Исследование сегментов рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических основ сегментации рынка, а также ее реализация на практике на примере банковской деятельности.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующую работу.
В первой главе изучить теоретические основы сегментации рынка: понятие, цели, методы рыночной сегментации в маркетинге, основные признаки и критерии сегментирования.
Во второй главе в качестве примера рассмотрим сегментирование клиентов банковских услуг, распространяющихся на разнообразные сегменты потребителей, выявим комплекс факторов, способствующих притоку потенциальных клиентов.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. Сегментация объектов и субъектов рынка и позиционирование товаров
1.1. Понятие, цели, методы рыночной сегментации в маркетинге
1.2. Признаки и критерии сегментирования целевых рынков: сегментирование по потребителям, параметрам продукции, основным конкурентам
1.3. Отбор целевых сегментов рынков
ГЛАВА 2. Сегментация клиентской базы на основе факторов поведенческой лояльности
2.1 Особенности формирования лояльности клиентов
2.2 Построение сегментации пользователей кредитных карт банка
ГЛАВА 3. Рыночная сегментация банковских услуг
3.1 Нахождение целевого сегмента по параметрам потребителей
3.2 Сегментация банковских продуктов для разных категорий фирм и организаций
3.3 Сегментация по параметру товар - банковский продукт
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 249.50 Кб (Скачать)


Курсовая работа

 

по дисциплине:

 

«Маркетинговые исследования»

 

на тему:

 

«Исследование сегментов рынка

 

 

 

 

 

 

Калуга, 2008

 

Оглавление

 

 

Введение

 

ГЛАВА 1. Сегментация объектов и субъектов рынка и позиционирование товаров

 

1.1. Понятие, цели, методы рыночной сегментации в маркетинге

 

1.2. Признаки и критерии сегментирования целевых рынков: сегментирование по потребителям, параметрам продукции, основным конкурентам

 

1.3. Отбор целевых сегментов рынков

 

ГЛАВА 2. Сегментация клиентской базы на основе факторов поведенческой лояльности

 

2.1 Особенности формирования лояльности клиентов

 

2.2 Построение сегментации пользователей кредитных карт банка

 

ГЛАВА 3. Рыночная сегментация банковских услуг

 

3.1 Нахождение целевого сегмента по параметрам потребителей

 

3.2 Сегментация банковских продуктов для разных категорий фирм и организаций

 

3.3 Сегментация по параметру товар - банковский продукт

 

Заключение

 

Литература

 

Введение

 

 

Любой предприниматель сознает, что его товары не могут нравиться всем покупателям, так как в мире трудно найти одинаковых потребителей с одинаковой реакцией на предлагаемый товар. Тем не менее один и тот же продукт может быть предназначен для различных групп потребителей, которые называются сегментами рынка, а процесс их выявления - сегментацией рынка.

 

Сегментация рынка - это определенная стратегия более рационального и полного приспособления производства и маркетинговых действий к потребителям рынка и требованиям покупателей. Эта стадия состоит в выделении из общей массы потенциальных потребителей продукции фирмы отдельных типичных групп, предъявляющих однородные требования к товару, одинаково реагирующих на рекламу, т. е. групп с одинаковыми потребительскими мотивациями, предпочтениями и поведением. Каждая такая группа образует определенный сегмент рынка, ориентируясь на который и осуществляется та или иная программа действий.

 

Сегментация рынка нацелена на узкую группу потребителей (сегмент рынка) через единый специализированный план маркетинга, который основывается на потребности. Для того, чтобы достигнуть главной и единственной цели своей деятельности - получения максимальной прибыли, предприятию целесообразно вместо разорительной борьбы с конкурентами эффективнее обслуживать тот или иной сегмент рынка.

 

Среди наиболее актуальных направлений в процессе сегментирования рынка можно выделить следующие: уточнение концепции сегментации и, соответственно, ее определения; перечисление способов сегментации; конкретизация признаков сегментации; совершенствование способа сегментации по свойствам продукта по параметрам их выраженности; совмещение сегментации и позиционирования; разработка способов сбора информации для проведения сегментации по свойствам продукта этого сегмента.

 

Целью данной работы является исследование теоретических основ сегментации рынка, а также ее реализация на практике на примере банковской деятельности.

 

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующую работу.

 

В первой главе изучить теоретические основы сегментации рынка: понятие, цели, методы рыночной сегментации в маркетинге, основные признаки и критерии сегментирования.

 

Во второй главе в качестве примера рассмотрим сегментирование клиентов банковских услуг, распространяющихся на разнообразные сегменты потребителей, выявим комплекс факторов, способствующих притоку потенциальных клиентов.

 

В третьей главе рассмотрим процесс нахождения целевого сегмента рынка исходя из характеристик потребителей и параметров продукции банковской деятельности.

 

Объектом исследования является непосредственно сами сегменты рынка, т.е. части рынка, на которые направлена деятельность предприятия.

