Исследование сегментов рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических основ сегментации рынка, а также ее реализация на практике на примере банковской деятельности.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующую работу.
В первой главе изучить теоретические основы сегментации рынка: понятие, цели, методы рыночной сегментации в маркетинге, основные признаки и критерии сегментирования.
Во второй главе в качестве примера рассмотрим сегментирование клиентов банковских услуг, распространяющихся на разнообразные сегменты потребителей, выявим комплекс факторов, способствующих притоку потенциальных клиентов.

Оглавление

Введение
ГЛАВА 1. Сегментация объектов и субъектов рынка и позиционирование товаров
1.1. Понятие, цели, методы рыночной сегментации в маркетинге
1.2. Признаки и критерии сегментирования целевых рынков: сегментирование по потребителям, параметрам продукции, основным конкурентам
1.3. Отбор целевых сегментов рынков
ГЛАВА 2. Сегментация клиентской базы на основе факторов поведенческой лояльности
2.1 Особенности формирования лояльности клиентов
2.2 Построение сегментации пользователей кредитных карт банка
ГЛАВА 3. Рыночная сегментация банковских услуг
3.1 Нахождение целевого сегмента по параметрам потребителей
3.2 Сегментация банковских продуктов для разных категорий фирм и организаций
3.3 Сегментация по параметру товар - банковский продукт
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

 

Совокупная ценность покупателя для компании, выраженная в финан-совом отношении.

 

Спектр потребляемых клиентом продуктов и услуг из продуктового портфеля организации.

 

Оценка динамики потребления продуктов и услуг компании [10; 217-228с.].

 

2.2 Построение сегментации пользователей кредитных карт банка

 

 

Далее анализируется методология проведения сегмен-тации клиентской базы пользователей револьверных кредитных банковских карт на основе RFM-методологии с целью дальнейшего запуска целевых кампаний для выделенных сегментов.

 

Так как основной целью является сегментация клиентской базы для пос-ледующего запуска целевых предложений для различных сегментов, оцен-ку динамики потребительской активности клиентов предлагается проводить только за три последних месяца (период), чтобы получить актуальный срез потребительской активности клиентов банка. Таким образом, представля-ется целесообразным следующее разделение клиентов по методологии RFM-анализа:

 

*Давность осуществления последней транзакции (Recency): более 100 дней назад; 60-100 дней назад; менее 60 дней назад.

 

*Частота осуществления транзакций (Frequency). 1 период = 3 месяцам: реже 1 раза в период; 1 -2 раза в период; 3 и более раз в период.

 

*Денежная ценность клиента (Monetary Value) - средний процент ис--

пользуемого кредитного лимита: 0-33%; 33-67%; 67-100%.

 

Использование вышеперечисленных параметров позволяет разделить всю клиентскую базу пользователей кредитных карт банка на 27 технологических сегментов, соотнесенных между собой в виде следующей матрицы (рис. 1).

 

JВся клиентская база со

 

сроком обслуживания

 

более 100 дней             

 

 

 

п Более100 дней

 

назад                           

60-100 дней

 

назад                            

Менее 60 дней

 

назад             

 

 

 

Менее

 

1 раза/

 

пер             

1-2

 

раза/

 

пер             

3 и более

 

раза/

 

пер             

Менее

 

1 раза/

 

пер             

1-2

 

раза/

 

пер             

3 и более

 

раза/

 

пер             

Менее

 

1 раза/

 

пер             

1-2

 

раза/

 

пер             

3 и более

 

раза/

 

пер             

 

 

 

1

 

0-

 

33%                           

4

 

0-33%                           

7

 

0-33%                           

10

 

0-33%                           

13

 

0-33%                           

16

 

0-33%                           

19

 

0-33%                           

22

 

0-33%                           

25

 

0-33%             

 

2

 

33-

 

67%                           

5

 

33-67%                           

8

 

33-67%                           

11

 

33-67%                           

14

 

33-67%                           

17

 

33-67%                           

20

 

33-67%                           

23

 

33-67%                           

26

 

33-67%             

 

3

 

67-

 

100%                           

6

 

67-100%                           

9

 

67-

 

100%                           

12

 

67-

 

100%                           

15

 

67-

 

100%                           

18

 

67-

 

100%                           

21

 

67-

 

100%                           

24

 

67-

 

100%                           

27

 

67-

 

100%             

 

 

 

Рис. 1. Технологическая сегментация клиентской базы

 

Дальнейшая работа с моделью обусловлена необходимостью формирования из полученного массива данных маркетинговой сегментационной модели, адаптированной для операционной работы с клиентской базой. С помощью методологии RFM-анализа можно определить две ключевые пе-ременные, описывающих сегмент с маркетинговой точки зрения - склон-ность клиентов к оттоку и их ценность для банка с экономической точки зрения. Первый параметр определяется путем перекрестного анализа таких данных, как дата осуществления последней транзакции и средняя интенсив-ность осуществления транзакций в прошлом (за 3 месяца до даты после-дней активности по кредитной карте).

