Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:37, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить и проанализировать роль маркетинговых исследований при разработке и освоении новой продукции.
Введение. 3
Глава 1. Разработка нового товара. 5
1.1. общее представление о маркетинговых исследованиях нового товара. 5
1.2. Разработка дизайна товара. 12
1.3. Разработка упаковки и товарной марки. 12
1.4. Обеспечение качества товара и оценка конкурентоспособности 13
1.5. Оценка рыночной адекватности товара. 14
Глава 2. Исследование факторов успеха и провала новых товаров. 17
Глава 3. Практический пример проведения маркетингового
исследования нового товара. 22
Заключение. 31
Литература. 34
— новый рынок, но известная технология — риск в основном коммерческий,
зависит от нетехнологических инноваций;
— рынок известен, однако технология новая — риск в большей степени
технический, определяется технологическими инновациями;
— новый рынок и новая технология — максимальный уровень риска, связанный с
суммированием всех рисков.
Исследования, проведенные Booz, Alien and Hamilton (1982), показали, что уровень
провала новых продуктов, недавно введенных на рынок, составляет от 33 до 35%.
Результаты исследований Crawford (1978) свидетельствуют, что неудачу терпят
20—25% товаров промышленного назначения и 30—35% товаров личного потребления.
Опрос 138 фирм, осуществленный The Association of National Advertisers (1984),
дал следующие результаты: неудачу терпят 27% расширения существующего
ассортимента, 31% нововведений торговых марок и 46% собственно новых продуктов.
[9]
Эти данные характеризуют рассматриваемую проблему лишь частично, поскольку
многие проекты отбраковываются на стадии предварительной оценки в результате
нехватки фондов, идей, времени. Риск усугубляется тем, что в связи со
значительным влиянием
технологических изменений
новых продуктов.
Поскольку ресурсы, выделяемые на разработку и осуществление инноваций,
оправданны только в той мере, в которой они приводят к достижению целей
компании, необходим анализ ранее осуществленных нововведений, позволяющий
выявить ряд факторов, которые имели место в случае провала новых продуктов и
в случае успешных нововведений.
По данным Hopkins & Bailey[10], в
зависимости от влияния различных факторов причинами провала новых продуктов
являются:
— недостаточный анализ рынка — 45%;
— дефекты продукта — 29%;
— недостаток эффективных маркетинговых мероприятий — 25%;
— чрезмерно высокие издержки — 19%;
— действия конкурентов — 17%;
— недостаток поддержки при выведении товара на рынок — 14%;
— производственные проблемы — 12%;
— другие причины — 24%.
Ряд исследований (Booz, Alien and Hamilton (1982), Cooper R.G. (1988), Твисс Б.
(1989), Edgett S., Shirley D., Forbes G. (1992))
[11] показали сходные результаты, в соответствии с которыми ключевыми
факторами успеха являются:
— превосходство товара над конкурентами;
— сильная маркетинговая ориентация;
— использование эффекта синергии (сочетание технологических и
нетехнологических инноваций и возможностей компании);
— соответствие целям организации;
— эффективная система отбора и оценки проектов;
— эффективное управление продуктами и контроль;
— привлекательность рынков;
— доступ к ресурсам;
— восприимчивость организации к нововведениям. При этом Cooper R.G. на основе
изучения причин успеха и провала 195 промышленных товаров выделяет три
ключевых фактора успеха :
1. Превосходство
товара над своими
отличительных свойств, способствующих лучшему восприятию со стороны
потребителей.
2. Маркетинговое ноу-хау компании, т. е. лучшее понимание рынка, поведения
покупателей, темпов принятия новинки, длительности жизненного цикла товара и
размеров потенциального рынка.
3. Высокая синергия НИОКР и производства, т. е. наличие технологического
ноу-хау.
Уровни успеха для товаров, высоко оцениваемых по одному из названных
факторов, равны соответственно 82, 79 и 64%. Товары с высокими оценками по
всем трем факторам имеют уровень успеха порядка 90%.
На основе опроса потребителей легковых автомобилей в городе Красноярске в
1997-1998 годах можно выявить причины успеха или неуспеха отечественных и
импортных автомобилей[12].
Рис. 2. Структура факторов, влияющих на потребительские предпочтения в
выборе легкового автомобиля в 1997-1998 гг., %
Ассортимент 8% |
Отечественные автомобили
1997 г. 1998 г.
Высокая цена 60% |
Качество 18% |
Ассортимент 12% |
Другие 5% |
|
Высокая цена 65% |
Качество 30% |
Другие 5% |
|
Ассортимент 8% |
Качество 23% |
Ассортимент 18% |
|
Высокая цена 49% |
|
|
Импортные автомобили
|
|
1997 г.
Высокая цена 51% |
Ассортимент 25% |
Рис.3. Состав и структура причин неудовлетворенного спроса на легковые
автомобили в 1997-1998г., %
Вывод: новый продукт при выведение его на рынок имеет большие шансы потерпеть
неудачу. Существует три вида рисков:
1. рыночный;
2. стратегический;
3. технологический.
Поэтому компаниям важно знать как повысить свои шансы на успех. Один из
способов состоит в том, чтобы, анализируя примеры удачных товаров, пытаться
обнаружить то, что их объединяет. Результаты исследований свидетельствуют,
что главным фактором успеха является сочетание уникальности и качества,
превосходящим качество конкурентной продукции: выигрывает товар, объединяющий
в себе высокое качество, уникальные свойства и повышенную потребительскую
ценность.
