Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:26, курсовая работа
Целью работы является разработка предложений по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы на предприятии.
Постановка данной цели предопределила выбор следующих задач:
- определим сущность и значение службы маркетинга на предприятии;
- проведем анализ маркетинговой деятельности ООО «Маслон»;
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации маркетинговой деятельности.5
1.1 Сущность маркетинга………………………………………………….....5
1.2 Организационная структура управления маркетингом……………..7
Глава 2. Организация маркетинговой службы в ООО «Маслон»……………12
2.1 Краткая характеристика предприятия………………………….………12
2.3 Маркетинговая деятельность на предприятии……………….16
Глава 3. Пути повышения эффективности деятельности маркетинговой службы на предприятии…………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………39
Приложение
Основными направлениями деятельности Общества по ОКВЭД являются:
- деятельность агентов по оптовой торговле топливом;
- розничная торговля моторным топливом;
- оптовая торговля топливом;
- исследование конъюнктуры рынка;
- деятельность по управлению финансово-промышленными группами;
- деятельность по управлению холдинг-компаниями;
- рекламная деятельность.
Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым обществом самостоятельно, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Предприятие осуществляет свою деятельность на основе полного хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости. Имущество предприятия составляет основные фонды и оборотные средства, денежные средства, иные материальные ценности, учтенные в бухгалтерском балансе.
Предприятие в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, решениями и указаниями учредителя, основными правилами по ведению розничной торговли и торгово-производственной деятельности, нормативными актами местных органов власти и управления по вопросам государственного регулирования торговли.
Штат предприятия укомплектован опытными специалистами в области автомобильной промышленности, менеджмента качества, торговли.
Рисунок 2.1 Маркетинговая структура ООО «Маслон»
В состав маркетинговой службы входит маркетолог, который занимается изучением рынка, формированием товарного ассортимента, цен, а также специалист по рекламе.
Предприятие проводит постоянные акции. На сайте фирмы представлена информация о продукции в виде каталога, техническая информация, прайс-лист, услуги, скидки, новости компании, партнеры, адреса магазинов и сервисов, рекомендации, общение с клиентами и покупателями др. Также на портале компании постоянно проводятся опросы и голосование покупателей по качеству продукции. В частности в настоящее время собирается информации о спросе различных марок масел. (Приложение №1)[16, с.57].
2.2. Анализ маркетинговой деятельности на предприятии
Методы продвижения товара:
стимулирование потребителей (реклама, рекламные акции, демонстрации и т.д.);
стимулирование сферы торговли (зачеты на закупку, предоставление товаров бесплатно, зачеты дилерам за включение товара в номенклатуру, проведение совместной рекламы, проведение торговых конкурсов). Компания «Маслон» регулярно принимает участие в автомобильных выставках, проходящих в наиболее крупных городах Уральского федерального округа.
Реклама – важный фактор стимулирования сбыта. Наиболее популярна телевизионная реклама и на радио, реклама в печатных средствах массовой информации.
Поскольку владельцы автомобилей на работу и с работы добираются на собственном транспорте, то минимум полчаса они слушают радио в автомобиле, и обязательно услышат ролик, рекламирующий моторные масла. Данные виды рекламы дают наибольшую отдачу, т.е. довольно большая часть покупателей обращается в ООО «Маслон» или розничные точки продаж именно услышав рекламу по радио или увидев в газете.
Также предприятие использует наружную рекламу. Организуют презентации. Устраивают состязания, например, ралли, победы в которых, конечно, прибавляют товару популярности у потребителей.
ООО «Маслон» занимает надежное и стабильно высокое положение на рынке. За время работы на рынке смазочных материалов, оно зарекомендовало себя надежным партнером во многих сегментах рынка ГСМ.
SWOT-анализ является важнейшей составной частью ситуационного анализа, призванного оценить стратегическую ситуацию для конкретного предприятия во внешнем окружении [14, с.245].
SWOT – анализ проводим в виде таблицы 2.4.