 

Параметр ценности клиента для банка определялся путем сопоставительного анализа показателей, демонстриру-ющих среднюю частоту осуществления транзакций в прошлом и процента используемого при этом кредитного лимита по карте.

 

Таким образом, до построения окончательной маркетинговой сегмента-ции необходимо присвоить каждому из 27-ми технологических сегментов критериальные характеристики по двум основным маркетинговым переменным. Для этого представляется целесообразным использовать следующие матрицы, демонстрирующие вероятность оттока клиента (рис. 2) и его цен-ность для банка (рис. 3).

 

                           

Средняя частота реализации транзакций

 

за анализируемый период (3 месяца

 

до даты последней транзакции)             

                           

Менее 1 раза

 

в период             

1-2 раза в

 

период             

3 раза в период

 

и чаще             

 

Дата

 

последней             

Более100 дней

 

назад             

Средний             

Высокий             

Высокий             

 

транзакции             

60-100

 

дней назад             

Норма             

Средний             

Высокий             

             

Менее 60

 

дней назад             

Норма             

Норма             

Средний             

 

 

 

Рис. 2. Матрица склонности клиентов к оттоку.

                           

Средняя частота реализации транзакцией

 

за анализируемый период (3 месяца до

 

даты последней транзакции)             

                           

Менее 1 раза в

 

период             

1-2 раза в

 

период             

3 раза в период

 

и чаще             

 

Средняя             

0-33%             

Низкая             

Низкая             

Средн Средняя             

 

утилизация             

33-67%             

Низкая             

Средняя             

Высокая             

 

лимита             

67-100%             

Средняя             

Высокая             

Высокая             

 

 

 

Рис. 3. Матрица прибыльности клиентов.

 

Следующим шагом является построение первичной маркетинговой сегментационной матрицы клиентской базы банка на основе перекрестного ана-лиза показателей склонности клиентов к оттоку и их ценности для организа-ции (рис. 4). Цифры, находящиеся в анализируемых полях данной матрицы, являются номерами технологических сегментов клиентской базы.

             

Риск потери клиентов (склонность к оттоку)             

             

Высокий             

Средний             

Норма             

 

Ценность             

Низк Низкая             

5             

 

клиентов

 

Це нность

 

клиентов             

Средняя Средняя             

2             

3             

4             

             

Высокая Высокая             

1                                         

 

 

 

Рис.5 Финальная маркетинговая сегментация.

 

 

Краткое описание выде-ленных сегментов

 

Всего, таким образом, предлагается выделить 5 ос-новных сегментов, для каж-дого из которых необходимо разработать комплекс целе-вого маркетингового воз-действий. Ниже описаны ключевые характеристики выделенных сегментов, а также сформулированы крат-кие рекомендации по работе с каждым из них.

 

Сегмент 1 включает в себя высокодоходных потребителей, склонных к оттоку. Ключевой задачей целевых кампаний для этого сегмента является удержание клиентов в числе активных пользователей кредитных карт банка и способствование росту их лояльности по отношению к кредитной органи-зации. Вопрос принесения этими потребителями прибыли в данном случае является второстепенным, так как запускать в их отношении акции, рассчитанные на стимулирование, представляется целесообразным только после того, как снизится риск их ухода в отток.

 

В сегмент 2 попадают среднедоходные клиенты с высокой вероятнос-тью оттока. Представляется целесообразным рекомендовать маркетинго-вые акции, способствующие удержанию данных потребителей. Важно от-метить, что затраты на эти акции не должны быть слишком высокими, так как доходность входящих в данный сегмент клиентов является средней. В противном случае стоимость удержания клиента может оказаться выше при-были, которую он принесет.

Клиенты, представляющие собой сегмент 3, являются средне- и высокодоходными, и при этом они лишь незначительно выбились из своего гра-фика использования кредитных карт, то есть их склонность к оттоку можно признать средней. Таким образом, ключевой задачей маркетингового воз-действия на этот сегмент представляется стимулирование к более интенсивному использованию кредитной карты на фоне дополнительных, преимущественно низкозатратных, усилий, направляемых на укрепление уровня лояльности данной категории потребителей.

 

Сегмент 4 преимущественно состоит из среднедоходных клиентов. Ана-лиз показателей склонности к оттоку позволяет сделать вывод о том, что эти клиенты являются наименее рисковым сегментом.

