Эффективность исследования и реформирования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Факторы исследовательского потенциала управления играют большую роль в достижение эффективности исследования. Они отражают возможность использования ресурсов и достижения поставленных целей. Ведь просто наличие необходимых ресурсов еще не ведет автоматически к эффективности. Использование ресурсов зависит и от их структуры, доступности, цели, по которой используются ресурсы, мотивации их рационального использования и пр

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса 4
Глава 2. Фактологическое обеспечение исследования 6
2.1. Понятие факта и его роль в исследовании 6
2.2. Фактология и научное обоснование явлений 8
Глава 3. Оценки в исследовании систем управления 10
3.1. Роль и принципы оценивания в исследовании систем управления 10
3.2. Виды оценки параметров управления 12
3.3. Конструирование и использование показателей 13
3.4. Система показателей для исследования управления 15
Глава 4. Мышление в исследовательской и управленческой деятельности 18
4.1. Типология мышления 18
4.2. Эффективное мышление исследователя 24
Глава 5. Креативное образование современного менеджера 25
5.1. Отличительные признаки креативного образования 25
5.2. Формулы образования менеджера 28
5.3. Креативные роли в профессиональной деятельности менеджера 29
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая по Ерёменко.docx

— 63.31 Кб (Скачать)

Таким образом, вся окружающая нас  действительность предстает в виде явлений (события, ситуации, проблемы), о каждом явлении мы получаем информацию. Часть информации  мы получаем в  виде фактов - т. е. такой информации, достоверность которой не вызывает сомнения. Реальная картина окружающей действительности определяется системой фактов, исключающей возможности  манипулирования ими.

Глава 3. Оценки в исследовании систем управления

3.1. Роль и принципы оценивания в исследовании систем управления

Одной из сложных и важных проблем  исследования управления является оценка ситуаций, состояния, изменений, тенденций  и пр.

Оценка — это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель. На оценках построены анализ, нормативное регулирование функционирования и развития, поиск и определение тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений.

Оценки могут быть программно-тестовые и экспертные; коллективные и индивидуальные, точные и приблизительные. По процессным признакам существуют оценки эпизодические  и периодические; по масштабам оцениваемых  явлений  - общие и локальные; по организации и методикам проведения - простые и сложные. Выбор вида оценки имеет большое значение в  достижении успеха исследования.

Для оценки необходимо:

• выделение объекта и предмета оценки;

• установление критериев оценки и шкалы измерения;

• построение процедуры и системы  оценки;

• выбор средств и методов  оценки;

• использование результатов оценки.

Существуют определенные принципы оценивания, благодаря которым возможны адекватная оценка реальной действительности, глубокое понимание ситуаций, проблем  и тенденций.

1. Принцип научности. В основе оценки находятся методики ее проведения, они могут быть разными, но приоритетным является использование научных методов, методов математического моделирования, там, где это возможно.

2. Принцип целевого назначения. Оценка может иметь ясную, конкретную цель. Целью оценки может быть поиск путей развития, установление закономерностей и тенденций.

3. Принцип разнообразия, полноты и системности. Зачастую оцениваются те характеристики, которые известны, доступны, измеряемы. В результате получается деформированная оценка, не дающая полной картины явления или проблемы. При проведении оценки очень важно учитывать связь характеристик, стремиться к их полноте.

4. Принцип критериальной определенности. Критерий оценки — это точка отсчета, шкала измерений, это констатация специфики характеристики, подлежащей оцениванию. Чем точнее установлен критерий, тем объективнее и значительнее оценка.

5. Принцип количественной  определенности оценки. Оценивать можно в параметрах констатации качества, описания особенностей, но оценка может проводиться в количественных показателях, которые дают точную информацию и позволяют сравнивать, синтезировать, улавливать изменения. В исследованиях систем управления необходимо, по возможности, стремиться к количественным оценкам.

6. Принцип сочетания  оценки состояния и изменений. Чаще всего оценка является фиксацией состояния той или иной характеристики. Но в исследовании наиболее богатой информацией обладают оценки динамики, способные показать тенденции изменений,  предвидеть последствия. В конечном итоге необходимо сочетание того и другого.

7. Но оценка — это не просто установление и измерение тех или иных характеристик, это и деятельность исследователей, работа экспертов, математиков, программистов. Принцип независимости заключается в том, что оценка должна быть отделена от личностных отношений, служебной зависимости и амбиций.

3.2. Виды оценки параметров управления

Оценки могут быть различными. Исследователю  приходится выбирать наиболее приемлемые и эффективные. Многие параметры управления невозможно измерить точно, а некоторые даже вообще выделить и каким-либо образом отграничить. Поэтому многие оценки необходимо строить на статистическом анализе, либо использовать социометрические методы, тесты и экспертные оценки.

