Маркетинг как система рыночной ориентации деятельности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:04, доклад

Краткое описание

Возникновение маркетинга тесно связано с возникновением обмена и возникновением рынка. Маркетинг - это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых - удовлетворение человеческих нужд и потребностей.
Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникации, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса.

Файлы: 1 файл

Маркетинг как система рыночной ориентации деятельности фирмы.docx

— 38.79 Кб (Скачать)

      2. Описание фирмы (прошлая деятельность, вид деятельности, описание продуктов и/или видов услуг, включая их назначение, организационная структура) .

      ФПГ "Восточно-Сибирская группа" создана  на добровольной основе в соответствии с основными положениями Указа  Президента Российской Федерации "О  создании финансово-промышленных групп  в Российской Федерации" от 5 декабря 1993 г. № 2096.

      Целями  объединения материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций  Восточно-Сибирского региона в рамках группы являются:

      - создание новых и укрепление  сложившихся технологических и  кооперационных связей по производству  конкурентоспособной продукции; 

      - привлечение инвестиций для обеспечения  структурной перестройки производства  в направлениях, приоритетных для  экономики России в целом и  Восточно-Сибирского региона; 

      - повышение экспортного потенциала  промышленности, наращивание объемов  необходимой народному хозяйству  продукции (работ, услуг) и обеспечение  на этой основе роста социально-экономической  эффективности производства.

      Идея  создания Восточно-Сибирской ФПГ  основана на результатах анализа  экономической ситуации в регионе  в целом, на предприятиях-участниках группы, состояния рынков соответствующих  видов продукции. В частности, на актуальность формирования ФПГ указывают  следующие обстоятельства:

    1. При наличии мощных гидроэнергетических, минеральных, лесных ресурсов региона научная и производственная база соответствующих предприятий не в полной мере обеспечивает должное качество переработки сырья и экологическую безопасность. Концентрация материальных и финансовых ресурсов предприятий-участников группы позволит существенно повысить экспортный потенциал региона, прежде всего, по производству продукции нефтехимии.  
    2. Потребительский рынок отечественной продукции региона испытывает мощное давление зарубежных товаропроизводителей при сокращении машиностроительных мощностей и мощностей по производству товаров народного потребления предприятий-участников группы. В то же время имеющийся промышленный потенциал региона, при переходе от разрозненных действий к четко скоординированным программам маркетинга, инвестирования, освоения, производства и реализации новых изделий, способен обеспечить импортозамещение по ряду направлений деятельности.

      Участниками группы создано ОАО "Центральная  компания Восточно-Сибирской финансово-промышленной группы" в качестве центральной (головной) компании ФПГ, обеспечивающей представительство  ее интересов.

      Формирование  Восточно-Сибирской ФПГ производилось  с учетом следующих основных принципов:

    1. Необходимости реализации программно-целевого подхода, предполагающего предварительную проработку рыночных "ниш" группы, общих целевых задач и мероприятий по их достижению с использованием ресурсного, научного и промышленного потенциала участников ФПГ.
    2. Обеспечения мощной концентрации научного и производственного потенциала в рамках группы, достаточно крупных ее размеров (капиталов) , адекватных сложным и масштабным задачам удержания и расширения позиций на финансовых, а также товарных внутренних и внешних рынках.
    3. Подбора предприятий с учетом реализации требований антимонопольного законодательства, когда объединение юридических лиц, хотя и занимающих весомые позиции на товарных рынках, не усложняет конкуренцию среди товаропроизводителей.
    4. Широкой диверсификации деятельности, сочетающей как ресурсообеспечение, так и производства сфер высоких технологий и четкой ориентации на потребительский рынок. Такой подход позволяет обеспечивать решение как стратегических, так и тактических (оперативных) задач ФПГ при соблюдении общей достаточно высокой прибыльности функционирования.
    5. Глубокой организационно-технологической кооперации в деятельности предприятий ФПГ как по вертикали (в рамках реализации одной целевой программы) так и по горизонтали (участие одновременно в ряде целевых программ) .
    6. Дифференцированного подхода к решению долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных инвестиционных задач деятельности ФПГ, обязательности разработки бизнес-планов по каждому проекту, включаемому в общую инвестиционную программу группы.
    7. Обеспечения межрегионального характера деятельности ФПГ, предполагающего ее ориентацию одновременно на совокупность региональных внутренних и зарубежных рынков (ряд крупных областей Российской Федерации, страны Юго-Восточной Азии) .
    8. Достижения высокой управляемости группой за счет подбора совокупности предприятий и организаций с учетом сложившихся (не потерявших актуальности и перспективных) кооперационных связей, фактора территориальной близости и возможности реального содействия ее деятельности не только со стороны федеральных, но и местных органов управления.

      На  основе реализации данных положений  на практике, Восточно-Сибирская ФПГ  объединила 27 предприятий и организаций, обеспечивших консолидацию капитала (уставной фонд головного предприятия) в размере 91,8 млрд. руб., а также общую численность  занятых более 111 тыс. человек.

      Целевая кооперация предприятий-участников в  рамках Восточно-Сибирской ФПГ включает следующие программно-функциональные блоки (комплексы) :

      - топливно-энергетический (ориентирован  на программные цели разработки  новых месторождений нефти, газа, энергетического обеспечения функционирования  регионов Восточной Сибири) ;

      - химический (реализация программы  создания и производства новых  видов химической продукции и  лекарственных препаратов) ;

      - машиностроительный (реализация программы  создания информационных технологий, современных средств связи, специального  машиностроения) ;

      - социально-производственный (реализация  программы производства продукции,  ориентированной на потребительский  рынок) ;

      - научно-внедренческий (реализация  программы научно-инновационного  обеспечения производственной деятельности  участников ФПГ) ;

      - торговый (реализация программы  развития оптовой и розничной  торговли) ;

      - финансово-обеспечивающий (финансовое  и организационно-управленческое  обеспечение реализации программных  задач деятельности ФПГ) .

