Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:37, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических основ сегментации рынка, а также ее реализация на практике на примере банковской деятельности.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующую работу.
В первой главе изучить теоретические основы сегментации рынка: понятие, цели, методы рыночной сегментации в маркетинге, основные признаки и критерии сегментирования.
Во второй главе в качестве примера рассмотрим сегментирование клиентов банковских услуг, распространяющихся на разнообразные сегменты потребителей, выявим комплекс факторов, способствующих притоку потенциальных клиентов.
Введение
ГЛАВА 1. Сегментация объектов и субъектов рынка и позиционирование товаров
1.1. Понятие, цели, методы рыночной сегментации в маркетинге
1.2. Признаки и критерии сегментирования целевых рынков: сегментирование по потребителям, параметрам продукции, основным конкурентам
1.3. Отбор целевых сегментов рынков
ГЛАВА 2. Сегментация клиентской базы на основе факторов поведенческой лояльности
2.1 Особенности формирования лояльности клиентов
2.2 Построение сегментации пользователей кредитных карт банка
ГЛАВА 3. Рыночная сегментация банковских услуг
3.1 Нахождение целевого сегмента по параметрам потребителей
3.2 Сегментация банковских продуктов для разных категорий фирм и организаций
3.3 Сегментация по параметру товар - банковский продукт
Заключение
Литература
Таблица 1. Сегментация рынка по составу потребителей
Возраст (лет)
Мужчина
городской
Женщина
городская
Мужчина
сельский
Женщина
сельская
15-29
67600
80700
47100
50100
30-44
55400
66000
41000
43600
45-59
41800
49900
22100
23500
60 лет и выше
Следующий этап сегментации - это сегментация клиентов банка только по возрастному признаку (таблица 2).
Группа
Характерные черты жизненного цикла
Молодежь (15-22 года)
Студенты, лица, впервые нанимающиеся на работу;
более взрослые люди, готовящиеся вступить в брак
Молодые люди, недавно
образовавшие семью
(25-30 лет)
Люди, впервые покупающие дома и
потребительские товары длительного пользования
Семьи «со стажем»
(15-22 года)
Люди со сложившейся карьерой, но ограниченной
свободой финансовых действий.
Первоочередные цели - улучшение
жилищных условий, обеспечение финансовой защиты семьи,
предоставление образова-ния детям
Лица «зрелого возраста»
(40-55 лет)
У людей этой категории наблюдается рост дохода
по мере снижения финансовых обязательств. Важная цель-
планирование пенсионного обеспечения
Лица, готовящиеся к
уходу на пенсию
(55 и более лет)
Люди имеют накопленный капитал и стремятся
обес-печить его сохранность и настоящий устойчивый
до-ход
2. Сегментация клиентов банка по возрастному признаку.
Далее - сегментация клиентов банка в зависимости от тех услуг, кото-рые наиболее ими востребованы (табл. 3).
Таблица 3. Банковские продукты для разных категорий клиентов.
Группа
Примеры банковского обслуживания
Молодежь
Для членов группы характерна повышенная мобильность,
час-тые переезды, жизнь вне пределов дома. Им необходимы
услу-ги по переводу денег, краткосрочные ссуды, относительно
про-стые формы сбережений, банковские услуги,
позволяющие поддерживать мобильность.
Молодые люди,
недавно образо-вавшие
семью
Эта группа нуждается в открытии совместного банковского счега
для мужа и жены, кредитных карточек для покупки това-ров, в
разных формах возобновляемого кредита. Они прибега-ют к
формам сбережений (особенно, если планируется покупка жилья) и
к услугам по финансовой защите семьи (страхование и т.д.)
Семьи «со стажем»
Широко пользуются потребительским кредитом для покупки
товаров в рассрочку и улучшения жилищных условий. Практи-куют
сберегательные схемы для родителей и семей. Нуждаются
в консультировании по вопросам финансирования образования,
инвестирования сбережений, налогообложения, страхования,
завещательных распоряжений.
Лица зрелого возраста
и гото-вящиеся к ухо-ду
на пенсию
Наиболее устойчивая группа банковских клиентов. Хранят крупные
остатки на банковских счетах. Требуют высокого уровня
обслуживания, включая финансовое консультирование, помощь в
распоряжении капиталом, завещательные распоря-жения и т.д.
Теперь можем рассмотреть сегментацию рынка банковских услуг по уровню востребованности (табл. 4) предприятиями и фирмами различной величины, в зависимости от торгового оборота и сфер деятельности дан-ных фирм, в зависимости от их дальнейших планов.
Таблица 4. Сегментация деловых предприятии по величине торгового оборота и сферам деятельности.
Группа
Характерные особенности
Мелкие фирмы
Семейные предприятия с ограниченными финансовыми
Возможностями административного аппарата, минимум
планирования. Сфера деятельности территори-ально
ограничена. Коммерческий успех связан с полити-кой
1-2 ключевых лиц. Финансовая экспертиза ограничена
советами банка или дипломированных бухгалтеров
Средние фирмы
(сфера услуг)
Большое число работников. Потребность в долгосрочных
источниках финансирования для расширения операций
Средние фирмы
(розничная торговля)
Большое число работников. Большой объем бухгалтер-ской
счетной работы, а также операции с наличными деньгами
Средние фирмы
(обрабатывающая
промышленность)
Проблемы финансирования. Потребности в помещениях
Крупные фирмы
(услуги и розничная
торговля)
Ориентация на экспансию и захват рынков. Наличие
ши-рокой сети филиалов с обширным персоналом по
реализа-ции и административному контролю
Крупные фирмы
(обрабатывающая
промышленность)
Большая потребность в капиталовложениях в здания и
оборудование. Стремление вводить новые продукты, что
порождает необходимость в научно-исследовательских работах.
