Методики комплексного исследования рынка факторинговых услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является получение практических навыков применения методики комплексного исследования рынка факторинговых услуг. В рамках поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
-выявить методическое содержание исследования;
-произвести анализ факторинговых услуг;
-произвести анализ рыночной ситуации, клиентско-потребительской базы рынка факторинговых услуг;
-произвести анализ формирования и разработка целевых рынков;
-спрогнозировать объем реализации факторинговых услуг на рынке банковских услуг Волгоградской области.

Оглавление

Введение
Глава 1. Методическое содержание исследования
Глава 2. Анализ факторинговых услуг
Глава 3. Анализ рыночной ситуации, клиентско-потребительской базы рынка факторинговых услуг, конкурентам
Глава 4. Формирование и разработка целевых рынков. Возможный прогноз факторинговых услуг
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Глава 2.doc

— 546.50 Кб (Скачать)

 

7

РОСБАНК Факторинг

-

44 381 282

62.8

8

ГПБ (ОАО) / ООО "ГПБ-факторинг"

А++

37 267 838

101.2

9

ЗАО ЮниКредит  Банк

-

34 013 964

72.0

 

ОАО АКБ “Металлинвестбанк”

-

29 890 230

28.6

11

ОАО "МКБ"

-

21 863 000

75.5

12

ООО ФК "Лайф"

-

19 711 141

66.0

13

«НОМОС-БАНК» (ОАО)

-

16 083 000

265.5

14

ООО "Эйч-эс-би-си Банк (РР)"

-

10 408 436

102.4

15

ЗАО "КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК"

-

10 270 266

159.9

16

ЗАО "Русская  Факторинговая Компания"

-

6 440 041

32.5

17

"ТКБ" (ЗАО)

А+

6 204 274

254.0

18

ООО "Факторинговая  компания "Санкт-Петербург"

-

5 392 403

77.6

19

ООО "ФакторРус"

-

3 753 038

2 449.5

20

ООО "ФТК"

-

3 339 000

160.9

21

ЗАО "ФК"КЛЕВЕР"

-

2 892 000

-

22

ОАО «Собинбанк»

-

2 799 427

455.4

23

КБ "РОСПРОМБАНК" (ООО)

-

2 621 685

4.4

24

ЗАО АКБ "ЦентроКредит"

-

1 735 104

23.9

25

ООО "Прогресс-Факторинг"

-

1 417 683

-

26

КБ "СДМ-БАНК" (ОАО)

-

1 070 061

17.8

27

ООО "ПОЛИТЕКС"

-

1 058 024

-

28

ООО "Эконом-факторинг"

-

1 057 471

7,4

29

ООО "Факторинговая  Энергетическая Компания"

-

758 261

-

30

ОАО "Нордеа Банк"

-

715 690

0.0

31

ООО ФК "КОЛЬЦО УРАЛА"

-

715 260

39183

32

"СИБСОЦБАНК" ООО

А

549 958

51.3

33

Связной Банк

-

427 700

-

34

ООО "Факторинг  ДВ"

-

123 442

51.5

35

АКБ "Ижкомбанк"(ОАО)

-

110 991

5.6


 

«БНП Париба Восток» (ООО), оказывавший в 1 полугодии 2012 года услуги только безрегрессного факторинга и только одному клиенту, смог ворваться в топ-4. Самые высокие темпы прироста объемов уступленных требований показал в 1 полугодии ТКБ (ЗАО), благодаря чему Фактор переместился на 4 позиции в рэнкинге.

 По объему  портфеля тройка лидеров такая же, как и по объему уступленных денежных требований. Но четвертое место по портфелю на 01.07.12 сохраняет за собой группа НФК, а не КБ «БНП Париба Восток» (ООО).

 Отрицательные  темпы прироста объемов уступленных  требований показали банки не из числа топ-10 - КБ «РОСПРОМБАНК» (ООО), ЗАО АКБ «ЦентроКредит», ОАО «Нордеа Банк», АКБ «Ижкомбанк» (ОАО).

