Организация маркетинговой деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Маркетинг - это система организации и управления производственной и сбытовой деятельностью предприятий, изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на продукцию и услуги и получение прибыли.
В качестве функции управления маркетинг имеет не меньшее значение, чем любая деятельность, связанная с финансами, производством, научными исследованиями, материально-техническим снабжением и т.д.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Концепции маркетинговой деятельности 7
1.1. Сущность и задачи маркетингового подхода в управлении предприятием. 9
1.2. Организация маркетинга на предприятии. 13
Глава 2. Маркетинговая деятельность на рынке клининговых услуг. 14
2.1. Современное состояние Российского рынка клининговых услуг. 14
2.2. Организация маркетинговой деятельности на примере предприятий клининговых услуг 20
2.3. Состояние Российского рынка клининговых услуг. Критерии выбора. 29
2.4. Тенденции и перспективы развития Российского рынка клининговых услуг 32
2.5. Результаты исследований 36
2.6. Результаты опроса потребителей 39
Заключение 40
Список использованной литературы 4

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.docx

— 410.09 Кб (Скачать)

На многих отечественных  предприятиях в настоящее время  медленно реализуются настоящие  маркетинговые мероприятия и  исследования. Однако, на ряду с этим отсутствует нередко отсутствует  правильно понимание самого понятия  «маркетинговая деятельность», «маркетинговая система», «управление маркетингом», «маркетинговой управление», как о  целостной подсистеме управления фирмой. Объективные причины этого связаны  с тем, что маркетинг соприкасается  и пересекается с самыми различными сторонами деятельности предприятия, но в тоже время не дублирует их. Маркетинг, в широком смысле этого понятия, понимается как система реализации следующих принципов: ориентация на потребителя, экономическая эффективность как основа деятельности фирмы; координация усилий всех служб и подразделений для достижения поставленных целей. Здесь маркетинг берет на себя некоторые функции менеджмента.

Маркетинг и менеджмент являются основой любой деятельности любого предприятия или фирмы. Функции  менеджмента и маркетинга отражают разные объекты их приложения (персонал, финансы, строительство, страхование, торговля, производство, инвестиции, инновации, проекты, информация, знания и др.), а  так же различные концепции, отражающие технологические аспекты самого менеджмента и маркетинга как  способа управления (методологические, организационные, инструментальные, информационно-правовые, информационные и др.). Мы знаем, что  в менеджменте один из подходов в  управлении носит название «маркетинговый», что подразумевает маркетинговое  управление фирмой, предприятием, то есть это такое управление, которое  ориентировано на потребителя, в  соответствии с их нуждами, потребностями, запросами. Но, к сожалению, не во многих учебных пособиях, статьях можно  найти четкое определение понятий  «маркетинговой управление» и «управление  маркетингом».

По логике приведенных  выше рассуждений будет целесообразно  дать определения этим двум понятиям:

  • Управление маркетингом
  • Маркетинговое управление

В теории и практики ведения  маркетинговой деятельности эти  два понятия нередко наделяются равноправными характеристиками и  выполняют одинаковые функции.

Управление маркетингом – это целенаправленная деятельность по регулированию позиций фирмы на рынке, по средствам планирования, организации, учета, контроля, исполнения каждой фазы позиционно - деятельностного поведения фирмы, с учетом влияния закономерностей развития рыночного пространства, конкурентной среды для достижения прибыльности и эффективности деятельности субъекта на рынке.

Сфера управления маркетингом, занимая определенное место в  общей системе маркетинговых  знаний, включает анализ, планирование, контроль за проведением мероприятий, рассчитанных  на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов  посредством решения определенных задач организации, таких как  получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.д. В  сфере менеджмента непосредственно  соприкасающимися с управлением  маркетингом на фирме и маркетинговым  управлением фирмой выступают мотивация  фирмы, оценка хозяйственных решений, стратегическое планирование, выбор  формы хозяйствования, структура  управления, управление персоналом, имитационное моделирование и др.

Следовательно, функции менеджмента  представляют собой виды деятельности, необходимые для осуществления  управления (воздействия).

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, что понятия «управление маркетингом» и «маркетинговое управление» входят в набор инструментов менеджмента  и вытекают из общего понятия управления предприятием.

Такие функции управления как целеполагание, прогнозирование, планирование, представляют собой по сути, обоснование и принятие управленческих решений, реализуемых в рамках информационно  – аналитических задач,  маркетинга. Не все менеджеры способны самостоятельно решить эти вопросы, и в сложных  случаях  это маловероятно. В крупных  и средних предприятиях эти задачи возлагаются на специальные организационные  звенья – маркетинговые подразделения, службы. Они выполняют роль внутренних консультантов, осуществляя подготовку решений (для этого могут привлекаться и внешние консультанты). Взаимоотношения  менеджмента и маркетинга определяются следующим образом. С одной стороны, к ним можно относится как к двум отдельным смежным сферам. С другой стороны, маркетинг можно рассматривать как часть менеджмента, ориентированную на отслеживание макроэкономической среды, внешних факторов, внутренних изменений, выработку адекватной  реакции на них в виде индикативных управленческих решений. Чем сложнее система управления предприятием, тем целесообразнее четкое разделение задач менеджмента и маркетинга. Тогда процесс принятия решений становятся более наблюдаемыми и управляемыми, а сами решения обоснованными и адекватными.