Постоянное стремление к завоеванию новых рынков, особенно
за границей.
Крупные фирмы
(сельское хозяйство)
Высокий уровень специализации производства. Сезонные
проблемы с наличностью. Относительно низкая отдача капитала
3.2 Сегментация банковских продуктов для разных категорий фирм и организаций
Рассмотрев состав всех возможных потребителей, можно произвести сегментацию банковских продуктов для разных категорий фирм и организа-ций (табл.5). Такое сегментирование имеет очень большое значение, так как значительная часть банковских операций приходится именно на долю различных категорий фирм и организаций.
Таблица 5. Банковские продукты для разных категорий деловых фирм
Группа
Примеры возможных банковских услуг
Мелкие
фирмы
Персональное финансовое обслуживание и планирование управления
недвижимостью. Специальные «стартовые ссуды» (включая кредиты
под гарантию правительства). Покупка потребительских товаров
в кредит погашением в рассрочку. Страхование жизни. Услуги по переводу
денег и бухгалтерскому оформлению документации
Средние
фирмы
Платежные операции, компьютерные услуги, связанные с
финансо-вой деятельностью. Кредитные карточки для работников фирмы.
Лизинговые и факторные операции. Среднесрочные и долгосрочные
ссуды для пополнения основного капитала.
Крупные
фирмы
Операции но выплате заработной платы. Консультации по вопросам
бизнеса. Услуги по экспорту и импорту. Долгосрочное кредитование.
.
В итоге такого анализа постепенно проясняется картина предстоящей деятельности, определяются отдельные ее части (сегменты), обосновываются приемлемые формы, формируются, пусть даже в предварительном виде, группы потребителей банковских продуктов.
Изучение всех потребностей рынка, на удовлетворение которых должна быть направлена политика банка, может оказаться чрезмерно глобальной задачей.
Для такого исследования у банка может не хватить ресурсов. Поэтому обычно аналитики снижают размерность исследования и прибегают к изу-чению сегментов по отдельным продуктам или направлениям. Выполнить такое исследование значительно проще и дешевле, чем подвергать анализу деятельность банка по многим его направлениям работы на рынке услуг.
Однако не следует полагать, что при анализе сегментов для единичного продукта (группы схожих) можно пренебречь исследованиями текущего состояния маркетинга на действующих сегментах банка. Наоборот, такие исследования необходимы. Но вводимые ограничения на изучаемый ассор-тимент услуг значительно упрощают стоящие перед аналитиком задачи.
Главный эффект, достигаемый от микроподхода к сегментированию, зак-лючается в снижении затрат на проведение сегментного анализа рынка. За-метим, что подобного рода исследования доступны даже для маркетолога небольшого банка.
3.3 Сегментация по параметру товар - банковский продукт
Для маркетингового сегментирования рынка банковских продуктов и банков были выбраны ведущие кредитные учреждения Кабардино-Балкар-ской республики: Северо-Кавказский Банк Развития и Реконструкции, БУМ Банк, Московский Индустриальный Банк, Сбербанк России, РОСТ Банк, Банк Северный Морской Путь, Банк Нальчик. Сегментирование проведем с уче-том такого параметра, как услуги, которые предлагаются данными кредит-ными учреждениями -товар (product);
В качестве параметра сегментации возьмем товар - банковский продукт.
Таблица 6. Сегментирование по банковским услугам.
Банковская продукции
СКБРР
БУМ
Банк
МИБ
Сбер--
банк
РОСТ
Банк
Банк
СМП
Банк
Нальчик
1. Валютный обмен
+
+
+
+
+
+
+
2. Учет коммерческих
векселей и
предоставление
кредитов
предприятиям предприятиям
+
+
+
+
3. 3. Потреби-тельский
кредит
+
+
+
+
+
+
4. Посредничество в
кредите
+
+
+
5.Сберегательные
вклады вклады
+
+
+
+
+
+
+
6. Хранение ценностей
+
+
+
+
+
7. Расчетно-кассо-вое
обслуживание
+
+
+
+
+
+
+
8. Финансовое
консультирование
+
+
+
+
+
+
9. Лизинг оборудования
10. Операции с ценными
бумагами
+
+
+
+
11. Трастовые услуги
12. Депозитные вклады
+
+
+
+
+
+
+
По данным табл. 6 самыми распространенными услугами среди предлагае-мых на исследуемом рынке Кабардино-Балкарской республики являются:
валютный обмен;
сберегательные вклады;
расчетно-кассовое обслуживание;
депозитные вклады;
предоставление кредитов предприятиям;
потребительский кредит;
финансовое консультирование.
Но такой информации недостаточно для выбора услуги, кроме того, не-обходимо знать, какие банки предоставляют льготы при обслуживании для различных социальных групп.
Для того чтобы заявить о себе и укрепить свои позиции на рынке, банки прибегают к рекламе. Реклама служит банкам не только средством утверж-дения на рынке, но и способствует продвижению услуг. Следовательно, рек-лама как политика продвижения учреждением своих услуг может быть рас-смотрена как параметр сегментации рынка банковских услуг. Рассмотрим один период- с января по декабрь 2006 года. Для этого выберем из средств массовой информации («Газета Юга», «Синдика-Информ», «Нальчик Эксп-ресс», «Кабардино-Балкарская правда») газету с самым высоким рейтин-гом. По данным социологического исследования в СМИ, самый высокий рейтинг занимает «Газета Юга». Проследим за количеством публикаций и размером занимаемой рекламной площади в этой газете, принадлежащих банкам республики (табл. 7).
Банки
«Газета Юга»
10.2005-10.2006
Кол-во объявлений
Общая площадь (см")
Северо-Кавказский Банк
Развития и Реконструкции
48
6*12.5
БУМ Банк
49
13 *13,5