Маркетинг на рынке интеллектуальных продуктов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 20:31, реферат

Краткое описание

Под интеллектуальной собственностью понимают результаты интеллектуальной деятельности ученых, исследователей, других специалистов, обладающие определенной новизной и охраняемые изобретательским и авторским правом. Таким образом, интеллектуальная собственность охватывает права, относящиеся к литературным, художественным и научным изобретениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телепередачам, торговым знакам, фирменным наименованиям и т.п.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………3

1 Интеллектуальная и промышленная собственность, их сущность…………………………...4

2 Рынок интеллектуальных продуктов и его особенности…………………………………...…6

3 Подготовка, оформление и использование лицензионных соглашений……………………..9

4 Рынок услуг, их особенность как товара……………………………………………………...12

Список использованных источников и литературы……………………………………………16

Файлы: 1 файл

Реферат по маркетингу.docx

— 43.02 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 
 

     РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

     ФИЛИАЛ  В Г.ДОМОДЕДОВО 
 
 
 
 

     Кафедра экономико - управленческих и

     правовых  дисциплин 
 
 
 
 

     Кравченко Светлана Владимировна 

   Маркетинг на рынке интеллектуальных продуктов 

Контрольная работа по маркетингу 
 
 
 
 
 
 
 

                          Студентка 4 курса д/о,

     группы  Э-42

     Преподаватель: Жарская З.В. 
 
 
 
 
 
 
 

     Домодедово 2009 
 
 
 

Содержание

             

           Введение……………………………………………………………………………………………3

    1 Интеллектуальная  и промышленная собственность, их сущность…………………………...4

    2 Рынок интеллектуальных  продуктов и его особенности…………………………………...…6

    3 Подготовка, оформление и использование лицензионных  соглашений……………………..9

    4 Рынок услуг,  их особенность как товара……………………………………………………...12

         Список использованных источников и литературы……………………………………………16

         

 

      Введение 

      Интеллектуальный  продукт, выступающий в качестве товара, требует особого подхода при работе с ним. В связи с этим появляются особенности маркетинговой деятельности при работе с подобными товарами. К таким особенностям относятся:

необходимость создания адекватной правовой защиты интеллектуального продукта, предохраняющей его собственника (изобретателя, автора) от недобросовестной конкуренции, незаконного копирования собственности;

наличие правовой защиты в виде патента, патентной  лицензии, других средств создает  собственнику интеллектуального продукта монопольное положение на рынке  в течение длительного времени (обычно 15 - 20 лет). Это позволяет собственнику проводить соответствующую производственную, сбытовую, ценовую, товарную политику, наращивать прибыль не только путем  собственного производства товара, но и за счет получения дохода от продажи  лицензий на его выпуск другим производителям. При этом доход от продажи патентной  лицензии не облагается налогом на добавленную стоимость;

защищенность  товара патентами - дополнительная для  инвестора гарантия эффективности  его капиталовложений.

      Под интеллектуальной собственностью понимают результаты интеллектуальной деятельности ученых, исследователей, других специалистов, обладающие определенной новизной и охраняемые изобретательским и авторским правом. Таким образом, интеллектуальная собственность охватывает права, относящиеся к литературным, художественным и научным изобретениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телепередачам, торговым знакам, фирменным наименованиям и т.п.

1 Интеллектуальная  и промышленная  собственность, их  сущность

      Составной частью интеллектуальной собственности  является промышленная собственность, связанная с интеллектуальной деятельностью  в сфере материального производства и в смежных с ней областях. Промышленная собственность охватывает широкий круг объектов: изобретения, товарные знаки и знаки обслуживания, промышленные образцы, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также право по пресечению недобросовестной конкуренции. В особо полной и всесторонней юридической защите нуждаются результаты деятельности в виде изобретений, т.е. такие результаты, которые обладают новизной и промышленно применимы.

