Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:58, курсовая работа
Целью исследования работы является определение влияния маркетинега на производителей, потребителей и общества в целом, а также на развитие российских учреждений культуры, выявление слабых сторон маркетинговой деятельности в сфере культуры и разработка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности в современной российской культуре.
В соответствии с целью определен и круг задач:
1) раскрыть теоретические аспекты взаимосвязи маркетинга и общества;
2) рассмотреть действия отдельных людей и общества в целом, направленные на регулирование маркетинга;
3) раскрыть определение социального маркетинга;
4) провести анализ и сделать выводы об отношении к маркетингу в России в самых различных отраслях общества;
5) разработать предложение по совершенствованию маркетинговой деятельности в российских учреждениях культуры.
6) Выяснить действительно ли то, что определенные виду маркетинговой деятельности наносят вред отдельным потребителям, обществу в целом и другим фирмам.
Введение………………………………………………………………………...стр. 3-4
Глава I. Теоретические аспекты взаимосвязи
маркетинга и общества……………………………………………………..…... стр. 5
1.1 . Маркетинг и общество: приоритет потребителя……………………..... стр. 5-7
1.2 .Действия отдельных граждан и общества
в целом, направленные на регулирование маркетинга………………... стр. 7-11
1.3 .Социальный маркетинг: проблемы становления
и перспективы развития в обществе…………………………………... стр.11-14
Глава II. Анализ маркетинговой деятельности в сфере культуры
Российской Федерации, на примере музеев Москвы
и Санкт – Петербурга………………………………………………………...…стр. 15
2.1. Отношение к маркетингу в современной России……………………стр. 15-17
2.2. Определение маркетинга в сфере культуры………………………..….стр.18-21
2.3. Анализ маркетинговой деятельности на примере
музеев Москвы и Санкт – Петербурга. ……………………………………стр.21- 27
Заключение …………………………………………………………………стр. 28- 29
Список использованной литературы ……………………………………….....стр. 30
Сравнивая эти права, многие полагают, что баланс сил нарушен в пользу изготовителя. Конечно, покупатель имеет право не купить товар. Но критикам кажется, что покупателю, чтобы сделать правильный выбор, явно не хватает информации, образования и зашиты для принятия разумного решения, особенно когда продавцы достаточно изворотливы. Поборники интересов прав потребителей предлагают следующие дополнительные права.
Право быть хорошо проинформированным включает в себя право потребителя знать истинную стоимость единицы изделия наличие ценника), составляющие продукта и его питательную ценность пищевых продуктов (указание ингредиентов на упаковке), срок годности изделия (указание изготовления и срок хранения) и истинные преимущества данного продукта, правдивая реклама).
Потребители имеют не только право, но и обязанность защищать самих себя без передачи это функции кому-то другому. У потребителей, полагающих, что с ними плохо обошлись, есть несколько способов свои интересы, в том числе: жалоба руководству соответствующей компании или в средства массовой информации; обращение в соответствующие государственные органы, частные агентства или инициативные группы защиты интересов потребителей; подача судебного иска. [3, с. 77]
Инвайронментализм. В то время как консьюмеристы заняты проблемой эффективного обслуживания нужд потребителей системой маркетинга, инвайронменталисты озабочены воздействием маркетинга на окружающую среду и стоимостью обслуживания нужд и желаний потребителей. Их волнует ущерб, наносимый экосистеме карьерными выработками, вырубкой лесов, кислотными дождями, истощением озонового слоя в атмосфере, утечками токсичных веществ и отходами жизнедеятельности человека. Эта озабоченность и является основой инвайронментализма – организованного движения заинтересованных граждан, предпринимателей и государственных органов, направленного на защиту и улучшение состояния окружающей среды.
Инвайронменталисты не имеют ничего против маркетинга и потребления как таковых; они просто хотят, чтобы люди и организации действовали как можно осторожнее по отношению к окружающей их среде, не с целью максимизации потребления, предоставления потребителю как можно большего выбора или удовлетворения потребителя, а скорее — оптимизации "качества жизни". "Качество жизни" — это не только количество и качество потребительских товаров и услуг, но и качество окружающей среды. Инвайронменталисты хотят, чтобы как производитель, так и потребитель продукции, принимая свои решения, не забывали о возможном ущербе для окружающей среды.
Инвайронментализм оказал сильное влияние на ряд отраслей. Тяжелой индустрии, государственным коммунальным службам, химическим и сталелитейным компаниям пришлось осуществить крупные вложения в очистительные технологии, управление переработкой отходов и оборудование контроля загрязнения окружающей среды. В некоторых странах правительства издали жесткие правила регулирования для решения экологических проблем изготовителями автомобилей, например в Германии, где Министерство охраны окружающей среды пригрозило автомобильной промышленности, что законодательно заставит ее создать систему переработки автомобилей.
Однако экологическая политика в разных странах очень различается, а появления единых общемировых стандартов не приходится ждать раньше, чем через 15 лет (или даже больше). Хотя такие страны, как Дания, Германия, Япония и США, уже полностью разработали свою экологическую политику и оправдывают большие ожидания в обществе, другие крупные страны, например Китай, Индия, Бразилия и Россия, находятся на ранних стадиях разработки такой политики. Например, пластиковые бутылки для безалкогольных напитков нельзя использовать в Швейцарии или Германии. Однако ими предпочитают пользоваться во Франции, поскольку там разработан эффективный технологический процесс их утилизации. Можно смело утверждать, что международным компаниям бывает нелегко разработать единые экологические стандарты, которые действовали бы во всех странах мира. Поэтому они разрабатывают общие подходы, которые затем используются при подготовке адаптированных программ, соответствующих местным законам и ожиданиям.
