Маркетинг на рынке интеллектуальных продуктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 20:31, реферат

Краткое описание

Под интеллектуальной собственностью понимают результаты интеллектуальной деятельности ученых, исследователей, других специалистов, обладающие определенной новизной и охраняемые изобретательским и авторским правом. Таким образом, интеллектуальная собственность охватывает права, относящиеся к литературным, художественным и научным изобретениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телепередачам, торговым знакам, фирменным наименованиям и т.п.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………3

1 Интеллектуальная и промышленная собственность, их сущность…………………………...4

2 Рынок интеллектуальных продуктов и его особенности…………………………………...…6

3 Подготовка, оформление и использование лицензионных соглашений……………………..9

4 Рынок услуг, их особенность как товара……………………………………………………...12

Список использованных источников и литературы……………………………………………16

Файлы: 1 файл

Реферат по маркетингу.docx

— 43.02 Кб (Скачать)

      Общее, что объединяет различные виды трудовой деятельности по оказанию услуг — это производство таких потребительных стоимостей, которые преимущественно не приобретают овеществленный формы (хотя имеются исключения, как, например, программы для ЭВМ).

      Специфика услуг как товаров состоит  в следующем.

      Во-первых, они производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В силу этого услуги обычно базируются на прямых контактах между  производителями и потребителями. Поэтому в торговле происходит определенное обособление услуг от овеществленных товаров, реализация которых обычно связана с торговым посредничеством и возможностями хранения.

      Во-вторых, торговля услугами взаимосвязана с  торговлей товарами и оказывает на нее влияние. Особенно велико воздействие услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую значительного информационного обеспечения, технического сервиса, консультационных услуг. Успех товара на конкурентном рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его создания, производства, продажи и потребления.

      В-третьих, сфера внутринациональных услуг  обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем  сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, образование, наука, здравоохранение традиционно находятся в полной либо значительной собственности государства или строго контролируются им.

      В-четвертых, далеко не все виды услуг, в отличие  от обычных товаров, пригодны для  вовлечения во внешнюю торговлю. Это, в первую очередь, относится к  некоторым видам услуг, поступающим  в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).

На примере  инжиниринга рассмотрим коротко  одно из наиболее важных и перспективных  направлений развития наукоемких видов  услуг.

     Инжиниринг  — это совокупность интеллектуальных видов деятельности, направленных на получение наилучших (оптимальных) результатов от капиталовложений или иных затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения, за счет рационального подбора и эффективного использования материальных, трудовых, технологических и финансовых ресурсов, а также методов организации и управления на основе научно-технических достижений и с учетом конкретных условий и факторов осуществляемых проектов. Задача инжиниринга получение заказчиками и инвесторами наилучшего результата от вложенных средств за счет следующих факторов:

      системного, междисциплинарного подхода к осуществлению  проектов;

      много вариантности технических и экономических  проработок, их финансовой оценки с  выбором оптимального для заказчика  варианта;

      разработки  проектов с учетом возможности применения прогрессивных строительных и производственных технологий, оборудования, конструкций  и материалов из различных альтернативных источников, наилучшим образом отвечающих конкретным условиям и особым требованиям  заказчиков;

      использования современных методов организации  и управления всеми стадиями осуществления проектов.

      В силу своей универсальности инжиниринг применяется при реализации проектов различного характера: научно-исследовательского, проектно-строительного, производственного, сбытового и др. Наиболее широкое  распространение, однако, получило специализированное предоставление услуг типа «инжиниринг» в проектах капитального строительства, где их основная функция - оптимизация инвестиций.

      Инжиниринг  как особый вид производственной деятельности имеет специфические особенности, отличающие инжиниринговые услуги от других типов труда, участвующих в создании конечного продукта производства.

      Первая  особенность инжиниринга — его  выступление в качестве одной  из форм услуг производственного  назначения. Инжиниринг непосредственно  воплощается не в вещественной форме  продукта, а в некотором полезном эффекте, который может в ряде случаев иметь материальный носитель (проектная и техническая документация). Другие виды инжиниринговых услуг могут вообще не иметь материального носителя, например, обучение специалистов или управление процессом строительства объекта.

