Оптимизация системы товародвижения в отрасли картофелеводства Пермского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Решение проблемы обеспечения населения Пермского региона продовольствием имеет важное значение. От того, как налажено бесперебойное и достаточное по медицинским нормам снабжения населения основными продуктами питания, во многом зависит уровень его жизни.

Оглавление

1.Экономическая сущность отрасли картофелеводства .................................. 5 2.Современное состояние отрасли картофелеводства в Пермском крае ....... 14 2.1. Оценка деятельности отрасли картофелеводства в Пермском крае ... 14 2.2. Анализ организации коммерческой деятельности отрасли картофелеводства ........................................................................................ 18 2.3. Анализ финансового состояния отрасли картофелеводства в Пермском крае ............................................................................................. 23 3. Основные направления развития организации отрасли картофелеводства на примере тепличного комбината "Пермский" ................................................. 28 3.1. Описание предприятия: Тепличный комбинат "Пермский" ............... 28 3.2. Качественные и технологические характеристики картофеля ........... 32

Файлы: 1 файл

ОКД курсвая.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

Анализ формирования розничных цен показывает, что сельскохозяйственные товаропроизводители могли бы получать в несколько раз прибыли больше, если бы сами реализовали свою продукцию. Однако, изучение существующей системы сбыта и экономическая оценка каналов реализации картофеля позволяют заключить, что в отрасли недостаточно развита рыночная ориентация предприятий.

Одной из причин этого является отсутствие опыта применения элементов маркетинга в практике, как краткосрочного, так и долгосрочного планирования своей деятельности, несовершенство информационной базы для изучения состояния рынка.

В условиях рыночной экономики  цены являются одним из основных факторов, обеспечивающих регулирование процессов  на рынках картофелеводческой продукции, включая как отдельные операции купли – продажи продукции, так и экономические процессы в целом, в том числе производство картофеля, его распределение, обмен и потребление.

В Пермском крае средняя цена реализации картофеля в 2006 году составила 2400 рублей за тонну. Анализ цены на картофель по каналам реализации показал, что самая высокая цена формируется на рынке, через собственную торговую сеть и по бартерным сделкам. Этим объясняется их высокая доля в общем объеме реализованной продукции.

За анализируемый период структура  реализации выглядит следующим образом: объем государственных закупок сократился с 17,3% до 8,3% реализация перерабатывающим предприятиям, организациям оптовой торговли, на рынке, через собственные магазины занимает наибольшую долю (56,5 %) и по сравнению с 1994 годом произошло незначительное их увеличение (на 3,8 пункта). Наибольшее увеличение реализации картофеля произошло по бартерным сделкам (с 3,8% до 16,7%).

Конечным звеном продвижения  картофеля от производителя к  потребителю являются торговые организации. Анализ изменения цены по мере прохождения картофеля от производителя к потребителю показывает, что в целом по России оптово-отпускные цены в 2006 г. колебались от 3 до 15 руб. за 1 кг. Самые низкие показатели отмечены в Тюменской области Западно-Сибирского района, самые высокие – в Саратовской области Поволжского района.

Розничные цены сегодня колеблются по регионам от 5 руб. (Барнаул) до 20 руб. (Москва), со средним значением около 12 рублей. Более низкий уровень розничных  цен наблюдается в Западно-Сибирском и Уральском районах, более высокий уровень цен – в Центральном и Северном районах. Пермский край входит в район со сравнительно низким уровнем розничных цен. Но, несмотря на то, что розничные цены в крае практически одни из самых низких в Российской Федерации, анализ их формирования свидетельствует о значительных диспропорциях.

Изменение потребительских  цен на плодоовощную продукцию Пермского  края во временной динамике было отмечено заметными сезонными колебаниями. Основной рост стоимости пришелся на июнь (15,45%), более умеренно она дорожала в остальные периоды (2-8%), а августовский индекс цен сложился менее 100%. Снижение стоимости в последний месяц рассматриваемого периода отмечалось по картофелю (почти на 5%). Ежемесячно изменялись в течение текущего года потребительские цены на картофель. В июле это удорожание достигло 31%, а в августе картофель подешевел на 4,79%.