 

Представляется целесообразным в отношении этих клиентов использо-вать преимущественно краткосрочные стимулирующие предложения для под-нятия уровня их прибыльности для банка. Льготы, предоставляемые потребителям в рамках целевого воздействия, представляется целесообразным исполь-зовать лини, после выполнения клиентом условий участия вакцин.

 

Сегмент 5 объединяет низкодоходных клиентов, тратить на которых значительный бюджет в рамках целевых кампаний не представляется целе-сообразным. Так как мероприятия по удержанию склонных к оттоку клиен-тов, как правило, очень затратны для организации, не представляется целе-сообразным разрабатывать такие предложения для клиентов, входящих в этот сегмент. Ключевым направлением действий организации в отношении данной категории пользователей представляется их стимулирование к бо-лее активному использованию кредитных продуктов банка. Как и в случае с сегментом 4, представляется целесообразным предоставлять клиентам льготы только после выполнения условий акции.

 

ГЛАВА 3. Рыночная сегментация банковских услуг

 

 

3.1 Нахождение целевого сегмента по параметрам потребителей

 

 

Под сегментацией рынка в сфере банковских услуг принято понимать раз-деление на части (сегменты) по каким-либо признакам и с учетом определенных факторов, реализуемых или оказываемых банками основных и дополнитель-ных услуг, их потребителей, а также самих банков, производящих или предлага-ющих услуги. Четкая и обоснованная сегментация - основа взвешенной и целенаправленной деятельности банка. Напротив, поверхностная или случай-ная сегментация приводит на практике к нежелательным сбоям в работе, срыву намеченных мероприятий, недостаточному экономическому эффекту.

 

Главная цель сегментации - обеспечить адресность разрабатываемому и реализуемому товару, в данном случае банковской услуге. Сегментация рынка позволяет повысить эффективность средств и методов рекламы, ре-гулирование цен, применение форм и методов продажи.

 

Процесс сегментирования рынка начинается с выделения факторов сег- ментирования Выбор факторов будет зависеть от тех проблем, которые банк собирается решать. Положим в основу сегментации некото-рые из следующих признаков: состав групп потребителей, характер и со-держание услуг и конкурентоспособность банков. При этом необходимо учитывать, кто именно является потребителем банковских услуг. Можно выделить следующие целевые сегменты рынка исследуемых услуг: потре-бители - предприятия, потребители - организации, индивидуальные потре-бители - население. И это может быть первым шагом к сегментации рынка по составу потребителей.

 

Основные факторы сегментации рынка индивидуальных потребителей делятся на следующие: демографические, географические, психографические и поведенческие.

 

К демографическим факторам рыночного сегментирования, как прави-ло, относят пол, размер семьи, состав семьи, среднедушевой доход, сферу занятости, уровень образования и т. д. Географические факторы предпола-гают определение конкретного региона, размера района, типа местности (го-род, село), число жителей и т. п. Не всегда потребитель может быть обслу-жен в банке или воспользоваться банкоматом по месту жительства. Для Кабардино-Балкарской республики этот принцип имеет особую значимость в связи с тем, что, несмотря на то, что в большинстве сел и в деревнях дей-ствуют филиалы сберегательных касс, они не приспособлены для оказания многих банковских услуг в связи со слабой материально-технической базой.

 

Сегментирование по психографическому принципу позволяет определить, к какому социальному слою относятся потребители, каков их стиль жизни, особенности характера. Наконец, сегментирование на основе поведенчес-кого фактора предполагает выявление статуса потребителя, искомых им выгод, интенсивности потребления, степени приверженности данной услу-ге, стадии готовности потребителя к восприятию новых услуг, отношение к услугам или самому банку.

 

Выбор сегмента рынка по составу потребителей получается более обосно-ванным, когда он проводится с учетом одновременно нескольких факторов.

 

Для того чтобы просегментировать рынок по составу потребителей, вос-пользуемся данными Госкомстата по Кабардино-Балкарской республике. Итак, на начало 2006 г. в республике проживало 898,9 тыс. человек, из них 41,2% - сельское население. Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет состав-ляла 245500 человек, из них 114894 - мужчин. Следующая возрастная груп-па от 30 до 44 лет - 206000 человек, из которых 96408 человек - мужчины и, наконец, население в возрасте от 45 до 59 лет составило 137300 чело-век, среди которых на мужскую составляющую приходилось 64256 чело-век. Таким образом, подведя соответствующие итоги, получим результаты сегментирования в виде таблицы 1.

Информация о работе Исследование сегментов рынка