Эффективность исследования и реформирования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Факторы исследовательского потенциала управления играют большую роль в достижение эффективности исследования. Они отражают возможность использования ресурсов и достижения поставленных целей. Ведь просто наличие необходимых ресурсов еще не ведет автоматически к эффективности. Использование ресурсов зависит и от их структуры, доступности, цели, по которой используются ресурсы, мотивации их рационального использования и пр

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса 4
Глава 2. Фактологическое обеспечение исследования 6
2.1. Понятие факта и его роль в исследовании 6
2.2. Фактология и научное обоснование явлений 8
Глава 3. Оценки в исследовании систем управления 10
3.1. Роль и принципы оценивания в исследовании систем управления 10
3.2. Виды оценки параметров управления 12
3.3. Конструирование и использование показателей 13
3.4. Система показателей для исследования управления 15
Глава 4. Мышление в исследовательской и управленческой деятельности 18
4.1. Типология мышления 18
4.2. Эффективное мышление исследователя 24
Глава 5. Креативное образование современного менеджера 25
5.1. Отличительные признаки креативного образования 25
5.2. Формулы образования менеджера 28
5.3. Креативные роли в профессиональной деятельности менеджера 29
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая по Ерёменко.docx

— 63.31 Кб (Скачать)

• догматическое, приверженное какой-либо идее без оценки её актуальности, превращение  идеи в главный системообразующий  фактор концепции, нежелание критически переоценивать исходную идею;

• стереотипное, иначе говоря, переносное, оно характерно людям, склонным мыслить  принятыми шаблонами, боящимся отойти от этих шаблонов и попасть в область неопределенности, потерять ориентиры оценок;

• гибкое, т. е. способное меняться в соответствии с развитием науки, практическими потребностями эффективной деятельности.

По факторам методологии, таким  как подход к анализу и оценкам, средствам и методам исследования, можно выделить мышление аспектное, системное и концептуальное.

Конечно, эти типы проявляются как  некие прерогативы, приоритеты, которым  в процессах мышления уделяется  главное внимание, которые играют роль неких исходных позиций во всех размышлениях.

Аспектпый тип мышления характеризуется поиском какого-нибудь главного аспекта проблемы, который оказывает наиболее сильное влияние на все остальные аспекты. Но этот тип имеет и недостатки: одностороннее восприятие проблемы, отсутствие учета взаимосвязи ее различных аспектов. Он опасен искаженным, деформированным представлением о проблеме. Вот почему сегодня наиболее эффективным типом мышления является мышление системное.

Системное мышление считается весьма ценным качеством исследователя, потому что оно помогает охватить в оценках  и анализе все явление целиком, учесть самые различные связи  между его компонентами, свойствами и характеристиками, найти главное  — системообразующий фактор, увидеть  невидимые аспекты проблемы, прогнозировать поведение элементов.

Определенной разновидностью системного мышления является мышление концептуальное. Оно включает в себя все преимущества системного, но отличается от него повышенным вниманием к формированию концепции. Концептуальный тип мышления является некоторой модификацией системного типа, его "усилителем" и "стабилизатором".

Концепция — это комплекс ключевых положений или установок мышления, позволяющих сохранять направленность исследования, это своеобразный компас в движении мысли. Для исследований в области управления такими положениями могут быть следующие:

• управление — это всегда деятельность человека, в которой решающую роль играют цели и интересы;

• управление разнообразно и многовариантно, поэтому нельзя его сводить к  какому-либо одному варианту, каким  бы совершенным он ни показался;

• управление имеет два взаимосвязанных  аспекта существования, функционирования и развития — социально-экономический  и организационно-технический;

• управление построено на стремлении к гармонии (согласование, организация, координация и пр.), но это гармония равновесия, гармония противоречий, сочетания, а не гармония абсолютной устойчивости, однородности, одинаковости, единственности.

В мышлении каждого человека ярко проявляется как структура его  знаний, так и предрасположенность  к тем или иным видам знаний, готовность ими пользоваться в качестве инструмента. Поэтому типы мышления можно разделить и по приоритетным областям знаний: гуманитарное, математическое и технократическое.

Гуманитарное мышление, как правило, отдает предпочтение всем аспектам исследования, связанным с человеком, и инструментарием  своим выбирает словесное описание, оперирование понятиями, аргументирование ситуациями, объяснение образами, характером поведения.

В отличие от него математическое мышление построено на логике символов, предельной абстракции, четкости в  осмыслении зависимостей, моделировании  общности. В этом сила и одновременно слабость математического мышления.

