Методики комплексного исследования рынка факторинговых услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является получение практических навыков применения методики комплексного исследования рынка факторинговых услуг. В рамках поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
-выявить методическое содержание исследования;
-произвести анализ факторинговых услуг;
-произвести анализ рыночной ситуации, клиентско-потребительской базы рынка факторинговых услуг;
-произвести анализ формирования и разработка целевых рынков;
-спрогнозировать объем реализации факторинговых услуг на рынке банковских услуг Волгоградской области.

Оглавление

Введение
Глава 1. Методическое содержание исследования
Глава 2. Анализ факторинговых услуг
Глава 3. Анализ рыночной ситуации, клиентско-потребительской базы рынка факторинговых услуг, конкурентам
Глава 4. Формирование и разработка целевых рынков. Возможный прогноз факторинговых услуг
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Глава 2.doc

— 546.50 Кб (Скачать)

Оказывают влияние на структуру сделок по объему бизнеса клиентов 2 фактора: рост объемов безрегрессного факторинга (обычно сопровождается ростом числа крупных клиентов) и активная региональная экспансия факторинга (обычно способствует росту числа клиентов сегмента МСБ) (см. график 2).

График 2. Сруктура  сделок малого бизнеса. Источник [9]

Число обслуженных  по договорам факторинга компаний в 1 полугодии 2012 года выросло на 36,6% по сравнению с 1 полугодием 2011 года, при  этом объем рынка вырос на 70%. Таким  образом, существенный рост показал  средний размер дебиторской задолженности, приходящейся на одного поставщика.

Факторинг без  права регресса им не так интересен: у крупных клиентов есть персонал для управления дебиторской задолженностью, а банковские кредиты являются для  них более дешевым источником пассивов, чем факторинг.Именно крупные поставщики обычно являются клиентами по факторингу без регресса. Крупные компании готовы платить за безрегрессный факторинг, т. к. он улучшает структуру их баланса и снижает риски ведения бизнеса.

Заметное сокращение доли оптовой торговли в структуре сделок в 1 половине 2012 года, привело к высокой конкуренции между Факторами. Для того чтобы меньше конкурировать по цене, Факторы искали новых клиентов за пределами традиционной для факторинга оптовой торговли[12].

С таким крупным клиентом как банк «БНП Париба Восток» связан рост обрабатывающих производств (этот клиент составляет 9,3% всего рынка факторинга в 1 полугодии 2012 года). Можно заметить, что даже без учета этой сделки доля обрабатывающих производств показала бы небольшой рост. Рост рынка факторинга будет связан с новыми отраслями. Существует термин «факторабельность». Следует в меньшей степени применять подобную терминологию, потому что рынок в целом может быть нефакторабельным по уровню отсрочки платежа, но при этом на рынке могут быть отдельные интересные сделки и клиенты. Они дают возможность получить опыт работы на соответствующем рынке и создать основу для развития нового направления.

Рост доли наиболее «коротких» сделок связан все с тем же единственным клиентом «БНП Париба Восток» (см. график 3).

График 3. График роста наиболее «коротких» сделок. Источник [9]

 

Без учета этого  Фактора средний срок сделки остался на том же уровне составляет 51 день. С учетом банка «БНП Париба Восток» – уменьшился до 46 дней. Такие существенные колебания свидетельствуют о развивающемся рынка. Небольшое влияние на сокращение срока сделки может оказать распространение электронного факторинга. Средний срок сделки очень зависит от ситуации с ликвидностью: при снижении доступности «короткой» ликвидности поставщики пользуются отсрочкой платежа вплоть до окончания льготного периода (см. таблицу 1).

 

Таблица 1

Средний срок сделки по факторингу 2008-2011гг.

 

1полугодие 2008г

1полугодие 2009г

1полугодие 2010г

1 полугодие  2011г

Средний срок сделки факторинга,

 дни

63

72

53

51


 

Доля безрегрессного факторинга растет существенными темпами. Если в 1 полугодии 2011 года она составляла 25,7% рынка, то в 1 полугодии 2012 года – 34,6%. Это способствовало сохранению высоких темпов прироста всего рынка. Объем рынка внутреннего безрегрессного факторинга в 1 полугодии 2012 года вырос в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом традиционно клиентские базы Факторов по безрегрессному и регрессному факторингу мало пересекаются, то есть говорить о том, что произошел массовый переход клиентов с регрессного в безрегрессный факторинг, не приходится.

 За безрегрессным  факторингом приходят, как правило,  крупные поставщики, заинтересованные  в покрытии рисков. Крупные клиенты (в отличие от МСБ) имеют инфраструктуру, позволяющую им собирать дебиторскую задолженность.

 Доля безрегрессного факторинга в 1 полугодии 2011 года существенно выросла (см. график 4).

