Организация маркетинговой деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Маркетинг - это система организации и управления производственной и сбытовой деятельностью предприятий, изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на продукцию и услуги и получение прибыли.
В качестве функции управления маркетинг имеет не меньшее значение, чем любая деятельность, связанная с финансами, производством, научными исследованиями, материально-техническим снабжением и т.д.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Концепции маркетинговой деятельности 7
1.1. Сущность и задачи маркетингового подхода в управлении предприятием. 9
1.2. Организация маркетинга на предприятии. 13
Глава 2. Маркетинговая деятельность на рынке клининговых услуг. 14
2.1. Современное состояние Российского рынка клининговых услуг. 14
2.2. Организация маркетинговой деятельности на примере предприятий клининговых услуг 20
2.3. Состояние Российского рынка клининговых услуг. Критерии выбора. 29
2.4. Тенденции и перспективы развития Российского рынка клининговых услуг 32
2.5. Результаты исследований 36
2.6. Результаты опроса потребителей 39
Заключение 40
Список использованной литературы 4

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.docx

— 410.09 Кб (Скачать)

В целом рентабельность клинингового бизнеса достаточно высока - порядка 20-25%, а по отдельным видам работ  она может достигать и 40%, так  что перспективы развития компаний в этой сфере на редкость оптимистичны. И все же стоит учитывать, что  спрос на услуги по уборке помещений  носит ярко выраженный сезонный характер. Поэтому даже крупные московские компании предпочитают.

Сегмент рынка клининговых  услуг в России, по оценкам экспертов, переживает период интенсивного роста  и имеет ниши для проникновения  на данную часть рынка новых конкурентоспособных  компаний. За последние несколько  лет темп роста и продвижения  клининговых компаний составляет от 35 до 40%, в стоимостном выражении  общий объем российского рынка  услуг по уборке оценивается в $1,5 млрд.

По данным исследования Департамента консалтинга РБК московский рынок  охвачен клинерами не более чем  на 15%, и те российские компании, которые  пару лет назад невозможно было убедить  никакими расчетами, сейчас все чаще интересуются услугами профессионалов. Объем заказов у крупных клинеров растет на 30-100% в год, они обслуживают практически все виды помещений: офисные, торговые, жилые, складские и производственные, а также прилегающие к ним территории.

Клининг – это относительно новое понятие в России, однако быстро завоевавшее популярность.  Предприятия, оказывающие данные услуги привлекают и новых потребителей: если несколько лет назад основными клиентами клининговых компаний являлись только крупные торговые центры, то на современном этапе с ростом популярности услуги профессиональной уборки расширили диапазон потребителей. Рестораны, аэропорты, крупные и мелкие фирмы, владеющие Основная часть потребительских расходов – более 55%, связанных с клининговыми услугами, приходится на Москву. Руководители и менеджеры крупных компаний давно ощутили преимущества специализированной уборки помещений (офисов, складов, подсобных помещений). Перспективность финансовых вливаний в сегмент профессиональной уборки, значительно повышает престиж фирмы-заказчика и создаёт положительный имидж в деловых кругах.

Чистка мебели пылесосом, проведенная на качественном уровне современными клининговыми компаниями, позволит сохранить безупречное  состояние обстановки помещения  на долгие годы, а рентабельность при  организации и проведении разовых  работ, значительно превышает ежедневную традиционную уборку помещений. При  постоянной модернизации технологии процесса уборки, уменьшаются и трудозатраты, необходимые при организации  данной услуги, что значительно отражается на окончательной стоимости работ, и в последние годы стойко намечается тенденция к снижению ценового диапазона  предоставляемых услуг клининга.

Также необходимо отметить, что гибкая система скидок, тщательный подбор персонала в клининговых  компаниях, расширяющийся диапазон услуг по уборке помещений различных типов, создаёт положительные перспективы развития этого бизнеса в России.

Сегодня любой район любого города нашей страны трудно себе представить  без игровых автоматов, кафе фаст-фуд, супермаркета и салона красоты. В  последнее время в этом стандартном  наборе появились еще и бытовые  услуги - повсюду открываются "итальянские" химчистки, прачечные, ремонтные мастерские и пункты проката. В последние  два года рынок бытовых услуг  прирастал на 30%, обороты у отдельных  игроков увеличивались на 400-500%.

