Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 15:31, курсовая работа
Целью работы является анализ работы маркетинговой службы оптово-розничной фирмы и разработка мероприятий по её совершенствованию.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
-раскрыть теоретико-методические основы оценки маркетинговой деятельности;
-провести внешнюю и внутреннюю среду деятельности предприятия
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методические основы оценки маркетинговой . деятельности……………………………………………………………………....5
Глава 2. Внешняя и внутренняя среда деятельности предприятия………….17
Глава 3. Оценка маркетинговой деятельности предприятия ООО «Живой продукт» за 2010-2012 гг………………………………………………………39
Глава 4. Направления совершенствования методики оценки и развития маркетинговой деятельности предприятия…………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………..49
Список использованной литературы…………………………………………51
Целью работы является анализ работы маркетинговой службы оптово-розничной фирмы и разработка мероприятий по её совершенствованию.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
-раскрыть теоретико-
-провести внешнюю и
-оценить маркетинговую
-выявить направления
Структура работы: состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретико-методические основы оценки маркетинговой деятельности
Обеспечение эффективного развития и функционирования, как больших предприятий, так и молодых фирм в условиях рыночной системы хозяйствования в настоящее время является сложной комплексной проблемой. В первую очередь это касается таких ее сторон, как менеджмент и маркетинг.
Маркетинг - это комплекс мероприятий по исследованию торгово-сбытовой деятельности предприятия, по изучению всех факторов, оказывающих влияние на продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю. Цель маркетинга - определить нужды и запросы потребителей, установить систему потребительских предпочтений; выяснить, где и как потребители купят продукт, как узнают о его преимуществах и просто о существовании (то есть определить, какие формы и методы продвижения товаров и услуг на рынке лучше использовать); почему отдадут предпочтение нашему изделию при сравнении с изделиями конкурентов и т.п.. Поэтому понятие «маркетинг» в широком смысле не ограничивается изучением только потребительского спроса.
С помощью маркетинга руководство предприятия получает необходимую информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители готовы заплатить; в каких регионах спрос на данные изделия и ёмкость рынка наиболее высокие; где сбыт продукции предприятия может принести наибольшую прибыль.
В литературе маркетинг часто неправомерно отождествляют со сбытом, выбором каналов реализации, стимулированием, рекламой, формированием спроса, рыночными исследованиями. То есть, многими составляющими коммерческой деятельности.
Анализируя стратегии бизнеса, Карлоф Б. приходит к заключению, что «маркетинг — это деятельность, направленная на создание спроса». Мне такое сравнение представляется неправомерным. С той же уверенностью можно утверждать, что и товарное предложение создает спрос. Следовательно, определение Карлофа Б. чрезмерно сужает рамки маркетинга и не раскрывает его сущности.
Другой крайностью является чрезмерно широкое толкование маркетинга. Специалист по управлению Друкер П. считает, что «все, что делается в сфере бизнеса, все представляет собой или включается в понятие «маркетинг». Почти вторит ему современный коллега из Австрии Г. Лайс: «Маркетинг охватывает все виды деятельности людей, которые связаны с облегчением процессов обмена (например, товара на деньги, услуг на товары и т. п.)».
Составитель словаря маркетинга Константиновская В. К. отражает все многообразие толкования сущности этого явления в шести подходах: «термин этот может означать: а) принцип хозяйствования; б) систему хозяйствования; в) отрасль хозяйственной деятельности; г) научную отрасль; д) образ мышления, ориентацию; е) процесс».
Причину искажения роли маркетинга Ж.-Ж. Ламбен видит в присвоении ему и рекламе всемогущих свойств, способности «заставить рынок принять все что угодно посредством мощных методов коммуникации».
В определении сущности явления важна не столько его всесторонняя характеристика, включающая сходства с однородными явлениями, сколько главная отличительная черта, его особенность. Такая отличительная особенность маркетинга как стиля, метода, концепции управления бизнесом заключается в постоянной заботе предприятия об удовлетворении потребностей и активном их формировании, т. е. в ориентации на потребителя.
Из сущности маркетинга вытекают основные
принципы. Однако в отечественной и зарубежной
литературе под «принципами маркетинга»
понимаются достаточно различные вещи.
Рассмотрев позиции различных авторов,
сравнив их, выделим следующие основополагающие
принципы:
1.Тщательный учет потребностей, состояния
и динамики спроса и рыночной конъюнктуры
при принятии экономических решений;
2. Создание условий для максимального
приспособления производства к требованиям
рынка, к структуре спроса (причем исходя
не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной
перспективы);
3.Воздействие на рынок, на покупателя
с помощью всех доступных средств, прежде
всего рекламы.