Менеджмент может быть ориентирован на человека и на проблему. В первом случае важнейшей стороной менеджмента как вида профессиональной деятельности субъектов (менеджеров) является умение управлять персоналом. Во втором случае речь идет о деловой интуиции, которая определяется умением менеджеров осуществлять (самостоятельно или при  поддержке специалистов) постановку и решение задач управления. При  этом менеджмент фирмы может рассматриваться  как адекватная и своевременная  ее реакция на изменения макроэкономической ситуации, внешние и внутренние перемены в фирме. В частности, если менеджмент понимают как управление бизнесом, то в любых условиях он должен быть нацелен на извлечение прибыли.

Маркетинг в широком понимании  связан именно со вторым случаем. При  этом различие между менеджером и  специалистом по маркетингу имеет конкретный смысл: специалист принимает индикативные (рекомендательные) решения, а менеджер – директивные (непосредственно  исполняемые). Таким образом, в конкретных случаях один и тот же субъект  может выступать в разном качестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Организация маркетинга на  предприятии

Термин «маркетинг» –  в буквальном смысле процесс продвижения  на рынок – не отражает в полной мере внутренней двойственности процесса и акцентирует более «активную» строну маркетинга в сравнении с  «аналитической». Чтобы охарактеризовать эту двойственность, применяют термины  «стратегический» и «операционный» маркетинг. Стратегический маркетинг  представляет собой процесс анализа, который включает в себя анализ потребностей, сегментацию рынка, анализ конкурентоспособности, и в заключении, выбор стратегии  развития предприятия. Операционный маркетинг  представляет собой процесс выбора целевого сегмента с последующим  составлением плана маркетинга и  применением комплекса маркетинговых  коммуникаций на выбранных сегментах  рынка, исходя их бюджета маркетинга.

 

Глава 2. Маркетинговая деятельность на рынке клининговых услуг.

2.1. Современное состояние российского  рынка клининговых услуг

Для России – клининг  стал новой еще не изведанной отраслью экономики, хотя на Западе эта отрасль  существует уже более века.

Профессиональная уборка пришла в Россию в начале 90 годов  прошлого столетия. Зарождение и развитие клининга у нас в стране началось с Москвы и Санкт-Петербурга. Появление  в России представительств западных компаний и фирм привело к возникновению  спроса на качественные услуги по уборке. Одними из первых на этом рынке появились  такие компании, как "Ольва", "Ирис", "Каскад", "Ронова" и другие.

Бурное развитие строительной индустрии  привело к созданию большого количества новых современных отделочных материалов, требующих специального ухода. А  бурное нашествие транспортных средств  привело к образованию в наших  городах большого количества специфических  загрязнений, оказывающих отрицательное  воздействие, как на окружающую среду, так и на современные покрытия, особенно, содержащие в своем составе  полимерные материалы. В связи с  этим значительно возрос спрос на клининговые услуги.

С развитием российского  рынка клиентами клининговых  компаний постепенно становятся не только представительства иностранных  фирм, но и некоторые представители  российского бизнеса. В первую очередь  это владельцы бизнес - центров, нефтяные компании и банки, затем к ним  присоединились торговые центры, аэропорты, вокзалы и т.д. А недавно клининг  пришел и в сферу ЖКХ. Но необходимо заметить, что в секторе ЖКХ, столь  нуждающегося в клининговой помощи, эти услуги существуют на стадии эксперимента или отсутствуют вовсе. Так,  в  Москве на уровне мэрии был выбран целый микрорайон и заключен договор  с некой клининговой компанией на оказание услуг по уборке подъездов и прилегающих к домам территорий. В итоге, уже через несколько месяцев стало понятно, что эксперимент не удастся. Так как жильцы не смогли оплатить предоставленные услуги, собралось примерно 60%— 70% от необходимой суммы. Вследствие этого, понесла финансовые потери частная клиниговая компания. Также председатели ТСЖ, которые являются связующим звеном между жителями и их обслуживающими фирмами, не понимают на сегодняшний момент ни сути, ни особенностей, ни преимуществ клининговых услуг. В-третьих, была неграмотно высчитана стоимость предоставляемых услуг. Как видно, на сегодняшний день, жильцы недостаточно образованы в данном вопросе, и не готовы доплачивать за более высокое качество уборки своих домов.

Российский клининговый рынок  в настоящий момент переживает период интенсивного роста. По данным исследования российского рынка клининговых  услуг, проводимого агентство DISCOVERY Research Group в октябре 2008 г., темпы роста рынка клининговых услуг составляют порядка 30-40% в год. В стоимостном выражении общий объем рынка в 2007 году составил более $900 млн.