90-е
годы часто называют
Концепция социального маркетинга занимает сегодня важные позиции в контексте развития теории и практики маркетинга. Анализ публикаций по данном вопросу показывает, что истоки данной концепции относятся к 50-м годам XX века, ко времени возникновения оригинальных концепций маркетинга, окрашенных ориентацией на потребителя, которые с годами вышли за пределы рыночных отношений.
Обозначения феномена, который в данной работе мы называем социальным маркетингом, демонстрируют разнообразие подходов к его пониманию. В работах, посвященные данному явлению, данное понятие нередко называют социально-этичным (этическим), этико-социальным, общественно – (социально-) ориентированным, социально ответственным, стратегическим, общественным, ответственным маркетингом, макромаркетингом и др.
Социальный маркетинг предполагает использование маркетинговых технологий не только в коммерческом обмене, но и в обмене, не предполагающем получения прибыли, а также усиления роли потребителя (индивидуального и общества в целом) в коммерческом и некоммерческом обмене. Нередко сущность социального маркетинга видят в том, что он имеет дело с социальными идеями, задачами или конкретными действиями. Между тем, социальные ориентиры маркетинга приобретают значительные позиции и в коммерческом маркетинге [12, с. 30] .
Проблема
дефиниции социального
Один из основоположников социального маркетинга, Ф. Котлер, называет данное явление маркетингом для некоммерческих организаций, и, учитывая необходимость ориентации социального маркетинга на общество и удовлетворение его интересов, говорит о необходимости дополнения традиционного маркетингового инструментария.
Сегодня
можно говорить о тенденции к
адаптации традиционного
Например,
известная с 60-х годов технология
маркетингового анализа, названная
Дж. МакКарти «4Р», ставящая во главу
угла товар, цену, место и продвижение,
дополняется сегодня новыми «Р»:
политикой, общественным мнением, окружающей
средой, людьми и т.д., то есть теми элементами,
которые отражают систему социальных
связей организации. Стоит отметить,
что сторонники экономического подхода
оценивают это как
Ф. Котлер, Дж. Зальтман и ряд других авторов считают, что социальный маркетинг управляет не двусторонними (поставщик – потребитель), а трехсторонними взаимоотношениями: организации (поставщика), потребителей и общества.
По мнению Ф. Котлера, которое разделяет широкий крут маркетологов, потребители отдают свои предпочтения организациям, демонстрирующим истинную заботу об удовлетворении их желаний и их благополучии, а также благополучии общества в целом.
Именно
у Ф. Котлера формируется
Ряд авторов, в частности И.Г. Гульченко, не разделяет понятий «маркетинг» и «социальный маркетинг», рассматривая маркетинг как социальную деятельность, обслуживающую процессы обмена в обществе [] .
По
мнению В.М. Мелиховского, социальный маркетинг
имеет много общего с экономической
социологией, изучая влияние экономических
факторов на различные формы социального
поведения людей. Отличие социального
маркетинга В.М. Мелиховский видит
в предоставлении им приоритетов
человека над потребностями
Интересный
подход к определению и оценки
потенциала социального маркетинга
демонстрирует Б.М. Голоден [12, с. 39].
Социальный маркетинг определяется
им как изучение и формирование потребностей
и удовлетворение их более эффективными
методами, чем конкуренты, при условии
повышения благосостояния всех членов
общества. По мнению Б.М. Голодца, современная
концепция социального
Анализируя
особенности социального
А.В. Решетников считает, что центральным понятием социального маркетинга выступает «социальная цель» [12, с. 39].
В
то же время существуют теории, согласно
которым «социологизм»
Глава
II. Анализ маркетинговой деятельности
в сфере культуры Российской федерации,
на примере музеев Москвы и Санкт Петербурга.
2.1.
Отношение к маркетингу в
Пожалуй, наиболее заметные сдвиги в отношении к маркетингу произошли в образовании. Маркетингу в России стали учить: сначала на различных краткосрочных курсах повышения квалификации и переподготовки, затем — в большинстве вузов, в лицеях и даже школах.
Появилась и получила широкое распространение литература по маркетингу — сначала популярная, затем учебная, а потом и специальная, в том числе периодическая (журналы «Маркетинг», «Спрос», «Рекламный мир», а позднее — «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», «Практический маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом», «Политический маркетинг»).
Возникло, оформилось, начинает действовать правовое поле, включающее в себя, прежде всего, законы Российской Федерации: о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках; о защите прав потребителей; о стандартизации; о сертификации продукции и услуг; о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров; о рекламе. Отменены или существенно сужены в сферах действия льготы, барьеры (экономические, бюрократические) и другие нерыночные регуляторы.
Накапливается потенциал информационного, программного, консультационного обеспечения маркетинга. Подросло первое поколение потребителей, принципиально не знакомых с этими стереотипами. Население в значительной своей части не захотело покупать плохие товары ради дешевых цен, не стало заискивать перед продавцами и производителями. Производителям не удалось, пользуясь новым соотношением отечественной и иностранных валют, изолировать отечественный рынок от иностранных производителей и выйти из конкуренции с импортными товарами. Ценой больших потерь и огромных усилий рынок все-таки продолжил свое развитие в направлении дальнейшего использования и расширения сферы действия маркетинга.
Особенно злободневными для современной России представляются вопросы практического осуществления прав потребителей в отношении качества товаров и проблемы сертификации продукции, структурная перестройка ассортимента продвигаемой на рынок продукции — прежде всего в пользу высококачественной наукоемкой продукции, а также услуг.