Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в характеристике маркетингового договора, как гражданско-правового договора.
Исходя из цели, были выделены следующие задачи:
определить понятие «маркетинговый договор»;
дать гражданско-правовую характеристику договора;
выявить существенные условия договора;
оценить необходимость маркетингового договора в российском законодательстве;
определить стороны договора, их права и обязанности.
Министерство образования и науки РФ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Московская государственная юридическая академия
имени О.Е. Кутафина»
Кафедра гражданского права
Баринова Анна Сергеевна
Маркетинговый договор.
Курсовая работа
студента 1 группы, 4 курса
Института (филиала) МГЮА имени О.Е. Кутафина в г. Кирове
очной формы обучения
Научный руководитель:
к.ю.н. Фольгерова Ю.Н.
Дата сдачи: __________________
Дата рецензирования: _________
Дата защиты: ________________
Оценка: _____________________
Киров-2012
Содержание
Введение
В условиях рыночной
экономики для успешной работы участников
предпринимательской
Основная задача маркетинговых исследований — снизить уровень коммерческого риска.
В настоящее время все больше российских предпринимателей рассматривают проведение маркетинговых исследований как обязательную предпосылку принятия управленческих решений в бизнесе. В основном они предпочитают обращаться за проведением маркетинговых исследований к специализированным маркетинговым организациям (по последним данным, только 23 процента хозяйствующих субъектов осуществляют маркетинговые исследования самостоятельно)1. Это предполагает договорное урегулирование отношений сторон, складывающихся по поводу проведения маркетинговых исследований2.
Актуальность курсовой
работы состоит в том, что в
настоящее время потребность
в получении маркетинговой
Цель данной курсовой работы состоит в характеристике маркетингового договора, как гражданско-правового договора.
Исходя из цели, были выделены следующие задачи:
Объектом курсовой работы являются отношения, основанные на маркетинговом договоре.
При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы научного исследования:
1) сравнительный метод;
2) изучение нормативно-правовой базы;
3) изучение монографических публикаций и статей;
4) аналитический метод.
Курсовая работа имеет следующую структуру: титульный лист; содержание; введение; основную часть; заключение; список использованных источников.
1. Понятие маркетингового договора
Нетрудно заметить, что
ни в Гражданском кодексе
Не следует, однако, упускать из виду, что независимо от того, регулируется ли конкретный вид договора ГК РФ или другими законодательными актами, согласно ст. 421 ГК РФ, провозглашающей свободу договора, стороны вправе заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также такой, в котором содержатся элементы различных договоров.
Поэтому тот факт, что в ГК РФ не нашел закрепления маркетинговый договор, разумеется, не означает, что сторонам, его заключившим, будет отказано в гражданско-правовой защите. Вместе с тем приходится констатировать, что отсутствие четкой правовой регламентации маркетинговых исследований и сложившейся практики составления договоров на проведение маркетинговых исследований создает для контрагентов значительные трудности при заключении и исполнении таких договоров4.
Гражданские отношения регулируются помимо закона и иных правовых актов также обычаями делового оборота. В соответствии с п. 1 ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Правовое значение обычаев делового оборота состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативных актов и договора.
Однако маркетинговые исследования — явление новое для отечественного коммерческого оборота, а практика заключения договоров на выполнение маркетинговых исследований столь неоднородна, что говорить о сложившихся обычаях делового оборота в области маркетинговых исследований пока еще рано.
Имеются иные возможности законодательного регулирования договора на выполнение маркетинговых исследований. Ст. 6 ГК РФ допускает применение гражданского законодательства по аналогии. Так, если отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения, — аналогия закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ).
Под маркетинговым договором следует понимать договор на проведение маркетинговых исследований, работ и (или) оказание маркетинговых услуг5.