Так, по данным компании Cristanval, на сегодняшний день в России насчитывается  более 300 клининговых компаний. Емкость  российского рынка профессиональной уборки оценивается приблизительно в $700 млн, причем на долю Москвы приходится порядка $150-200 млн, ежегодный рост данного  сектора составляет порядка 20-30%. При  ежедневной уборке рентабельность составляет 5-10%, в то время как рентабельность разовых и спецработ существенно  выше (35% и выше).

 

 

таб. 1.     Динамика роста

       клининговых  компаний

в г. Екатеринбурге за 2006-2008 гг..

32

53

109

0

20

40

60

80

100

120

2006

2007

2008

год

Количество  компаний

По словам министра торговли, питания и услуг Веры Соловьевой рынок клининга в Екатеринбурге  и области вырос более чем  в 2 раза за последние два года. Если в 2006 году насчитывалось 32 клининговые  компании, то в середине 2007-го - уже 53, а сегодня их насчитывается 109 (в  целом по Свердловской области - 140). Ежедневно профессиональной уборке клининговыми компаниями подвергается более 9 миллионов квадратных метров площадей. Численность персонала  возросла в 2,5 раза - в этой сфере  трудится порядка десяти тысяч свердловчан.

В то же время следует  отметить, что для нашей страны такое количество уборочных компаний не велико. Как сообщает компания Cristanval, пока клининговые компании обслуживают  не более 20% всего потенциального рынка  недвижимости и помещений. По данному  поводу Сергей Шухрин, генеральный  директор клининговой компании ООО "Фабрика чистоты", привел свою статистику: 20% бизнесменов на сегодняшний  день даже не слышали о клининге, 50% считают аутсорсинг клининговых  услуг невыгодным и только 30% пользуются услугами клинеров.

Региональное развитие рынка  неравномерно: если в таких регионах как Екатеринбург, Новосибирск рынок  уже достаточно развит, то в некоторых  только начинает развиваться (Красноярск).

  Услуги клининговых компаний слабо используются в сфере ЖКХ, на социально значимых объектах (область здравоохранения, образования, дошкольные и детские учреждения), промышленных предприятий, в общественном питании, предприятиях по производству пищевых продуктов. Согласно результатам исследования DISCOVERY Research Group на 2008 г., основными клиентами московских клининговых компаний являются арендаторы и собственники офисных помещений - их доля составляет порядка 40% общего числа потребителей, далее следуют торговые площади с долей около 39% и на третьем месте остальные помещения, такие как: складские, промышленные, медицинские, жилые – 21%.    

Во всем мире и из опыта работы отечественных уборочных компаний признанны преимущества профессионального  подхода в проведении уборочных  работ, позволяющие обеспечивать санитарию  и гигиену убираемых объектов, комфортные условия обитания, продление  межремонтных сроков эксплуатации объекта  в 2,5 – 3 раза, увеличение общего срока  эксплуатации на 30%, экономию средств  на эксплуатацию объекта до 30% от его  стоимости. За рубежом в отдельных  странах объемы профессиональной уборки колеблются от 70 до 90 процентов от общих  объемов уборочных работ.

Так, по данным компании Cristanval, пока клининговые компании обслуживают  не более 20% всего потенциального рынка  недвижимости и помещений. Как видно, перспективы развития данного вида бизнеса достаточно велики.

В ходе исследования DISCOVERY Research Group была выявлена тенденция к снижению рентабельности бизнеса, как в столице, так и в регионах.

Причины, сдерживающие развитие рынка профессиональных клининговых услуг,  многоплановы и состоят в следующем.

На государственном уровне:

  1. Отсутствуют предпосылки по экономической заинтересованности предприятий соответствовать требованиям международных стандартов «Система экологического менеджмента управления окружающей средой» ISO 14001 и «Система менеджмента качества» ISO 9001 и прохождения сертификации на соответствие этим стандартам;
  2. Отсутствие понимания неразрывности связи между эксплуатацией и уборкой зданий, сооружений и прилегающих к ним территорий, всех видов транспорта и т.д. В проектах технических регламентов, связанных с их эксплуатацией разделы и статьи по уборке и вывозу отходов отсутствуют;
  3. Отсутствие в нормативных документах по безопасной эксплуатации зданий, сооружений и прилегающих к ним территорий, а также всех видов транспорта требований к юридическим лицам и частным предпринимателям об ответственности за качество уборочных работ;
  4. Отсутствие функций в обязанностях органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц проверки качества выполнения уборочных работ на объектах юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Со стороны хозяйствующих субъектов:

1.   Желание сэкономить средства  на уборке в связи с отсутствием  в нормативных документах на  эксплуатацию объекта требований  и ответственности за качество  уборочных работ, нарушение технологии  уборки и использование неквалифицированных  специалистов собственной уборочной  службы;

Информация о работе Организация маркетинговой деятельности на предприятии