Столь активного роста  от рынка-аутсайдера никто не ожидал. Сфера бытового обслуживания - одна из самых отсталых отраслей российского  потребительского рынка. До конца 90-х  годов более 95% услуг оказывали  совковые муниципальные химчистки, пункты проката и мелкие ремесленники, готовые ремонтировать одежду и  обувь. Качество их услуг было таким, что пользоваться ими не хотелось. Новые рыночные предприятия, предлагающие такие виды сервиса, как клининг  и ремонт сложной бытовой техники, или традиционные услуги (химчистку  и стирку), но на современном уровне, хотя и появились в нашей стране почти десять лет назад, погоды на рынке не делали: их доля не превышала 3-5%. Да и мало кому из рыночников удавалось  просуществовать больше года. Перспективы  развития данного сегмента, в первую очередь, связаны с быстрыми темпами  строительства и соответственно с постоянным появлением новых игроков  рынка клининга. По мнению некоторых  специалистов, вскоре данные виды относительно дорогих услуг станут  доступными для более обширного круга  населения.

В целом же можно сказать, что российский рынок клининга  имеет огромный потенциал для  дальнейшего развития. По данным компании "Миэль - Коммерческая недвижимость, спрос на подобные услуги растет на 14-16% в год. Как уже отмечалось выше, это объясняется тем, что  сейчас этот сервис в основном охватывает сегменты коммерческой недвижимости, а объемы их строительства все-таки продолжают расти.

Как отмечают некоторые из специалистов, одной из тенденций  клинингового рынка является расширение списка предоставляемых услуг, который  уже у лидеров насчитывает  до 100 позиций, что также повышает спрос на услугу. Современная клининговая  компания не только убирает внутри и снаружи, она еще и способна обеспечить питание сотрудников (кейтеринг), смену грязезащитных ковров, следить  за "зеленью" в офисе, вывозить мусор, снег, предоставить кофе-леди, горничную, няню и вообще взять здание на эксплуатацию создать уход за всеми инженерными  системами (канализация, электрика, вентиляция, управление, противопожарная и т. д.).

По словам Елены Пупиной, генерального директора Международной  ассоциации компаний индустрии чистоты (МАКИЧ), «на сегодняшний день чаще всего заключаются договоры на ежедневную уборку помещений. Такой подход приносит клинерам не столько высокий доход, сколько уверенность в завтрашнем дне. Ведь именно от роста коммерческой недвижимости сегодня зависит и  рост сферы услуг чистоты. Единственным не вовлеченным в это развитие остается государственный сектор, который  из-за недостатка финансирования пока обходится собственными силами».

Основные клиенты клининговых  компаний - это супермаркеты и торговые центры, производственные предприятия, транспортные и складские компании, медицинские и спортивные учреждения, офисные и бизнес-центры, крупные  международные и российские компании, банки, государственные учреждения, гостиничные комплексы, развлекательные  объекты (кинотеатры, клубы, казино), вокзалы  и аэропорты.

Динамичное развитие услуги клининга в указанных секторах рынка  обусловлено их ориентацией на клиента: положительный имидж организации  в значительной степени определяется состоянием ее офиса - даже самые сложные  в архитектурно-дизайнерском смысле офисы (сложные потолки, обилие стекла и зеркал, натуральное напольное покрытие, множество аксессуаров, дорогая мебель и техника и т.п.) должны быть безупречно и профессионально убраны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5.Результаты исследований.

По данным исследования  в г. Екатеринбурге в настоящее  время существует около 37 компаний, предоставляющих клининговые услуги. При исследовании выяснилось, что 7 компаний прекратило свое существование, компаний , 8 – изменили свое расположение, остальные 22 компании посчитали, что  подобная информация является коммерческой тайной. Из полученных данных выяснилось что клининговые компании г. Екатеринбурга  существует в среднем 3-4 года на рынке.

С октября 2008г. в компаниях  претерпела изменения ценовая политика. 25% компаний понизили цены на услуги, 28% повысили и 47% оставили цены неизменными. Наиболее востребованными услугами, по мнению экспертов, являются профессиональная уборка, мытье окон, уборка офисов, чистка и полировка полов, а также  дезинфекция помещений.

Клиенты прекращают работать с компаниями по следующим причинам: несоответствие требованиям заказчика, конфликты в этической форме, что свидетельствует о низкой квалификации рабочих кадров компаний.

С октября 2008г некоторые  компании применили такой метод  борьбы с кризисом как изменение  ассортимента услуг.

       Также  удалось определить изменение  количества клиентов в период  октябрь 2008 г. - февраль 2009г. Руководствуясь данными диаграммы, мы видим, что у основной части опрашиваемых компаний число клиентов осталось неизменным.

таб.2. Изменение количества клиентов с октября

2008 годы по февраль  2009 года

25%

30%

45%

уменьшилось

увеличилось

без изменений

 

На рис.2 мы наблюдаем, изменения  клиентской базы в 2009 г. по сравнению с 2008 г. По ответам экспертов клиентская база также не претерпела изменений.

 

 

 

 

 

таб.3. Изменение клиентской базы в                 2009 г. по сравнению с 2008г.