Е.В. Измайлова указывает, что по договору на выполнение маркетинговых исследований исполнитель обязуется в соответствии с заданием заказчика провести маркетинговые исследования, то есть исследование рынка сбыта и каналов распределения, изучение потребителей, анализ спроса и предложения, исследование эффективности рекламы и иные подобные работы, и передать последнему полученный результат в виде отчета, содержащего выводы и рекомендации исполнителя, а заказчик обязуется принять полученный результат и оплатить стоимость работ.
Как правило, в специальной и юридической литературе рассматриваемый тип договора обозначается термином «договор на проведение маркетинговых исследований», «договором на проведение маркетинговых работ», «договором на проведение маркетинговых услуг».
Такое словоупотребление отражает практику предпринимательской деятельности, поскольку контрагенты, заключая маркетинговый договор, как правило, озаглавливают его указанными терминами. Между тем анализ большого числа договоров показывает, что их предмет не ограничивается лишь проведением исследования.
Это положение подтверждается и представлениями маркетологов о содержании той деятельности, которую обычно принято обозначать понятием «маркетинговые исследования».
Маркетинговое исследование — это систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности и решения маркетинговых проблем6.
Поэтому мы считаем, что не следует маркетинговый договор обозначать как:
1. Договор на проведение маркетинговых исследований – так как предмет договора не ограничивается лишь проведением исследования;
2. Договор на проведение маркетинговых работ – так как данное название исключает исследования;
3. Договор подряда – так как у него отсутствует такой определяющий признак договора подряда, как материальный, вещественный результат.
4. Договор на выполнение
научно исследовательских
5. Договор возмездного оказания услуг – так как он предполагает лишь процесс, но не результат действий исполнителя, выполняемых по заданию заказчика7.
На практике в силу
ярко выраженного прикладного
Поэтому, считаем целесообразным определить маркетинговый договор как договор на проведение маркетинговых исследований, работ и (или) оказание маркетинговых услуг, по которому исполнитель обязуется в соответствии с заданием заказчика провести маркетинговые исследования, работы и (или) услуги, а заказчик обязуется принять полученный результат и оплатить стоимость исследований, работ и (или) услуг.
Применяемые в гражданском
обороте договоры характеризуются
большим разнообразием и
Классификация договоров по различным критериям не только позволяет выделить структуру и связи между элементами в системе гражданско-правовых договоров, но и имеет практическую значимость.
Выделение общих черт договоров и различий между ними дает субъекту хозяйственной деятельности возможность сделать правильный выбор вида договора, обеспечивающий соответствие договора содержанию регулируемой им деятельности.
В науке гражданского права общепризнанным является дихотомическое деление договоров на основе одного из следующих трех критериев:
1. распределение обязанностей между сторонами;
2. наличие встречного удовлетворения;
3. момент возникновения договора.
В соответствии с выбранными критериями классификации договор на выполнение маркетинговых исследований, работ и (или) оказания маркетинговых услуг можно определить как двусторонний (взаимный), возмездный, консенсуальный договор8.
2. Общие положения маркетингового договора
2.1. Предмет маркетингового договора
В качестве необходимых условий рассматриваемого договора следует выделить:
1.Предмет договора;
2.Срок выполнения
3.Цену маркетинговых исследований, работ и (или) оказания маркетинговых услуг.
По мнению Е.В. Измайловой предмет договора на выполнение маркетинговых исследований определяется:
1) заданием на проведение маркетингового исследования;
2) программой работ, осуществляемых исполнителем;
3)требованиями, предъявляемыми к отчету о проведенных исследованиях9.
Причем задание на проведение маркетингового исследования устанавливает общие исходные требования к предмету договора, которые конкретизируются при составлении программы работ исполнителя и согласовании сторонами требований, предъявляемых к отчету о выполненном исследовании.
Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев предмет маркетингового договора включает помимо решения собственно исследовательских задач выполнение некоторых работ и услуг, связанных уже с применением результатов исследований, а именно: поиск оптимального контрагента для продажи/покупки товара или услуги, производимой заказчиком; проведение предварительных переговоров от имени заказчика; разработка проекта договора купли-продажи между заказчиком и найденным исполнителем контрагентом и др.10