 

Предметом изучения является процесс выявления этих сегментов, а также их исследование.

 

Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке и применении на практике сегментации рынка банковских услуг в соответствии с определяющими критериями.

 

Теоретическую основу работы составили труды отечественных ученых: Беляевский И.К., Голубков Е.Н., Коротков А.В., Ковалев А. и некоторых других.

 

ГЛАВА 1. Сегментация объектов и субъектов рынка и позиционирование товаров

 

 

1.1. Понятие, цели, методы рыночной сегментации в маркетинге

 

 

Концепция рыночной сегментации основана на идее, что потребители неодинаковы, и поэтому рынки дифференцированы. С обострением во всем мире проблем реализации товаров и услуг и конкурентной борьбы наметился явный переход в производстве и реализации товаров и услуг от политики обслуживания массового потребителя к максимальному приспособлению к требованиям различных потребительских сегментов.

 

Понятие "рыночная сегментация" можно рассматривать как стратегию маркетинга, разделяющую определенный рынок или определенную совокупность покупателей на отдельные сегменты, или группы. Они имеют максимальную внутреннюю однородность по отношению к установленным критериям и максимальные внешние различия по отношению друг к другу, что позволяет использовать те или иные инструменты маркетинга.

 

Сегментирование рынка товаров и услуг направлено на то, чтобы найти для одного и того же товара однородные группы потребителей (покупателей), обладающие некоторыми общими характеристиками, которые могут быть использованы для проведения специфической торговой политики.

 

Принципы сегментации неодинаковы для различных товарных, отраслевых, региональных, национальных или мировых рынков. Единого метода сегментации рынка, который обеспечил бы неизбежный успех в поиске потенциального потребителя, не существует.

 

Таким образом, сегментация рынка (market segmentation) - это процесс разделения рынка на отдельные группы потребителей (покупателей), для которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга по какому-либо критерию (признаку).

 

Сегмент рынка (market segment) - группа потребителей (покупателей), одинаково реагирующих на один и тот же набор потребительских стимулов маркетинга.

 

Сегментирование позволяет установить количественные характеристики: число выделенных групп, их размер, тенденции развития; дает возможность вскрыть причинно-следственную связь поведения потребителей и позволяет на основе анализа признаков поведения выделить и описать условные их типы.

 

Наибольший социально-экономический эффект, связанный с доведением до потребителей товаров и услуг, достигается за счет глубокого изучения их потребностей в товарах и услугах, которые формируются под влиянием многих факторов [3; 238-245с.].

 

Цели сегментирования

 

Можно сформулировать три цели сегментирования. Первая вытекает из того, что фирма не в состоянии освоить весь рынок, и вынуждена довольствоваться только его частью. Выделив эту часть посредством сегментирования, она получает возможность целенаправленно сконцентрировать свои усилия на тех покупателей, которые окажутся для нее наиболее привлекательными.

 

Вторая обусловлена тем, что выявленная группа покупателей (целевой рынок) может оказаться для фирмы частично недоступной из-за действий конкурентов. Анализ возможностей конкурентов в структур выделенных сегментов позволет выделить те из них, на которых конкуренты либо менее активны, либо покупатели скептически относятся к их товарам. Эти сегменты, если фирма не хочет бороться с конкурентами, и будут для нее наиболее предпочтительными.

 

Третья цель сегментирования разумна в тех случаях, когда рынок не имеет сложной многоаспектной структуры по сегментам. Ее суть заключается в том, что, если сегментов мало, фирма должна стремиться к тому, чтобы на каждом из них обеспечить свое присутствие, т.е. каждому сегменту предложить особую, наиболее подходящую для него модель товара [1; 154-155с.].

 

Методы сегментации рынка

 

Практика маркетинговой деятель-ности свидетельствует, что более глубокая сегментация основы-вается не на одном каком-либо признаке (хотя, возможно, и очень существенном), а, как правило, на комбинации различных при-знаков. На этом построены все существующие в настоящее вре-мя процедуры и методы сегментации рынка. Среди методов выделяют следующие:

 

· метод сегментации по выгодам;

 

· метод построения сетки сегментации;

 

· метод многомерной классификации;

 

· метод группировок;

 

· метод функциональных карт.

 

Метод сегментации по выгодам основан на построении моде-ли поведения потребителей. Предусматривается последователь-ное прохождение трех этапов.

 

A. Определение выгод, которые интересуют потребителей.

 

B. Определение различий в образе жизни, которые предоп-ределяют сегментацию по выгодам.

 

C. Определение того, содержат ли сегменты по выгодам раз--

личные представления о товаре и конкурирующих марках.

 

Модель поведения потребителей демонстрирует, как комби-нация различий между потребителями и потребительскими си-туациями определяет их поведение. В центре стоят искомые потребителем выгоды от товара. Эти искомые выгоды определяют восприятие и оценку альтернатив. Восприятие, в свою очередь, определяет выбор товара и его употребление.