Итак, при планировании инновационной деятельности необходимо помимо владения
продуктом, превосходящим конкурентов, осуществлять тщательный анализ рынка и
проводить эффективные маркетинговые мероприятия. Для этого необходимо
получение информации:
а) об окружающей среде, в которой действует компания;
6) о внутренних ресурсах компании;
в) о взаимодействии компании с внешней средой, т. е. о реакции на ее
изменение и реакции внешней среды на воздействие со стороны компании.
Способность компании получать информацию о новых направлениях научно-
технического прогресса, изменениях потребительского спроса и вкусов
потребителей, возможностях влияния на рынок и создания потребительских
предпочтений, а также внутренних ограничениях производственного, финансового
и прочего характера определяется информационными потоками, которые связывают
компанию и рынок, на котором она работает.
При этом необходимо учитывать, что в современных условиях прослеживается
тенденция к сокращению срока необходимых исследований рынка, обусловленная
сокращением периода разработки нововведений и укорачиванием их жизненного
цикла в результате ускорения технологического прогресса.
Однако на практике компании, занимающиеся нововведениями, даже при наличии
сильной маркетинговой базы уделяют недостаточное внимание маркетинговым
исследованиям, предшествующим выведению продукта на рынок.
Примером может служить ситуация, в которой оказалась компания Colgate—
Palmolive, которая в 1985 г. занялась поиском нового рынка для недавно
разработанного, но
уже получившего признание
[13].
Colgate—Palmolive — это транснациональная корпорация, работающая в 58 странах и
выпускающая на рынок
множество разнообразных
хозяйственных товаров. Ежегодный оборот компании составляет 5,7 млрд. долларов.
Некоторые из марок Colgate—Palmolive являются мировыми лидерами. Например,
зубная паста Colgate (“Колгейт”) и мыло Palmolive (“Палмолив”)
считаются первыми номерами в мире на соответствующих рынках.
Канадское отделение было открыто в 1912 г. и с тех пор выросло в корпорацию с
ежегодным оборотом в 250 млн. долларов. Вместе с двумя конкурентами — Procter
& Gamble и Lever — она полностью доминировала на рыночных секторах товаров
личной гигиены
и домашнего хозяйства в
Colgate—Palmolive располагаются в Торонто, в каждом из шести основных регионов
по всей Канаде созданы офисы по продажам. Отдел маркетинга организован в
головном офисе и функционирует по системе, ориентированной на продукт.
В ноябре 1984 г. французским отделением Colgate—Palmolive был разработан
новый продукт — мыло “Клеопатра”. Несмотря на то, что по сравнению с другими
марками его цена была выше на 23%, к концу 1985 г. “Клеопатра” стала маркой №
1 во Франции.
Успех во Франции получил большой резонанс в компании. Руководству канадского
отделения компании было настоятельно рекомендовано провести исследования,
чтобы определить, подходит
ли “Клеопатра” для
Канадский рынок мыла характеризовался интенсивной конкуренцией. Это было
обусловлено рядом причин:
1. Медленный рост рынка, совпадающий по темпам с ростом канадского населения
(1,0—1,5% ежегодно). Скорые изменения не предвиделись.
2. Множество новых
марок и новых вариантов
которых был захват доли рынка других продуктов.
3. Усиление конкуренции
со стороны неизвестных и
4. Медленное внедрение технологических новшеств, повторное представление
товара преимущественно с использованием нововведений косметического
характера (новый цвет, новые ароматические добавки).
5. Преобладание ценовой конкуренции, поскольку среди большинства марок не
было заметных отличий, влияющих на выбор потребителей, а также из-за
растущего давления со стороны розничных торговцев.
6. Среди марок мыла было 15 основных и еще 20—25 дополнительных, споривших за
выбор покупателей.
7. Выведенное на рынок жидкое мыло занимало 8%. По реакции потребителей не
ожидалось, что его максимальная доля достигнет более 10%.
8. Появление тенденций увеличения размеров упаковки (несколько кусков мыла
упаковываются и продаются как один товар), что сокращало частоту покупок в
течение года.
В 1986 г. объем продаж мыла в Канаде вырос до 105 млн. долларов. В
последующем ожидалось сохранение роста валовой выручки на 4—5% в год. На этом
рынке конкурентоспособность Colgate— Palmolive была, возможно, наибольшей по
сравнению со всеми рынками, на которых она могла бы конкурировать.
Конкуренция продолжалась и на уровне магазинов, где различные марки жестко
соперничали, пытаясь занять наиболее выгодное положение на полках. Благодаря
интенсивной конкуренции розничные продавцы становились всевластными. В
магазине судьба товара была в их руках, они решали, что и как продвигать,
какие цены снижать и как располагать товар на полках.
Для большинства канадских покупателей “мыло — это просто мыло, только мыло и
всего лишь мыло” с минимальными различиями по маркам. Потребители,
подвергающиеся воздействию рекламы во всех средствах массовой информации, в
основном покупали подходящие товары, ориентируясь на цену.
Рынок был разделен на три
четкие группы:
• сегмент средств по уходу за кожей (марки Dove, Camay, Caress,
Cleopatra, Aloe & Lanolin, Palmolive);
• сегмент освежающих средств (Zest, Coast, Irish Spring, Dial);
• сегмент “экономных покупок” (Jcigens, Woodbury, Cashmere Bouquet, Lux).
Сегмент средств по уходу за кожей был самым большим. Кроме того, на всех трех
сегментах в различном исполнении присутствовала марка Ivory.
Несмотря на то, что по крайней мере пятнадцать марок считались
Информация о работе Методика проведения маркетинговых исследований нового товара