Оптимизация системы товародвижения в отрасли картофелеводства Пермского края

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Решение проблемы обеспечения населения Пермского региона продовольствием имеет важное значение. От того, как налажено бесперебойное и достаточное по медицинским нормам снабжения населения основными продуктами питания, во многом зависит уровень его жизни.

Оглавление

1.Экономическая сущность отрасли картофелеводства .................................. 5 2.Современное состояние отрасли картофелеводства в Пермском крае ....... 14 2.1. Оценка деятельности отрасли картофелеводства в Пермском крае ... 14 2.2. Анализ организации коммерческой деятельности отрасли картофелеводства ........................................................................................ 18 2.3. Анализ финансового состояния отрасли картофелеводства в Пермском крае ............................................................................................. 23 3. Основные направления развития организации отрасли картофелеводства на примере тепличного комбината "Пермский" ................................................. 28 3.1. Описание предприятия: Тепличный комбинат "Пермский" ............... 28 3.2. Качественные и технологические характеристики картофеля ........... 32

Файлы: 1 файл

ОКД курсвая.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ  ИМ. АКАДЕМИКА Д.Н. ПРЯНИШНИКОГО»

 

 

 

 

       Кафедра коммерции

 и маркетинга в АПК

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине: «Организация коммерческой деятельности»

 

тему: «Оптимизация системы товародвижения в отрасли  картофелеводства Пермского края»

 

 

 

 

 

 

         Исполнитель:

студентка очной формы обучения

специальности 080301

«Коммерция» (торговое дело)

Шифр К-246-2008

Зырянова Алена  Андреевна

Руководитель:

ст. преподаватель  Ясырева Е.А.

Пермь 2011

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

Решение проблемы обеспечения населения Пермского региона продовольствием имеет важное значение. От того, как налажено бесперебойное и достаточное по медицинским нормам снабжения населения основными продуктами питания, во многом зависит уровень его жизни. Традиционно в России картофель является одним из основных продуктов питания. Низкая платежеспособность основной массы населения и сравнительно невысокие цены на картофель отразились на увеличении его потребления в расчете на душу населения.

Рынок картофеля  формируется в основном за счет продукции  личных подсобных хозяйствах населения, которые практически не имеют  поддержки со стороны государства, что приносит элементы стихийности в его развитие. Неразвитость рыночной инфраструктуры и слабая информационная  обеспеченность хозяйствующих субъектов рынка картофеля приводят к падению товарности картофелеводства, неоправданно большему числу посредников, низкой доли реализации по организованным каналам сбыта и росту цен на картофель.

Актуальность  решения проблемы развития регионального  рынка картофеля и недостаточная  изученность ее теоретических и  практических аспектов, их значимость в решении продовольственного обеспечения предопределили выбор темы курсовой работы и рассматриваемые в ней вопросы.

Проблеме формирования и функционирования системы товародвижения  в отрасли картофелеводства посвящены работы отечественных ученых Волкова Р.Ф., Добрынина В.А., Зубковой А.Ф., Зельднер А.и др. Вместе с тем, при всем многообразии исследований развития рынка картофеля, он, как правило, рассматривается на макроуровне. В имеющихся публикациях недостаточно уделено внимания вопросам формирования Пермского рынка картофеля, развития маркетинга на рынке картофеля, совершенствования экономических отношений между его производителями и потребителями.

Целью исследования заключалась в изучении механизма оптимизации системы товародвижения в отрасли картофелеводства Пермского края.

Достижение  этой цели потребовало решения следующих основных задач:

  1. Изучение научной литературы и периодической печати по данному вопросу
  2. Раскрытие экономической сущности  отрасли картофелеводства
  3. Изучение основных принципов  функционирования пермского рынка картофеля как сложной развивающейся системы
  4. Оценка деятельности отрасли картофелеводства в Пермском крае
  5. Анализ организации коммерческой деятельности отрасли картофелеводства
  6. Анализ финансового состояния отрасли картофелеводства в Пермском крае
  7. Описание предприятия: Тепличный комбинат "Пермский" как производитель картофеля в Пермском крае
  8. Качественные и технологические характеристики картофеля ТК «Пермский»
  9. Сопоставление выводов и заключение по теме

Предметом исследования являлся комплекс научных и практических проблем развития отрасли картофелеводства и повышение эффективности ее функционирования. Объектом исследования послужил ТК «Пермский», специализирующийся на картофелеводстве.