График 4. Доля безрегрессивного факторнинга в I полугодии 2011 года(%). Источник[]

 

Существенный  рост безрегрессного факторинга пока происходит за счет крупных  сделок (см. таблицу 2). По числу обслуженных клиентов традиционно лидерство за собой сохраняет группа НФК, на втором месте АКБ.

Лидером в сегменте безрегрессного факторинга по объемам  уступленных требований остается БСЖВ Факторинг а на второе место вышел  ГПБ за счет одного крупного клиента.

Таблица 2

Объем денежных требований, число клиентов   по безрегрессному факторингу в банках на 2011 год

 

 

 

 

Наименование  фактора

Объем денежных требований

фактически  уступленных 

Фактору по внутреннему

безрегрессному  факторингу

(руб.)

Число клиентов,

обслуживающихся по безрегрессному факторингу за 1 полугодие 2011 г.

1

ООО «БСЖВ Факторинг»

19 549 805 6

6

2

ГПБ (ОАО) и ООО  «ГПБ-факторинг»

16 687 701 1

1

3

Банк НФК (ЗАО) и ООО «НФК-Премиум»

10 161 501 176

176

4

ООО ВТБ Факторинг

9 863 400 17

17

5

ЗАО«ТрансКредитФакто-

ринг»

9 012 634 12

12

6

ОАО Банк «Петрокоммерц»

6 766 293 1

1

7

ОАО «Промсвязьбанк»

5 935 623 22

22

8

ОАО«Металлинвестбанк»»

3 975 651 51

51

9

ОАО «АЛЬФА-БАНК»

3 036 096 2

2

10

ОАО «МКБ»

637 862 8

8

11

ООО «ФакторРус»

73 938 5

5

13

ЗАО «РФК»

50 235 2

2

14

ООО «ФК «Лайф»

43 700 7

7

15

АКБ «Ижкомбанк» (ОАО)

30 000 1

1

16

ООО «СИБСОЦБАНК»

8 853 2

2

17

ЗАО «ЮниКредит Банк»

7 670 1

1


 

Поэтому можно прогнозировать дальнейшее снижение доли банков на рынке факторинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Анализ рыночной ситуации, клиентско-потребительской  базы рынка факторинговых услуг, конкурентам

Факторинг в 2011 году оказался привлекательнее кредита  как для банков, так и для многих их клиентов что, позволило факторинговому рынку вырасти в 1,8 раза и показать рекордные объемы - 880 млрд.рублей. Факторинг в 2011 году оказался привлекательнее кредита  для банков и для многих их клиентов

 Темпы прироста  в 2011 году относительно 2010-го составили  77% (это сопоставимо с расширением  рынка в первом полугодии 2008 года (см. график 6).

График 5. Темп прироста рынка факторинга в 1 полугодии 2012 года(млрд.руб.). Источник[9]

Стремительный темп роста факторинга в 2011 году  обусловлен переходом части клиентов на факторинговые сделки, что подтверждает привлекательность факторинга для современного бизнеса.

Ухудшение ситуации с ликвидностью более традиционным стал подход банков к выдаче новых ссуд и пролонгации действующих кредитов. Банки сейчас нередко отказывают в предоставлении кредита под залог товара в обороте. Финансовые институты больше заинтересованы в факторинге как в инструменте краткосрочного размещения, который позволяет контролировать процентные риски и диверсифицировать кредитные. С другой стороны, из-за жесткой ценовой конкуренции стоимость факторинга упала и стала сопоставима со стоимостью кредита. Есть заявления отдельных крупных факторов о том, что они стали продавать дороже. Общее повышение ставок произошло, но многие игроки все равно продают необоснованно дешево. При сопоставимой стоимости кредита и факторинга клиент выбирает факторинг, который хотя бы декларирует некую сервисную составляющую.

Рынок в 2011 году еще более четко сегментировался  на факторинг как замену кредиту (то есть с минимальной сервисной  составляющей) и факторинг с полноценной  сервисной составляющей.

Клиенты, которые видят в факторинге лишь источник пассивов, пока обеспечивают наибольший рост рынка, а не комплексную услугу, позволяющую экономить на расходах. В факторинге с минимальным сервисом сложилась жесткая конкуренция, поскольку большая часть факторов ориентирована именно на него. По мнению многих игроков, факторинговые ставки со второй половины 2011 года росли медленнее, чем стоимость пассивов факторов, поэтому маржинальность факторинга не увеличилась. Основная сложность в 2011 году была связана с работой в условиях минимальной маржи, которая по-прежнему ниже, чем в 2010 г.

Отметим, что лидеры рынка не предоставили данных о размере факторингового вознаграждения, полученного ими в 2011 году, поэтому оценить динамику показателя в целом по рынку невозможно.

В исследовании рынка факторинга по итогам 2011 года приняло участие рекордное число факторов - 35. На рынке появляются новые игроки (ФК «Клевер», «Прогресс-Факторинг», «Политекс», Связной банк и др.).

