Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа
Цель исследования: на основе современных подходов и методов провести анализ системы оценки персонала предприятия и разработать предложения по ее совершенствованию на примере ООО «Караван».
Задачи исследования:
Изучить сущность и подходы к построению системы оценки персонала в организации;
Провести диагностику эффективности методов и процедур оценивания персонала в ООО «Караван»
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1.Оценка эффективности деятельности персонала………………….…..5
1.1 Понятие и факторы оценки персонала………………………………………5
1.2 Система и методы оценки деятельности персонала на предприятии……10
1.3 Оценка экономической эффективности кадровых мероприятий……...…16
1.4Эффективность системы оценки персонала………………………………..19
Глава 2. Эффективность методов и процедур оценивания деятельности
персонала в ООО«Караван»……………………………………………….…22
2.1 Характеристика ООО «Караван»……………………………………………22
2.2 Методы и методики исследования системы оценки персонала в
ООО«Караван»………………………………………………………………..….24
2.3 Анализ полученных результатов…………………………………………....26
2.4 Рекомендации по улучшению системы оценки деятельности
персонала в ООО «Караван»……………………………………………...…..33
Заключение………………………………………………………………………..37
Список литературы……………………………………………………………….39
Приложение № 1……………………………………………………………….…41
• способность организовывать и планировать труд;
• профессиональная компетентность;
• сознание ответственности за выполняемую работу;
• контактность и коммуникабельность;
• способность к нововведениям;
• трудолюбие и работоспособность [6].
По своей значимости в общей оценке кандидата на конкретную должность определенные качества всегда имеют различный удельный вес, что устанавливается экспертным путем.
Для определения общей оценки деловых и организаторских качеств кандидата на должность составляется специальный оценочный лист.
Естественно, чем выше общая оценка по каждой группе качеств, тем более достоин кандидат занять должность.
Образование, стаж работы и возраст работника должны обязательно учитываться при оценке деловых качеств. Дело в том, что образование - одна из основных качественных характеристик при определении уровня квалификации работника, стаж работы - количественная мера опыта, а возраст находится во взаимосвязи со стажем работы [10].
На ряде российских организаций накоплен положительный опыт оценки персонала. Сущность одного из наиболее эффективных методов заключается в использовании квалификации, опыта и интуиции наиболее компетентных в своей области работы специалистов - экспертов. Важнейшими условиями применения этого метода является обеспечение анонимности выставляемых экспертами оценок и обоснованность подбора состава экспертных комиссий.
Если анонимность достигается
через специальное
Главная опасность при
подборе состава экспертов
Групповая экспертиза включает следующие обязательные этапы:
1) разработка программы (выбор формы группового суждения с перечнем вариантов или оценок), рекомендаций, решений; выработка принципов и методов получения группового суждения;
2) выбор техники опроса или способов выявления индивидуальных мнений;
3) формирование экспертной группы;
4) проведение опроса экспертов;
5) обработка результатов (получение группового суждения);
6) анализ результатов [6].
Результат работы экспертов отражается в документе, вариантами которого могут быть рекомендации, обобщающие оценки, решения. Самым гласным вариантом оформления экспертизы является решение. Самым распространенным - рекомендации, но с указанием определенных признаков будущего решения.
Подбор, согласование и утверждение экспертных комиссий обычно проводят начальник отдела кадров и руководитель организации (организации). Начальник отдела кадров знакомит экспертов с методикой оценки с помощью научного консультанта, который первый раз практически руководит всей работой. На уровне организации в состав экспертных комиссий (комиссия для оценки руководителей аппарата управления, комиссия для оценки линейных руководителей производственных подразделений, комиссия для оценки специалистов аппарата управления) включают обычно 3 - 5, но не более 7 человек. При этом в числе экспертов должны быть как оцениваемый, так и его руководитель [4].
Основным инструментом аттестации является анкета, которая представляет собой специально разработанный вопросник, включающий перечень определенных качеств и варианты ответа. При этом перечень качеств, которыми должен обладать специалист, зависит от сферы его деятельности и занимаемой должности. Поэтому правильный подбор качеств, их перечень для каждой конкретной должности, а также оценки в баллах рекомендуется устанавливать конкретной экспертной комиссией в организации. Именно в этом - одно из важнейших условий объективной оценки работника.
После обсуждения результатов каждая экспертная комиссия утверждает не только перечень качеств для включения в анкету, но и определяет количественную оценку каждого качества в баллах [15].
Качественные методы оценки.
К настоящему времени в отечественной и мировой практике разработано значительное число систем оценки управленческого персонала, которые можно классифицировать по различным основаниям. Решение вопроса о содержании (или предмете) оценки является одним из исходных при формировании любой системы. Анализ того, что является содержанием оценки, - а именно: какие стороны управленческой деятельности подвергаются измерению, анализу и интерпретации, позволяет выделить несколько основных подходов [1].
Оценка по методу черт.
В ее основе - признание
влияния психологических
Оценка на основе анализа труда.
Определение психологических свойств на основе анализа труда персонала происходит в рамках ситуационной оценки, которая, однако, похожа на оценку черт. Только в этом случае в качестве устойчивых психологических характеристик выступают относительно инвариантные особенности поведения персонала, проявляющиеся в процессе решения им конкретных задач [1].
В методике ситуационной оценки предусмотрена процедура отбора типичных ситуаций в конкретном коллективе, в структуре которых описывается работа, а затем оценивается его поведение [20].
Функциональная оценка персонала.