Таблица 2.4
SWOT – анализ ООО «Маслон»
Внешняя среда | |||
О Возможности - достаточный потенциал спроса и возможность его расширения; - расширение рынка и открытие новых сегментов; - ослабление позиций конкурентов; - возможность интеграции; - удержание постоянного клиента и заключение с ним договоров на длительный период; - расширение ассортимента продукции; |
Т Угрозы - рост продажи товаров-заменителей; - сокращение рынка; - нестабильность банковского процента; - возрастающая конкуренция; - снижение доли на рынке (переход постоянных клиентов к конкурентам или их банкротство и уход с рынка); - низкая платежеспособность населения; - сезонные колебания; - непредвиденные обстоятельства. | ||
Внутренняя среда |
S Сильные стороны - известность торговой марки; - высокое качество продукции; - средние цены; - небольшие издержки; - наличие постоянных клиентов; - отлаженная система сбыта (по долгосрочным договорам); - большой опыт работы на рынке (8 лет); |
SO Реализация возможностей - высокая рентабельность позволяет снизить цены и тем самым увеличить потенциал спроса; - высокая рентабельность позволяет расширить рынок, открывать новые сегменты; - за счет невысоких издержек, существенный прирост доли на рынке позволит ослабить позиции конкурентов; |
ST Избежание угроз - высокое качество продукции; - маркетинговая политика, низкие цены на продукцию позволяют замедлить сокращение рынка; - за счет высокой рентабельности необходимо снизить темп, расширить рынок и улучшить качество обслуживания. |
W Слабые стороны - малоразвитая инфраструктура; - ориентация на узкий диапазон потребителей; - ограниченный ассортимент; - слабо развитая система скидок; - отсутствие налоговых льгот. |
WO Упущенные возможности - из-за недостаточного развитой инфраструктуры упущены некоторое количество потребителей; - низкая дифференциация продукции, ориентация на узкий диапазон потребителей не позволяет расширять границы рынка и увеличивать количество потребителей. |
WT Опасное сочетание - ограниченный ассортимент продукции дает преимущества производителям товаров-заменителей; - изменение структуры потенциала и ориентация организации на узкий диапазон потребителей могут резко сократить размеры рынка. |
Анализ слабых и сильных сторон позволяет сделать следующие выводы:
- сильная конкурентная позиция компании означает, что она является лидером и победителем на рынке среди конкурентов. Это очень выгодное положение для любой организации. Однако оно требует значительных инвестиций в развитие и поддержание своего положения на рынке. Приоритет инвестирования в такие компании очень высок. Такая позиция также характеризуется поглощением конкурентов на рынке;
- качество продукции товара подтверждается фактом реального наличия у товара компании полезных для потребителя свойств в результате проверки и испытания;
- изменение структуры потенциала спроса предполагает изменение его качественного состава по группам потребителей.
Таким образом, видим, что сочетание сильных сторон и благоприятной внешней среды дает следующие возможности компании:
- снижать цены и увеличивать потенциал спроса;
- расширять рынок, открывать новые сегменты;
- ослаблять позиции конкурентов.
Сильные стороны компании позволят компании воздействовать на неблагоприятную внешнюю среду, а именно:
- высокое качество продукции, профильная диверсификация позволят снижать давление производителей товаров-заменителей;
- маркетинговая политика, низкие цены на продукцию позволяют замедлить сокращение рынка.
При этом низкая дифференциация продукции, ориентация на узкий диапазон потребителей не позволяет расширять границы рынка и увеличивать количество потребителей. К тому же изменение структуры потенциала и ориентация организации на узкий диапазон потребителей могут резко сократить размеры рынка.
В результате проведенного SWOT – анализа мы выявили факторы, которые являются положительными в деятельности компании, то есть возможности, ее сильные стороны. Эти возможности и сильные стороны при соответствующем развитии становятся факторами успеха организации, называемыми ключевыми. Именно они способствуют увеличению объемов продаж и прибыли компании.
На основании проведенного SWOT-анализа можно выделить ряд ключевых факторов успеха, которые необходимо учитывать при разработке маркетинговой стратегии ООО «Маслон». Основные преимущества и недостатки ООО «Маслон» отражены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Преимущества и недостатки ООО «Маслон»
Преимущества |
Недостатки |
дополнительный рост объема продаж и получение сверхприбыли за счет уменьшения рыночной доли конкурентов с более высокой ценой на аналогичные изделия |
копирование или имитация конкурентами методов работы |
разрушение стратегий конкурентов в области дифференциации продукции и локализации рынка за счет доступности своих изделий |
невозможность использовать на предприятии технологических нововведений |
ужесточение входного барьера по себестоимости для предприятий, стремящихся в данный бизнес |
изменение предпочтений потребителей |
гарантированное получение прибыли в случае, если потребители смогут снизить цены у ближайших конкурентов |
уменьшение чувствительности потребителей к ценам; |
вытеснение товаров-заменителей за счет массовости и низких издержек производства |
не гибкая ценовая политика |
создание имиджа добросовестного и надежного партнера, заботящегося о бюджете потребителей |
|
предприятие обладает большой долей на рынке |
|
спрос на продукцию эластичен по цене и достаточно однороден по структуре |
|
конкуренция происходит преимущественно в ценовой области |
|
потребители теряют значительную часть своих доходов при повышении цен |
|
предприятия отрасли производят стандартизированную продукцию и в существующих условиях нет эффективных путей ее дифференциации |
|
интенсивное использование персонала |
|
оперативная система текущей отчетности |
|
преимущественно оптовая реализация продукции |
|
ориентация маркетинга на весь рынок |
Как видно из таблицы 2.5. в организации преимуществ намного больше, чем недостатков. Бизнес-портфель ООО «Маслон» в России можно назвать сбалансированным, так как в нем содержатся различные торговые марки, находящиеся на различных стадиях жизненного цикла товара и рынка. При этом имеющийся ассортимент товаров является источником положительного финансового потока организации в текущий момент, который организация направляет на инвестиции для обеспечения работы и прибыльности в будущем. Для сохранения стратегических позиций была разработана комплексная маркетинговая стратегия.