Наибольшие  темпы прироста объемов уступленных  требований в 2011 году из числа крупных факторов (топ-15) показали «ВТБ Факторинг» (189%) и Номос-банк (265,5%).              

 Лидером по объему уступленных требований сохранил за собой Промсвязьбанк, даже суммарные показатели уступленных требований «ВТБ Факторинга» и «Транскредитфакторинга», входящих в группу ВТБ, меньше результатов Промсвязьбанка.

Темпы прироста менее 20% отмечены лишь у некоторых компаний, занимающих места ниже 20-го (Роспромбанк, СДМ-банк, Нордеа банк, Ижкомбанк). Факторы из числа кредитных организаций на фоне снижения ликвидности стали отказываться от низкомаржинального факторинга, который в 2010 году использовали как приманку для привлечения клиентов на комплексное обслуживание в банк.

 Средний темп прироста портфелей факторов на 1 января 2012 года по сравнению с данными на 1 января 2011-го составил 64,4%, в то время как у «ВТБ факторинг» портфель вырос в 2,8 раза.

Вполне вероятно, по объемным показателям этот продукт сравняется с регрессным факторингом. Лидером в сегменте безрегрессного факторинга по объемам уступленных требований остается «Росбанк Факторинг». Лидер рынка безрегрессного факторинга по числу обслуженных клиентов тоже остался прежним - банк НФК, на втором месте - Металлинвестбанк.

Объем рынка  факторинга по итогам 1 полугодия 2012 года составил 610 млрд. рублей. Темпы прироста рынка в 1 полугодии 2012 года относительно аналогичного периода прошлого года составили 70%, снизившись с 80% за аналогичный период прошлого года. Более высокие темпы прироста рынка в 1 полугодии 2011 года связаны эффектом низкой базы.

 В последние годы факторинг был настолько дешев, что его стоимость стала сопоставима со стоимостью кредитов, это обеспечило рынку взрывные темпы роста: за прошлый год рынок вырос на 77%. В 2012 году многие Факторы стали смещать приоритеты с объемных показателей на рентабельность, подорожало и банковское фондирование. Это привело к  заметному (на 2-2,5 п. п.) росту ставок на рынке факторинга.

Факторинг дорожал  даже чуть быстрее, чем банковские ссуды, но поставщики не вернулись обратно к кредитам. В 1 полугодии 2012 года объем уступленных требований вырос на 70% (по отношению к аналогичному периоду 2011 года), что лишь немногим ниже прошлогодних темпов.

Быстрого возврата к традиционному кредитованию не будет, а Факторы, наладившие технологии по управлению рисками, имеют возможность пользоваться плодами возросшей популярности факторинга. Клиенты успели оценить преимущества продукта и выстроить свои бизнес-процессы под факторинг: сократили сотрудников, занятых сбором дебиторской задолженности, адаптировали типовую документацию, отказались от открытых в банках лимитов. Многие предприятия стали более активно использовать факторинг в своей деятельности, у них есть понимание, что факторинг удобен и к тому же сейчас еще и исторически дешев, поэтому даже определенное повышение ставок не может негативно сказаться на их отношении к продукту. По мнению большинства Факторов, до конца года ставки вырастут еще на 2-3 п. п. В целом, есть тенденция к повышению ставок для клиентов. Это можно связать с тем, что акционеры банков наконец обратили внимание на маржинальность бизнеса и, может быть, условились с менеджментом выдерживать определенную маржу.

 На фоне  сохранения высокой конкуренции  на рынке Факторы осваивают  новые отрасли, увеличивают объем  предоставляемого финансирования. Отношение объема финансирования, фактически предоставленного Фактором клиентам под уступку денежного требования, под которое предоставлено финансирование, выросло с 90,8% (в  1 полугодии 2011 года) до 94,6% (в 1 полугодии 2012 года).

Ожидаемая смена  лидера произошла в 1 полугодии 2012 года: на первую строчку в рэнкинге Факторов по объему уступленных требований вышла  группа «ВТБ Факторинг» (в составе  ООО «ВТБ Факторинг» и ЗАО «ТрансКредитФакторинг») (см. таблицу 3).

Таблица 3

Объему уступленных  денежных требований банками по итогам 2012 года

Наименование  Фактора

Кредит-

ные рейтинги

Объем уступ-

пленных ттребований 2011г., т. руб.

Темпы прироста

объема уступленных  требов.2010/2011гг., %

1

ОАО "Промсвязьбанк"

-

185 549 682

42.1

2

ООО ВТБ Факторинг

-

124 943 000

189.0

3

ОАО "АЛЬФА-БАНК"

-

103 225 777

88.2

4

ОАО Банк «Петрокоммерц»

А+

64 755 073

124.6

5

Банк НФК (ЗАО)

-

61 464 420

62.9

6

ЗАО "ТрансКредитФакторинг"

-

48 343 754

42.5

Информация о работе Методики комплексного исследования рынка факторинговых услуг