То факт, что рынок в итоге признал факторинг в качестве одного из эффективных инструментов финансирования свидетельствует еще один факт: в 2011 году рост оборота в этом сегменте в РФ составил почти 80%. В Волгограде оборот факторинга за первое полугодие 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 33%. При этом рынок факторинга в 2012 году растет интенсивнее, чем кредитование и лизинговые услуги. Такой качественный прорыв этого финансового инструмента можно объяснить тем, что компании стали предпочитать факторинг традиционному кредитованию.

Факторинг в Волгограде стал привлекательным для банков из-за коротких сроков размещения, а для клиентов из-за дополнительных сервисов при сопоставимой с кредитами стоимости. Совсем недавно у факторинга была репутация продукта, доступного только для корпоративного сегмента. Но теперь сами банки понимают, что массовость даст больше прибыли. И спешат разработать предложения, интересные и для малого и среднего бизнеса (МСБ), это мы можем наблюдать исходя из Таблицы 4.

                                                                                                                        Таблица 4

Виды факторинга и условия его предоставления банках и факторинговых

Наименование

Виды факторинга

Условия предоставления факторинга

НФК

Безрегрессный факторинг 

Финансирование  экспортных операций

-Рекомендуемый  объем передаваемой каждый месяц  дебиторской задолженности должен составлять не менее 5 млн. руб.

-Нет ограничений  по количеству покупателей-Ограничения  для Поставщиков и Покупателей  из следующих отраслей: лесная  промышленность, нефтегазовая промышленность, производство и поставки горючесмазочных  материалов, и сельское хозяйство.

ВТБ

Факторинг открытый

Факторинг с  регрессом

Факторинг внутренний

-Срок работы  компании-дебитора на рынке должно  быть не менее полутора лет;  продолжительность работы клиента  с данным поставщиком должна  составлять не менее 3-х месяцев,  в течение которых не было зафиксировано серьезных нарушений платежной дисциплины со стороны дебитора.

- Количество  дебиторов, передаваемых на факторинговое  обслуживание, должно быть не  менее 2-х. Ограничений по сумме  передаваемой дебиторской задолженности  нет.

Промсвязьбанк

Факторинг с  регрессом

Факторинг без  регресса

Экспортный  факторинг  
Импортный факторинг

-Компания–поставщик  зарегистрирована и работает  не менее одного года.

-Поставщик ведет  учет своей деятельности и  составляет отчетность в соответствии  с законодательством Российской Федерации.

-Договором поставки  товаров или оказания услуг  предусмотрена безналичная форма  расчетов, а отсрочка платежа  не превышает 120 календарных   дней.

-Сотрудничество  поставщика и дебитора должно  осуществляться на условиях систематичности поставок и иметь долгосрочную перспективу.

.-Предполагаемый  ежемесячный оборот по факторингу  не менее трех миллионов рублей.

ЛайфФакторинг

Нанофакторинг

Факторинг с  регрессом

Факторинг без  регресса

-Финансирует  всех — от крупной компании до ИП (нет min сумм финансирования)

- Госфинасирование  на специальных условиях в  рамках реализации федеральной  программы Российского банка  развития по поддержке предпринимательства  через факторинг

Возрождение

Факторинг с  регрессом

Факторинг без  регресса

- Финансирование до 90% денежного требования

-Отсрочка платежа  до 180 дней

- Все комиссии  за факторинг относятся на  себестоимость

-Устойчивое  финансовое положение поставщика


 

В итоге доля компаний МСБ, использующих факторинг, стремительно растет. Если в первом полугодии 2008-го эта доля составляла всего 8%, то в 2012 году она выросла до 18%. В структуре сделок по количеству клиентов доля сектора МСБ составляет три четверти рынка. Ранее  в банках факторинг был продуктом для корпоративного бизнеса, в последние полтора-два года ситуация меняется,  поворачивается лицом в сторону сектора МСБ.