      Подбор  участников группы в рамках указанных  направлений обеспечивает глубокую кооперацию их деятельности уже на начальном этапе становления  ФПГ. Так, в реализации задач топливно-энергетического  комплекса участвует более 80 процентов  предприятий и организаций ФПГ, химического - 50 процентов, социально-производственного - 70 процентов и т.д.

      Ядро  Восточно-Сибирской ФПГ составляют предприятия химической промышленности, нефтепереработки и энергетики, а  также финансово-кредитные и научные  учреждения.

      Проведенные предпроектные маркетинговые исследования убеждают в правильности ориентации деятельности ФПГ на развитии мощностей  химического комплекса. В частности, это касается развития производства поливинилхлорида и получения новых  материалов на его основе.

      Поэтому программа развития ФПГ по химическим продуктам предусматривает:

      а) создание квалифицированной службы маркетинга, способной следить за рынком производства и переработки  пластмасс и прогнозировать его  развитие;

      б) создание в рамках ФПГ системы  кооперации от производства пластмасс  до их переработки с включением в  нее научных сил региона для  решения следующих задач:

  • развития производств технологических добавок;
  • создания отечественных мощностей по выпуску оборудования для переработки пластмасс;
  • разработки и внедрения новых, не характерных для России, изделий, в частности, полимерных бутылок, окон, труб для мелиорации и т.д.

      Реализация  программы предполагает ориентацию на использование местного сырья  и материалов и создание перерабатывающих мощностей на таких предприятиях ФПГ, как АО "Радиан", АО "Усольмаш" и др. Кроме того, на этой основе возможна организация таких производств, как обувное, упаковочное, полиграфическое, пищевой продукции и др.

      Научная программа деятельности ФПГ основывается на организации рационального взаимодействия головной организации группы и служб  анализа перспективных рынков с  научными подразделениями региона, обеспечивающими научный задел  и его реализацию в прикладных НИОКР и мероприятиях по внедрению  в производство. Выполнение фундаментальных  НИР, являющихся общесистемными для  ФПГ, возлагается на Иркутский государственный  технический университет.

      Базовым НИИ в рамках химической программы  для ФПГ выбран Иркутский институт органической химии Сибирского отделения  РАН, на который возлагается проведение прикладных НИОКР в области создания новых химических продуктов, косметических  материалов, бытовой химии и лекарственных  препаратов.

      Для решения проблем использования  местных ресурсов в целях наращивания  выпуска конкурентоспособных на российском и внешнем рынках изделий  на базе организаций ФПГ (АО "Иркутскгеология" и Иркутский институт редких и  цветных металлов) разрабатывается  специальная программа работ.

      На  базе существующих научных подразделений, имеющихся на предприятиях ФПГ, предусматривается  создание единой научно-внедренческой  системы, обеспечивающей освоение в  производстве разработок с учетом общих  интересов группы, в том числе, для развития специального машиностроения, пищевой, легкой, обувной промышленности, создания производства оснастки и инструмента  и др.

      Важную  роль в организации и функционировании ФПГ будет играть торгово-сбытовая программа ее деятельности.

      Большинство промышленных предприятий, входящие в  ФПГ, имеют серьезные проблемы с  реализацией выпускаемой продукции.

      Торговая  программа ФПГ предусматривает  создание эффективной оптово-розничной  объединенной системы. В рамках этой системы создается региональная сеть продаж, сеть супермаркетов, внедрение  автоматизированного учета товаров (штриховое кодирование, расчет с  магнитной карточкой, транспортная система кольцевого завоза и междугородних  перевозок) , организация производства сборных модульных строительных конструкций под размещение магазинов  и производство торгового оборудования.

      В рамках создаваемой ФПГ создается  возможность для успешной координации  реализации единой инвестиционной программы  участников группы, установления оптимальной  очередности выполнения отдельных  проектов и селективного подхода  к каждому из них. В рамках проекта  ФПГ разрабатывалась система конкретных технико-экономических обоснований каждого инвестиционного мероприятия в форме бизнес-планов в соответствии с международными требованиями.

      На  основе конкурсного отбора в инвестиционную программу ФПГ было включено 32 наиболее эффективных проекта со средним  сроком окупаемости 2,8 лет и обеспечивающих среднюю рентабельность программы (отношение чистой прибыли к инвестициям  за период реализации) , равную 56,5%. Из общей  потребности в инвестициях на 1995-1997 гг., равной 4393,5 млрд. руб. на долю централизованных средств приходится не более 4%. Отсюда следует, что стратегия  инвестирования программ ФПГ будет  основываться, главным образом, на привлечении  частного отечественного и иностранного капитала. Высокая залоговая стоимость  группы и наличие ряда высокорентабельных проектов в инвестиционном портфеле служат доказательством реальности и перспективности выбранного пути.

      В целом, стратегия инвестирования, принятая ФПГ, подразумевает необходимость  группировки инвестиционных проектов в три блока: краткосрочные (период реализации до 2-х лет) , среднесрочные (3-4 года) , долгосрочные (более 4-х лет) . При этом обеспечивается: - основная направленность краткосрочных проектов на замещение импорта, производство продукции потребительского рынка (товаров народного потребления, продуктов питания) , развитие торгово-сбытовой инфраструктуры ФПГ; - решение задач  повышения экспортного потенциала, структурной перестройки промышленности и ее экологической эффективности  на основе реализации среднесрочной  и долгосрочной программы.

Информация о работе Маркетинг как система рыночной ориентации деятельности фирмы