1. По области и масштабам оценивания  тех или иных ситуаций можно  выделить оценки общие и локальные.  Так проявляются и проблемы  управления. Одни из них имеют  общий характер, другие — ограничены  какой-либо областью деятельности.

2. Оценки могут быть простыми  и сложными, в зависимости от  того, предполагают ли они множество  расчетов или построены на  измерении первичной информации. В сложных оценках нередко  случается смещение акцентов  актуальности и важности.

3. В оценках большую роль играет  момент и продолжительность их  проведения. Можно выделить оценки  эпизодические и периодические.  Первые вызываются необходимостью  конкретной ситуации, возникновением  и обострением новых проблем,  вторые — систематическим исследованием  управления, мониторингом качества.

4. Существуют оценки точные и  приблизительные (грубые, предварительные,  ориентировочные). Вторая группа  снижает затраты на исследования, но глубокий анализ необходимо  строить на предельно строгих  и точных оценках.

5. По организации оценивания  выделяют оценки коллективные  и индивидуальные. Часто используется  их сравнительный анализ.

6. Методика проведения оценки  имеет ключевое значение в  ее корректности. В исследовании  управления часто используются  два вида оценки — тестовая  и экспертная. Не исключаются  и их различные комбинации. Тестовая  оценка может быть очень эффективной,  а успех экспертной оценки  в значительной мере определяется  принципами формирования экспертных  групп и организации их работы.

7. По получению информации и  методике ее обработки можно  выделить также статистическую  и нестатистическую оценку. Искусство  исследования проявляется и в  выборе вида оценок в конкретных  обстоятельствах.

3.3. Конструирование и использование показателей

Какой бы ни была оценка по своей процедуре, объекту, конструкции, она всегда сводится к определенным показателям, которые  характеризуют ее относительную  определенность, законченность, количественное выражение, возможность использования  в качестве стимулирования и пр.

Каждое явление имеет определенные свойства, которые выражаются в комплексе  характеристик. В свою очередь, характеристики имеют показатели, дающие возможность  судить о степени ее проявления, развитости, отличии от других характеристик. Показатель — это оцененная соответствующим образом характеристика явления (предмета, ситуации, проблемы, процесса и пр.) Вообще показатели играют очень важную роль в управлении. Они выполняют три функции.

Показатель является формой представления информации. Именно в показателях информация используется в сжатом виде, агрегируется. От этого повышается эффективность ее использования, скорости обработки.

Показатель является средством анализа целей, ситуаций, проблем, решений. Оперирование показателями вносит большую обоснованность в аналитическую работу, характеризует четкую логику, формирует эффективные технологии управления.

Наконец, показатели всегда связаны  с интересами человека. На показателях  строится система мотивации. И чем точнее показатели отражают интересы, тем эффективнее система стимулирования и мотивации. Именно эти функции показателей в управлении и определяют требования, которые к ним предъявляются.

  1. Требования валидности заключается в соответствии показателя конкретным целям его использования. Он должен "показывать" только то, что мы хотим оценить и измерить.
  2. Требование размерности особенно важно для количественных показателей. Недопустимо механическое соединение в одном показателе факторов различной размерности, например натуральных и экономических, социальных и технических.
  3. Не все явления и процессы можно количественно измерить, отсюда и требование измеряемости, отражения возможностей количественной оценки. Нельзя измерить социально-экономическую систему, но можно измерить количество филиалов, подразделений, персонала и пр. Легко измерить рост, гораздо труднее — развитие.
  4. Требование фактологичности отражает необходимость того, чтобы каждый показатель имел фактологическую основу, опирался на факты и возможность их использования при конструировании или расчете показателя.
  5. Требование допустимой простоты. Показателем тем эффективней оперировать, чем проще он по конструкции, расчетам, условиям использования, структуре информации. Но существуют пределы упрощения, за которыми теряется назначение показателя.
  6. Требование функциональной определенности, заключается не только в ясной принадлежности показателя к функции управления, но и в определенности роли показателя в процессе управления, его собственной функции — агрегация информации, средство анализа, рычаг воздействия при мотивировании, контроле, регулировании и т.д.
  7. В исследовании управления используется множество показателей, они должны быть увязаны друг с другом, представлять собой целостность по критериям объекта управления и цели его функционирования. Следовательно, должно действовать и требование системности, "увязки" показателей, обеспечения их совместимости.
  8. Показатель должен отражать реальные потребности исследования управления, быть ориентирован на практическое использование. Система показателей, на которых строится исследование, может показать его характер, предполагаемую эффективность и практическую значимость.