 

Глубокая сегментация начинается с выгод и действует по принципу прямой и обратной связи или начинается с поведения и действует по принципу обратной связи. Затем каждый сегмент описывается в категориях поведения, предпочтений, искомых выгод, потребительских ситуаций, потребительской демографии, географии и образа жизни.

 

Реализуя этот процесс, можно опираться на интуицию и ис-пользовать способность к оценкам или же применять сложный статистический анализ.

 

Метод построения сетки сегментации. Метод построения сетки сегментации используется на уровне макросегментации для вы-деления базовых рынков. Рассматривается комбинация перемен-ных, характеризующих функции, потребителей и технологии. На основе анализа значимости выделяются основные сегменты, да-ющие наибольший процент предпочтений.

 

Например, функция -- уборка помещений, потребители -- домашние хозяйства и служебные офисы, технологии -- пыле-сос для сухой уборки и пылесос для влажной уборки. Исследо-вания показали, что примерно 70% домашних хозяйств для уборки квартиры предпочитают пылесосы сухой уборки. В то же время 83% работников служебных офисов отдали предпочтения пыле-сосам для влажной уборки. Таким образом, выделено два раз-личных сегмента базового рынка для предприятия, специализи-рующегося на производстве бытовой техники.

 

Метод многомерной классификации. Сущность метода заклю-чается в одновременной многомерной (автоматической) класси-фикации признаков потребительского поведения. Такой подход базируется на следующих предположениях. В один тип объединяются люди, имеющие сходства между собой по ряду призна-ков (демографических, социально-экономических, психографи-ческих и т.п.). Степень сходства у людей, принадлежащих к од-ному типу, должна быть выше, чем степень сходства у людей, принадлежащих к разным типам. С помощью такого подхода ре-шается задача типизации потребителей по наиболее важной ком-поненте.

 

Исследования поведенческой реакции отечественных потре-бителей на моду выявило три типа потребителей (включающих мужчин и женщин). «Избирательный тип» представляет лиц, тщательно отбирающих модные новинки и предъявляющих к ним высокие требования. «Независимый тип» характеризует лиц, сдер-жанно реагирующих на моду и придерживающихся выбранного стиля.

 

«Безразличный тип» считает, что мода не имеет никако-го значения, а изделия должны быть недорогими и практичны-ми.

 

Метод группировок состоит в последовательной разбивке со-вокупности объектов на группы по наиболее значимым призна-кам. При этом один из признаков выделяется в качестве систе-мообразующего. Формируются подгруппы, в которых значимость этого признака значительно выше, чем во всей совокупности потенциальных потребителей данного товара.

 

Метод функциональных карт предполагает проведение «двой-ной» сегментации: по продуктам и по потребителям. Такие кар-ты могут быть:

 

однофакторными, когда двойная сегментация рынка про-водится по какому-либо одному фактору и для однород-ной группы изделий;

 

многофакторными -- при анализе того, для каких групп по-требителей предназначена конкретная модель изделий и какие ее параметры наиболее важны для продвижения то-вара на рынке.

 

В любом случае с помощью составления функциональных карт можно определить, на какой сегмент рынка (т.е. определенную по ряду признаков группу потребителей) рассчитано данное из-делие и какие его функциональные параметры соответствуют тем или иным запросам потребителей.

 

Наиболее распространенными методами сегментационного анализа и выбора целевых рынков в международном маркетинге являются матричный, статистический методы и метод кластерного анализа.

 

Матричный метод основывается на определении наиболее предпочтительной стратегии маркетинга (например, стратегии стандартизированного маркетинга) и анализе факторов внешнего окружения с точки зрения их влияния на элементы программы и комплекса маркетинга. Сравнивая характеристики различных рынков с точки зрения их соответствия выбранной стратегии маркетинга фирмы (например, стандартной программе маркетинга фирмы), можно выделить те из них, где усилия по модификации программы маркетинга будут минимальными. Эти национальные или региональные рынки и будут наиболее привлекательными для первоочередной экономической экспансии.

 

Статистический метод сегментационного анализа предполагает определение внешнего фактора и так называемых активных переменных (т. е. признаков покупателей или рынков, по которым непосредственно происходит формирование сегментов) и пассивных переменных (т. е. тех признаков, которые служат для более полного описания уже очерченных сегментов).

 

Цель кластерного анализа состоит в обобщении множества переменных, характеризующих различные рынки или группы потребителей (покупателей) для того, чтобы, исходя из этих переменных образовать по критерию сходства оптимальное число их типов.

 

Основной недостаток методов статистического и кластерного анализа состоит в том, что различным признакам придаются одинаковые значения, и потому полученный результат может быть продуктом формальной логики. Поэтому требуется правильный отбор переменных с учетом их важности с точки зрения маркетинговой стратегии и программы фирмы на мировом рынке [8; 138-142с.].

Информация о работе Исследование сегментов рынка