Технократическое мышление построено  на сведении всех связей в явлении  или проблеме к таким, которые  существуют в технических устройствах, — простым причинно-следственным связям. При изучении социально-экономических проблем это может быть малоэффективно, потому что ведет к упрощению реальных процессов, исключению из исследования связей опосредованных, косвенных, ситуационных, периодических, функциональных, вариабельных и пр.

По степени абстрактности и  обобщенности можно выделить мышление теоретическое, эмпирическое и фактологическое.

Теоретическое мышление характеризует стремление к абстрактному обобщению, поиску закономерностей, формированию теории, определению общих признаков объективности, тех или иных выводов и результатов исследования, универсальности положений и формулировок. Теоретическое мышление опасно абстрагированием, которое ведет к потере сущности, особенностей явления, теоретическому схематизму или неоправданному глобализму.

Эмпирическое мышление отдает приоритет опыту, ограничивает обобщение опытом, опирается в оценках только на результаты опыта. Здесь наличие опыта рассматривается как высшая форма доказательства и аргументации.

Фактологический тип мышления проявляется в оценке и систематизации фактов, построении всей логики исследования и выводов на конкретных фактах. Иногда такое мышление заменяет научное объяснение фактологией, которая, как правило, ограничивается существующими фактами.

По механизму мышления можно  выделить типы ассоциативного, непосредственного  и интуитивного мышления.

Ассоциативное мышление функционирует посредством разнообразных ассоциаций, т. е. возникающих сравнений между явлениями по каким-либо признакам общности, похожести, тождественности. Ассоциативное мышление имеет недостатки: подмены понятий,  замене научной строгости "художественной расплывчатостью".

Способ непосредственного мышления заключается в прямом осмыслении фактов действительности и категорий  науки. Оно если и использует ассоциации, то чаще всего близкие по смыслу.

Наконец, интуитивное мышление построено на интуиции, в проявлении которой главную роль играет подсознание. Интуитивные оценки и выводы трудно объяснять, они являются результатом импульсов, идущих из подсознания человека. Но интуиция — это не только природное качество, но и результат интеллектуального развития человека, трансформации знаний и опыта в особый вид системного мышления, пускающего корни в глубины подсознания и питающегося им.

По характеру оценок и направленности мышления выделяются такие его типы: мышление критическое (негативизм), позитивное, конструктивное.

Критическое мышление характеризуется поиском отрицательных сторон проблемы, сложностей, трудностей ее решения, оценками явлений с позиций негативных последствий, иногда преувеличенным вниманием к недостаткам

Позитивное мышление является некоторой противоположностью негативизму. Оно направлено на поиск тех сторон, свойств и качеств явления, которые позволяют находить пути решения проблем, являющих скрытыми пружинами развития.

Иногда в совместной работе исследователей эти два типа мышления уравновешивают друг друга. Но существует и еще один тип — конструктивное мышление. Оно направлено на поиск и реализацию новых идей, решений, концепций. Это  мышление преобразования, трансформации, инноваций. Для этого типа мышления проблемы являются средством утверждения  нового или будущего. Это наиболее сильный и ценный тип мышления.

Полезно рассмотреть типы мышления, которые выделяются по такому критерию как способ воспроизведения действительности в мышлении. Здесь можно назвать  типы репродуктивного, аналогового, творческого  мышления.

Репродуктивное построено на прямом воспроизведении действительности и главной его проблемой является реальность и точность такого воспроизведения. Аналоговое мышление — это воспроизведение по аналогии, это постоянный поиск тождества или различия явлений проблем для более глубокого их понимания и осмысления. Это мышление категориями критерия, типологии, сравнения, определения понятий и пр.

Творческое мышление является как бы более высоким уровнем аналогового мышления. Оно включает и факторы интуиции, и использует методы далеких аналогий. Это мышление созидательное, даже тогда, когда оно направлено на отрицание чего-то.

В основе всех мыслительных процессов  лежат интересы, которые находят  свое выражение в целях проведения исследования. По целевым установкам, которые так или иначе всегда действуют в сознании человека, можно выделить типы мышления — научное, практическое, прагматическое.

Не всякое мышление ориентировано  на поиски закономерностей, формулировку научных положений, развитие науки. Часто в практике приходится наблюдать  ярко выраженное практическое мышление. Оно имеет установку на практическое решение проблем, и отбор проблем  здесь происходит только по критерию возможности ее практического решения, практической значимости. Некоторой  модификацией практического мышления является мышление прагматическое. Оно  имеет такую отличительную черту, как непосредственная польза, сиюминутный  эффект.