Количество  корпоративных клиентов все-таки ограничено, их можно либо переманивать при помощи демпинга, что непродуктивно, либо заниматься сектором МСБ, где можно заработать.

Такое переформатирование рынка-концентрация финансовых институтов на малых и средних предприятиях-уже превычное явление в экономике. Банки ищут более маржинальные ниши кредитования, чем перекредитованный корпоративный сектор. Несмотря на то, что пока в кредитовании доля корпоратива остается самой высокой, а рост кредитования - незначительный, динамика кредитования сектора МСБ выше в четыре раза. Многие клиенты сектора МСБ, которые не использовали факторинг до кризиса, попробовали его в льготный период, тогда ставки были ниже, чем сегодня, и теперь даже при удорожании инструмента активно используют его и не собираются переходить обратно в кредитование.

Как видно, у факторинга и стандартных продуктов кредитования в 2011 году практически сравнялись ставки. Однако в текущем году факторинг стал дорожать, что позволило говорить о нем как о самом дорогом инструменте финансирования. В Волгограде эффективная ставка по одному из самых популярных факторингу с регрессом находилась в диапазоне 12-18% годовых, по безрегрессному-2,5-3% от суммы поставки. Не так давно факторинговые компании начали поднимать ставки по действующим договорам на 0,5-3%. Для новых же клиентов ставки могут оказаться еще выше. Тем не менее это удорожание - чистая формальность. На самом деле, учитывая удорожание пассивов, общую конъюнктуру рынка и рост инфляции, можно сказать, что какого-то весомого ценового повышения в факторинге не случилось[11]. Поэтому клиенты, по сути, оказываются с положительным результатом. Исключая то, что в первом полугодии 2012 года начался процесс удорожания факторинга по сравнению с кредитованием, возврата по клиентам, использующим факторинг как базовую услугу, не произошло, поскольку все уже оценили преимущества продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Формирование и разработка целевых рынков. Возможный прогноз факторинговых услуг

 

Выбор, перед  которым в настоящее время  оказались факторинговые компании, вполне очевиден: совершенствуйся путем расширения линейки услуг или покидай рынок, ведь он сегментируется, а продуктовая линейка значительно расширяется. Причем еще одним фактором, характеризующим ситуацию на отечественном рынке, является приближение ассортимента и качества факторинговых услуг к мировым стандартам, что, как правило, усиливает конкурентную борьбу. В этом большая заслуга НФК(Национальная Факторинговая Компания): в тот период, когда рынка факторинга как такового в нашей стране фактически и не было, когда первые компании и банки только начинали предлагать факторинговый продукт (во многих банках на самом деле то, что называлось факторингом, таковым, по сути, не являлось), пионер рынка, «Уралсиб-НИКойл» (сейчас НФК), целеноправленно и методично, прикладывая титанические усилия, продвигал факторинговый продукт, как комплексный продукт.

В настоящее  время эту идею подхватили практически все игроки отечественного рынка. В 2006 году продуктовые ряды большинства компаний пополнились безрегрессным факторингом, факторинг-экспрессом для малого и среднего бизнеса. В текущем году эта тенденция существенно усилилась и будет увеличиваться в будущем.

Как уже отмечалось выше, происходит и сегментация рынка: провайдеры услуг переходят к работе с определенной целевой аудиторией. Крупные банки в основном работают по факторингу с крупными и средними компаниями. Специализированные факторинговые компании и небольшие банки – в основном со средним и малым бизнесом. Во многом это связано с готовностью факторинговых компаний брать на себя риски. В дальнейшем конкурентоспособность компаний будет зависеть не только от доступа к финансовым ресурсам, но и от качества маркетинга и эффективности риск-менеджмента.

Дальнейшее  расчленение сегментов применяется для формирования как можно более однородных целевых групп составляются матрицы РБУ по типу «клиенты/услуги».