      Вторая  особенность инжиниринговых услуг  — их связанность в конечном итоге  с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализации рассчитанных на промежуточное и  конечное потребление материальных благ и услуг. Сами услуги непроизводительного характера не входят в состав инжиниринга. Этим он отличается от услуг в сфере конечного потребления, финансов и торговли.

      Третья  особенность, отличающая инжиниринг от деятельности по созданию и торговле «ноу-хау», лицензиями и другими формами знаний в области технологии, состоит в том, что данные услуги в принципе являются воспроизводимыми, тогда как продажа лицензий и «ноу-хау» - это реализация новых, в данный момент не воспроизводимых знаний производственного и иного назначения, которыми обладает один или ограниченное число продавцов. Объектом купли-продажи в этом случае становятся не услуги по обеспечению использования указанных знаний, а сами знания как монопольный товар. В результате цена лицензируемых знаний, являющаяся монопольной, определяется не затратами труда на получение указанных знаний, а соотношением спроса и предложения на них и получаемого экономического эффекта от их использования.

На практике оказание инжиниринговых услуг обычно сочетается с продажей «ноу-хау». При этом передача «ноу-хау» может носить скрытый характер и не выделяться в самостоятельную сделку, что ведет к смешению понятий «инжиниринговые услуги» и «обмен технологий». В действительности инжиниринговые услуги  способ передачи новых технологических и других знаний, но сами они представляют собой товар, отличный от технологий.

     Совокупность  многообразных инжиниринговых услуг  может быть разделена на две большие группы: услуги, связанные с подготовкой производственного процесса, и услуги по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции. К первой группе относятся:

      предпроектные услуги (изучение рынка, полевые исследования, топографические съемки и т.п.);

проектные услуги, подразделяющиеся на базисный и детальный инжиниринг;

      послепроектные  услуги - работы по заключению контракта  на строительство и по строительству объекта;

      специальные услуги, обусловленные конкретными  требованиями создания данного объекта.

      Ко  второй группе относятся работы, связанные  с оптимизацией процессов эксплуатации, управления предприятием и реализации продукции, включающие услуги по:

      управлению  и организации производственного  процесса;

      осмотру и испытаниям оборудования;

      эксплуатации  объекта;

      финансовым  вопросам;

      обеспечению реализации продукции;

      внедрению электронных систем информационного  обеспечения.

      В основе организации торговли инжиниринговыми  услугами лежит заказной метод осуществления работ, базирующийся на контракте, заключенном между инжиниринговой компанией и заказчиком. Контракт включает ряд обязательных пунктов, регулирующих основные условия участия инженерно-консультационной фирмы в строительстве объектов. К ним относятся: обязательства инжиниринговой фирмы и заказчика с приложением перечня подлежащих выполнению работ; сроки и графики их выполнения; численность и состав персонала инжиниринговой фирмы, участвующего в работах по контракту; степень ответственности сторон за нарушение ими договорных обязательств; условия и ставки оплаты инженерно-консультационной фирмы; условия переуступки части договорных услуг другой фирма на принципах субподряда; условия оплаты техпомощи по обучению персонала. В договорах (контрактах) на оказание инженерно-консультационных услуг применяются следующие методы установления размеров оплаты:

      метод повременной оплаты на базе ставок заработной платы инженеров-консультантов;

      метод оплаты фактических затрат плюс фиксированное  вознаграждение;

      метод установления размеров инжиниринговых услуг в процентах от стоимости  строительства.

      Рост  международной и внутренней торговли услугами, ее диверсификация и нарастание конкуренции в сфере услуг  усиливают потребность в ее регулировании и согласовании. Производится это на основе двусторонних межгосударственных соглашений и многостороннего регулирования. Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций, Подготовкой соглашений по данным вопросам занимаются специализированные межправительственные организации (Организация международной гражданской авиации - ИКАО, Международная морская организация - ИМО, Всемирная туристическая организация и др.), а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ГАТТ, ЮНКТАД, ОЭСР). 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  использованных источников и литературы 

1.   Панкрухин А.П., «Маркетинг», М., 2002г.

  1. Крылова Г.Д., Соколова М.И.  «Маркетинг: теория и практика», М., 2002г.
  2. Титов Н.Е., Кожаев Ю.П.  «Маркетинг», М., 2004г.
  3. Овечкина О.М. «Основы маркетинга», М., 2004г.

Информация о работе Маркетинг на рынке интеллектуальных продуктов