Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:58, курсовая работа
Целью исследования работы является определение влияния маркетинега на производителей, потребителей и общества в целом, а также на развитие российских учреждений культуры, выявление слабых сторон маркетинговой деятельности в сфере культуры и разработка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности в современной российской культуре.
В соответствии с целью определен и круг задач:
1) раскрыть теоретические аспекты взаимосвязи маркетинга и общества;
2) рассмотреть действия отдельных людей и общества в целом, направленные на регулирование маркетинга;
3) раскрыть определение социального маркетинга;
4) провести анализ и сделать выводы об отношении к маркетингу в России в самых различных отраслях общества;
5) разработать предложение по совершенствованию маркетинговой деятельности в российских учреждениях культуры.
6) Выяснить действительно ли то, что определенные виду маркетинговой деятельности наносят вред отдельным потребителям, обществу в целом и другим фирмам.
Введение………………………………………………………………………...стр. 3-4
Глава I. Теоретические аспекты взаимосвязи
маркетинга и общества……………………………………………………..…... стр. 5
1.1 . Маркетинг и общество: приоритет потребителя……………………..... стр. 5-7
1.2 .Действия отдельных граждан и общества
в целом, направленные на регулирование маркетинга………………... стр. 7-11
1.3 .Социальный маркетинг: проблемы становления
и перспективы развития в обществе…………………………………... стр.11-14
Глава II. Анализ маркетинговой деятельности в сфере культуры
Российской Федерации, на примере музеев Москвы
и Санкт – Петербурга………………………………………………………...…стр. 15
2.1. Отношение к маркетингу в современной России……………………стр. 15-17
2.2. Определение маркетинга в сфере культуры………………………..….стр.18-21
2.3. Анализ маркетинговой деятельности на примере
музеев Москвы и Санкт – Петербурга. ……………………………………стр.21- 27
Заключение …………………………………………………………………стр. 28- 29
Список использованной литературы ……………………………………….....стр. 30
Анализ ценовой политики музеев Москвы и Санкт-Петербурга в области некоммерческих услуг (входная плата, экскурсионное и лекционное обслуживание) позволил сделать следующие выводы.
Исследуемые музеи (Московский Кремль, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкин. Государственный исторический музей, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей) активно применяют стратегию дифференцированных цен в области основных некоммерческих услуг, выделяя для целей ценообразования до двадцати различных групп посетителей, таких как, например, иностранные граждане, дети, студенты, школьники, пенсионеры, инвалиды, ветераны, военнослужащие, многодетные семьи, работники культуры и другие.
Наиболее заметной является дифференциация цен в отношении к иностранным гражданам. В целях увеличения доходов входная плата для зарубежных посетителей устанавливается в несколько раз выше тарифов для местного населения. Так, в Государственном Эрмитаже входная плата для иностранных граждан составляет 350 рублей, тогда как для российских посетителей — 100 рублей.
Анализ стратегии дифференцированных цен в музеях выявил ряд ее недостатков.
Во-первых, она негативно оценивается иностранными посетителями, что в конечном счете ведет к ухудшению международного имиджа музея (по опросу иностранных посетителей в музеях (всего 243 человека) методом анкетирования, в среднем каждый четвертый иностранный посетитель выражает отрицательное отношение к дифференциации цен). На сегодняшний день доля иностранных посетителей, к которым относятся граждане дальнего и ближнего зарубежья, составляет в исследуемых музеях от 10 до 30%. К примеру, в Эрмитаже доля посетителей из зарубежных стран составляет 29% (см. табл. 2).
Причем именно данная группа посетителей приносит основной доход музею. Как видно из табл. 2, среди российских граждан 39% пользуются бесплатным входом в музей.
Во-вторых, данная ценовая политика музеев отражается на сокращении повторных посещений иностранных туристов (63% опрошенных выразили сомнение относительно повторного посещения музея, причем 37% из них связывали это в той или иной мере с дифференцированной ценовой политикой).
В-третьих, дифференциация цен косвенно влияет на снижение доходов от дополнительной деятельности музеев (доходов сувенирных магазинов, кафе и так далее). 9% опрошенных отметили, что ценовая дискриминация вызвала негативную оценку музея уже на входе, что отразилось на сокращении времени посещения музея, в том числе времени на кафе, рестораны, магазины.
В-четвертых,
данная ценовая политика отличается самым
высоким уровнем
не только косвенных, но и прямых расходов.
