Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является получение практических навыков применения методики комплексного исследования рынка факторинговых услуг. В рамках поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
-выявить методическое содержание исследования;
-произвести анализ факторинговых услуг;
-произвести анализ рыночной ситуации, клиентско-потребительской базы рынка факторинговых услуг;
-произвести анализ формирования и разработка целевых рынков;
-спрогнозировать объем реализации факторинговых услуг на рынке банковских услуг Волгоградской области.
Введение
Глава 1. Методическое содержание исследования
Глава 2. Анализ факторинговых услуг
Глава 3. Анализ рыночной ситуации, клиентско-потребительской базы рынка факторинговых услуг, конкурентам
Глава 4. Формирование и разработка целевых рынков. Возможный прогноз факторинговых услуг
Заключение
Список литературы
Приложения
7 |
РОСБАНК Факторинг |
- |
44 381 282 |
62.8 |
8 |
ГПБ (ОАО) / ООО "ГПБ-факторинг" |
А++ |
37 267 838 |
101.2 |
9 |
ЗАО ЮниКредит Банк |
- |
34 013 964 |
72.0 |
ОАО АКБ “Металлинвестбанк” |
- |
29 890 230 |
28.6 | |
11 |
ОАО "МКБ" |
- |
21 863 000 |
75.5 |
12 |
ООО ФК "Лайф" |
- |
19 711 141 |
66.0 |
13 |
«НОМОС-БАНК» (ОАО) |
- |
16 083 000 |
265.5 |
14 |
ООО "Эйч-эс-би-си Банк (РР)" |
- |
10 408 436 |
102.4 |
15 |
ЗАО "КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК" |
- |
10 270 266 |
159.9 |
16 |
ЗАО "Русская Факторинговая Компания" |
- |
6 440 041 |
32.5 |
17 |
"ТКБ" (ЗАО) |
А+ |
6 204 274 |
254.0 |
18 |
ООО "Факторинговая компания "Санкт-Петербург" |
- |
5 392 403 |
77.6 |
19 |
ООО "ФакторРус" |
- |
3 753 038 |
2 449.5 |
20 |
ООО "ФТК" |
- |
3 339 000 |
160.9 |
21 |
ЗАО "ФК"КЛЕВЕР" |
- |
2 892 000 |
- |
22 |
ОАО «Собинбанк» |
- |
2 799 427 |
455.4 |
23 |
КБ "РОСПРОМБАНК" (ООО) |
- |
2 621 685 |
4.4 |
24 |
ЗАО АКБ "ЦентроКредит" |
- |
1 735 104 |
23.9 |
25 |
ООО "Прогресс-Факторинг" |
- |
1 417 683 |
- |
26 |
КБ "СДМ-БАНК" (ОАО) |
- |
1 070 061 |
17.8 |
27 |
ООО "ПОЛИТЕКС" |
- |
1 058 024 |
- |
28 |
ООО "Эконом-факторинг" |
- |
1 057 471 |
7,4 |
29 |
ООО "Факторинговая Энергетическая Компания" |
- |
758 261 |
- |
30 |
ОАО "Нордеа Банк" |
- |
715 690 |
0.0 |
31 |
ООО ФК "КОЛЬЦО УРАЛА" |
- |
715 260 |
39183 |
32 |
"СИБСОЦБАНК" ООО |
А |
549 958 |
51.3 |
33 |
Связной Банк |
- |
427 700 |
- |
34 |
ООО "Факторинг ДВ" |
- |
123 442 |
51.5 |
35 |
АКБ "Ижкомбанк"(ОАО) |
- |
110 991 |
5.6 |
«БНП Париба Восток» (ООО), оказывавший в 1 полугодии 2012 года услуги только безрегрессного факторинга и только одному клиенту, смог ворваться в топ-4. Самые высокие темпы прироста объемов уступленных требований показал в 1 полугодии ТКБ (ЗАО), благодаря чему Фактор переместился на 4 позиции в рэнкинге.
По объему
портфеля тройка лидеров такая
Отрицательные
темпы прироста объемов
То факт, что рынок в итоге признал факторинг в качестве одного из эффективных инструментов финансирования свидетельствует еще один факт: в 2011 году рост оборота в этом сегменте в РФ составил почти 80%. В Волгограде оборот факторинга за первое полугодие 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 33%. При этом рынок факторинга в 2012 году растет интенсивнее, чем кредитование и лизинговые услуги. Такой качественный прорыв этого финансового инструмента можно объяснить тем, что компании стали предпочитать факторинг традиционному кредитованию.