Вообще в формировании и развития мышления большое значение имеет  не только комплекс знаний исследователя, но и опыт. По роли опыта в формировании и функционировании мышления можно  назвать типы: эмпирического, аксиоматического и диалектического мышления.

Эмпирическое — это мышление по готовым образцам, отождествление по памяти, накопление, систематизация и организация опыта, проверка опытом. Главным признаком и критерием такого мышления является опыт, закрепляемый в памяти.

Аксиоматическое — мышление по правилам в виде аксиом, которые рассматриваются как некоторые истины, не требующие доказательств. Во многих случаях этот тип мышления проявляется как детерминистическое мышление, построенное на однозначности формулируемых положений.

Диалектическое мышление опирается на критерии противоречия, различения качества и количества, общего и частного и т. д. Поиск противоречий и путей их разрешения является главным отличительным признаком диалектического мышления.

Типология мышления имеет большое  значение в практике организации  и проведения исследовательской  деятельности. Она позволяет сформировать исследовательские группы по критериям  разнообразия типологических характеристик  и их гармоничного взаимодействия в  исследовательской деятельности. Она  также позволяет менеджеру оценить  свои особенности, чтобы лучшим образом  использовать свой интеллектуальный потенциал. Наконец, типологические характеристики могут подсказать менеджеру в  его работе над собой, как развивать  способности в области мышления, как строить программы образования  и профессионализации.

4.2. Эффективное мышление исследователя

Все вышеперечисленные типы мышления существуют в практике и каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны, которые проявляются в определенных обстоятельствах. Поэтому эффективность мышления исследователя зависит от того, в какой мере присущее ему мышление соответствует конкретным условиям и целям исследования, как развивается его мышление в процессах самообразования.

Когда менеджер разрабатывает стратегию  фирмы, то наиболее эффективным оказывается  тип творческого, гибкого, конструктивного  мышления. Когда он решает текущие  проблемы, — необходимо мышление прагматическое, конкретное, непосредственное.

Мышление — это не только совокупность правил его осуществления. Есть смысл говорить и об искусстве мышления. Оно проявляется во влиянии интуиции на мышление, в формах мыслительного процесса, его личностных  особенностях, связях с процессами  проявления  эмоций. Искусство мышления — это и управление собственными мыслительными процессами, способность ограничивать и направлять мысли, "расковывать" их при необходимости, концентрировать.

Эффективность мышления — это своеобразный ограничитель, стимул и качество мыслительного  процесса, дисциплинирующий его фактор.

Глава 5. Креативное образование современного менеджера

Понятия "креативная деятельность", "креативные способности", "креативное образование" сегодня широко используются во всем мире. Во многих странах в  школах бизнеса ведется специальная  подготовка менеджеров по программе  креативного менеджмента.

Креативное образование — образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека, на закрепление в его профессиональном сознании установки на инновации, включающее анализ проблем и вариантов деятельности. Современный менеджер все в большей и большей степени должен становиться творцом, исследователем, инициатором, вдохновителем. Но творцом менеджер должен стать в процессе образования (а не подготовки).

Креативный менеджмент начинается с креативного образования, где бы оно ни осуществлялось — в университете или школе бизнеса, в процессе самообразования или в практической деятельности.

5.1. Отличительные признаки креативного образования

Креативное образование имеет  ряд отличительных признаков.

1. Системологическое построение образовательного процесса. Возможность и потребность творчества появляется только тогда, когда получаемые и полученные знания составляют гармоничную целостность, соответствуют принципам взаимодополнения и взаимоусиления, когда их сочетание направлено на формирование творческого потенциала, поиск и развитие индивидуальных способностей. Оно предусматривает и требует согласования и гармоничного сочетания всех элементов образовательной программы. Композиция знаний рождает и стимулирует творчество. Показательны в этом отношении некоторые программы МВА. Она возникла не как жесткая программа, а как некая философия подготовки современного менеджера и ориентирована на развитие способностей в предпринимательской деятельности, развитие искусства менеджмента.

2. Технология образовательного процесса также оказывает существенное влияние на развитие творческих способностей менеджера. Технология образовательного процесса определяет возникновение в сознании человека определенных связей и взаимодействий знаний, их ранжирования относительно установок профессиональной деятельности, их практической значимости в конкретных ситуациях.

Информация о работе Эффективность исследования и реформирования систем управления