Приведем в качестве примера опыт Государственного
Русского музея [11, с. 94].
Входной билет в Михайловский Дворец и Корпус Бенуа: для взрослых посетителей — 350 руб.;
Однако данный подход
не устраняет ценовую
Другой подход предполагает установление дифференцированных тарифов в зависимости от времени посещения музея и категории посетителей. Так, входной билет в Екатерининский дворец в Пушкине стоит 550 руб. Льготы предоставляются в летний сезон только в строго определенные часы — с 12.00 до 14.00 и с 16.00 до 17.00 — гражданам РФ (260 руб.), студентам РФ (130 руб.), школьникам РФ (90 руб.) и др. [11, с. 95].
Особую актуальность в данной связи приобретают вопросы потребления услуг малообеспеченными слоями населения. Для них целесообразно выделить определенные дни или часы бесплатного посещения. Например, в музее-заповеднике Московский Кремль каждый день с 16.00 до 17.00 предоставляется бесплатный вход пенсионерам, студентам дневной формы обучения, российским гражданам до 18 лет [11, с. 97]. В Эрмитаже определен один день в месяц, когда музей могут посетить бесплатно все желающие, — первый четверг месяца. (Следует заметить, что в России, согласно Федеральному закону от 23 июня 1999 г. № 115-ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», установлено бесплатное посещение музеев один раз в месяц лицам, не достигшим 18 лет).
Помимо
этого Эрмитаж уже ведет
Кроме того, Эрмитаж перешел на единые расценки для всех категорий посетителей на экскурсионное обслуживание по музею. Стоимость обзорной экскурсии по Эрмитажу на группу до 25 человек (как иностранных, так и российских граждан, а также школьников, студентов и др.) без учета стоимости входных билетов составляет 1500 руб. Обзорная экскурсия для всех категорий одиночных посетителей обойдется в 200 руб. (табл. 3).
Стоимость посещения с экскурсией отдельных экспозиций и филиалов музея также стала единой для всех посетителей, как льготных, так и нельготных категорий. К примеру, если в 2003 г. экскурсия в Галерею драгоценностей без учета стоимости входного билета обходилась для российских граждан в 35 руб., для льготных категорий — 35 руб., а для иностранных граждан — 160 руб., то с 2004 г. такое посещение обходится для всех посетителей в 300 руб. (табл. 4).
Посещение с экскурсией филиалов музея (Зимнего дворца Петра I, Меншиковского дворца, Музея фарфора, Главного штаба) для всех посетителей стоит на сегодняшний день 100 руб., тогда как до 1 февраля 2004 г. для российских граждан такое посещение обходилось в 20 руб. (для льготных категорий — 10 руб.), а для иностранных граждан — 480 руб. (табл. 5).
Применение
американского подхода в
Несмотря на низкие расходы по обслуживанию данной ценовой политики, доходы от нее в российских условиях будут очень низкими, что не отвечает задачам музеев в рыночных условиях. В результате возникает проблема разработки альтернативного подхода к установлению входной платы в музей, актуального в российских условиях.
На
основании вышеизложенного
Входную
плату в музей можно
Я
считаю, что данный подход позволит
сделать ценообразование более
гибким, предлагая различные тарифы
исходя из покупательских предпочтений,
а не принадлежности к определенной
категории посетителей, а также устранить
негативные последствия ценовой дискриминации.
Заключение
Итак,
мы убедились, что маркетинг является
неотъемлемой частью жизнедеятельности
общества. Маркетинг затрагивает
жизнь каждого из нас. Это процесс,
в ходе которого разрабатываются
и предоставляются в
Но в эпоху, когда потребитель гораздо лучше разбирается в практике компаний и значительно шире смотрит на вопросы экологии, опыты на животных и права человека, социальная ответственность и этика маркетинга стали решающими при удовлетворении требований потребителя.
Производители сталкиваются с принятием сложных решений, выбирая между обслуживанием клиента, с одной стороны, и попытками достижения между нуждами и желаниями потребителей и благополучием общества в целом – с другой.
Все изложенное в данной работе позволило сделать следующие выводы:
Я
считаю, что маркетинг в России
находиться на стадии развития, так
как не все предприниматели, управляющие
фирмами и маркетологи, в том
числе, знают как лучше организовать
свою маркетинговую деятельность так,
чтобы сами производители получили
прибыль, потребности потребителей
были полностью удовлетворены, и
при этом не нанося ни какого вреда
на общество в целом.
Список использованной литературы