Маркетинговый договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в характеристике маркетингового договора, как гражданско-правового договора.
Исходя из цели, были выделены следующие задачи:
определить понятие «маркетинговый договор»;
дать гражданско-правовую характеристику договора;
выявить существенные условия договора;
оценить необходимость маркетингового договора в российском законодательстве;
определить стороны договора, их права и обязанности.

Файлы: 1 файл

курсач ГП.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Московская государственная  юридическая академия

имени О.Е. Кутафина»

 

 

Кафедра гражданского права

 

Баринова Анна Сергеевна

 Маркетинговый договор.

Курсовая работа

студента 1 группы, 4 курса

Института (филиала) МГЮА имени О.Е. Кутафина в г. Кирове

очной формы обучения

 

Научный руководитель:

к.ю.н. Фольгерова Ю.Н.

 

 

 

Дата сдачи: __________________

Дата рецензирования: _________

Дата защиты: ________________

Оценка: _____________________

 

 

 

 

 

Киров-2012

Содержание

 

          Введение

В условиях рыночной экономики для успешной работы участников предпринимательской деятельности особую значимость приобретают глубокое знание рынка и способность быстро и эффективно реагировать на изменение  нужд и запросов потребителей. Активное использование актуальной, достоверной и полной рыночной информации позволяет принимать управленческие решения в бизнесе не на основе интуиции, умозрительных соображений, а в соответствии с глубоким технико-экономическим обоснованием. Основу информационного обеспечения хозяйствующего субъекта составляет не просто рыночная информация, хотя это само по себе важно. Главную роль здесь играют полученные в результате переработки и анализа информации данные, снижающие существующий уровень риска и неопределенности, способствующие разрешению возникающих в ходе предпринимательской деятельности конкретных практических задач, то есть результаты маркетинговых исследований.

Основная задача маркетинговых исследований — снизить  уровень коммерческого риска.

В настоящее время все больше российских предпринимателей рассматривают проведение маркетинговых исследований как обязательную предпосылку принятия управленческих решений в бизнесе. В основном они предпочитают обращаться за проведением маркетинговых исследований к специализированным маркетинговым организациям (по последним данным, только 23 процента хозяйствующих субъектов осуществляют маркетинговые исследования самостоятельно)1. Это предполагает договорное урегулирование отношений сторон, складывающихся по поводу проведения маркетинговых исследований2.

Актуальность курсовой работы состоит в том, что в  настоящее время потребность  в получении маркетинговой информации как у отечественных, так и  зарубежных производителей, стремящихся  выйти на российский рынок, велика. Однако законодательство, регулирующее отношения, возникающие по поводу выполнения маркетинговых исследований, отсутствует. Это ведет к тому, что на практике возникают различного рода недоразумения.

Цель данной курсовой работы состоит в характеристике маркетингового договора, как гражданско-правового договора.

Исходя из цели, были выделены следующие задачи:

    1. определить понятие «маркетинговый договор»;
    2. дать гражданско-правовую характеристику договора;
    3. выявить существенные условия договора;
    4. оценить необходимость маркетингового договора в российском законодательстве;
    5. определить стороны договора, их права и обязанности.

Объектом курсовой работы являются отношения, основанные на маркетинговом договоре.

При написании курсовой работы нами были использованы следующие  методы научного исследования:

1) сравнительный метод;

2) изучение нормативно-правовой базы;

3) изучение монографических публикаций и статей;

4) аналитический метод.

Курсовая работа имеет следующую структуру: титульный лист; содержание; введение; основную часть; заключение; список использованных источников.

 

  
          1. Понятие маркетингового договора

Нетрудно заметить, что  ни в Гражданском кодексе Российской Федерации3 (далее – ГК РФ), ни в других нормативных правовых актах не содержится специальных норм, регулирующих договорные отношения, связанные с проведением маркетинговых исследований, работ и (или) оказания маркетинговых услуг. Более того, современное отечественное гражданское законодательство даже не упоминает таких важнейших понятий в условиях рыночной экономики, как «маркетинг», «маркетинговые исследования», «маркетинговые обязательства». В то же время в условиях практически полного отсутствия специального нормативного регулирования договор становится главным средством организации отношений между предприятием и специализированной фирмой по поводу проведения ею маркетинговых исследований.

Не следует, однако, упускать из виду, что независимо от того, регулируется ли конкретный вид договора ГК РФ или  другими законодательными актами, согласно ст. 421 ГК РФ, провозглашающей свободу договора, стороны вправе заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также такой, в котором содержатся элементы различных договоров.

Поэтому тот факт, что  в ГК РФ не нашел закрепления маркетинговый договор, разумеется, не означает, что сторонам, его заключившим, будет отказано в гражданско-правовой защите. Вместе с тем приходится констатировать, что отсутствие четкой правовой регламентации маркетинговых исследований и сложившейся практики составления договоров на проведение маркетинговых исследований создает для контрагентов значительные трудности при заключении и исполнении таких договоров4.

Гражданские отношения  регулируются помимо закона и иных правовых актов также обычаями делового оборота. В соответствии с п. 1 ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Правовое значение обычаев делового оборота состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативных актов и договора.

Однако маркетинговые  исследования — явление новое  для отечественного коммерческого оборота, а практика заключения договоров на выполнение маркетинговых исследований столь неоднородна, что говорить о сложившихся обычаях делового оборота в области маркетинговых исследований пока еще рано.

Имеются иные возможности  законодательного регулирования договора на выполнение маркетинговых исследований. Ст. 6 ГК РФ допускает применение гражданского законодательства по аналогии. Так, если отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения, — аналогия закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ).

Под маркетинговым договором  следует понимать договор на проведение маркетинговых исследований, работ  и (или) оказание маркетинговых услуг5.

Е.В. Измайлова указывает, что по договору на выполнение маркетинговых исследований исполнитель обязуется в соответствии с заданием заказчика провести маркетинговые исследования, то есть исследование рынка сбыта и каналов распределения, изучение потребителей, анализ спроса и предложения, исследование эффективности рекламы и иные подобные работы, и передать последнему полученный результат в виде отчета, содержащего выводы и рекомендации исполнителя, а заказчик обязуется принять полученный результат и оплатить стоимость работ.

Как правило, в специальной  и юридической литературе рассматриваемый  тип договора обозначается термином «договор на проведение маркетинговых исследований», «договором на проведение маркетинговых работ», «договором на проведение маркетинговых услуг».

Такое словоупотребление  отражает практику предпринимательской  деятельности, поскольку контрагенты, заключая маркетинговый договор, как  правило, озаглавливают его указанными терминами. Между тем анализ большого числа договоров показывает, что их предмет не ограничивается лишь проведением исследования.

Это положение подтверждается и представлениями маркетологов о содержании той деятельности, которую  обычно принято обозначать понятием «маркетинговые исследования».

Маркетинговое исследование — это систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности и решения маркетинговых проблем6.

Поэтому мы считаем, что не следует маркетинговый договор обозначать как:

1. Договор на проведение маркетинговых исследований – так как предмет договора не ограничивается лишь проведением исследования;

2. Договор на проведение маркетинговых работ – так как данное название исключает исследования;

3. Договор подряда  – так как у него отсутствует такой определяющий признак договора подряда, как материальный, вещественный результат.

4. Договор на выполнение  научно исследовательских работ  – так как исследования, осуществляемые в рамках маркетингового договора, в большинстве случаев не носят новаторского характера и реализуются стандартными, рутинными методами, чем, собственно, и объясняется обычное обозначение их в договорах понятием «работа».

5. Договор возмездного оказания услуг – так как он предполагает лишь процесс, но не результат действий исполнителя, выполняемых по заданию заказчика7.

На практике в силу ярко выраженного прикладного характера  маркетинговых исследований, их жесткой  ориентации на экономический результат, как правило, в договоре присутствуют пункты, так или иначе касающиеся практического внедрения полученных в результате исследований теоретических результатов, - как минимум, в виде выработки конкретных практических рекомендаций для заказчика. Поэтому даже в тех случаях, когда договаривающиеся стороны обозначают договор как договор на проведение исследований (маркетинговых исследований, исследований рынка и т.п.), действительное содержание правоотношений по данному типу договора указывает на то, что перед нами договор на выполнение не только исследований, но также работ и услуг.

Поэтому, считаем целесообразным определить маркетинговый договор  как договор на проведение маркетинговых исследований, работ и (или) оказание маркетинговых услуг, по которому исполнитель обязуется в соответствии с заданием заказчика провести маркетинговые исследования, работы и (или) услуги, а заказчик обязуется принять полученный результат и оплатить стоимость исследований, работ и (или) услуг.

Применяемые в гражданском  обороте договоры характеризуются  большим разнообразием и обладают как общими свойствами, так и определенными различиями, позволяющими отграничить их друг от друга.

Классификация договоров  по различным критериям не только позволяет выделить структуру и  связи между элементами в системе  гражданско-правовых договоров, но и  имеет практическую значимость.

Выделение общих черт договоров и различий между ними дает субъекту хозяйственной деятельности возможность сделать правильный выбор вида договора, обеспечивающий соответствие договора содержанию регулируемой им деятельности.

В науке гражданского права общепризнанным является дихотомическое деление договоров на основе одного из следующих трех критериев:

1. распределение обязанностей  между сторонами; 

2. наличие встречного  удовлетворения;

3. момент возникновения  договора.

В соответствии с выбранными критериями классификации договор на выполнение маркетинговых исследований, работ и (или) оказания маркетинговых услуг можно определить как двусторонний (взаимный), возмездный, консенсуальный договор8.

 

 

2. Общие положения маркетингового договора

2.1. Предмет маркетингового договора

В качестве необходимых  условий рассматриваемого договора следует выделить:

1.Предмет договора;

2.Срок выполнения маркетинговых  исследований, работ и (или) оказания  маркетинговых услуг; 

3.Цену маркетинговых  исследований, работ и (или) оказания маркетинговых услуг.

По мнению Е.В. Измайловой предмет договора на выполнение маркетинговых исследований определяется:

1) заданием на проведение маркетингового исследования;

2) программой работ, осуществляемых исполнителем;

3)требованиями, предъявляемыми к отчету о проведенных исследованиях9.

Причем задание на проведение маркетингового исследования устанавливает общие  исходные требования к предмету договора, которые конкретизируются при составлении  программы работ исполнителя и согласовании сторонами требований, предъявляемых к отчету о выполненном исследовании.

Практика показывает, что в подавляющем  большинстве случаев предмет  маркетингового договора включает помимо решения собственно исследовательских  задач выполнение некоторых работ и услуг, связанных уже с применением результатов исследований, а именно: поиск оптимального контрагента для продажи/покупки товара или услуги, производимой заказчиком; проведение предварительных переговоров от имени заказчика; разработка проекта договора купли-продажи между заказчиком и найденным исполнителем контрагентом и др.10

Информация о работе Маркетинговый договор