Эффективность исследования и реформирования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Факторы исследовательского потенциала управления играют большую роль в достижение эффективности исследования. Они отражают возможность использования ресурсов и достижения поставленных целей. Ведь просто наличие необходимых ресурсов еще не ведет автоматически к эффективности. Использование ресурсов зависит и от их структуры, доступности, цели, по которой используются ресурсы, мотивации их рационального использования и пр

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса 4
Глава 2. Фактологическое обеспечение исследования 6
2.1. Понятие факта и его роль в исследовании 6
2.2. Фактология и научное обоснование явлений 8
Глава 3. Оценки в исследовании систем управления 10
3.1. Роль и принципы оценивания в исследовании систем управления 10
3.2. Виды оценки параметров управления 12
3.3. Конструирование и использование показателей 13
3.4. Система показателей для исследования управления 15
Глава 4. Мышление в исследовательской и управленческой деятельности 18
4.1. Типология мышления 18
4.2. Эффективное мышление исследователя 24
Глава 5. Креативное образование современного менеджера 25
5.1. Отличительные признаки креативного образования 25
5.2. Формулы образования менеджера 28
5.3. Креативные роли в профессиональной деятельности менеджера 29
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая по Ерёменко.docx

— 63.31 Кб (Скачать)

 

 

 

Кафедра управления

 

 

Дисциплина: Исследование систем управления

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ

 

Эффективность исследования и реформирования систем управления

  

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Исследовательский  потенциал и принципы эффективности  исследовательского процесса 4

Глава 2. Фактологическое  обеспечение исследования 6

2.1. Понятие  факта и его роль в исследовании 6

2.2. Фактология  и научное обоснование явлений 8

Глава 3. Оценки в исследовании систем управления 10

3.1. Роль и  принципы оценивания в исследовании  систем управления 10

3.2. Виды оценки  параметров управления 12

3.3. Конструирование  и использование показателей 13

3.4. Система  показателей для исследования  управления 15

Глава 4. Мышление в исследовательской и управленческой деятельности 18

4.1. Типология  мышления 18

4.2. Эффективное  мышление исследователя 24

Глава 5. Креативное образование современного менеджера 25

5.1. Отличительные  признаки креативного образования 25

5.2. Формулы  образования менеджера 28

5.3. Креативные  роли в профессиональной деятельности  менеджера 29

Заключение 31

Список использованной литературы 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Всякая деятельность должна иметь  оценку эффективности ее выполнения. Это касается и исследовательской  деятельности. Не всегда легко оценить  эффективность исследования, особенно когда речь идет об исследовании управления. Но знать подходы к такой оценке необходимо.

Эффективность исследования — соразмерность  использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

Факторы исследовательского потенциала управления играют большую роль в достижение эффективности исследования. Они отражают возможность использования ресурсов и достижения поставленных целей. Ведь просто наличие необходимых ресурсов еще не ведет автоматически к эффективности. Использование ресурсов зависит и от их структуры, доступности, цели, по которой используются ресурсы, мотивации их рационального использования и пр. Все это в совокупности характеризует понятие исследовательского потенциала. Его величина, качество и реализация определяют достижение эффективности.

Эффективность исследования в значительной мере зависит  от принципов его построения и  осуществления.

В данной курсовой работе рассматриваются вопросы, непосредственно  связанные с эффективностью исследовательского процесса.

Глава 1. Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса

Эффективность исследования — это характеристика исследования, которая показывает как соотносятся затраты усилий (или ресурсов) на его проведение и результат (или степень достижения цели).

Исследовательский потенциал управления – возможность использования  ресурсов и достижения поставленных целей.

Факторы, характеризующие исследовательский  потенциал управления:

  • факторы методологической готовности – наличие цели и миссии исследования (обоснованность, научный подход к формулированию и постановке цели, понимание исследовательской группой). На основании цели и миссии разрабатывается концепция развития фирмы. Это комплекс положений, отражающих тенденции развития.
  • факторы наличия и структуры ресурсов (персонал, экономические, материально-технические, информационные, ресурсы времени). Ресурсы могут и должны быть взаимозаменяемыми, но до определенных пределов
  • факторы организационных возможностей – наличие необходимой организационной культуры и типа организации. Важную роль также играет позитивный и негативный организационный опыт, позволяющий успешно выбрать тип организации и организовать исследование.