Функциональная оценка персонала основывается на анализе процесса труда, выяснении, насколько он хорошо справляется со своими должностными обязанностями. Работа персонала в этом случае описывается в структуре выполняемых им специфических функций по регулированию совместной деятельности.
Методика определения стиля руководства.
Анализ качества выполнения работы предполагает также определение стиля руководства. Руководитель создает ценности не напрямую, а посредством других людей, регулируя их поведение и модифицируя его в необходимом для реализации общих целей направлении. Средством решения всех задач в коллективе для него выступает целенаправленное и систематическое воздействие на людей в процессе совместного труда.
Оценка по результатам деятельности коллектива.
Широко распространена практика оценки по результатам деятельности коллектива. При этом используются главным образом производственные и экономические показатели, относящиеся, например, к качеству, объему, срокам получения производимых продуктов (услуг). Прибыль является наиболее показательным и универсальным критерием работы любого, особенно в странах с рыночной экономикой. Однако его использование предполагает анализ и учет ряда других показателей, поскольку высокие результаты по прибыли могут скрывать серьезные недостатки, слишком позднее выявление которых нежелательно. Наряду с прибылью применяются и сложные системы показателей, учитывающие использование основных и оборотных средств, эффективность капиталовложений, экономию прямых и косвенных затрат в издержках производства и обращения и т. д [1].
Целевой метод оценки.
По содержанию целевой метод близок к методу оценки по результатам. Известно, что цели - предвосхищаемые результаты деятельности. Процесс оценки в этом случае состоит в том, чтобы определить, насколько компетентно персонал устанавливает цели (масштабные, но достижимые) и как хорошо работает по их достижению [1].
Достоинством подхода является возможность планировать и контролировать деятельность персонала, намечая ее цели и отслеживая степень их реализации. Информация, полученная в ходе такой оценки, позволяет судить о том, насколько хорошо сработал персонал, были ли достигнуты намеченные цели [17].
1.3 Оценка экономической эффективности кадровых мероприятий.
Основными общими показателями
экономической эффективности
-рост производительности труда;
-годовой экономический эффект.
При расчетах экономической эффективности кадровых мероприятий используются и другие (частные) показатели, в том числе:
- снижение трудоемкости продукции;
-относительная экономии (высвобождение ) численности работников;
- прирост объемов производства,
экономия по элементам
-экономия рабочего времени.
Прирост производительности труда(п) определяется через показатели:
-выработка продукции на одного работающего;
-экономии численности работников;
-снижение трудоемкости продукции.
Прирост производительности труда ( в процентах) а результате экономии численности работников рассчитывается по формуле:
П= Эч*100/ (Чср-Эч)
Где: Эч- относительная экономия (высвобождение) численности работающих после внедрения мероприятия, чел;
Чср- расчетная среднесписочная численность работающих (исчисленная на объем производства перспективного периода по выработке базисного периода) [22].
Влияние снижения трудоемкости на рост производительности труда определяется по формуле:
П= 100*Т/ (100-Т)
Где:
Т- процент снижения трудоемкости
выпускаемой продукции в резуль
Трудоемкость – это количество труда, необходимое для выработки единицы продукции. Трудоемкость является характеристикой затратности труда (расходования рабочей силы).
Для определения выработки на одного работающего количество произведенной продукции делится на численность всего промышленно - производственного персонала:
В=К/Ч
Где:
К - количество произведенной за период продукции в натуральных или стоимостных измерителях;
Ч – численность работников.
Полную трудоемкость
определяют делением затрат труда промышленно-
Т= Зтр/В
Где:
Зтр – затраты труда различных категорий работников на производство продукции;
В – объем произведенной продукции.
Прирост производительности труда (П) в результате экономии
численности работников рассчитывается по формуле:
П = (Эч *100) / ( Чср – Эч)
Где:
Эч – относительная экономия (высвобождение) численности работающих после внедрения отдельных мероприятий, (человек);
Чср – расчетная
среднесписочная численность
Прирост производительности труда повышения квалификации можно рассчитать по формуле:
Эч=Чнв*Рнв/100
Где:
Чнв-численность рабочих, повысивших процент выполнения норм выработки (времени) в результате повышения квалификации, чел;
Рнв- прирост процента выполнения норм выработки (времени),%.
Рнв= (Рнв2-Рнв1)/Рнв1*100.
Где:
Рнв1 и Рнв2-выполнение норм выработки (времени) до и после повышения квалификации, % [22].
1.4 Эффективность системы оценки персонала
Определение степени
эффективности труда имеет свое
В этом заключается основная цель оценки результатов деятельности персонала, которую можно разделить на три группы функций:
- административную,
- информационную и
- мотивационную.
Административные функции: повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудового договора. Каждая организация должна осуществлять оценку труда своего персонала для принятия административных решений о повышении, переводе и прекращении трудового договора. Продвижение по службе помогает организации, поскольку позволяет ей заполнять вакансии служащими, которые уже проявили свои способности. Оно помогает и служащим, удовлетворяя их стремление к успеху, достижениям и самоуважению. Продвижение по службе - отличный способ признания достижений работника. Однако при принятии решений о продвижении по службе руководство должно поощрять только тех, кто имеет способности для эффективного исполнения обязанностей в новой должности. К сожалению, иногда повышают тех работников, которые хорошо исполняют свои нынешние обязанности, но не располагают потенциалом для эффективной работы в новой должности.
Информация о работе Оценка эффективности деятельности персонала