 

 

Рисунок 1.- Динамика потребительских цен на картофель в Прикамье в январе-августе 2009г. (в рублях)

  Анализ потребительских цен на плодоовощную продукцию по городам Прикамья, в которых ведется мониторинг потребительских цен, показал существенные различия в их уровне на конец анализируемого периода.

Рисунок 2.- Средние потребительские цены на картофель по городам Прикамья в августе 2009г. (руб./кг)

Оценка результатов  деятельности сельскохозяйственных организаций  свидетельствует об общем кризисе  отрасли, так как выручка от реализации за анализируемый период выросла  на 5%, а ежегодная инфляция составляла 8-12%, выручки на 100 рублей затрат приходится 76 рублей в т.ч. без организаций индустриального типа – 67 рублей.

Получаемая в отрасли  прибыль формируется за счет субсидий, частично обеспечивая развитие отрасли. Рост заработной платы осуществляется за счет сокращения численности работающих в сельскохозяйственных предприятиях и некоторого увеличения производительности труда. Фонд зарплаты в объеме выручки составляет 26% в т.ч. без организаций индустриального типа – 39%, что реально не обеспечивается возможностями предприятий. В целом по сельхозпредприятиям за анализируемый период выручка на одного работающего выросла на 47%.

 

    1. Анализ финансового состояния отрасли картофелеводства в Пермском крае

Финансовая  устойчивость предприятий Пермского края последние годы остается на одном уровне - кредиторская задолженность предприятий составляет 33% к годовому объему выручки в т.ч. без организаций индустриального типа – 60%. Существующий диспаритет цен реализации продукции сельского хозяйства и цен промышленной продукции также оказывает неблагоприятное влияние на финансовое состояние предприятий.

По программе «Развитие сельского хозяйства Пермского муниципального района на 2009 - 2012 годы» продолжают работать 4 предприятия. Сумма реструктуризированного основного долга по налогам, взносам, бюджетным ссудам составляет 13,3 млн. рублей.

За три предыдущих года на развитие сельского хозяйства  района было предоставлено государственной  поддержки из всех уровней бюджетов (субсидии) в сумме 494 млн.руб. Субсидий на 100 рублей произведенных затрат на производство сельскохозяйственной продукции обошлось в целом по району с 4,07 рублей в 2007 году до 6,55 рублей в 2009 году, субсидий на 100 рублей выручки – 5,29 рублей в 2007 году до 8,61 рублей в 2009 году. 

Оценивая общую финансовую ситуацию в отрасли сельского хозяйства Пермского района, можно сделать следующий вывод: существующая низкая финансовая устойчивость предприятий, вызванная дефицитом оборотных средств, осложняет доступность организаций к кредитным ресурсам.

Данная проблема требуют системного подхода в их решении, в основе которого должны быть заложены механизмы, определенные Государственной и Краевой программами.

Для достижения этой цели необходимо решение основной задачи: повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций путем расширения доступа к кредитным ресурсам и увеличения удельного веса застрахованных площадей. Положительное влияние на рост объемов производства сельскохозяйственной продукции окажет увеличение поступлений инвестиций в отрасль.

Основными условиями  достижения прогнозируемых темпов роста  социально-экономического развития сельского  хозяйства на период 2009 – 2012 годы являются:

  • развитие направлений, предусмотренных Государственной, Краевой и районной программами, связанное с выделением средств на их реализацию из федерального, краевого  бюджетов, а также бюджета Пермского муниципального района;
  • ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий;
  • создание условий сельскохозяйственным организациям для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства;
  • повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, улучшение их финансового состояния.