 Организация исследования —  это организация интеллектуальной  деятельности, и она определяется  в значительной мере интеллектуальным  потенциалом исследователя.

Эффективность исследования зависит  от принципов его построения и  осуществления. Основным принципом  следует признать принцип объективности, заключающийся в соизмерении, сопоставлении факторов с объективной реальностью.

Принцип системности — это принцип поиска и определения связей, целостности, сопоставления свойств, нахождения границ внутренней и внешней среды. Он позволяет концентрировать исследования на сущности, главном, оценивать связи.

Принцип последовательности требует проведения исследования по определенной, технологии. "Слона можно съесть только по частям" — гласит восточная мудрость, которая образно может характеризовать этот принцип.

Принцип целеустремленности означает, что любое исследование должно иметь вполне определенную цель. Исследование — это не только разрешение возникшей проблемы, по и определение, к какой цели может вести это разрешение.

Принцип "обгонять, не догоняя". Иной вариант образного представления этого принципа формулируется как "не открывать велосипед". Любое исследование необходимо строить на достигнутом, не тратить время и усилия, на повторные решения, идти вперед, опираясь па известное и проверенное.

Принцип свободы мышления, который определяет необходимость снятия ограничений в полете мысли, фантазии, воображения, идеи.

Принцип управления мышлением. Как и всякий процесс, мышление должно быть не спорадическим и стихийным, а управляемым процессом. Это может быть управление процессом индивидуального мышления или процессом групповой мыслительной деятельности.

Принцип качественной и  количественной определенности исследования. Он заключается в том, что, по возможности, исследования надо проводить, опираясь на количественные измерители параметров, показатели, но при этом не терять качество изучаемых явлений.

Принцип фактологического обеспечения исследования, который заключается в том, что исследование необходимо строить на фактах. В этом основа и объективности исследования, и его успешности, а в конечном итоге и эффективности.

Принцип реализации креативного  образования менеджера, которое формируется в образовательных процессах, закрепляется и проявляется в практической деятельности и развивается в процессах исследования.

Принцип опоры на исследовательское  мышление менеджера, развитие которого должно мотивироваться в практике управления и в проведении исследования. Исследование преследует цель не только найти удачное решений проблемы, но и научить менеджера мыслить эффективно, исследовательски, инновационно.

Принцип трудоемкости. Всякое исследование должно быть рассчитано по его трудоемкости. От этого зависит его организация, рациональное использование всех ресурсов, и в конечном итоге - его эффективность.

Глава 2. Фактологическое обеспечение исследования

2.1. Понятие факта и его роль в исследовании

В исследовательской деятельности факт играет особую роль. Факт - это событие или явление действительное, реально существующее, все то, что произошло на самом деле и имеет тому убедительное подтверждение, это реальность, которая является очевидной и которую невозможно отрицать.

Факты в процессах управления являются основанием для оценок, распознавания  ситуаций и проблем, аргументами  для доказательства или опровержения. От наличия и достаточности фактов зависит качество управленческих решений, а следовательно, и эффективность управления.

Роль фактов в исследовании заключается  в том, что они очерчивают явление, как бы открывают проблему и позволяют  ее распознавать, являются посылкой, определяющей саму необходимость исследования, создают  мотивационное поле исследования. Без  фактов, отражающих существование, свойства и изменение явлений, не может  быть поставлено и проведено исследование.

На первый взгляд понятие факта  может показаться тождественным  понятию информация. Однако отражение  действительности может быть различным. Оно может быть субъективизированным, далеким от реальности. Информация может быть в виде фактов, но она может быть и в виде идей, оторванных от действительности, голых интерпретаций, искусственных гипотез, надуманных концепций, субъективных позиций, устаревшей идеологии.

 Факт — это особый вид информации, характеризующийся определенным ее восприятием, это информация, подтверждаемая информацией о реальности первой.

Факты играют большую роль в исследовательской  деятельности. Они являются основой  доказательства, помогают определить содержание проблемы, факты являются эмпирической основой исследования.

Факты изменений отражают совокупность изменений, происходящих с явлением. Это факты возникновения новых  свойств, ведущих к появлению  нового качества.