 

 

 

 

  1. Экономическая сущность отрасли картофелеводства

Развивающиеся страны сегодня являются крупнейшими в мире производителями и импортерами картофеля, при этом потребительский спрос смещается от свежих клубней в сторону переработанных продуктов. В 2005 году, впервые, развивающиеся страны опередили промышленно- развитые страны по объему производства картофеля. Развивающиеся страны являются чистыми импортерами в международной торговле картофелем, размер которой за 2007 г. оценивается в 6 млрд. долл. США. [12, с.11]

Выращивание картофеля  для собственных нужд фермеров сокращается  по мере переориентации производства на внутренние и международные рынки. Глобальное потребление смещается от свежего картофеля в сторону переработанной продукции с добавленной стоимостью. В международной торговле, как стоимость, так и объем переработанной продукции значительно превышают данные показатели для свежих клубней.

Несмотря на важность картофеля как основного  продукта питания для борьбы с  голодом и бедностью, его значение недооценивается при разработке политики сельскохозяйственного развития для продовольственных культур. Тем не менее, мировое производство и потребление картофеля в настоящее время растут не так быстро, как население планеты.

Потребление сырого картофеля, ранее составлявшее основную форму его использования, сокращается  во многих странах, особенно в промышленно-развитых регионах. В настоящее время больше картофеля перерабатывается для удовлетворения спроса индустрии быстрого питания, закусок и полуфабрикатов. Основные причины этих изменений включают: рост городского населения, рост доходов, более разнообразный рацион питания, а также образ жизни, оставляющий меньше времени на приготовление пищи из свежих продуктов.

Картофель обычно считается объемным, скоропортящимся  товаром с высокой стоимостью транспортировки и ограниченными  возможностями экспорта, который сводится в основном к сделкам между соседними странами. Эти ограничения не препятствуют международной торговле картофелем, объем которой увеличился в два раза, а стоимость - почти в четыре раза с середины 1980-х гг. Этот рост объясняется беспрецедентным международным спросом на переработанную продукцию, в частности на замороженную и дегидрированную картофельную продукцию. До настоящего времени развивающиеся страны не получают выгоды от роста торговли. В целом, они являются ведущими чистыми импортерами данного товара. [8, с.169]

Положительные качества картофеля, в частности  его высокая питательная ценность и потенциал по увеличению доходов, не получили должного внимания со стороны  правительств. Отсутствие налаженных рыночных каналов, недостаточная институциональная поддержка и инфраструктура, а также ограничительная торговая политика препятствуют коммерциализации данного сектора. Заинтересованным лицам на национальном и международном уровне следует повысить приоритет картофеля среди других вопросов, связанных с развитием.

Картофель рекомендуется  в качестве сельскохозяйственной культуры, способной обеспечить население продовольствием и помочь защитить страны с низким уровнем доходов от рисков, вызванных ростом мировых цен на продовольствие.

В отличие от риса, пшеницы и кукурузы, картофель не относится к торгуемым в глобальном масштабе товарам, и цены на него обычно определяются местным спросом и предложением. В связи с этим картофель усиленно рекомендуется в качестве культуры, обеспечивающей продовольственную безопасность и позволяющей странам с низким уровнем доходов преодолеть кризис, вызванный повышением цен на продовольствие.

Решение проблемы обеспечения населения региона  продовольствием имеет важное значение. От того, как налажено бесперебойное и достаточное по медицинским нормам снабжения населения основными продуктами питания, во многом зависит уровень его жизни. Традиционно в России картофель является одним из основных продуктов питания. Низкая платежеспособность основной массы населения и сравнительно невысокие цены на картофель отразились на увеличении его потребления в расчете на душу населения.

Роль регионального  рынка картофеля в устойчивом обеспечении картофелем населения  определяется не только значительными  объемами производства, реализации и потребления картофеля, но и его значимостью как повседневного и относительно доступного продукта питания для большинства населения, относительно дешевых углеводов в его пищевом рационе, широко распространенного корма для  животных, незаменимого сырья для пищевой, перерабатывающей и ряда других отраслей. [4, с.25]

Рынок картофеля  формируется в основном за счет продукции  личных подсобных хозяйствах населения, которые практически не имеют  поддержки со стороны государства, что приносит элементы стихийности в его развитие. Неразвитость рыночной инфраструктуры и слабая информационная  обеспеченность хозяйствующих субъектов рынка картофеля приводят к падению товарности картофелеводства, неоправданно большему числу посредников, низкой доли реализации по организованным каналам сбыта, росту цен на картофель и свертыванию его  межрегиональных поставок.