 

18%

25%

57%

увеличилась

уменьшилась

без изменений

На рис.3 и 4 мы можем увидеть, как изменился состав основных клиентов клининговых компаний после октября 2008г. Мы можем сделать вывод, что  основными клиентами продолжают оставаться частные предприятия, однако после октября 2008 г. значительно возросло число частных лиц, пользующихся клининговыми услугами.

рис 4.клиенты клининговых компаний

(после октября 2008 года)

23%

50%

27%

 

1

2

3

1 - государственные

 предприятия

2 - частные предприятия

3 - частные лица

На вопрос играет ли роль тип и марка оборудования, состав чистящих средств и их экологичность  для клиентов, эксперты разделились  на 2 группы, по-мнению одних, они играют существенную роль, другие затрудняются ответить.

Ниже представлена диаграмма, которая показывает наиболее часто  встречаемые компаниями трудности. В первую очередь это высокая  конкуренция, снижение прибыли и  низкая квалификация кадров.

 

13%

9%

15%

29%

17%

17%

0

нехватка кадров

низкая квалификация  кадров

высокая стоимость оборудования

высокая конкуренция

финансовые трудности

снижение  спроса

другие причины

рис.5.Трудности, с которыми сталкиваются  

              клининговые компаниикомпании

В сложившейся ситуации на мировом рынке компании используют любые способы, чтобы финансовый кризис как можно меньше затронул их состояние дел, компании г. Екатеринбурга  используют такие антикризисные  меры как изменение ассортимента, ценовой политики и сокращение штата (рис.6)

 

рис.6. Антикризисные меры, используемые компаниями для

сохранения своего положения  на рынке

19%

19%

6%

16%

16%

21%

3%

изменение ценовой политики

 

сокращение штата

сокращение рабочего времени

снижение зароботной платы

 использование более дешевого оборудования

 

изменение ассортимента

займы

сворачивание бизнеса

рис.7.Средства, используемые компанией для продвижения услуг

33%

33%

14%

20%

реклама

скидки

участие в выставках

фирменная одежда персонала

 

бесплатна (платная) презентация услуг

 

Продвижение сегодня играет жизненно важную роль в маркетинге любого товара или услуги. Безудержно растущая конкуренция на рынке привела к появлению многочисленных методов и стилей продвижения товаров и услуг.  Компании г. Екатеринбурга предпочитают использовать для привлечения внимания такие методы как реклама, бесплатная (платная) презентация и скидки (рис.7).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6.Результаты опроса потребителей.

В результате проведенных  исследований среди клиентов клининговых  услуг были получены следующие данные.

рис.9.Частота использования  услуг

данной компании

35%

25%

15%

25%

1 раз в неделю

1 раз в месяц

1 раз в полгода

1 раз в год

рис. 8. Длительность сотрудничества с компанией,  услугами

            которой пользуется потребитель  на данный момент

27%

41%

18%

14%

менее года

от 1-2 лет

от 2-4 лет

более 4 лет

На рис. 8 мы видим, что  большинство потребителей пользуется от 1-2 лет услугами одной компании, это означает, что их полностью  устраивает качество обслуживания. Потребители  довольно часто пользуются услугами клининговых компаний,  раз в  неделю или раз в месяц (рис.9).

Наиболее востребованными  услугами среди потребителей являются уборка офисов, мытье окон и уборка после ремонта. Результаты представлены на рис.10. На данной диаграмме мы видим, что потребители оценивают качество таких услуг как мытье окон, уборка рис.10.Оценка качества услуг потребителями

19%

19%

17%

13%

12%

5%

  Профессиональная уборка

  Уборка офисов

Мытье окон

Химчистка ковров и мебели

 

Уборка после ремонта

Чистка и полировка

Дезинфекция помещений

15%

офисов и профессиональная уборка на достаточно высоком уровне.

В настоящее время потребителя  не устраивает в компании, услугами которой он пользуется такой пункт  как высокая цена и низкая качество. Однако наряду с этим многих устраивает все в работе компании.

 

 

 

Заключение.

В результате курсовой работы были выполнены следующие задачи:

  • Получено общее представление о работе клининговых компаний г. Екатеринбурга и оказываемых ими услуг посредством экспертов и потребителей клининговых услуг.
  • Рассмотрены основные характеристики рынка клининговых услуг в России.
  • Изучена общая ситуация на отечественном и зарубежном рынках клининговых услуг.
  • Выявлены основные тенденции и перспективы развития российского рынка клининговых услуг.
  • Получено общее представление о работе клининговых компаний г. Екатеринбурга и оказываемых ими услуг посредством экспертов и потребителей клининговых услуг.

Информация о работе Организация маркетинговой деятельности на предприятии