Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 20:31, реферат
Под интеллектуальной собственностью понимают результаты интеллектуальной деятельности ученых, исследователей, других специалистов, обладающие определенной новизной и охраняемые изобретательским и авторским правом. Таким образом, интеллектуальная собственность охватывает права, относящиеся к литературным, художественным и научным изобретениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телепередачам, торговым знакам, фирменным наименованиям и т.п.
Введение……………………………………………………………………………………………3
1 Интеллектуальная и промышленная собственность, их сущность…………………………...4
2 Рынок интеллектуальных продуктов и его особенности…………………………………...…6
3 Подготовка, оформление и использование лицензионных соглашений……………………..9
4 Рынок услуг, их особенность как товара……………………………………………………...12
Список использованных источников и литературы……………………………………………16
Общее, что объединяет различные виды трудовой деятельности по оказанию услуг — это производство таких потребительных стоимостей, которые преимущественно не приобретают овеществленный формы (хотя имеются исключения, как, например, программы для ЭВМ).
Специфика услуг как товаров состоит в следующем.
Во-первых,
они производятся и потребляются
в основном одновременно и не подлежат
хранению. В силу этого услуги обычно
базируются на прямых контактах между
производителями и
Во-вторых, торговля услугами взаимосвязана с торговлей товарами и оказывает на нее влияние. Особенно велико воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую значительного информационного обеспечения, технического сервиса, консультационных услуг. Успех товара на конкурентном рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его создания, производства, продажи и потребления.
В-третьих,
сфера внутринациональных услуг
обычно больше защищается государством
от иностранной конкуренции, чем
сфера материального
В-четвертых, далеко не все виды услуг, в отличие от обычных товаров, пригодны для вовлечения во внешнюю торговлю. Это, в первую очередь, относится к некоторым видам услуг, поступающим в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).
На примере инжиниринга рассмотрим коротко одно из наиболее важных и перспективных направлений развития наукоемких видов услуг.
Инжиниринг — это совокупность интеллектуальных видов деятельности, направленных на получение наилучших (оптимальных) результатов от капиталовложений или иных затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения, за счет рационального подбора и эффективного использования материальных, трудовых, технологических и финансовых ресурсов, а также методов организации и управления на основе научно-технических достижений и с учетом конкретных условий и факторов осуществляемых проектов. Задача инжиниринга получение заказчиками и инвесторами наилучшего результата от вложенных средств за счет следующих факторов:
системного, междисциплинарного подхода к осуществлению проектов;
много вариантности технических и экономических проработок, их финансовой оценки с выбором оптимального для заказчика варианта;
разработки проектов с учетом возможности применения прогрессивных строительных и производственных технологий, оборудования, конструкций и материалов из различных альтернативных источников, наилучшим образом отвечающих конкретным условиям и особым требованиям заказчиков;
использования
современных методов
В
силу своей универсальности
Инжиниринг как особый вид производственной деятельности имеет специфические особенности, отличающие инжиниринговые услуги от других типов труда, участвующих в создании конечного продукта производства.
Первая особенность инжиниринга — его выступление в качестве одной из форм услуг производственного назначения. Инжиниринг непосредственно воплощается не в вещественной форме продукта, а в некотором полезном эффекте, который может в ряде случаев иметь материальный носитель (проектная и техническая документация). Другие виды инжиниринговых услуг могут вообще не иметь материального носителя, например, обучение специалистов или управление процессом строительства объекта.
Вторая особенность инжиниринговых услуг — их связанность в конечном итоге с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализации рассчитанных на промежуточное и конечное потребление материальных благ и услуг. Сами услуги непроизводительного характера не входят в состав инжиниринга. Этим он отличается от услуг в сфере конечного потребления, финансов и торговли.
Третья особенность, отличающая инжиниринг от деятельности по созданию и торговле «ноу-хау», лицензиями и другими формами знаний в области технологии, состоит в том, что данные услуги в принципе являются воспроизводимыми, тогда как продажа лицензий и «ноу-хау» - это реализация новых, в данный момент не воспроизводимых знаний производственного и иного назначения, которыми обладает один или ограниченное число продавцов. Объектом купли-продажи в этом случае становятся не услуги по обеспечению использования указанных знаний, а сами знания как монопольный товар. В результате цена лицензируемых знаний, являющаяся монопольной, определяется не затратами труда на получение указанных знаний, а соотношением спроса и предложения на них и получаемого экономического эффекта от их использования.
На практике оказание инжиниринговых услуг обычно сочетается с продажей «ноу-хау». При этом передача «ноу-хау» может носить скрытый характер и не выделяться в самостоятельную сделку, что ведет к смешению понятий «инжиниринговые услуги» и «обмен технологий». В действительности инжиниринговые услуги способ передачи новых технологических и других знаний, но сами они представляют собой товар, отличный от технологий.
Совокупность многообразных инжиниринговых услуг может быть разделена на две большие группы: услуги, связанные с подготовкой производственного процесса, и услуги по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции. К первой группе относятся:
предпроектные услуги (изучение рынка, полевые исследования, топографические съемки и т.п.);
проектные услуги, подразделяющиеся на базисный и детальный инжиниринг;
послепроектные услуги - работы по заключению контракта на строительство и по строительству объекта;
специальные услуги, обусловленные конкретными требованиями создания данного объекта.
Ко второй группе относятся работы, связанные с оптимизацией процессов эксплуатации, управления предприятием и реализации продукции, включающие услуги по:
управлению
и организации
осмотру и испытаниям оборудования;
эксплуатации объекта;
финансовым вопросам;
обеспечению реализации продукции;
внедрению электронных систем информационного обеспечения.
В основе организации торговли инжиниринговыми услугами лежит заказной метод осуществления работ, базирующийся на контракте, заключенном между инжиниринговой компанией и заказчиком. Контракт включает ряд обязательных пунктов, регулирующих основные условия участия инженерно-консультационной фирмы в строительстве объектов. К ним относятся: обязательства инжиниринговой фирмы и заказчика с приложением перечня подлежащих выполнению работ; сроки и графики их выполнения; численность и состав персонала инжиниринговой фирмы, участвующего в работах по контракту; степень ответственности сторон за нарушение ими договорных обязательств; условия и ставки оплаты инженерно-консультационной фирмы; условия переуступки части договорных услуг другой фирма на принципах субподряда; условия оплаты техпомощи по обучению персонала. В договорах (контрактах) на оказание инженерно-консультационных услуг применяются следующие методы установления размеров оплаты:
метод повременной оплаты на базе ставок заработной платы инженеров-консультантов;
метод оплаты фактических затрат плюс фиксированное вознаграждение;
метод установления размеров инжиниринговых услуг в процентах от стоимости строительства.
Рост
международной и внутренней торговли
услугами, ее диверсификация и нарастание
конкуренции в сфере услуг
усиливают потребность в ее регулировании
и согласовании. Производится это на основе
двусторонних межгосударственных соглашений
и многостороннего регулирования. Важной
формой является регулирование торговли
услугами в рамках международных организаций,
Подготовкой соглашений по данным вопросам
занимаются специализированные межправительственные
организации (Организация международной
гражданской авиации - ИКАО, Международная
морская организация - ИМО, Всемирная туристическая
организация и др.), а также международные
торгово-экономические организации широкого
профиля (прежде всего ГАТТ, ЮНКТАД, ОЭСР).
Список
использованных источников
и литературы
1. Панкрухин А.П., «Маркетинг», М., 2002г.
Информация о работе Маркетинг на рынке интеллектуальных продуктов