорусских предприятий структуру. Она характеризуется длинной цепочкой подчиненности и низким уровнем влияния на конечный результат маркетинговой деятельности. Отсюда и достаточно низкая эффективность маркетинговой деятельности.
Согласно рассмотренной ранее иерархии управления маркетингом на предприятии аналогично функционирует и система контроля работы маркетинговой службы. На низшем иерархическом уровне: контроль выполнения оперативных заданий, предварительная оценка полученных результатов, оценка эффективности выполнения заданий, контроль расходования средств маркетингового бюджета - лежат на Начальнике отдела сбыта и маркетинговой деятельности. Он же отвечает за эффективное использование полученных маркетинговых результатов в непосредственной деятельности отдела сбыта.
В свою очередь, его работу контролирует Заместитель директора по коммерческим вопросам. Во-первых, на соответствие полученных результатов ранее утвержденным оперативным планам. Во-вторых, на эффективность организации работы как службы в целом, так и отдельных специалистов. В-третьих, на эффективность использования средств маркетингового бюджета. А также на комплексную эффективность деятельности службы маркетинга в рамках коммерческой деятельности комбината, включая и внешнеэкономическую составляющую.
Стратегическую оценку работы, в целом всех отделов и служб, подчиненных зам. директора по коммерческим вопросам дает Первый заместитель директора. Именно на этом уровне выполняется финальный контроль эффективности работы службы маркетинга на предприятии, в том числе выполнения задач и достижения целей, установленных в Бизнес-плане.
Экономическую оценку деятельности маркетинговой службы принято давать по нескольким показателям, в их числе: прирост объема продаж, полученный в результате мероприятий по продвижению продукции, прирост прибыли на единицу маркетингового бюджета, показатели интенсивного и экстенсивного роста рынка сбыта, увеличение популярности и узнаваемости торговой марки, рост капитализации (рыночной стоимости) торговой марки, а главное – рост лояльности покупателей. Главное – чтобы покупатель был доволен приобретаемой продукцией предприятия настолько, чтобы рекомендовал ее другим, еще не опробовавшим ее достоинства.
ГЛАВА 3
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Маркетинговое исследование рынка проводится в соответствии со стандартом организации (маркетинговые исследования) СТП-07-2007.
В настоящем стандарте
Маркетинг – деятельность, направленная на исследование рынка, выявление его потребностей, предпочтений и ожиданий и включающая целенаправленное воздействие на рынок для обеспечения эффективного сбыта товаров.
Маркетинговые исследования – комплекс работ, включающий сбор, обработку и анализ информации о рынке с целью оценки перспектив сбыта определенных товаров.
Первичные данные – информация, собранная впервые для какой-либо цели.
Вторичные данные – информация, которая уже существует, собранная ранее для других целей.
Внешние данные – информация, поступающая и собранная из источников вне предприятия.
Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Березовский сыродельный комбинат»