Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:20, реферат
Под маркетинговым договором мы будем понимать договор на проведение маркетинговых исследований, работ и/или оказание маркетинговых услуг. Данный тип договора имеет весьма широкое распространение в системе правоотношений, складывающихся в сфере предпринимательской деятельности. Его широкая распространенность объясняется высокой значимостью информации для успешной предпринимательской деятельности в условиях современной экономики.
Под маркетинговым договором мы будем понимать договор на проведение маркетинговых исследований, работ и/или оказание маркетинговых услуг. Данный тип договора имеет весьма широкое распространение в системе правоотношений, складывающихся в сфере предпринимательской деятельности. Его широкая распространенность объясняется высокой значимостью информации для успешной предпринимательской деятельности в условиях современной экономики. Осуществляемая на должном профессиональном уровне маркетинговая деятельность дает возможность распознавать оптимальные сегменты позиционирования товара или услуги, определять характер его жизненного цикла, повышать эффективность коммуникационных рыночных мероприятий, что в совокупности обеспечивает конкурентные преимущества, снижая финансовые и коммерческие риски предпринимательской деятельности.
Как правило, в специальной и юридической литературе рассматриваемый тип договора обозначается термином "договор на проведение маркетинговых исследований"; несколько реже - "договор на проведение маркетинговых работ". Такое словоупотребление отражает практику предпринимательской деятельности, поскольку контрагенты, заключая маркетинговый договор, как правило, озаглавливают его указанными терминами. Между тем анализ большого числа договоров показывает, что их предмет не ограничивается лишь проведением исследования.
Это положение подтверждается и представлениями маркетологов о содержании той деятельности, которую обычно принято обозначать понятием "маркетинговые исследования". В специальной литературе под маркетинговым исследованием товара или услуги обычно понимают систему мероприятий по получению информации о параметрах, характеризующих как текущее, так и перспективное состояние данного товара или услуги на данном определенном рынке, а также отражение полученных данных в форме, непосредственно применимой к решению стратегических и тактических задач, стоящих перед субъектом предпринимательской деятельности.
Осуществление описанных мероприятий требует специальной квалификации. В ряде случаев эти мероприятия осуществляются на основании трудового договора специально подготовленными сотрудниками фирмы. Однако, как показывают статистические данные, в более чем половине всех случаев в России осуществление маркетинговых исследований, работ и услуг происходит на основании маркетингового договора независимыми контрагентами (юридическими или физическими лицами).
Между тем маркетинговый договор не предусмотрен действующим гражданским законодательством РФ, в связи с чем в судебно-арбитражной практике нередко возникают трудности, связанные с трактовкой тех или иных элементов этого договора и определением обязательств сторон.
В соответствии с принципом свободы договоров, закрепленным в ст.421 Гражданского кодекса России, стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). При этом к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Эти положения играют основополагающую роль для правоприменителя в случае возникновения споров, связанных с договором на проведение маркетинговых исследований и работ, который, безусловно, относится к смешанным договорам.
Заметим, что из определения смешанного договора не вытекает обязательное требование, чтобы все содержащиеся в нем элементы относились к известным типам договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Иными словами, для адекватного понимания содержания обязательств, вытекающих из отношений сторон по смешанному договору, в данном случае маркетинговому договору, необходимо, во-первых, правильно распознать в нем элементы известных типов договоров, предусмотренных ГК РФ, иными законами или правовыми актами, и применить к ним в соответствующих частях правила об этих договорах; во-вторых, в тех частях смешанного договора, которые не совпадают с элементами ни одного из известных договоров, рассмотреть эти отношения по существу, исходя из целей и предмета договора.
Как правило при приеме на работу нового сотрудника фирма заключает с ним трудовой договор, этот вариант используют большинство компаний и он находится в полном соответствии с трудовым законодательством. Однако это не всегда это приемлимо для работодателя, ведь по трудовому договору работодатель несет целый ряд обязательств, он должен:
- выплачивать заработную плату (не реже 2 раз в месяц);
- обеспечить работнику работнику оплачиваемый отпуск с сохранением рабочего места
- оплатить командировочные расходы и сохраненить за сотрудником его место
- сохранить за сотрудником рабочее место при обучении или совмещении работы с обучением
- обеспечить сотруднику выходное пособие, преимущественное право на оставлении на предприятии при расторжении трудового договора
- оплатить больничные и сохранить за сотрудником рабочее место при временной потере работоспособности
- возместить расходы при использовании личного имущества работника
Организация сама в праве определять, по какому договору ей принимать человека на работу: по трудовому или по гражданско-правовому.
Гражданско-правовые договоры со сторонними лицами заключаются, прежде всего, в связи с отсутствием необходимых специалистов в организации.
В случае если организация заключила гражданско-правовой договор с работником, который состоит в штате данной организации, то перечень работы по заключенному договору работник обязан выполнять в нерабочее время, иначе, данная работа считается работой по совместительству.
По гражданско-правовым договорам оплачивается конечный результат выполненных работ, оказанных услуг, факт выполнения работ (оказания услуг) подтверждается актом приемки-сдачи.
Специальная форма акта сдачи - приемки не установлена, но ее можно составить как произвольной формы, так и воспользоваться формой, которая предусмотрена для приемки-сдачи работ по трудовому договору (форма №Т-73).
В договоре гражданско-правового характера необходимо предусмотреть следующие пункты:
даты начала и окончания работ;
порядок оплаты работ;
перечень работ (услуг), которые должен выполнить (оказать) работник;
порядок сдачи-приемки работ;
требования к качеству работ;
ответственность сторон за нарушение условий договора.
В случае если работник по договору подряда осуществляет расходы, связанные с выполнением работ, то организация обязана возместить их работнику, порядок оплаты таких расходов и соответствующая сумма вознаграждения устанавливаются в договоре.
По гражданско-правовому договору на работника не распространяются льготы и компенсации по ТК РФ, так как гражданско-правовой договор основан совершенно на других, нежели трудовой договор, принципах.
Гражданско-правовой договор не обременяет работодателя целым рядом обязанностей:
обеспечить работой или оплатить время простоя;
предоставить через шесть месяцев оплачиваемый отпуск или выплатить компенсацию при увольнении;
оплачивать больничные;
своевременно выплачивать заработную плату;
расторгать договор только по основаниям, предусмотренным ТК РФ;
с вознаграждения не надо платить страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (если только обязанность начислять их, прямо не оговорена условиями договора);
на данные вознаграждения не нужно начислять ЕСН в части, которая уплачивается в Фонд социального страхования Российской Федерации.
По гражданско-правовому договору важен не процесс работы, а ее результат, который работник обязан сдать заказчику. Исходя из этого, работник сам организует процесс своей работы. Устанавливать для него фиксированный рабочий день нет необходимости. Если работник трудится, по договору подряда, ни о какой ответственности за прогулы, опоздании речи быть не может.
Аналогичная ситуация происходит и с оплатой труда, по гражданским договорам оплата производится исключительно за результат. Таким образом, платить заработную плату каждый месяц уже не обязательно и размер платы указывается в договоре и в обязательном порядке к минимальному размеру оплаты труда не привязан.
По гражданским договорам работникам не нужно предоставлять отпуска, оплачивать больничные и тому подобное, но при этом необходимы акты приемки-передачи работ (услуг), документы, подтверждающие оплату, и тому подобное.
К договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) и вознаграждения, по которым являются объектом обложения ЕСН (взносом) (за исключением части налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации), относятся договоры на выполнение работ (оказание услуг), заключаемые в соответствии с ГК РФ.