Факторинг в Волгограде стал привлекательным для банков из-за коротких сроков размещения, а для клиентов из-за дополнительных сервисов при сопоставимой с кредитами стоимости. Совсем недавно у факторинга была репутация продукта, доступного только для корпоративного сегмента. Но теперь сами банки понимают, что массовость даст больше прибыли. И спешат разработать предложения, интересные и для малого и среднего бизнеса (МСБ), это мы можем наблюдать исходя из Таблицы 4.
Виды факторинга и условия его предоставления банках и факторинговых
Наименование |
Виды факторинга |
Условия предоставления факторинга |
НФК |
Безрегрессный факторинг Финансирование экспортных операций |
-Рекомендуемый
объем передаваемой каждый -Нет ограничений
по количеству покупателей- |
ВТБ |
Факторинг открытый Факторинг с регрессом Факторинг внутренний |
-Срок работы
компании-дебитора на рынке - Количество
дебиторов, передаваемых на |
Промсвязьбанк |
Факторинг с регрессом Факторинг без регресса Экспортный
факторинг |
-Компания–поставщик зарегистрирована и работает не менее одного года. -Поставщик ведет
учет своей деятельности и
составляет отчетность в -Договором поставки
товаров или оказания услуг
предусмотрена безналичная -Сотрудничество
поставщика и дебитора должно
осуществляться на условиях сис .-Предполагаемый
ежемесячный оборот по |
ЛайфФакторинг |
Нанофакторинг Факторинг с регрессом Факторинг без регресса |
-Финансирует всех — от крупной компании до ИП (нет min сумм финансирования) - Госфинасирование
на специальных условиях в
рамках реализации федеральной
программы Российского банка
развития по поддержке |
Возрождение |
Факторинг с регрессом Факторинг без регресса |
- Финансирование до 90% денежного требования -Отсрочка платежа до 180 дней - Все комиссии за факторинг относятся на себестоимость -Устойчивое
финансовое положение |
В итоге доля компаний МСБ, использующих факторинг, стремительно растет. Если в первом полугодии 2008-го эта доля составляла всего 8%, то в 2012 году она выросла до 18%. В структуре сделок по количеству клиентов доля сектора МСБ составляет три четверти рынка. Ранее в банках факторинг был продуктом для корпоративного бизнеса, в последние полтора-два года ситуация меняется, поворачивается лицом в сторону сектора МСБ.
Количество корпоративных клиентов все-таки ограничено, их можно либо переманивать при помощи демпинга, что непродуктивно, либо заниматься сектором МСБ, где можно заработать.
Такое переформатирование рынка-концентрация финансовых институтов на малых и средних предприятиях-уже превычное явление в экономике. Банки ищут более маржинальные ниши кредитования, чем перекредитованный корпоративный сектор. Несмотря на то, что пока в кредитовании доля корпоратива остается самой высокой, а рост кредитования - незначительный, динамика кредитования сектора МСБ выше в четыре раза. Многие клиенты сектора МСБ, которые не использовали факторинг до кризиса, попробовали его в льготный период, тогда ставки были ниже, чем сегодня, и теперь даже при удорожании инструмента активно используют его и не собираются переходить обратно в кредитование.
Как видно, у факторинга и стандартных продуктов кредитования в 2011 году практически сравнялись ставки. Однако в текущем году факторинг стал дорожать, что позволило говорить о нем как о самом дорогом инструменте финансирования. В Волгограде эффективная ставка по одному из самых популярных факторингу с регрессом находилась в диапазоне 12-18% годовых, по безрегрессному-2,5-3% от суммы поставки. Не так давно факторинговые компании начали поднимать ставки по действующим договорам на 0,5-3%. Для новых же клиентов ставки могут оказаться еще выше. Тем не менее это удорожание - чистая формальность. На самом деле, учитывая удорожание пассивов, общую конъюнктуру рынка и рост инфляции, можно сказать, что какого-то весомого ценового повышения в факторинге не случилось[11]. Поэтому клиенты, по сути, оказываются с положительным результатом. Исключая то, что в первом полугодии 2012 года начался процесс удорожания факторинга по сравнению с кредитованием, возврата по клиентам, использующим факторинг как базовую услугу, не произошло, поскольку все уже оценили преимущества продукта.
Глава 4. Формирование и разработка целевых рынков. Возможный прогноз факторинговых услуг
Выбор, перед
которым в настоящее время
оказались факторинговые
В настоящее время эту идею подхватили практически все игроки отечественного рынка. В 2006 году продуктовые ряды большинства компаний пополнились безрегрессным факторингом, факторинг-экспрессом для малого и среднего бизнеса. В текущем году эта тенденция существенно усилилась и будет увеличиваться в будущем.