На основании проведенного SWOT- анализа необходимо предпринять:
- заключение долгосрочных договоров с оптовыми покупателями – юридическими лицами;
- создание дисконтных пластиковых карт для розничных покупателей;
- расширить ассортимент предлагаемых товаров;
- проведение акции с лотереей с рекламной поддержкой «Авторадио».
На портале компании необходимо больше предоставлять информации для клиентов и покупателей. Для этого предлагается ввести ставку сотрудника контент-редактора, или обратится в фирму за услугой сопровождения сайта. В, частности предлагается:
- рассказывать о преимуществах продукции;
- на сайте предлагать для просмотра разного рода презентации по моторным маслам;
- проводить тренинги.
Для того, чтобы мероприятия по укреплению слабых сторон, по избежанию угроз и по привлечению возможностей были реализованы, необходимо установить исполнителей, сроки исполнения, затраты, а также ожидаемый эффект, с которым в дальнейшем будем сравнивать степень их выполнения.
Анализ функций отдела маркетинга показывает, что в целом он соответствовал тем требованиям, которые предъявляются к системе маркетинга на предприятии, и на тот момент обеспечивал достаточно эффективную маркетинговую деятельность ООО «Маслон». Но в действительности некоторые из этих функций по разным причинам выполнялись службой маркетинга не в полной мере. Так, например, выполнение комплексных маркетинговых исследований службой маркетинга практически не проводились.
Отдел маркетинга обеспечивал постоянное участие предприятия в специализированных выставках, публиковал информацию в периодической литературе, издавал информационно-рекламные листы.
Ежегодно организовывались ярмарки-продажи выпускаемой продукции в целях привлечения новых покупателей и поиска новых форм работы. В планах отдела маркетинга необходимо проводить замеры затрат на единицу продукции в тот или иной регион, т.е. определить свое реальное положение, место продукции в том или ином регионе.
Цель проведения рекламных кампаний ООО «Маслон» – укрепление имиджа предприятия и стимулирование продаж продукции, а также доведение до потенциального потребителя информации о перспективных разработках.
На предприятии установлена корпоративная CRM-система, внедрены различные модули «Галактика», которые в значительной мере влияют на эффективное управление и развитие фирмы. В процессе работы возникают взаимоотношения с клиентами, которые требуют своего отражения в базе данных. Регистрируя эти взаимоотношения, отдел накапливает информацию о клиентах, которая может использоваться при проведении маркетинговых исследований, формировании политики предприятия в области взаимоотношений с клиентами и т.п.
Из всего вышесказанного следует, что главными критериями оценки эффективности работы в маркетинговой деятельности ООО «Маслон» следует считать:
- качество, своевременность и глубина проведенных работ по анализу конъюнктуры рынка и, как следствие, точность разработки прогнозов объема реализации по основным видам продукции и группам изделий на кратко-, среднесрочные периоды;
- осуществление поиска потребителей основных видов продукции предприятия и освоение новых рыночных ниш;
- качество и своевременность выполнения работ в сфере разработки предложений по планированию и совершенствованию ассортимента, организации товародвижения, рекламы, включая выставочную деятельность и формирование имиджа предприятия, PR и программ по стимулированию сбыта в соответствии с утвержденными планами работ (планами продаж).
управление маркетинг право ответственность
Глава 3. Пути повышения эффективности деятельности маркетинговой службы на предприятии
Для компании предлагается следующая концепция маркетинговой деятельности:
- стратегия захвата сегмента рынка по географическому фактору;
- стратегия привлечения только что появившихся потребителей (недавно появилась машина, недавно открылась фирма);
- стратегия переманивания клиентов, в основном юридических лиц за счёт выгодных условий договора и привлекательных цен;
- стратегия, направленная на эффективное удовлетворение потребностей постоянных покупателей. Таким образом, фирма, направив свои силы на удовлетворение потребителя, будет извлекать прибыль из создания долговременных отношений с клиентом.
Производство – сбыт – обращение – покупка - потребление должны рассматриваться не отдельно друг от друга, а во взаимосвязи как единая система бизнеса. Рынок, как категория товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарно-денежного обмена и выражающая экономические отношения между производителем (продавцом) и Потребителями (Покупателями), олицетворяющими соответственно предложение и спрос, является важнейшим составным фактором этой маркетинговой системы
Информация о работе Организационная структура маркетинга на предприятии ООО «Маслон»