     Защита  результатов научно-исследовательских  работ и опытно-конструкторских  разработок (НИОКР) патентами - важнейшая  задача любого предприятия, поскольку без правовой защиты они легко могут стать жертвами конкуренции. При публикации сведений о новой разработке или выпуске продукта на рынок без патентной защиты конкурент получает возможность сэкономить время и средства на НИОКР и за счет этого получить дополнительную прибыль, укрепить свои позиции на рынке. Не исключено патентование конкурентом чужой незащищенной разработки, что ставит под угрозу выпуск продукции на предприятии, первоначально владеющем данной технологией.

      Патент - документ, выдаваемый компетентным органом и удостоверяющий изобретение, авторство и исключительное право патентообладателя на изобретение. Такого рода право имеет особую значимость, поскольку при наличии его возникает возможность в пределах действия патента производить и сбывать продукцию, воплощающую соответствующее изобретение, на монопольной основе, т.е. по монопольного высоким ценам. Тем самым исключается доступ конкурентов к запатентованной новинке и обеспечиваются условия для получения дополнительной прибыли, пока новая техника и технология не станут достоянием многих предприятий соответствующей отрасли.

      Патент  действует на территории того государства, где он выдан. За выдачу патента и его действие в течение установленного срока патентообладатель вносит определенную плату (пошлину). Срок действия патента, так же как и другие вопросы выдачи патента и пользования им, определяется национальным законодательством и составляет в среднем 15-20 (в России - 20) лет. Целесообразность патентования определяется в соответствии с методиками по определению целесообразности патентования изобретений в России, за границей и подсчету экономической эффективности патентования.

      В соответствии с «Патентным законом  Российской Федерации» 1992 г. любое лицо, не являющееся патентообладателем, в праве использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец, защищенные патентом, лишь с разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора). Лицензия - это разрешение на использование другим лицом или организацией изобретения, технологии, технических знаний и промышленного опыта, секретов производства, торговой марки, необходимой для производства коммерческой или иной информации в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение. По характеру и объему прав на использование технологии, предоставляемой лицензиату, лицензии делятся на простые (неисключительные), исключительные и полные.

      К «ноу-хау» (в переводе с англ. - «знать как») относят технические знания и практический опыт технического, коммерческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой. «Ноу-хау» может включать в себя коммерческие секреты, не запатентованные технологические процессы и прочую информацию производственного и торгового характера, недоступную широкому кругу потенциальных пользователей. Эта информация может быть независимой по отношению к патентам или же необходимой для их использования. Элементами «ноу-хау» выступают всевозможные руководства к использованию, спецификации, документация, схемы организации производства, характеристики производственного опыта и пр. Сюда также могут относиться знания и опыт в области маркетинга, оформления упаковки продукции, потребовавшие значительных капиталовложений, навыки в проведении лабораторных и других исследований. Один из основных признаков «ноу-хау» - конфиденциальность, секретность этого вида информации. Обычно «ноу-хау» со временем теряет коммерческую ценность и становится доступным многим.

      Коммерциализация  «ноу-хау» широко используется в международной  практике, в частности, при заключении лицензионных соглашений, договоров  о всевозможных видах технического сотрудничества, обмена и передачи технологии, об инвестиционном сотрудничестве, оказании инженерно-консультационных услуг. Включение в договоры и  соглашения пунктов о передаче «ноу-хау» ведет к дополнительному увеличению доходов продавца, с одной стороны, и к ускорению освоения предметов  соглашений покупателем - с другой, так как способствует быстрой  и полной передаче накопленного технического опыта, производственных секретов, участию  специалистов продавца в пусконаладочных работах, обучение технического персонала покупателя. Особенно часто коммерческая передача «ноу-хау» имеет место во всевозможных видах лицензионных соглашений и контрактах на строительство и эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных и инфраструктурных объектов.

2. Рынок интеллектуальных продуктов и его особенности

      Объекты промышленной и в целом интеллектуальной собственности выступают на рынке в качестве специфических товаров.