Как уже отмечалось выше, происходит и сегментация рынка: провайдеры услуг переходят к работе с определенной целевой аудиторией. Крупные банки в основном работают по факторингу с крупными и средними компаниями. Специализированные факторинговые компании и небольшие банки – в основном со средним и малым бизнесом. Во многом это связано с готовностью факторинговых компаний брать на себя риски. В дальнейшем конкурентоспособность компаний будет зависеть не только от доступа к финансовым ресурсам, но и от качества маркетинга и эффективности риск-менеджмента.
Дальнейшее расчленение сегментов применяется для формирования как можно более однородных целевых групп составляются матрицы РБУ по типу «клиенты/услуги».
Предоставляемые услуги |
Потребительские сегменты |
|||||||||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
К |
Л |
М | |
Внутренний факторинг с правом регресса |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Внутренний факторинг без права регресса |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
Экспортный факторинг с правом регресса |
Х |
Х |
Х |
Х |
||||||||
Экспортный факторинг без права регресса |
Х |
Х |
Х |
|||||||||
Импортный факторинг |
Х |
Х |
Х |
Х |
Рис. 2. Матрица клиенты /услуги (факторинг)
А - производители, работающие на рынке продуктов питания
Б - оптовики, работающие на рынке продуктов питания
В - производители, работающие на рынке продуктов питания среднего ценового сегмента
Г - оптовики, работающие на рынке продуктов питания среднего ценового сегмента
Д - производители, работающие на рынке продуктов питания низшего ценового сегмента
Е - оптовики, работающие на рынке продуктов питания низшего ценового сегмента
Ж - производители, работающие на рынке товаров повседневного спроса
3 - оптовики, работающие на рынке товаров повседневного спроса
И - производители, работающие на рынке товаров повседневного спроса среднего ценового сегмента
К - оптовики, работающие на рынке товаров повседневного спроса среднего ценового сегмента
Л - производители, работающие на рынке товаров повседневного спроса низкого ценового сегмента
М - оптовики, работающие на рынке товаров повседневного спроса низкого ценового сегмента [4 с. 149].
Таким образом, сегментация рынка, доступ к информации, обладание современными технологиями ее обработки на рынке факторинга является ключевым конкурентным преимуществом.
Для стабильного существования факторинговой компании, совершенствование маркетинга является необходимым условием. Более того, в интересах дальнейшего развития факторингового бизнеса компаниям необходимо прикладывать серьезные усилия для того, чтобы идти на шаг впереди конкурентов. Поскольку в этом бизнесе выигрывает не тот, кто может дешевле дать деньги, а тот, кто возьмет на себя риски клиента, но прежде нужно провести правильную маркетинговую политику.
Факторинговая услуга благодаря все большему распространению IT-технологий становится доступна компаниям, работающим в самых отдаленных точках нашей страны. Идея электронно-цифровой подписи, впервые предложенная НФК, увеличивающая скорость предоставления услуги в разы, уже подхвачена рынком. Поэтому для преимущества перед конкурентами на факторинговом рынке, банки и факторинговые компании должны вводить IT-технологии и развивать их в своей деятельности.
2013 году мы
можем увидеть как замедление,
так и ускорение рынка.
Важным аргументом в пользу выхода на рынок крупных банков, таких как «Сбербанк России» или «Райффайзенбанк», для их маркетинга могут стать новые возможности для развития электронного факторинга. 6 апреля 2011 года вступил в силу новый вариант закона об электронно-цифровой подписи 63-ФЗ[3]. Новый закон увеличивает ответственность удостоверяющих центров и делает использование без регрессного факторинга более безопасным. Я думаю, в связи с активным распространением в последнее время практики использования юридически значимой ЭЦП, у нас появится на рынке какое-то количество новых игроков. В последнее время появился интерес со стороны ряда банков, которые не были готовы заниматься факторингом с документами на бумажных носителях (из-за большого риска подделки документов, необходимости решения вопроса хранения и т.д.). Очевидно, появление даже одного из крупнейших банков с их огромной клиентской базой обеспечит рынку заметное ускорение. Но и Факторы, давно работающие на рынке, настроены на рост бизнеса при любом сценарии, так как кризис 2008 года был хорошим уроком всем финансовым институтам.
Информация о работе Методики комплексного исследования рынка факторинговых услуг