Рынок картофеля  является одним из крупных сегментов  продовольственного рынка России. Этот рынок представляет собой сложную экономическую систему, включающую совокупность экономических отношений между его хозяйствующими субъектами, которыми являются сельские товаропроизводители, предприятия и организации по заготовке, хранению, промышленной переработке картофеля, а также различные структуры, обслуживающие движение картофеля и продуктов его переработки по всей цепи от производителей к потребителям.

Развитие  рынка  картофеля находится под влиянием общих факторов, присущих как производственной, так и обменной сфере рынка.  К ним относятся социальные факторы, система государственного регулирования рынка. Общие факторы развития рынка являются внешними по отношению к хозяйствующим субъектам – и к поставщикам, и к потребителям, так как создают внешнюю среду, в которой функционируют предприятия и совершаются процессы купли-продажи. Все остальные факторы по отношению к рынку картофеля могут считаться внутренними: они связаны с производственными и сбытовыми возможностями хозяйствующих субъектов рынка картофеля - с объемом, составом, качеством ресурсов, их видовым составом, характером эффективного использования и доведением готового продукта до непосредственного потребителя.

Формирование развитого рынка  картофеля следует рассматривать  не как самоцель, а как средство повышения эффективности ведения  отрасли картофелеводства, способного надежно обеспечить население страны картофелем, создать необходимые условия для свободы экономической деятельности и мотивационных стимулов всем хозяйствующим субъектам в соответствии с требованиями рынка, конкурентным режимом хозяйствования. При этом производство должно исходить из потребления, служить потребителю и ориентироваться на более полное удовлетворение постоянно растущих его запросов в картофеле целевого назначения. Только при таких условиях можно не только полностью удовлетворить собственные потребности в картофеле, но и экспортировать его, прежде всего в регионы, которые не могут полностью обеспечить свои потребности в картофеле за счет местного производства. [10, с.21]

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современное состояние отрасли картофелеводства   
    в Пермском крае
    1. Оценка деятельности отрасли картофелеводства  
      в Пермском крае

Значение картофеля в решении  продовольственной проблемы Пермского края велико, поскольку он является одной из важнейших продовольственных культур с относительно высокой продуктивностью и содержанием в клубнях питательных компонентов: углеводов, белков, аминокислот, витаминов, минеральных солей и др. За высокую  питательную ценность картофель издавна называют «вторым хлебом». Кроме того, он обладает высокими диетическими и лечебными свойствами, а также вкусовыми качествами. Если биологическую ценность принять за 100%, то по отношению к нему белок пшеницы составляет 64%, а белок картофеля – 85%. Из растительных белков картофельный уступает только пшеничному и гречишному, превосходя все остальные овощные и кормовые культуры. Картофель – высококрахмальный продукт питания. Достаточно отметить, что среднее содержание крахмала в 100 г съедобной части картофеля составляет 15 г. Благодаря этому он обладает относительно высокой калорийностью – выше, чем у всех выращиваемых в стране овощей и фруктов.

Переход на рыночные отношения вызвал резкое падение доходов  населения  Пермского края, которое привело к изменению структуры потребления продуктов питания. Такое изменение сопровождалось повсеместным сокращением потребления растительного масла, сахара, хлебных изделий, а также овощей и фруктов, что в определенной мере возмещалось традиционным и относительно более дешевым и доступным для большинства жителей Пермского края продуктом питания – картофелем. Его потребление в расчете на душу населения за 1990-2006 гг. составляло в среднем   160 кг, при рациональной норме потребления 117 кг и норме минимальной потребительской корзины – 124 кг.

Уровень потребления картофеля находится в прямой зависимости от объема производства и эффективности выращивания.

Эффективность производства картофеля  и продуктов его переработки  характеризуется целым комплексом показателей, основные из которых –  урожайность, производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность производства. Важным фактором в росте валового производства продукта является урожайность картофеля. Она является и одним из основных показателей уровня развития отрасли, которая в значительно степени характеризует отдачу продукции на затраченные ресурсы а процессе производства.

Таблица 1.- Эффективность производства картофеля в РФ и Пермском крае

Информация о работе Оптимизация системы товародвижения в отрасли картофелеводства Пермского края