Маркетинговая
деятельность представляет собой комплекс
мероприятий, ориентированных на исследование
таких вопросов, как:
1.анализ внешней
(по отношению к предприятию) среды, в которую
входят рынки, источники снабжения и многое
другое. Анализ позволяет выявить факторы,
содействующие коммерческому успеху или
создающие препятствие этому. В результате
анализа формируется банк данных для принятия
обоснованных маркетинговых решений;
2.анализ потребителей, как актуальных
(действующих, покупающих продукцию предприятия),
так и потенциальных (которых еще требуется
убедить стать актуальными). Данный анализ
заключается в исследовании демографических,
экономических, географических и иных
характеристик людей, имеющих право принимать
решение о покупке, а также их потребностей
в широком смысле этого понятия и процессов
приобретения как нашего, так и конкурирующего
товаров;
3.изучение существующих
и планирование будущих товаров, то есть
разработка концепций создания новых
товаров или модернизации старых, включая
ассортимент их и параметрические ряды,
упаковку и т.д. устаревшие, не дающие заданной
прибыли товары, снимаются с производства
и экспорта;
4.планирование товародвижения
и сбыта, включая создание, если это необходимо,
соответствующих сбытовых сетей со складами
и магазинами, а так агентских сетей;
5.обеспечение, формирование
спроса и стимулирования сбыта (фосстис)
путем комбинации рекламы, личной продажи,
престижных некоммерческих мероприятий
и разного рода экономических стимулов,
направленных на покупателей, агентов
и непосредственных продавцов;
6.обеспечение ценовой политики, заключающейся
в планировании систем и уровней цен на
экспортируемые товары, определении «технологии»
использования цен, сроков кредита, скидок
и т.д.;
.
7.удовлетворение технических и социальных
норм страны, импортирующей товары предприятия,
что означает обязанность обеспечить
должные уровни безопасности использования
товара и защиты окружающей среды; соответствие
морально-этическим правилам; должный
уровень потребительских свойств товара;
8.управление маркетинговой деятельностью
(маркетингом) как системой, т.е. планирование,
выполнение и контроль маркетинговой
программы и индивидуальных обязанностей
каждого участника работы предприятия,
оценка рисков и прибылей, эффективности
маркетинговых решений.
Для осуществления вышеперечисленных
мероприятий, необходимо учитывать большую
роль тех, от кого, в сущности, и зависит
эффективность проведения маркетинговой
стратегии, а именно субъектов маркетинга,
которые включают производителей и организации
обслуживания, оптовые и розничные торговые
организации, специалистов по маркетингу
и различных потребителей. Важно отметить,
что хотя ответственность за выполнение
маркетинговых функций может делегироваться
и распределяться различными способами,
совсем ими в большинстве случаев пренебречь
нельзя, они должны обязательно кем-то
выполняться.
Процесс
маркетинга начинается с изучения покупателя
и выявления его потребностей, а завершается
приобретением товара покупателем и удовлетворением
его выявленных потребностей.
.
Рынок, на котором действуют субъекты
маркетинга, можно разделить на «рынок
продавца», где предприятие реализует
собственную продукцию, и «рынок покупателя»,
на котором оно приобретает нужные производственные
компоненты. Таким образом, маркетинг
в главной мере выгоден и продавцам и покупателям
товара.
Однако прежде
чем устанавливать контакты с интересующими
партнерами, необходимо установить:
1.заинтересована
ли в этом другая сторона;
2.имеются ли технические
средства связи (телефон, телефакс) и лицо,
ответственное за связь.
Связь и деловое общение с действительными
и потенциальными партнерами - важнейшая
часть маркетинга.
Очевидно,
что тип маркетинга определяет и способ
управления им. Управление маркетингом,
по определению Ф. Котлера - это анализ,
планирование, претворение в жизнь и контроль
за проведением мероприятий, рассчитанных
на установление, укрепление и поддержание
выгодных обменов с целевыми покупателями
ради достижения определенных задач организации,
таких, как получение прибыли, рост объема
сбыта, увеличение доли рынка и т.п.
Задача управления маркетингом заключается
в воздействии на уровень, время и характер
спроса таким образом, чтобы это помогло
организации в достижении стоящих перед
ней целей. Проще говоря, управление маркетингом
- это управление спросом. Выделяют пять
основных подходов (концепций), на основе
которых коммерческие организации осуществляют
свою маркетинговую деятельность:
1.концепция совершенствования
производства;
2.концепция совершенствования
товара;
3.концепция интенсификации
коммерческих усилий;
4.концепция маркетинга;
5.концепция социально-этичного
маркетинга.
Использование
каждой из них обязательно и, в первую
очередь, ставит вопрос о том, каким должно
быть соотношение интересов производителей,
потребителей и общества в целом. Ведь
довольно часто эти интересы вступают
в противоречие друг с другом.
1.Производственная концепция, или концепция
совершенствования производства. Предприятия,
придерживающиеся такой концепции, имеют
преимущественно серийное или крупносерийное
производство с высокой эффективностью
и низкой себестоимостью, а продажа выпускаемых
ими товаров производится с помощью многочисленных
торговых предприятий. К основным предпосылкам
существования этой концепции управления
маркетинговой деятельности можно отнести
следующие: