Оценка конкурентоспособности и исследование конкурентной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современной рыночной экономики человек, независимо от того, является он покупателем или производителем какой-либо продукции, должен быть ознакомлен с ситуацией, сложившейся на рынке. В первую очередь это касается, естественно, производителей товара, а также людей, которые хотят создавать свой бизнес в этой отрасли, так как для этого необходимо знать, что и кому нужно продавать. Другими словами, производитель должен знать, какой именно товар хотят видеть потребители, сколько он должен стоить, а также где, как и кем продаваться.
Данная работа посвящена исследованию розничной сети парфюмерно-косметических магазинов «ИЛЬ ДЭ БОТЭ» и поиском путей повышения ее конкурентоспособности.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I Теоретические основы конкурентоспособности и конкурентной

среды ……………………………………………………………………………….. 5 1.1 Конкурентоспособность и конкурентная среда: сущность, основные

понятия………………………………………………………………………………51.2 Методы оценки конкурентоспособности и анализ конкурентной

среды ………………………………………………………………………………..11

Глава II Оценка конкурентоспособности и исследование конкурентной среды (на примере магазинов парфюмерии «ИЛЬ ДЭ БОТЭ»)………………………..17

2.1 Общая характеристика предприятия, его маркетинговой деятельности…...17

2.2 Конкурентная среда и конкурентоспособность предприятия……………….20

2.3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности магазинов «ИЛЬ ДЭ БОТЭ»……………………………………………………………………………...22

Заключение…………………………………………………………………………24

Список литературы………………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 73.57 Кб (Скачать)
fy">3.Олигополистическая конкуренция. Рынок поделен между несколькими

крупными  компаниями. На таких рынках складывается скорее не ценовая, а технологическая  конкуренция. Маркетинговые программы  компании сильно зависят от действий конкурентов. Вход новых компаний на рынок затруднен (технологии, используемые конкурентами, защищены патентами и  держатся в строгом секрете) и  связан с высокими затратами (на создание производства, разработку продукции  и т. п.). Характерными примерами олигополистической конкуренции являются рынки автомобилей, электроники и др.;

4.Чистая монополия. На рынке действует единственная компания. Она

самостоятельно  определяет цены на свои товары и услуги и полностью контролирует рынок. При этом отсутствуют товары или  услуги, которыми потребители могут  безболезненно для себя заменить товары и услуги компании-монополиста. Вход на рынок других компаний практически  невозможен или крайне затруднен. Как  правило, государство стремится  не допустить образования монополий, используя для этой цели специальное  антимонопольное законодательство.

      Изучение  конкурентов не только дает компании представление о том, на каком  рынке она работает, но и позволяет  ей сравнить собственные показатели с показателями конкурентов. Такое  сравнение весьма полезно, поскольку  дает компании возможность определить, на каких направлениях она должна сосредоточить свои усилия и средства, чтобы добиться преимуществ перед конкурентами или ликвидировать свое отставание от них.

      Анализ  характеристик конкурентов и  сравнение их с соответствующими характеристиками компании обычно проводят по пяти основным группам параметров:

1.Товары и услуги (качество, престиж торговой марки, упаковка, срок службы, гарантийный срок, уровень послепродажного обслуживания, технические характеристики, стиль, надежность, удобство в эксплуатации, универсальность, размеры и др.);

2.Цена (прейскурантная цена, условия предоставления скидок, размер скидок, условия расчетов, сроки платежей и др);

3.Каналы распределения (наличие доставки товара, сети региональных складов, посредники, охват рынка каналами распределения и др.);

4.Продвижение (реклама, PR, стимулирование сбыта, личные продажи).

      Достижение  успеха компанией связано с постоянным поддержанием высокой конкурентоспособности. Конкурентоспособность не является абсолютной величиной. Она складывается из комплекса указанных выше параметров, каждый из которых берется в сравнении  с аналогичными параметрами конкурентов. Высокая конкурентоспособность обеспечивается постоянным опережением конкурентов: в выводе на рынок новых товаров, в уровне обслуживания потребителей, снижении издержек производства, во внедрении новых маркетинговых приемов и т. п. Для Интернет-компаний важно опережение конкурентов в таких областях, как удобство оплаты товара (применяемые платежные системы), скорость обработки заказа и доставки товаров, удобство навигации по сайту, дизайн сайта, разработка и внедрение новых приемов привлечения и удержания посетителей и др. Для этого компания должна постоянно быть в курсе состояния дел основных конкурентов. 

      Таким образом, исследование конкурентной среды должно быть непрерывным и отражать не только текущее состояние дел, но и складывающиеся тенденции. Трендовый анализ данных, полученных в результате таких исследований, компания должна использовать для прогнозирования изменений в конкурентной среде и заблаговременно планировать ответные ходы на возможные неблагоприятные изменения ситуации. 

1.2 Методы оценки  конкурентоспособности  и анализ конкурентной  среды.

При оценке уровня конкурентоспособности продукции  применяются следующие методы:

1.Дифференциальный;

2.Комплексный;

3.Смешанный.

     Дифференциальный  метод основан на использовании  единичных показателей конкурентоспособности.

     Как правило, по величинам единичных  показателей не представляется возможным  однозначно оценить уровень конкурентоспособности  продукции. В этой связи широкое  применение нашли комплексные и  смешанные методы оценки.

     Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности  базируется на применении групповых  и интегральных показателей. Узловым  моментом при оценке конкурентоспособности  является расчет общего показателя уровня.В основе его определения лежит соотношение интегральных показателей конкурентоспособности оцениваемого изделия и базового образца. При наличии полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию или потребление продукции уровень его конкурентоспособности определяется по формуле (3): 

      (3) 

     где I (t), Iб (t) - интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и базового образца;

     П , Пб - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы;

     З, Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого и базового образца.

     Отношение полных затрат на приобретение и эксплуатацию сравниваемых образцов определяется по формуле (4): 

      (4) 

     где Зс, Зсб - единовременные затраты на приобретение соответственно оцениваемого и базового образца; 

      , , (5) 

     средние суммарные эксплуатационные затраты, относящиеся к одному году службы соответственно оцениваемого и базового образца;

     T - срок службы;

     n - количество статей эксплуатационных затрат. 

     Для определения уровня конкурентоспособности  промышленной продукции может быть использован и смешанный метод  оценки.

     Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности  основан на совместном применении единичных  и комплексных показателей.

     Наиболее  важные показатели используются как  единичные. Остальные единичные  показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели.

     На  основе полученной совокупности групповых  и единичных показателей качества оценивается уровень конкурентоспособности  дифференциальным методом.

     Перечисленные выше методики до сих пор используются на предприятиях, но все большее  и большее распространение в  России получает параметрический анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности  продукции. Особенности данных методик  в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения.

     Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное  предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и данных Росстата затратно (Федеральная служба государственной статистики) с точки зрения затрат времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение - это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер.

     Также существуют и аналитические методы статистики определения конкурентоспособности  продукции, основанные на методе сравнения. Именно они и составляют методологический фундамент конкурентоспособности  товара. Ее обобщенный алгоритм предполагает выполнение следующих процедур: эксперты определяют уровень ценовых и  потребительских характеристик  тестируемого продукта и соотносят  их с одноименными составляющими заранее определенного товара-конкурента. Его узкий на наш взгляд подход, который применим преимущественно для узкоспециализированных товаров, функционирующих в рыночной нише 8.

     Оценка  конкурентоспособности промышленной продукции является исходным элементом  для производственно-хозяйственной  деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Изучение конкурентоспособности  должно вестись непрерывно и систематически на всех этапах жизненного цикла продукции. Такой подход дает возможность своевременно принять решения об оптимальных  измерениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков для производственных и модернизированных  изделий, расширении и создании производственных мощностей и т.д.

     Таким образом, на сегодняшний день существует несколько способов оценки конкурентоспособности  продукции. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Но всех их можно свести в два базовых  подхода к оценке конкурентоспособности  это:

1.Дифференциальный, в результате оценки которого устанавливается:

достигнут ли уровень параметров базовой техники, по каким параметрам он не достигнут, какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых;

2.Маркетинговый (комплексный) основанный на применении групповых,

интегральных, смешанных показателей или сопоставлении показателей удельных полезных эффектов разрабатываемой продукции и продукции аналога-конкурента с учетом весомости каждого параметра.

       При исследовании конкурентоспособности  предприятия, одной из главных  задач является исследование  конкурентной среды предприятия.  Для проведения анализа конкурентов,  необходимо определить всех предпринимателей,  которых можно отнести к кругу реальных или потенциальных  конкурентов. Изучения последних имеет особенное значение в условиях быстрого расширения рынка, высокой рентабельности, и должно быть направлено на те же области, которые были предметом анализа собственного потенциала предприятия:

1.Возможные стратегии конкурентов;

2.Текущее положение конкурентов;

3.Их финансовые возможности;

4.Предпринимательская философия и культура;

5.Цели конкурентов.

     Практически собрать все данные, необходимые  для анализа конкурентов, невозможно, поэтому часто используется следующие  исследования конкурентов:

1.Метод, предложенный американским учёным М. Портером ( рис. 1);

Он заключается  в сведении информации к четырём  элементам, а именно:

- цели на будущее;

- текущие стратегии;

- представления о возможностях;

- возможности конкурентов.

2.Метод, предложенный Р. Фатхутдиновым, основан на суммировании

конкурентоспособностей 30 товаров отрасли с наибольшими  объёмами продаж;

3. Метод оценки конкурентов с помощью расчёта индексов выявленных

сравнительных преимуществ. Этот показатель позволяет  оценить уровень конкурентоспособности  товара на мировом рынке к доле данной страны в мировой торговле.

Диагностика конкурентной среды включает следующие  этапы:

1. Выявление перечня фирм, находящихся на целевом или новом рынках;

2. Сбор исходной информации;

3. Приведение стоимостных и финансовых показателей к сопоставимому виду;

4. Определение типа выбранного рынка (рынок продавца, рынок покупателя);

5. Расчет характеристик, отражающих состояние рынка;

6.Определение рыночных долей фирмы на конец базисного и анализируемого периодов;

7. Построение таблицы рыночных долей фирм и расчет средней рыночной доли, приходящейся на одну фирму;

8. Расчет обобщенных характеристик интенсивности конкуренции;

9. Оценка степени монополизации рынка;

10. Факторный анализ динамики рыночных долей конкурентов;

11. Выбор вида статистического распределения рыночных долей:

12. Формирование групп фирм, находящихся на рынке, и расчет средней рыночной доли, приходящейся на группу;

13. Расчет темпа прироста рыночной доли каждой группы фирм;

14. Построение конкурентной карты рынка;

15. Выявление типовых стратегических положений фирм на рынке;

16. Ситуационный анализ и прогнозирование стратегии конкуренции фирмы на данном рынке.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности и исследование конкурентной среды