Можно также выделить факты связи  и факты взаимодействия. Первые характеризуют  наличие устойчивых связей явлений  или их свойств, вторые импульсивное или ситуационное возникновение  связей, их квантовый характер.

В исследовании важную роль играет количественное представление фактов или их содержательное описание. Не все факты имеют количественную форму, хотя количественной формой легче  оперировать.

Могут быть также факты, отражающие различные сферы деятельности социальную, экономическую, организационную, психологическую  и др.

Большое значение в проведении исследования имеет выделение фактов научных, отделение их от ненаучных, т. е. обычных. Научные факты — это факты, имеющие научную ценность, отражающие определенную методологию восприятия действительности, дающие новое знание или понимание явлений.

В исследовании, как правило, используется множество фактов и очень важно  определить их состав, провести отбор  фактов. Это невозможно сделать без понимания их характеристик, которые, в свою очередь, определяются классификационной принадлежностью. Зная классификацию фактов легче заметить их подтасовку, т. е. специальную подмену одного факта другим, либо тенденционный их подбор по заведомо или случайно ложным целям. Именно в этом суть выражения: "Есть Факты и фактики". С другой стороны, мудрость гласит: " Факты — упрямая вещь".

В исследовании факты являются средством  определения проблемы, оценки ситуаций, основой анализа и доказательства. При помощи фактов утверждаются результаты исследования.

2.2. Фактология и научное обоснование явлений

Система фактов, связанных логикой  исследовательского замысла, гипотезы, цели, характеризует понятие фактологии исследования. Можно сказать, что фактология — это способ соединения фактов в целостность, позволяющую что-либо открывать, доказывать, обосновывать, распознавать.

Фактология исследования определяется методологией отбора и селекции фактов, организацией сбора фактов, уровнем познания (состоянием науки), опытом исследователя, нравственностью. Фактологию можно представить в виде комплекса приемов, посредством которых осуществляется поиск, распознавание, отбор, получение фактов, а также их интерпретация (объяснение или толкование) и, наконец, оперирование фактами.

Качество любого исследования зависит  от фактов, их состава, структуры, достоверности, повторяемости, полноты, системности, конкретности, определенности.

Фактологическое обеспечение исследования представляет собой работу с фактами. Можно сформулировать следующие принципы и методы работы с фактами:

  1. Принцип проверки на объективность. Любой факт необходимо оценивать с позиции его соответствия реальности и объективным явлениям действительности.
  2. Отношение к сущности. Каждый из фактов может в различной мере отражать сущность явления. Факты должны быть существенными.
  3. Принцип информационной емкости. Каждый из фактов содержит определенный объем информации.
  4. Принцип научной ценности фактов (принцип концептуальности). Он заключается в том, что факты должны соответствовать критериям научной методологии исследования, правилам концептуального объяснения явлений.
  5. Принцип соответствия предмету исследования. Есть много фактов, которые ценны сами по себе, но не всегда имеют прямое отношение к предмету исследования.
  6. Принцип оценки источника факта. Когда оценивается достоверность факта, необходимо оценивать и надежность источника его получения.
  7. Принцип рационального сопоставления, сочетания и соединения фактов. Каждый факт в отдельности не обязательно ведет к какому-либо выводу, но соединение фактов показывает тенденции, характерные черты и особенности явления.
  8. Принцип достаточности фактов для обобщения, анализа или формулирования выводов. Всегда существует некоторая критическая масса фактов, из которой возникают понимание и выводы, делается открытие или рекомендация.
  9. Принцип научной интерпретации факта. Объяснение и толкование факта может быть различным и преследовать различные цели. Научная интерпретация предполагает объяснение с позиций истинности, объективности.

В работе с фактами в процессах  исследования  есть и опасности:

• преднамеренный выбор или подбор фактов, формирующих одностороннее  представление о проблеме и тенденциях развития, деформирует  их понимание;

• подтасовка фактов, т. е. замена некоторых  из них другими, замена главных, существенных фактов второстепенными, частными;

• искажение содержания факта его  тенденциозной интерпретацией, ложным разъяснением;

• фальсификация фактов, которая  выражается в определенном их подборе, искажающем действительное положение  вещей;

Информация о работе Эффективность исследования и реформирования систем управления