Предоставляемые услуги

Потребительские сегменты

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Внутренний  факторинг

 с  правом регресса

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Внутренний  факторинг

 без  права регресса 

 

Х

 

Х

 

Х

           

Экспортный  факторинг

 с  правом регресса

       

Х

 

Х

Х

   

Х

 

Экспортный  факторинг 

без права регресса

     

Х

Х

Х

           

Импортный факторинг

 

Х

         

Х

   

Х

Х


 

Рис. 2. Матрица клиенты /услуги (факторинг)

А - производители, работающие на рынке продуктов питания

Б - оптовики, работающие на рынке продуктов питания

В - производители, работающие на рынке продуктов питания среднего ценового сегмента

Г - оптовики, работающие на рынке продуктов питания среднего ценового сегмента

Д - производители, работающие на рынке продуктов питания низшего ценового сегмента

Е - оптовики, работающие на рынке продуктов питания низшего ценового сегмента

Ж - производители, работающие на рынке товаров повседневного спроса

3 - оптовики, работающие на рынке товаров повседневного спроса

И - производители, работающие на рынке товаров повседневного спроса среднего ценового сегмента

К - оптовики, работающие на рынке товаров повседневного спроса среднего ценового сегмента

Л - производители, работающие на рынке товаров повседневного спроса низкого ценового сегмента

М - оптовики, работающие на рынке товаров повседневного  спроса низкого ценового сегмента [4 с. 149].

Таким образом, сегментация рынка, доступ к информации, обладание современными технологиями ее обработки на рынке факторинга является ключевым конкурентным преимуществом.

Для стабильного существования факторинговой компании, совершенствование маркетинга является необходимым условием. Более того, в интересах дальнейшего развития факторингового бизнеса компаниям необходимо прикладывать серьезные усилия для того, чтобы идти на шаг впереди конкурентов. Поскольку в этом бизнесе выигрывает не тот, кто может дешевле дать деньги, а тот, кто возьмет на себя риски клиента, но прежде нужно провести правильную маркетинговую политику.

Факторинговая услуга благодаря все большему распространению IT-технологий становится доступна компаниям, работающим в самых отдаленных точках нашей страны. Идея электронно-цифровой подписи, впервые предложенная НФК, увеличивающая скорость предоставления услуги в разы, уже подхвачена рынком. Поэтому для преимущества перед конкурентами на факторинговом рынке, банки и факторинговые компании должны вводить IT-технологии и развивать их в своей деятельности.

2013 году мы  можем увидеть как замедление, так и ускорение рынка. Результат  определят ситуация с ликвидностью  и появление новых участников  рынка. С одной стороны, свободные ниши на рынке остались: во многих отраслях факторинговые схемы можно применять, но пока они практически не используются. С другой стороны, при выходе на рынок придется решить немало организационных вопросов, начиная с доработки программного обеспечения и заканчивая подбором команды. Поэтому полноценный старт факторингового бизнеса у крупного «новичка» вряд ли произойдет ранее начала 2013 года.

Важным аргументом в пользу выхода на рынок крупных  банков, таких как «Сбербанк России»  или «Райффайзенбанк», для их маркетинга могут стать новые возможности для развития электронного факторинга. 6 апреля 2011 года вступил в силу новый вариант закона об электронно-цифровой подписи 63-ФЗ[3]. Новый закон увеличивает ответственность удостоверяющих центров и делает использование без регрессного факторинга более безопасным. Я думаю, в связи с активным распространением в последнее время практики использования юридически значимой ЭЦП, у нас появится на рынке какое-то количество новых игроков. В последнее время появился интерес со стороны ряда банков, которые не были готовы заниматься факторингом с документами на бумажных носителях (из-за большого риска подделки документов, необходимости решения вопроса хранения и т.д.). Очевидно, появление даже одного из крупнейших банков с их огромной клиентской базой обеспечит рынку заметное ускорение. Но и Факторы, давно работающие на рынке, настроены на рост бизнеса при любом сценарии, так как кризис 2008 года был хорошим уроком всем финансовым институтам.

Информация о работе Методики комплексного исследования рынка факторинговых услуг