Данные требования касаются многих сторон работы с показателями: конструирование  показателей, их отбор и определение  состава, методические приемы использования.

3.4. Система показателей для исследования управления

Показатели, используемые в исследовании системы управления, многочисленны  и разнообразны, но они не всегда могут соответствовать целям  исследования, поэтому при отсутствии подходящих,  необходимо их конструирование.

В любом исследовании существует предмет  и объект. В исследовании управления в качестве объекта исследования выступает система управления, т. е. совокупность взаимосвязанных действий субъекта управления, позволяющих согласовывать  по общей цели деятельность людей. Необходимы показатели, которые отражали бы состояние, функционирование и развитие этой системы.

Показатели состояния характеризуют наличие тех или иных функций, связей, подразделений, свойств, квалификационных признаков, технических средств, информационных массивов и пр. К этой группе показателей относится и структура системы управления.

Существует другая группа показателей, отражающих изменения в управлении. Такие изменения могут быть повторяющимися, воспроизводимыми и невоспроизводимыми, характеризующими возникновение нового качества. Это показатели динамики, показатели функционирования и развития.

Первые включают процессы, которые  позволяют судить о поддержании  необходимых для работы соотношений, сочетаний, соответствий, пропорций, совместимости (например, функций, полномочий, индивидуальностей, технических средств и пр.).

Вторые отражают появление новых  свойств, рост характеристик, увеличение масштабов, новые варианты использования  ресурсов, все, что характеризует  появление нового качества.

Показатели предмета управления включают показатели цели, ресурсов и условий  их использования.

Действительно, реальное управление — это осознание и формулирование цели, распределение и использование ресурсов, учет конкретных условий, которые ограничивают возможности использования ресурсов, и в то же время имеют благоприятные факторы, которые надо увидеть, учесть и использовать для достижения цели.

Предмет управления отражает множество  показателей: экономические, материально-технические, информационные, социологические, организационные. Это показатели, выделяемые по составу  ресурсов, основным характеристикам  цели и условиям ее достижения.

В исследовании используются показатели, различные по конструкции: простые  и сложные. Простым показателем  является, например, количество работников в отделе, сложным (их называют синтетическими, расчетными) является показатель производительности труда, эффективности и пр. Качество сложного показателя зависит от его  конструкции и методики расчета, именно такие показатели являются основой  современного управления.

Показатели могут быть количественными  и качественными. Это разделение носит условный характер. Качество может быть оценено и отражено и в количественных единицах. В  практике исследования необходимы и  те, и другие.

По универсальности можно разделить  показатели на универсальные и узкоспециализированные. Первые дают возможность проводить сравнительный анализ различных свойств, объектов и условий, вторые — полнее исследовать специфику, оценить ее глубину, положительные и негативные проявления.

Существуют также показатели обобщающего  типа (интегральные) и показатели конкретные, которые характеризуют классификационные  различия или дифференциацию признаков, функций, методов и т. д. В исследовании управления большую роль играет сочетание  экономических и натуральных  показателей.

Комплекс, разнообразие, сочетание  и методологическая основа показателей  — все это важные факторы успеха в исследовании управления. Система  показателей формируется сознательно  и включает не только существующие, но и специально разработанные и  сконструированные показатели. Управление обогащается новыми показателями и  это позволяет глубже осваивать  и понимать тенденции его развития.

Глава 4. Мышление в исследовательской и управленческой деятельности

Мышление — это активный процесс отражения действительности в сознании человека, опирающийся на знания, интуицию, привычки и навыки и определяющий поведение человека в конкретной ситуации.

Мышление формируется, изменяется и развивается в процессе жизнедеятельности  по мере накопления опыта, получения  образования, в профессиональной деятельности. Оно зависит в определенной мере от индивидуальных особенностей личности, но может изменяться в довольно широких  пределах под воздействием образовательных  процессов, волевых усилий, специального тренинга, критических ситуаций, состояния  здоровья.

Деятельность менеджера заключается  в работе с людьми, в принятии управленческих решений, которые выполняют  сотрудники. Качество решений зависит  от характера и типа мышления менеджера. Менеджер должен работать не только с  людьми, но и работать над развитием  собственных качеств, и в первую очередь - мышления. Для развития индивидуального  мышления и для учета характеристик  мышления при формировании команды  необходимо знать, какие существуют типы мышления.

4.1. Типология мышления

Типы мышления можно выделить по различным критериям. И именно различие критериев типологического анализа  позволяет определить богатство  характеристик мышления индивидуальности. По критерию динамики мышления выделяют его типы:

Информация о работе Эффективность исследования и реформирования систем управления