Наращиванию прогнозируемых темпов роста развития сельского  хозяйства на 2009 – 2012 годы могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально – экономических проблем:

  • макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюктуры цен на товары, снижением темпа роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризисом банковской системы. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию сельского хозяйства, сократиться реальные доходы сельского населения;
  • природно – климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от природно – климатических условий. Колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на объемы производства продукции. Это может снизить степень достижения прогнозируемых показателей, тем более, что Пермский край находится в зоне рискованного земледелия. Зависимость функционирования отрасли от природно – климатических условий снижает ее инвестиционную привлекательность;
  • социальные риски, обусловленные возможной социальной непривлекательностью сельской местности и увеличением разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые провоцируют нехватку трудоспособного населения на селе и ставят под угрозу срыва реализацию программ развития сельского хозяйства;
  • законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности оформления прав собственности на землю, что ограничивает возможность сельскохозяйственных организаций использовать землю в качестве предмета залога и не позволяет привлекать финансовые ресурсы на реальных рыночных условиях;

Для снижения рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в  случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также при ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию необходимо решение следующих задач:

  • увеличение удельного веса застрахованных посевных площадей;
  • обеспечение устойчивого воспроизводства сельского хозяйства в условиях роста цен на промышленную продукцию;
  • стабилизация  финансово – экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.

Для ускоренного  развития отрасли сельского хозяйства необходима государственная поддержка. Необходимость поддержки обусловлена длительным инвестиционным циклом производства, ценовой диспропорцией между сельскохозяйственной и промышленной продукцией, сезонным циклом сельскохозяйственного производства.

Районная целевая  комплексная программа предполагает финансирование из следующих источников:

  • средства федерального бюджета;
  • средства краевого бюджета;
  • средства бюджета Пермского муниципального района;
  • средства из внебюджетных источников (частные инвесторы, кредитные ресурсы банков, средства сельскохозяйственных организаций).

Основной принцип  применения субсидий – привлечение  в отрасль дополнительных финансовых ресурсов из внебюджетных источников, а так же ускоренная модернизация сельскохозяйственных организаций и формирование рыночной инфраструктуры.

Планируемый объем  финансирования районной целевой комплексной  программы из местного бюджета в  расчете на четыре года представлен.

 

 

 

Таблица 4.- Планируемый объем финансирования районной целевой комплексной программы из бюджета Пермского муниципального района,тыс.руб.

Источник финансирования

2009-2012 годы

В том числе:

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

 

Бюджет Пермского муниципального района

 

 

38915,3

 

 

8788,5

 

 

9488,8

 

 

10319

 

 

10319

 

Развитие отраслей сельскохозяйственного  производства

Субсидия на развитие картофелеводства

 

13500

 

3000

 

3300

 

3600

 

3600




 

 Объемы средств  бюджета органов местного самоуправления  и наименование мероприятий могут  ежегодно уточняться в соответствии с бюджетным законодательством Пермского муниципального района на соответствующий финансовый год.

Таким образом, роль пермского рынка картофеля заключается в устойчивом обеспечении картофелем населения, которая определяется не только значительными объемами производства, реализации и потребления картофеля, но и его значимостью как повседневного и относительно доступного продукта питания для большинства населения, относительно дешевых углеводов в его пищевом рационе, широко распространенного корма для  животных, незаменимого сырья для пищевой, перерабатывающей и ряда других отраслей.

 

 

2.4 Маркетинговые  исследования рынка картофеля  города Перми

Для выявления  сегмента потребителей картофеля, мы провели  исследования в виде анкетирования.

Таблица 5.- Группировка респондентов по полу.

Группировка по полу

Количество  респондентов

Удельный вес  покупки картофеля,%

Женский

Мужской

22

8

73

27

Итого:

30

100


 

Таблица 6.- Анализ данных проведенного исследования.

Вопросы

Проценты

Ваш пол?

Женский – 73%

Мужской – 27%

Покупаете ли Вы картофель?

Не покупают – 86%

Покупают – 14%

Слышали ли Вы о  «Пермской картошке»?

Да – 90%

Нет – 10%

Каких производителей картофеля Вы предпочитаете?

14% респондентов  покупают просто фасованный картофель

По  какой цене Вы покупаете картофель?

14 руб. – 75%

15 руб. – 25%

Как часто вы покупаете картофель?

Раз в неделю – 100%

Устраивает  ли Вас качество картофеля

Да – 75%

Нет – 25%

Где вы предпочитаете  покупать картофель?

В магазинах  – 50%

Возле дома – 50%

Информация о работе Оптимизация системы товародвижения в отрасли картофелеводства Пермского края