      Изобретения и усовершенствования, различные  по своему назначению и масштабности, обладают тем не менее общим свойством - оказывать стимулирующее воздействие на научно технический прогресс. Стремясь к увеличению прибыли, капитал революционизирует технические процессы труда путем создания и использования новых методов и средств. Научно-технические достижения и опыт, в свою очередь, способны активно воздействовать на производство относительной прибавочной стоимости; как и другие товары, они приобретают способность оцениваться на рынке в зависимости от спроса и предложения.

      Рассмотренные общие свойства объектов лицензий показывают, что они обладают специфическими характеристиками, отличающими их от обычных товаров. Именно эти свойства научно-технических достижений подлежат патентной защите или сохранению их в секрете иными способами. Другими словами, объекты лицензий не могут вовлекаться в сферу обмена наравне с обычными товарами.

      Таким образом, анализ потребительной стоимости  научно-технических достижений позволяет раскрыть две ее стороны. В сфере обмена, с одной стороны, проявляются конкретные индивидуальные свойства, по которым многочисленные изобретения чрезвычайно различаются и разделены на рынке. К этим свойствам относятся: внешняя форма, состав, назначение, технико-экономические характеристики и т.д. С другой стороны, в той же сфере проявляются общие, наиболее существенные свойства изобретений, которые характеризуются новизной, способностью воплощать в себе революционизирующий элемент НТП. Общие свойства научно-технических достижений создают экономическую основу для их объединения в самостоятельный сектор мирового и национального рынков.

      Что касается специфики стоимости объектов лицензий, то она состоит в следующем: эти объекты создаются в единственном числе в отличие от обычных  товаров; в то же время их стоимость  должна сравниваться со стоимостью аналогов, в которых воплощен определенный общественно необходимый труд. В  сфере обмена подобное сравнение  может делаться с известными техническими разработками, используемыми в тех  же областях производства, что и  новое изобретение. Все научно-технические  разработки, как правило, основываются на прежних достижениях, и даже при появлении принципиально новых изобретений всегда имеются аналоги (хотя, разумеется, и не полные) для такого сравнения.

     В силу сказанного торговые операции с  научно-техническими достижениями имеют ряд, специфических черт, отличающих их от торговли обычными товарами. При лицензионной торговле эти черты состоят в следующем: наряду с материализованными предметами (приборы, машины, инструменты, вещества и т.д.) в сделках участвуют элементы интеллектуального труда («ноу-хау», технические знания, опыт), стимулирующие научно-технический прогресс в производстве у покупателя лицензии; передача товаров от продавца к покупателю производится не в натуральной, вещественной, а в опосредованной форме (техдокументация, техпомощь); товары-лицензии по своему назначению имеют сугубо индивидуальный характер и рассредоточены по владельцам; для лицензионных сделок существенным является правовая охрана изобретения от использования конкурентами, и они юридически оформляются как соглашения о передаче прав или разрешения на пользование изобретениями.

      Особенности коммерческого обмена научно-техническими достижениями, безусловно, придают  определенную специфику новому сектору  торговли, но не меняют экономической  сути торговых операций с ними. В  торговле обычными товарами экономическая сущность, как известно, состоит в том, что происходит безвозвратная передача от продавца к покупателю потребительных стоимостей товаров и окончательное использование их новыми владельцами. Такое же экономическое содержание имеют и лицензионные сделки с научно-техническими достижениями. А используемый в технологическом обмене лицензионный договор представляет собой сложную форму договора купли-продажи товаров с элементами других видов экономических связей (аренда, услуги, перемещение капитала), отражающего специфику научно-технических достижений как товаров.

      Специфика торговли лицензиями состоит в том, что являясь новым звеном экономических  связей и выполняя экономическую  функцию, она вовлекает в товарообмен  особый товар - научно-технические достижения - и осуществляет тем самым другую важную функцию - активно участвует в технологическом обмене.

Информация о работе Маркетинг на рынке интеллектуальных продуктов